Профилактика употребления психоактивных веществ младшими школьниками на занятиях кружка «Страна здоровья»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ОРГАНИЗМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие «психоактивные вещества» и факторы риска возникновения их
употребления 6
1.1.1. Классификация психоактивных веществ 7
1.1.2. Факторы риска употребления психоактивных веществ 12
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников 13
1.2.1 Возрастные особенности употребления ПАВ в младшем школьном возрасте 18
1.3 Способы профилактики риска возможного употребления психоактивных
веществ младшими школьниками 20
1.3.1 Учебные предметы 25
1.3.2. Внеурочная деятельность 25
1.3.3. Внеклассная деятельность 32
Выводы по главе 1 34
Глава 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Разработка комплекса специальных кружковых занятий «Страна
здоровья» для младших школьников 48
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Приложения 69
Глава I. ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА
ОРГАНИЗМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Понятие «психоактивные вещества» и факторы риска возникновения их
употребления 6
1.1.1. Классификация психоактивных веществ 7
1.1.2. Факторы риска употребления психоактивных веществ 12
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников 13
1.2.1 Возрастные особенности употребления ПАВ в младшем школьном возрасте 18
1.3 Способы профилактики риска возможного употребления психоактивных
веществ младшими школьниками 20
1.3.1 Учебные предметы 25
1.3.2. Внеурочная деятельность 25
1.3.3. Внеклассная деятельность 32
Выводы по главе 1 34
Глава 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3. Разработка комплекса специальных кружковых занятий «Страна
здоровья» для младших школьников 48
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
Приложения 69
В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско- подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек (Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гирни, А.М. Басов и др.)
Анализ наркогенной ситуации в детской популяции как по стране, так и на муниципальном уровне дает основание рассматривать ее как важную проблему, для решения которой назрела острая необходимость активных действий в организации профилактики употребления ПАВ.
Понять сущность ПАВ позволяют исследования А.А. Ухтомского (учение о доминантном центре), Д.В. Колесова (учение о потребностном центре и влиянии наркогенных веществ на эмоциональную, нравственную, волевую сферы человека), Э.А. Битенского и В.С. Бабаян (биологический механизм формирования наркозависимости).
В многочисленных исследованиях в области профилактики употребления ПАВ описан ряд превентивных моделей с позиций определенных наук - педагогики, социологии, медицины, права (Е.В. Аверина, М.М. Безруких, И.Н. Гурвич, Г.В. Латышев, Л.Д. Мирошниченко, Г.П. Скрипкина, З.А. Слобода, И.И. Хажилина, Е.А. Чернов и др.).
Цель исследования - изучение актуального состояния потенциальной готовности младших школьников к возможному употреблению ПАВ и разработка комплекса специальных кружковых занятий по ее профилактике.
Гипотеза исследования: уровень потенциальной готовности младших школьников к употреблению психоактивных веществ определяется информированностью о ПАВ и последствиях их употребления, пониманием школьниками негативного влияния ПАВ на жизненно важные качества человека и наличием у респондентов возможной силы противодействия в наиболее типичных ситуациях приобщения младших школьников к употреблению ПАВ.
Объект исследования - процесс профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками на занятиях кружка «Страна здоровья».
Предмет исследования - актуальное состояние потенциальной готовности младших школьников к возможному употреблению психоактивных веществ.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятие «психоактивные вещества», факторы готовности к возможному употреблению их младшими школьниками; психофизиологические особенности младших школьников и влияние ПАВ на них, способы профилактики возможного употребления психоактивных веществ младшими школьниками.
2. Провести первичную диагностику потенциальной готовности младших школьников к употреблению ПАВ.
5. Разработать комплекс занятий кружка «Страна здоровья» для младших школьников для профилактики этой вредной привычки.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (констатирующий эксперимент).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Анализ наркогенной ситуации в детской популяции как по стране, так и на муниципальном уровне дает основание рассматривать ее как важную проблему, для решения которой назрела острая необходимость активных действий в организации профилактики употребления ПАВ.
Понять сущность ПАВ позволяют исследования А.А. Ухтомского (учение о доминантном центре), Д.В. Колесова (учение о потребностном центре и влиянии наркогенных веществ на эмоциональную, нравственную, волевую сферы человека), Э.А. Битенского и В.С. Бабаян (биологический механизм формирования наркозависимости).
В многочисленных исследованиях в области профилактики употребления ПАВ описан ряд превентивных моделей с позиций определенных наук - педагогики, социологии, медицины, права (Е.В. Аверина, М.М. Безруких, И.Н. Гурвич, Г.В. Латышев, Л.Д. Мирошниченко, Г.П. Скрипкина, З.А. Слобода, И.И. Хажилина, Е.А. Чернов и др.).
Цель исследования - изучение актуального состояния потенциальной готовности младших школьников к возможному употреблению ПАВ и разработка комплекса специальных кружковых занятий по ее профилактике.
Гипотеза исследования: уровень потенциальной готовности младших школьников к употреблению психоактивных веществ определяется информированностью о ПАВ и последствиях их употребления, пониманием школьниками негативного влияния ПАВ на жизненно важные качества человека и наличием у респондентов возможной силы противодействия в наиболее типичных ситуациях приобщения младших школьников к употреблению ПАВ.
Объект исследования - процесс профилактики употребления психоактивных веществ младшими школьниками на занятиях кружка «Страна здоровья».
Предмет исследования - актуальное состояние потенциальной готовности младших школьников к возможному употреблению психоактивных веществ.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятие «психоактивные вещества», факторы готовности к возможному употреблению их младшими школьниками; психофизиологические особенности младших школьников и влияние ПАВ на них, способы профилактики возможного употребления психоактивных веществ младшими школьниками.
2. Провести первичную диагностику потенциальной готовности младших школьников к употреблению ПАВ.
5. Разработать комплекс занятий кружка «Страна здоровья» для младших школьников для профилактики этой вредной привычки.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (констатирующий эксперимент).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлась разработка комплекса занятий «Профилактика вредных привычек», предназначенного для минимизации риска употребления младшими школьниками психоактивных веществ.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что под психоактивным веществом (ПАВ) понимают любое вещество (природное или синтетическое), способное при однократном приёме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение, восприятие окружающего, поведение, либо давать другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приёме вызывать психическую и физическую зависимость. Выделяют три группы психоактивных веществ: алкоголь, наркотики и токсические вещества.
Теоретический анализ позволил установить, что в младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на общение с людьми, а значит, этот возраст наиболее благоприятен для начала профилактической работы по предупреждению злоупотребления ПАВ.
Ведущим содержанием первичной профилактики является педагогическая профилактика - комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса несовершеннолетних и молодежи, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через расширение социальных компетенций, формирование личностных свойств и качеств несовершеннолетних, повышающих их устойчивость к негативным психосоциальным воздействиям. Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся: интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися).
Констатирующий эксперимент, предназначение которого состояло в оценке актуального отношения младших школьников к употреблению психоактивных веществ, показал, что повышенный интерес младших школьников к теме наркопотребления представлен у 27,8% младших школьников, не осознают опасность употребления наркотиков и других ПАВ 5,6% младших школьников, микросоциальное наркогенное окружение младших школьников представлено у 38,9% детей.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения профилактических мероприятий по минимизации риска приобщения младших школьников к употреблению психоактивных веществ.
Нами был предложен комплекс профилактических занятий под названием «Страна здоровья». Содержание комплекса предполагает не только ознакомление младших школьников с негативным влиянием психоактивных веществ на организм человека в целом и на детский организм, в частности, но и формирование установки на активные занятия спортом, на отказ от любых проб психоактивных веществ, на формирование и развитие практических навыков уверенного безопасного поведения в социуме. Предлагаемый комплекс занятий предусматривает постоянное вовлечение младших школьников в активные виды деятельности (в том числе - проектную деятельность), что согласуется с ключевыми положениями теории деятельности, лежащей в основе всей системы образования и воспитания в современной школе.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что под психоактивным веществом (ПАВ) понимают любое вещество (природное или синтетическое), способное при однократном приёме изменять настроение, физическое состояние, самоощущение, восприятие окружающего, поведение, либо давать другие, желательные с точки зрения потребителя, психофизические эффекты, а при систематическом приёме вызывать психическую и физическую зависимость. Выделяют три группы психоактивных веществ: алкоголь, наркотики и токсические вещества.
Теоретический анализ позволил установить, что в младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на общение с людьми, а значит, этот возраст наиболее благоприятен для начала профилактической работы по предупреждению злоупотребления ПАВ.
Ведущим содержанием первичной профилактики является педагогическая профилактика - комплексная и системная организация учебно-воспитательного процесса несовершеннолетних и молодежи, обеспечивающая снижение употребления ПАВ через расширение социальных компетенций, формирование личностных свойств и качеств несовершеннолетних, повышающих их устойчивость к негативным психосоциальным воздействиям. Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся: интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися).
Констатирующий эксперимент, предназначение которого состояло в оценке актуального отношения младших школьников к употреблению психоактивных веществ, показал, что повышенный интерес младших школьников к теме наркопотребления представлен у 27,8% младших школьников, не осознают опасность употребления наркотиков и других ПАВ 5,6% младших школьников, микросоциальное наркогенное окружение младших школьников представлено у 38,9% детей.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения профилактических мероприятий по минимизации риска приобщения младших школьников к употреблению психоактивных веществ.
Нами был предложен комплекс профилактических занятий под названием «Страна здоровья». Содержание комплекса предполагает не только ознакомление младших школьников с негативным влиянием психоактивных веществ на организм человека в целом и на детский организм, в частности, но и формирование установки на активные занятия спортом, на отказ от любых проб психоактивных веществ, на формирование и развитие практических навыков уверенного безопасного поведения в социуме. Предлагаемый комплекс занятий предусматривает постоянное вовлечение младших школьников в активные виды деятельности (в том числе - проектную деятельность), что согласуется с ключевыми положениями теории деятельности, лежащей в основе всей системы образования и воспитания в современной школе.



