Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КНР 8
1.1. Этапы развития цифровых инструментов во внешней политике КНР 8
1.2. Роль цифровых инструментов в укреплении международного влияния 17
1.3. Особенности использования цифровых инструментов в дипломатии 28
2. ЦИФРОВЫЕ ПРОЕКТЫ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КНР 36
2.2. Управление ИИ в Китае 36
2.2. Использование социальных сетей и медиаплатформ 49
2.3. Цифровые проекты в рамках международных отношений 66
3. ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОЗИЦИИ КНР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 77
3.1. Укрепление позиции КНР на мировой арене 77
3.2. Вызовы и возможности цифровых проектов 91
3.3. Роль цифровых технологий в формировании образа страны 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 116
Приложение 1. 133
Приложение 2. 135
Приложение 3. 136
Актуальность исследования. В условиях быстрого развития цифровых технологий важно понимать, как крупные государства, такие как Китай, используют их для укрепления международного влияния. В рамках исследования рассматриваются аспекты цифровой дипломатии, роль национальных технологических гигантов, использование социальных сетей для международного взаимодействия, а также ключевые проекты, такие как цифровой Шелковый путь, и их влияние на глобальную политическую и экономическую динамику.
Обзор литературы. В российской академической среде наибольший вклад в изучение цифровой дипломатии КНР вложила Цветкова Н.А., которая в своей работе «Публичная дипломатия государств: традиционные и цифровые методы» дает комплексную оценку развития цифровой дипломатии КНР, в работе также исследуется основная идея китайской дипломатии. В исследовании рассматривается смена мягкой цифровой силы Китая на наступательную дипломатию. Помимо нее, разработкой тематики также занимался Дегтерев Д. А., «Подходы США и КНР к глобальному управлению киберпространством: «новая биполярность» в «сетевом обществе»», который анализируют противостояние США и КНР в цифровой сфере как противопоставление децентрализованных и централизованных моделей управления.
Ряд работ на английском и китайских языках, помимо развития цифровой дипломатии, уделяли вопросу регулирования ИИ в КНР значительно больше внимания. Например, МэттШиэнизмеждународногофондаКарнеги – всвоейработе «How Food Delivery Workers Shaped Chinese Algorithm Regulations» , ТомпсонБ. «Exploratory and Confirmatory Factor Analysis: Understanding Concepts and Applications» , КинМ. «Digital China: From Cultural Presence to Innovative Nation» . Последний автор анализировал как посредством газет и телевидения КНР реализовывал свою мягкую силу. В последней работе, несмотря на то, что в данных исследованиях подробно рассказывается об активности СМИ КНР, среди кейсов не было ни одного, где бы анализировались официальные аккаунты представительств в различных социальных сетях, в работах также не рассматривался концепт цифровой дипломатии. Эри М.С. в своей работе «The Beijing Effect: «Digital Silk Road» As Transnational Data Governance», интересно исследует динамику развития Китаем цифровых проектов и их продвижение, и влияние на мировую арену, а именно на Европейский Союз.
Китайские авторы, публиковали ряд работ на данную тему, в особенности исследователи из университета Цинхуа, в числе которых: Го И. «Цифровая публичная дипломатия: практические дилеммы, недостатки теории и этические риски» (2021) , Пэн С. «Культурная близость и эмпатия СМИ: изучение цифровой публичной дипломатии в условиях пандемии коронавируса» (2020). На китайском языке также исследовались официальные документы, заявления первых лиц КНР, порталы министерств и ведомств, конференций.
Объект данного исследования – Цифровые проекты во внешней политике КНР.
Предмет данного исследования – анализ роли и влияния цифровых проектов во внешней политике КНР.
Цель данной работы: определить инструменты, инициативы и дискурс, характерный для официальных представительств КНР, а также их влияние на международные отношения.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Проанализировать историю развития цифровых инструментов во внешней поли-тике КНР;
2) Выявить роль и особенности цифровых инструментов в укреплении междуна-родного влияния;
3) Изучить специфику регулирования ИИ в Китае;
4) Исследовать социальные сети и медиаплатформы Китая, их основную повестку, распространенность, востребованность;
5) Определить цифровые инициативы в рамках международных отношений;
6) Определить роль цифровых проектов в формировании образа страны.
Методы, которые использовались при написании работы – документальный анализ, анализ статистических данных, сравнительный анализ и анализ социальных медиа. Комбинирование этих методов позволяет получить комплексное понимание развития цифровых проектов во внешней политике КНР и их влияние на международные отношения.
В исследовании представлен целостный подход к анализу цифровых проектов в контексте внешней политики Китая. Это исследование обладает научной новизной, так как стремится предоставить более детальный и широкий обзор, а также изучить, как Китай реализует цифровую дипломатию и распространяет свою повестку через социальные сети и национальные технологические гиганты. Особое внимание уделено роли одного из ключевых проектов во внешней политике Китая — цифрового Шелкового пути. Этот проект важен, поскольку Китай намерен стать мировым лидером в области искусственного интеллекта к 2030 году. Цифровая дипломатия и цифровой Шелковый путь составляют основу цифровых проектов Китая, через которые он продвигает свои национальные идеи, ценности и влияние на другие страны.
Структура работы. Работа состоит из аннотации, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения. Объем работы …
Первая глава содержит в себе анализ развития цифровых инструментов во внешней политике КНР, включая историю развития цифровой дипломатии КНР. Вторая глава содержит анализ регулирования ИИ в Китае. Также во второй главе детально изучается наличие аккаунтов КНР на различных Интернет-платформах, контент постов, которые публикуют официальные лица и ведомства, инициатива цифрового Шелкового пути и ее результаты. Третья глава включает в себя анализ реализации цифровых проектов во внешней политике КНР и их влияние на формирование образа страны.
Хронологические рамки работы приходятся в основном на 21 век, т.к. пик цифровизации приходится на данное время.
Практическая значимость. Анализ цифровых проектов позволяет лучше понять стратегии и приоритеты Китая в международных отношениях. Понимание этих стратегий может помочь странам прогнозировать реакцию КНР на определенные события и действия, что имеет важное значение для развития сотрудничества и управления международными отношениями.
Развитие цифровых технологий существенно повлияло на дипломатическую практику и информационную работу внешнеполитических ведомств по всему миру. В современных международных отношениях цифровые технологии и Интернет играют аналогичную роль, какую ядерные технологии играли в XX веке: они являются ключевым стратегическим инструментом, важным для военного лидерства, экономического роста и внешнеполитического престижа.
В исследовании можно выделить три основных направления использования цифровых технологий в дипломатии:
1. Цифровые технологии как инструмент дипломатической деятельности (использование электронной почты дипломатами, мессенджеры, видеоконференции, социальные сети для отслеживания общественного мнения);
2. Цифровые технологии как предмет международных переговоров и дипломатии (вопросы кибербезопасности, регулирования и стандартов, цифрового неравенства, электронной коммерции, прав человека, обмена знаниями и сотрудничества);
3. Цифровые технологии как новая среда для реализации дипломатической практики (виртуальные платформы для встреч и конференций, продвижение своего месседжа в социальных сетях, кибердипломатия, цифровое представительство, онлайн курсы для дипломатов).
За последние три года, Китай создал стройную структуру цифровой дипломатии, что позволяет Пекину, государственным СМИ и блогерам формировать единый информационный поток. В исследовании отмечается тенденция к расширению состава цифровых дипломатов МИД КНР, включая широко обсуждаемый феномен «дипломатов-волков». Традиционный уклончивый стиль изложения материала уступил место риторике, отражающей уверенность Китая в своей силе и правоте. Благодаря этим разнообразным каналам китайское международное вещание расширяет свое влияние на глобальную аудиторию, продвигая китайские перспективы, культуру и политику в международном масштабе. Количество пользователей Интернетом в Китае, согласно официальным данным на июнь 2022 года, достигло 1,05 миллиарда человек, а уровень доступности Интернета в стране вырос до 74,4%. Это предоставляет другим государствам широкие возможности воздействия на социальные медиа внутри Китая и вынуждает правительство страны принимать меры по ограничению доступа граждан к Интернету.
Следующей тенденцией стала способность Китая на масштабные информационные кампании, но его посты часто остаются на поверхности социальных сетей и не проникают в глубь зарубежного общества. Анализ постов канала международного вещания Китая, ChinaXinhuaNews на платформе X, показывает, что посты не получают значительного отклика со стороны читателей. Это может быть исправлено путем диалогового взаимодействия. Китай прилагает усилия в данном направлении, однако для улучшения статистики по числу цитирований необходима дальнейшая работа в области расширения взаимодействия с аудиторией и анализа ее предпочтений.
Другой тренд в китайской цифровой дипломатии связан с усиливающимся противостоянием с США. Вашингтон стремится удалять все нежелательные китайские профи-ли. Американские социальные сети неоднократно отчитывались перед Конгрессом о количестве заблокированных профилей, обвиняемых в участии в специальных кампаниях против США. Только X (Twitter) закрыл в течение 2023 года более 150 000 аккаунтов, которые поддерживали сообщения Китая перепостом и лайками контента.
Вытеснение китайских компаний, владеющих социальными сетями, с американского рынка также является частью цифровой дипломатии. Слушания в Конгрессе США в 2022 и 2023 годах, посвященные приложению TikTok, показали политическое давление, направленное на контроль данных пользователей. TikTok согласилась хранить данные американских пользователей на территории США, однако это не уменьшило напряженность в отношениях.
Следует отметить один из важнейших аспектов данного противостояния это – наличие суверенного интернета в Китае («Золотой Щит»), национальных платформ и аппаратных средств общения. Они сформировали мощнейшую киберсилу Китая, которая подрывает лидерство США в технологической сфере. Здесь следует понимать две цели китайского Правительства: защита критической инфраструктуры и данных от иностранного доступа, и создание механизмов контроля на основе анализа больших данных для мониторинга экономических и социальных субъектов и обеспечения их соблюдения.
Цифровое пространство превращается в поле геополитических противоречий и борьбы за власть между великими державами, а особо значимую роль на современном этапе приобретают технологии искусственного интеллекта.
...
а)Материалы, опубликованные на сайтах правительств
а) на английском языке
1. Artificial Intelligence White Paper 2022 // China Academy of Information and Communications Technology – URL: https://cset.georgetown.edu/publication/artificial-intelligence-white-paper-2022/ (дата обращения: 22.03.2023).
2. Cybersecurity Law of the People’s Republic of China // China Securities Regulatory Commission – URL: https://www.dataguidance.com/sites/default/files/en_cybersecurity_law_of_the_peoples_republic_of_china_1.pdf (дата обращения: 15.04.2024).
3. б) на китайском языке
4. 新闻司«Синьвэнбу» (Информационный отдел) // 中华人民共和国外交部«Чжунхуажэньминьгунхэговайцзяобу» (МИДКНР) – URL: https://www.mfa.gov.cn/web/wjb_673085/zzjg_673183/xws_674681/ (дата обращения: 11.04.2024).
5. 国务院办公厅关于印发国务院2023年度立法工作计划的通知«Гуовуянбангонгтиньгуаньюбианджи 2023 ниангуовуян лифа джинхуа дэ тонгжи» (Уведомление Главного управления Государственного Совета о подготовке Плана законодательной работы Государственного совета на 2023 год) // 中华人民共和国中央人民政府«Чжунхуарэнмингонхэгуоджонгуанрэнминжэнгфу» (Цен-тральное народное правительство Китайской Народной Республики)– URL: https://www.gov.cn/zhengce/content/202306/content_6884925.htm (дата обращения: 14.03.2023).
6. 《新一代人工智能伦理规范》发布«Синь ю дай рэнгонджиэнглунлиюи шу юичубан» (Вышла в свет книга "Этика искусственного интеллекта нового поколения") // 中华人民共和国外交部«Чжунхуажэньминьгунхэговайцзяобу» (МИД КНР) – URL:https://www.most.gov.cn/kjbgz/202109/t20210926_177063.html (дата обращения: 12.02.2024).
б) Правительственные сайты
6. Бюро Совета по китайскому языку // BeijingLanguageangCultureUniversity-Press – URL:https://www.blcup.com/en (дата обращения: 15.02.2024).
7. Портал Всемирной интернет-конференции // WorldInternetConference – URL:https://www.wicinternet.org/index.html (дата обращения: 26.03.2024).
8. Портал Министерства культуры и туризма Китая // 中华人民共和国文化和旅游部«Чжунхуарэнмингонхэгуовэнхуахэлуйюбу» (Министерство культуры и туризма Китайской Народной Республики) – URL: https://www.mct.gov.cn/ (дата обращения: 23.01.2024).
9. Портал народного правительства Китая // 中华人民共和国中央人民政府«Джонхуарэнмингонхэгуоджонгуанрэнминжэнгфу» (Центральное народное правительство Китайской Народной Республики) – URL: https://www.gov.cn (дата обращения: 28.12.2023).
в) Статистические данные
а) на русском языке
10. Рейтинг Telegram-каналов // TGStat [Электронный ресурс]. – URL: https://cn.tgstat.com/ru/ratings/channels (дата обращения: 16.04.2024).
б) на английском языке
11. China Population // Population Stat [Электронный ресурс]. – URL: https://populationstat.com/china/ (дата обращения: 08.03.2024).
г)Учетные записи (аккаунты) цифровых проектов
а) платформа X (Twitter)
12. Агентство видеоновостейCCTV+ <@CCTV_Plus>
13. Административное учреждение при Государственном Совете Китая <@chinascio>
14. Глобальная цивилизационная сеть Китая <@CGTNRadio>
15. Ежедневная газета TheNewTimes<@globaltimesnews>
...
133 источника