Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование компонентов организации деятельности школьного учителя технологии, направленных на развитие творческого потенциала учащихся

Работа №150189

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития творческого потенциала учащихся по предмету «Технология» 8
1.1. Понятие творческого потенциала личности 8
1.2. Особенности развития творческого потенциала 13
1.3. Структура творческого потенциала 19
Глава 2. Практические способы развития творческого потенциала учащихся в процессе изучения предмета «Технология» 21
2.1. Анализ возможностей и условий развития творческого
потенциала учащихся при реализации школьного образовательного курса «Технология» 21
2.2. Выявление перспективных линий, путей и методов
формирования творческого потенциала личности школьников в контексте образовательного курса «Технология» в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности 25
Заключение 35
Список литературы

Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи педагогической деятельности.
Социальный заказ общества ориентирует отечественный образовательный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Но сегодняшняя система образования испытывает острый дефицит в опыте творческой деятельности, и возникает необходимость в создании новых педагогических программ и методик, которые будут содержать компонент развития творческих способностей у школьников разного возраста.
Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Но самореализация в образовательном процессе всегда несет в себе противоречия между необходимостью передачи молодому поколению все возрастающего запаса социально-значимого знания и соответствием его индивидуальному потенциалу каждого учащегося; между массовостью обучения и индивидуальным стилем учения; между усвоением знаний и способов действий и готовностью к творчеству.
Разрешение этих противоречий как переход из сферы возможного в сферу действительного осуществляется в процессе межсубъектных отношений, в которых происходит становление творческого потенциала учащегося.
Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей его формирования. Трудности связанные с развитием творческого потенциала личности в рамках учебного процесса, обусловлены тем, что, несмотря на многочисленные исследования, посвященные различным сторонам творчества, в настоящее время творчество как понятие сохраняет в себе некую неопределенность. Это накладывает отпечаток на решение проблемы становления творческой личности в жизни вообще и в процессе образования в частности.
Активность и новизна - это только поверхностные и вторичные характеристики творчества. Они обязательно проявятся в процессе межсубъектных отношений, если человек будет способен к поиску своего места в мире через осмысление и переосмысление своего опыта, выходя за рамки общепринятых шаблонов и основываясь на доказательной реальной взаимосвязи вещей и отношений. Творческий потенциал как характеристика, присущая каждому человеку, может выступать в этом случае мерой творчества и рассматриваться как готовность к самосозиданию.
Проблема творчества традиционно поднимается в философии, психологии, педагогике. Исследование проблемы творчества в философии и психологии то велось с позиции бессознательного, интуитивного, «высшего деятеля». Это можно проследить в книгах Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева и др. Николай Александрович Бердяев в своей книге «О назначении человека» говорит о творческом призвании человека, данным богом. То сводилось только к сознательному, к активности личности, к получению нового результата. Можно найти в трудах таких авторах как К.А. Абульханова- Славская «Деятельность и психология личности», С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Богоявленской.
Советский и российский психолог, доктор психологических наук Яков Александрович Пономарев в своей книге «Психология творчества» собрал обширный экспериментальный материал, на основании которого сформулировал ряд психологических закономерностей творческой деятельности и закономерностей формирования благоприятствующих ей условий. Также проблема творчества поднимается в трудах современных ученых, каких как В.Г. Рындак «Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия», Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности», Л.В. Мещерякова, В.И. Андреева и других. Особую роль в развитии творческого потенциала отводят учителю.
Доктор наук, профессор В.В Кузнецов в своей работе «Введение в профессионально-педагогическую специальность» четко смог изложить требования, предъявляемые к личности педагога, а также приводит конкретные формы и методы освоения квалификации.
Анализ педагогической литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что при ясном понимании необходимости научной разработки понятия «творческий потенциал» осмысление сущности этого понятия в рамках педагогической науки осуществляется односторонне, без опоры на широкую трактовку творчества как процесса межсубъектных отношений. Вопросы же, связанные с развитием творческого потенциала учащихся в учебном процессе как меры творчества, трактуемого в широком смысле слова, изучались недостаточно. В научной литературе недостаточно исследована заявленная тема, а также способы ее разрешения. Появление новых технологий усиливает актуальность исследования, что позволяет эффективнее развивать творческий потенциал учащихся в учебном процессе.
Цель работы - актуализация для будущих педагогов-технологов системы общего образования, понимания важности проектирования современных образовательных программ (организации образовательных практик) с учётом необходимости развития творческого потенциала каждого учащегося.
Объект - организация педагогической деятельности в общеобразовательной школе.
Предмет - аспекты и компоненты организации деятельности школьного преподавателя технологии, направленные на формирование творческого потенциала учащихся.
Для достижения поставленной цели в соответствии с указанным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:
1. Изучение теоретических основ формирования и развития творческого потенциала человека в школьный возрастной период.
2. Анализ возможностей и условий развития творческого потенциала учащихся при реализации школьного образовательного курса «Технология».
3. Выявление перспективных линий, путей и методов формирования творческого потенциала личности школьников в контексте образовательного курса «Технология» в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
4. Определение содержательных, организационных, процессуальных и других психолого-педагогических компонентов, значимых для проектирования деятельности школьного учителя технологии, способных инициировать, обеспечивать и усиливать развитие творческого потенциала учащихся.
5. Описание (актуализация) некоторых смысловых, инструментальных и деятельностных аспектов, которые для реализации целей развития творческого потенциала учащихся важно учитывать педагогическим специалистам при проектировании образовательных практик по курсу «Технология».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была поставлена и исследовалась проблема, связанная с формированием и развития творческого потенциала учащихся общеобразовательных школ. Проблема развития творческого потенциала человека напрямую связана с представлениями о творчестве, его смысловых сущностях и основных характеристических составляющих. Поэтому начальной стадией исследовательской работы стал поиск и изучение научных, исследовательских, педагогических и других материалов, которые бы могли помочь сформировать достаточно определенное представление о сущности человеческого творчества, его характеристиках и факторах, влияющих на интерес человека к творчеству и его творческие способности. В контексте данной исследовательской работы не выделялась какая-то особая линия рассмотрения категории творчества как, например, техническое творчество, литературное и др. То есть творчество рассматривалось как некая обобщенная смысловая категория.
Следующим этапом исследований было выделение и рассмотрение в контексте творчества особого научного понятия творческого потенциала как некоторой интегральной способностной, продуктивно-деятельностной характеристики человека, отражающей его возможности и стремления к креативной деятельности, к различным видам творчества.
Важность рассмотрения темы развития творческого потенциала человека обусловлена задачами различных видов развития нашего общества. В контексте школьного образовательного курса «Технология»
приоритетными линиями в творческом потенциале человека обозначаются линии технического творчества, эстетического творчества, различных видов разработческо-проектной деятельности и другого.
В ходе анализа различных печатных и электронных источников информации были выявлены и определенным образом показаны в тексте выпускной работы представленные разными советскими и иностранными авторами смысловые и понятийные трактовки творчества и творческого потенциала. На основании этого анализа был сделан содержательный вывод и сформировано собственное научно-понятийное представление, что творческий потенциал человека представляется перспективным понимать как творческий процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью.
Итогом этого исследовательского этапа стало теоретическое оформление своей понятийной позиции в отношении основных элементов, которые имеет смысл и актуально рассматривать как базовые линии, совокупность которых образует представления о сущности и структуре творческого потенциала человека. Это представление не претендует на завершенность, его целевой смысл заключается в возможности выделения для педагогической деятельности некоторых значимых линий, которые должны обязательно присутствовать в педагогической деятельности, а, значит, и быть включенными в ее проектирование, для создания комплекса условий, способствующих развитию творческого потенциала учащихся. Эти позиции в деятельностном выражении обобщенно представлены ниже.
1. Развитие образного интеллекта
2. Развитие навыков коммуникации
3. Развитие абстрактного мышления
4. Формирование навыков работы с информацией
Важным аспектом, который присутствует в теме исследования и содержании задач исследования, но который не удалось в достаточной мере раскрыть является ракурс педагогической деятельности, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся. Частично вопросы, адресованные к деятельности педагогических специалистов по развитию творческого потенциала учащихся рассматривались, например, анализировались некоторые методы педагогической работы, способствующие раскрытию творческих, созидающих способностей и становлению и развитию творческого потенциала, в частности, такие как метод проектов, игровые методы, метод дискуссий. Немного была затронута тема интереса учащегося к какому-то виду деятельности как значимого фактора инициации творческой деятельности и фактора развития личного творческого потенциала учащегося.
Была проведена исследовательская работа по целевому сравнению креативно-творческих педагогических потенциалов разных предметных линий (образовательных курсов), имеющихся в настоящее время в программе общеобразовательной школы. В частности, на основе сопоставления программ математического школьного содержания и программ школьного курса «Технологии» удалось показать фактическое отсутствие в школьной дидактике математики деятельностных зазоров, где бы могла возникнуть потребность и, соответственно, прямая возможность развития творческой самостоятельности и креативной инициативы учащихся, то есть характеристик, во многом и определяющих и составляющих творческий потенциал человека.
На основании такого сопоставления был сделан вывод об особых преимуществах и перспективах предметной области «Технология» в школьной образовательной программе для инициации и поддержки развития творческих потенциалов учащихся.
В ходы проделанной работы было раскрыто понятие творчества и творческого потенциала личности и выявлены особенности его развития, определена его структура.
В ходе проведенного исследования обзорно, кратко был затронут ракурс внешкольной и внеурочной образовательной деятельности. Результатом исследовательского обращения к элементам дополнительного образования стала фиксация принципиальной понятийной позиции, говорящей о недостаточности основных школьно-образовательных возможностей и предложений учащимся для полноценного и разнопланового развития их личностных, творческих потенциалов. В связи с чем была проявлена и актуализована важная роль в развитии творческого потенциала человека различных линий дополнительного, неформального образования.
Полученные и представленные в исследовании концептуально - понятийные, смысловые результаты и выводы, а также сформулированные некоторые содержательно-деятельностные позиции могут быть полезны педагогам-практикам и студентам педагогического вуза, обучающимся по образовательному направлению «Технология», если они будут ставить перед собой чрезвычайно значимые для общества задачи развития творческого потенциала школьников. И если в школьный период у человека будет развиваться его творческий потенциал, то вероятность того, что, став взрослым, он будет способен к инновационной, научной, технической и другим видам творческой деятельности, будет достаточно высокой.



1. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1994. —104 с.
2. Сухомлинский В.А. Отдаю свое сердце детям.- Киев.: Радянська школа, 1973. - 145 с.
3. Бабель И. Одесские рассказы. - М., "Правда", 1990
4. Яцкова О.Ю. Проблема развития творческих способностей детей в педагогике XX века— СПб.: Реноме, 2012.
5. Бердяев Н.А. О назначении человека. - Москва, Хранитель, 2006
6. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - Москва: Наука, 1980
7. Рындак В.Г. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. Монография. Научная школа / Под общ. ред. - Екатеринбург: Ур. отделение РАО, 2002. -394 с.
8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
9. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. 2-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 182 с.
10. Каган М.С. Человеческая деятельность. -М., 1974.
11. Маслоу А. Г. Самоактуализация личности и образование / А. Г. Маслоу. - К. : Пед. думка, 1994. - 49 с.
12. Симоненко, А. Т Технология трудового
обучения//А. Т. Симоненко. М. Брянск,1996-181с.
13. Выготский, Л. В. Педагогическая психология//Под ред.
В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с
14. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 2009 г.
15. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003.
16. Методы проектов на уроках технологии в школе. М, 2011 г.
17. Волхов И.П. Учим творчеству. // Педагогический поиск. - М.:
«Педагогика», 1987. - 140
18. Левин В.И. Воспитание творчества - Томск: Пеленг, 1993.
19. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии. - М.:
«Астрель», 2005.
20. Рындак В.Г. Москвинина А.В. Личность, творчество, развитие. - М.,2001
21. Сманцер А.П. Новые технологии в системе непрерывного образования как средство развития творческой личности // Новые технологии в системе непрерывного образования. - Минск, 1995.
22. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. - Челябинск, 1998
23. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996
24. Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого выражения учащихся и учителей // Вопросы психологии. - 1989. - №2.
25. И. Ф. Харламов. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с
26. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения - 2004. - №4. - 47 с
27. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.
28. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003. - 324 с.
29. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.-Вологда, 1988. - 223 с.
30. Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика // Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - №2. - 204 с
31. Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ