ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Психолого-правовой подход к изучению личностных особенностей
несовершеннолетних правонарушителей 8
1.2. Возрастные и психофизические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 14
1.3. Современное состояние изучения личностных особенностей
несовершеннолетних правонарушителей 22
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования 52
Выводы по второй главе 75
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 77
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента...77
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 84
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 94
Выводы по третьей главе 101
Заключение 104
Список использованной литературы 108
Приложения
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Психолого-правовой подход к изучению личностных особенностей
несовершеннолетних правонарушителей 8
1.2. Возрастные и психофизические особенности несовершеннолетних
правонарушителей 14
1.3. Современное состояние изучения личностных особенностей
несовершеннолетних правонарушителей 22
Выводы по первой главе 36
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений 38
2.1. Организация, методы и методики исследования 38
2.2. Анализ результатов исследования 52
Выводы по второй главе 75
Глава III. Формирующий эксперимент и его анализ 77
3.1. Теоретико-методологические основы формирующего эксперимента...77
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 84
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 94
Выводы по третьей главе 101
Заключение 104
Список использованной литературы 108
Приложения
Актуальность исследования
Личность несовершеннолетних правонарушителей имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.
Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1946, 1959), Б.Г. Ананьева (1980), В.Н. Мясищева (1995), О.К. Тихомирова (1983), Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы этими учеными, продолжают исследоваться.
Проблемы воспитания несовершеннолетних в современной психолого-педагогической литературе представлены в понятиях: «трудные», «трудновоспитуемые» (Алемаскин М.А., Невский И.А., Фельдштейн Д.И.), «педагогически запущенные» (Коваль Н.А., Панченко А.В., Сироткин Л.Ю.), «подростки с отклоняющимся поведением» (Алмазов М.А., Шульга А.С., Захаров А.И.).
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки критериев социально-психологической оценки личности несовершеннолетних правонарушителей. Успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности, поскольку именно она является носителем причин совершения преступлений, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение преступлений. Изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего правонарушителя.
Личностными особенностями несовершеннолетних правонарушителей являются их раннее взросление, формирование устойчивых негативных взглядов и установок. Для современного подросткового корыстно-насильственного поведения характерны организованность, дерзость, цинизм, жестокость, повышенная опасность для жизни и здоровья окружающих. Эти особенности наиболее ярко проявляют себя в различных видах преступлений, совершаемых несовершеннолетними, что вызывает необходимость разработки проблем изучения преступности несовершеннолетних в связи с их личностными особенностями.
Проблема исследования. Изучение и коррекция личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей является необходимым условием последующей успешной реабилитации данного контингента лиц в общество.
Объект исследования. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, имеющими нарушения в личностном развитии, будет повышена при условии использования коррекционной программы, направленной на целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психокоррекционной программы, направленной на изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической, социально-психологической и юридической литературы по проблеме исследования определить нравственно-психологические факторы личности несовершеннолетних правонарушителей, их влияние на формирование преступного поведения.
2. Изучить возможности социально-психологической адаптивности и моральной нормативности поведения несовершеннолетних правонарушителей.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психокоррекционной программы по изменению социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Ф.Г. Аминев, В.И. Гладких, А.И. Долгова, М.И.Еникеев, И.А. Макаренко, Ю.Р. Орлова, А.И. Панкратов, В.Ф. Пирожков, В.А. Пятунин, Х.У. Рустамов, Ю.В. Чуфаровский.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Для выполнения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и юридической литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического и эмпирического материалов.
2. Эмпирические методы, включающие наблюдение, опрос, тестирование, статистический анализ, констатирующий и формирующий эксперимент, сравнение, обобщение, систематизацию полученной информации.
В психологическое исследование были включены следующие психодиагностические методики: личностный опросник Ганса Айзенка (1963), в адаптации А.Г. Шмелёва (1985); измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (1970), в модификации А.М. Прихожан (1985); "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, 1973); методика А.Н. Орел определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), (2002).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления о проблемах формирования личностных деформаций несовершеннолетних правонарушителей, изучить методологические подходы и принципы изучения проблемы для выработки рекомендаций по профилактике и воспитательных воздействий на несовершеннолетних правонарушителей.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений, могут быть использованы в практике работы психолога, преподавателей, инспекторов по делам несовершеннолетних, сотрудников центров временного содержания несовершеннолетних, сотрудников пенитенциарных учреждений. Результаты исследования по данной теме могут пригодиться и родителям, чьи дети могут потенциально пополнить базу исследования.
Организация исследования. Базой исследования явились Федеральное казенное учреждение «Канская воспитательная колония» и средние образовательные школы (СОШ) г. Канска. В исследовании участвовало 30 человек в возрасте 14-18 лет: в экспериментальной группе - 15 воспитанников ФКУ «Канская воспитательная колония», совершивших уголовные правонарушения; в контрольной группе - 15 учащихся 8-11 классов с нормативным поведением МБОУ СОШ № 3 г.Канска.
Исследование проводилось с 2015 - 2017 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (октябрь 2015 - март 2016) - анализ психолого-педагогической, социально-психологической, юридической литературы по проблеме исследования; определение актуальности проблемы исследования;
Второй этап (апрель 2016 - июнь 2016) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение теоретических основ, целей и задач исследования; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов;
Третий этап (июль 2016 - декабрь 2016) - подбор диагностических методик для проведения эксперимента. Выявление личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (январь 2017 - май 2017) - разработка и реализация психологической программы по коррекции личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
Пятый этап (июнь 2017 - ноябрь 2017) - обработка результатов формирующего эксперимента, оценка личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Формулирование выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 77 источников; включает 19 таблиц, 15 гистограмм.
Личность несовершеннолетних правонарушителей имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления.
Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1946, 1959), Б.Г. Ананьева (1980), В.Н. Мясищева (1995), О.К. Тихомирова (1983), Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Гипотезы, которые были сформулированы этими учеными, продолжают исследоваться.
Проблемы воспитания несовершеннолетних в современной психолого-педагогической литературе представлены в понятиях: «трудные», «трудновоспитуемые» (Алемаскин М.А., Невский И.А., Фельдштейн Д.И.), «педагогически запущенные» (Коваль Н.А., Панченко А.В., Сироткин Л.Ю.), «подростки с отклоняющимся поведением» (Алмазов М.А., Шульга А.С., Захаров А.И.).
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки критериев социально-психологической оценки личности несовершеннолетних правонарушителей. Успешное предупреждение отдельных преступлений возможно лишь в том случае, если внимание будет сконцентрировано на личности, поскольку именно она является носителем причин совершения преступлений, основным и важным звеном всего механизма преступного поведения.
Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение преступлений. Изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего правонарушителя.
Личностными особенностями несовершеннолетних правонарушителей являются их раннее взросление, формирование устойчивых негативных взглядов и установок. Для современного подросткового корыстно-насильственного поведения характерны организованность, дерзость, цинизм, жестокость, повышенная опасность для жизни и здоровья окружающих. Эти особенности наиболее ярко проявляют себя в различных видах преступлений, совершаемых несовершеннолетними, что вызывает необходимость разработки проблем изучения преступности несовершеннолетних в связи с их личностными особенностями.
Проблема исследования. Изучение и коррекция личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей является необходимым условием последующей успешной реабилитации данного контингента лиц в общество.
Объект исследования. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей.
Предмет исследования. Психологическая программа коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, имеющими нарушения в личностном развитии, будет повышена при условии использования коррекционной программы, направленной на целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность психокоррекционной программы, направленной на изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей.
В соответствии с целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической, социально-психологической и юридической литературы по проблеме исследования определить нравственно-психологические факторы личности несовершеннолетних правонарушителей, их влияние на формирование преступного поведения.
2. Изучить возможности социально-психологической адаптивности и моральной нормативности поведения несовершеннолетних правонарушителей.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психокоррекционной программы по изменению социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Ф.Г. Аминев, В.И. Гладких, А.И. Долгова, М.И.Еникеев, И.А. Макаренко, Ю.Р. Орлова, А.И. Панкратов, В.Ф. Пирожков, В.А. Пятунин, Х.У. Рустамов, Ю.В. Чуфаровский.
Методы исследования были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Для выполнения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и юридической литературы по проблеме исследования, обобщение теоретического и эмпирического материалов.
2. Эмпирические методы, включающие наблюдение, опрос, тестирование, статистический анализ, констатирующий и формирующий эксперимент, сравнение, обобщение, систематизацию полученной информации.
В психологическое исследование были включены следующие психодиагностические методики: личностный опросник Ганса Айзенка (1963), в адаптации А.Г. Шмелёва (1985); измерение самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (1970), в модификации А.М. Прихожан (1985); "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, 1973); методика А.Н. Орел определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), (2002).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления о проблемах формирования личностных деформаций несовершеннолетних правонарушителей, изучить методологические подходы и принципы изучения проблемы для выработки рекомендаций по профилактике и воспитательных воздействий на несовершеннолетних правонарушителей.
Практическая значимость исследования. Представленные в выпускной квалификационной работе материалы, раскрывающие личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений, могут быть использованы в практике работы психолога, преподавателей, инспекторов по делам несовершеннолетних, сотрудников центров временного содержания несовершеннолетних, сотрудников пенитенциарных учреждений. Результаты исследования по данной теме могут пригодиться и родителям, чьи дети могут потенциально пополнить базу исследования.
Организация исследования. Базой исследования явились Федеральное казенное учреждение «Канская воспитательная колония» и средние образовательные школы (СОШ) г. Канска. В исследовании участвовало 30 человек в возрасте 14-18 лет: в экспериментальной группе - 15 воспитанников ФКУ «Канская воспитательная колония», совершивших уголовные правонарушения; в контрольной группе - 15 учащихся 8-11 классов с нормативным поведением МБОУ СОШ № 3 г.Канска.
Исследование проводилось с 2015 - 2017 г. и осуществлялось в пять этапов:
Первый этап (октябрь 2015 - март 2016) - анализ психолого-педагогической, социально-психологической, юридической литературы по проблеме исследования; определение актуальности проблемы исследования;
Второй этап (апрель 2016 - июнь 2016) - формулирование проблемы и гипотезы исследования, определение теоретических основ, целей и задач исследования; уточнение объекта и предмета исследования; разработка экспериментальных планов;
Третий этап (июль 2016 - декабрь 2016) - подбор диагностических методик для проведения эксперимента. Выявление личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Четвертый этап (январь 2017 - май 2017) - разработка и реализация психологической программы по коррекции личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей.
Пятый этап (июнь 2017 - ноябрь 2017) - обработка результатов формирующего эксперимента, оценка личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей. Формулирование выводов и заключения.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 77 источников; включает 19 таблиц, 15 гистограмм.
Данная работа посвящена изучению личности несовершеннолетнего правонарушителя: выявлению и коррекции особенностей механизма его преступного поведения, выявлению специфических причин, порождающих противоправное поведение и совершение в этом возрасте преступлений.
Личность несовершеннолетних правонарушителей имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, имеющими нарушения в личностном развитии, будет повышена при условии использования коррекционной программы, направленной на целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Методика Г. Айзенка (1963), в адаптации А.Г. Шмелёва (1985);
2. Методика Дембо-Рубинштейна (1970), в модификации А.М. Прихожан (1985);
3. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, 1973);
4. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), А.Н. Орел (2002).
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были заложены следующие критерии:
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены критерии судимости подростков и юношей 14-18 лет по категориям преступлений: осужденные по тяжким преступлениям; по преступлениям средней степени тяжести; по преступлениям небольшой степени тяжести.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя с различными типами преступлений.
Несовершеннолетние правонарушители имеют следующие психологические особенности: трудности личностного становления в сфере самосознания (нереалистичные представления о себе во временном континууме, неразвитость качественных компонентов самооценки, рефлективности), изменения в эмоционально-волевой сфере (повышенный уровень агрессивности, тревожности, проявление аффекта неадекватности и др.). У большинства отмечаются трудности в понимании и дифференцировании собственных эмоций, а также эмоций других людей. Несовершеннолетние испытывают трудности в межличностных взаимодействиях, выражающиеся в физической и вербальной агрессии.
Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних правонарушителей обусловлено взаимодействием и влиянием нескольких факторов: биологическим, социальным и психологическим и требует междисциплинарного подхода к решению данной проблемы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на изучение психических явлений в процессе обучения путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются важные качества несовершеннолетнего.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
- Развитие установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека;
- Повышение аналитических способностей несовершеннолетних правонарушителей, умения слушать, выражать свои мысли;
- Осознание несовершеннолетними правонарушителями своего асоциального поведения (вследствие этого происходит и изменение системы ценностей);
- Коррекция и развитие системы отношений личности;
- Коррекция мировоззрения, правосознания;
- Коррекция чувств, эмоциональных переживаний;
- Изменение отношения к возникающим потребностям, криминальным мотивам;
-Коррекция криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, показали результаты психодиагностического обследования в динамике. Так, например, несовершеннолетние правонарушители стали более позитивно позиционировать себя в обществе, проявлять социальную активность, участвовать в коллективных обсуждениях и научились сдерживать сиюминутные желания и контролировать свое поведение.
Анализ результатов, полученных по методике Дембо-Рубинштейна (1970), в модификации А.М. Прихожан (1985), показал увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей со средним уровнем самооценки с 23% до 33%, с высоким уровнем самооценки - с 24% до 34%, что свидетельствует о положительной динамике после проведенной коррекционной работы.
4. Результаты, полученные по методике "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, 1973) свидетельствуют о том, что наметилась определенная тенденция в изменении приоритетных систем ценностей, о чем свидетельствует увеличение показателей на 5-10%.
5. Анализ результатов, полученных по методике А.Н. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (2002), указывает на снижение открытого агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей на 7,6%.
Таким образом, результаты коррекционной работы, направленной на развитие личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений, свидетельствуют о том, что несовершеннолетние, участвовавшие в формирующем эксперименте, стали меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдать правила поведения и контролировать свои эмоциональные реакции.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования психокоррекционной программы.
Личность несовершеннолетних правонарушителей имеет характерные особенности, изучение которых дает возможность выбрать наиболее целесообразные меры для исправления, индивидуальной воспитательной работы и эффективной профилактики, а также для своевременной коррекции личности подростков, характеризуемых асоциальным поведением, но еще не вставших на путь преступления
В процессе исследования мы гипотетически предположили, что эффективность коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, имеющими нарушения в личностном развитии, будет повышена при условии использования коррекционной программы, направленной на целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление особенностей личности несовершеннолетнего правонарушителя, в процессе которого были использованы следующие методики:
1. Методика Г. Айзенка (1963), в адаптации А.Г. Шмелёва (1985);
2. Методика Дембо-Рубинштейна (1970), в модификации А.М. Прихожан (1985);
3. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, 1973);
4. Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), А.Н. Орел (2002).
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были заложены следующие критерии:
В основу комплектования репрезентативной выборки испытуемых нами были определены критерии судимости подростков и юношей 14-18 лет по категориям преступлений: осужденные по тяжким преступлениям; по преступлениям средней степени тяжести; по преступлениям небольшой степени тяжести.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя с различными типами преступлений.
Несовершеннолетние правонарушители имеют следующие психологические особенности: трудности личностного становления в сфере самосознания (нереалистичные представления о себе во временном континууме, неразвитость качественных компонентов самооценки, рефлективности), изменения в эмоционально-волевой сфере (повышенный уровень агрессивности, тревожности, проявление аффекта неадекватности и др.). У большинства отмечаются трудности в понимании и дифференцировании собственных эмоций, а также эмоций других людей. Несовершеннолетние испытывают трудности в межличностных взаимодействиях, выражающиеся в физической и вербальной агрессии.
Девиантное и делинквентное поведение несовершеннолетних правонарушителей обусловлено взаимодействием и влиянием нескольких факторов: биологическим, социальным и психологическим и требует междисциплинарного подхода к решению данной проблемы.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на изучение психических явлений в процессе обучения путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются важные качества несовершеннолетнего.
В процессе формирующего эксперимента мы обозначили следующие направления психокоррекционной работы:
- Развитие установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека;
- Повышение аналитических способностей несовершеннолетних правонарушителей, умения слушать, выражать свои мысли;
- Осознание несовершеннолетними правонарушителями своего асоциального поведения (вследствие этого происходит и изменение системы ценностей);
- Коррекция и развитие системы отношений личности;
- Коррекция мировоззрения, правосознания;
- Коррекция чувств, эмоциональных переживаний;
- Изменение отношения к возникающим потребностям, криминальным мотивам;
-Коррекция криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Эффективность внедрения и реализации психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей, показали результаты психодиагностического обследования в динамике. Так, например, несовершеннолетние правонарушители стали более позитивно позиционировать себя в обществе, проявлять социальную активность, участвовать в коллективных обсуждениях и научились сдерживать сиюминутные желания и контролировать свое поведение.
Анализ результатов, полученных по методике Дембо-Рубинштейна (1970), в модификации А.М. Прихожан (1985), показал увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей со средним уровнем самооценки с 23% до 33%, с высоким уровнем самооценки - с 24% до 34%, что свидетельствует о положительной динамике после проведенной коррекционной работы.
4. Результаты, полученные по методике "Определение сформированности ценностных ориентаций" Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича, 1973) свидетельствуют о том, что наметилась определенная тенденция в изменении приоритетных систем ценностей, о чем свидетельствует увеличение показателей на 5-10%.
5. Анализ результатов, полученных по методике А.Н. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (2002), указывает на снижение открытого агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей на 7,6%.
Таким образом, результаты коррекционной работы, направленной на развитие личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей с различными типами преступлений, свидетельствуют о том, что несовершеннолетние, участвовавшие в формирующем эксперименте, стали меньше конфликтовать со сверстниками, соблюдать правила поведения и контролировать свои эмоциональные реакции.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций личности несовершеннолетних правонарушителей будет протекать успешнее, если организация коррекционной работы будет строиться на основе использования психокоррекционной программы.
Подобные работы
- Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно-насильственных преступлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формы и методы работы с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Реабилитационно-профилактическая работа
с несовершеннолетними правонарушителями
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Программа психологической коррекции личностной сферы у трудных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Криминологическая характеристика детской преступности (на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за
совершение корыстно-насильственных преступлений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТА ИХ
ПРАВ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАЦИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



