Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика Марокко при короле Мухаммеде VI

Работа №133322

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы140
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Марокко в региональной системе международных отношений 12
1.1. Марокко и страны арабского Магриба. 12
1.2. Арабский мир во внешней политике Марокко. Марокко и ЛАГ. 31
Глава 2. Африканское и мусульманское направления во внешней политике Марокко 45
2.1. Место Африки во внешней политике Марокко. 45
2.2. Мусульманский мир и Королевство Марокко. Роль Марокко в ОИК/ОИС. 56
Глава 3. Марокко в современном мире: основные направления взаимодействия в новом тысячелетии (Европа, Северная Америка, Китай, Россия) 68
3.1. Сотрудничество Марокко со странами Европы. 68
3.2. Взаимоотношения Марокко со странами Северной Америки в XXI в. 78
3.3. Королевство Марокко и Российская Федерация. 89
3.4. Отношения Марокко и КНР при короле Мухаммеде VI. 100
Заключение 106
Список литературы и источников 113
Приложение 129


Королевство Марокко – одно из государств Северной Африки, неотъемлемая часть Арабского мира. Обладая значительными экономическими, политическими и социальными ресурсами, имея чрезвычайно важное географическое расположение эта страна привлекает к себе особое внимание. В новое тысячелетие Марокко вступило под руководством нового короля: на смену Хасану II пришел его сын Мухаммед VI. О своем преемнике Хасан II говорил: «Он будет править по-своему, он будет иметь собственный стиль правления, который будет более человечным. Он не я». От нового короля ожидали многое: демократизацию политической жизни общества, предоставления больших свобод СМИ, повышения уровня жизни обычных марокканцев, серьезных социальных реформ и изменение внешней политики, с тем, чтобы Марокко не только получило выгоду от новых и старых связей, но и увеличило свой политический вес на международной арене. Сегодня, спустя более чем 20 лет после интронизации Мухаммеда VI, самое время подвести промежуточный итог его правления: каких успехов он добился во внешней политике, оправдались ли возложенные на него ожидания, и смог ли он закрепить достижения своего отца, который по праву считается одним из самых выдающихся политиков Арабского мира.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение основных направлений внешней политики Королевства Марокко необходимо для понимания основных вызовов, которые возникают перед страной на современном этапе, в новом тысячелетии; для выявления основных потребностей страны и ее целей. Все это, в свою очередь, может поспособствовать выстраиванию более конструктивных отношений с Марокко, и дает возможность спрогнозировать то, как будут развиваться внешние отношения этого государства с другими ключевыми региональными и мировыми силами.
Степень разработанности темы и новизна. Данная тема не пользовалась особым интересом у российских исследователей. Например, диссертация Эррашиди И. Приоритетные направления внешней политики Королевства Марокко (1999 – 2015 гг.), не затрагивает мусульманское, магрибское и африканское направления во внешней политики Марокко, уделяя внимание в большей степени только отношениям Марокко со странами Запада и Россией, а также не рассмотрена внешняя политика Марокко за период 2015-2020 гг. Работы Жерлицыной Н.А посвящены российско-марокканским отношениям на современном этапе, но основной упор делается на рассмотрение торгово-экономического сотрудничества между странами. Западные авторы предпринимали попытку изучения этой проблемы, однако тема не была глубоко разработана: было написано всего несколько статей (например работы Фуера С., Айяди Р.). Ни отечественными, ни западными учеными не была осуществлена комплексная работа по изучению 20-летнего периода Мухаммеда VI, его достижений во всех направлениях внешней политики Марокко.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки работы охватывают период с 1999 г. (год, в котором король Мухаммед VI взошел на престол) по настоящее время. Однако они не были строго соблюдены. С целью понимания основных принципов, руководствуясь которыми, страна выстраивает свои внешнеполитические связи, были рассмотрены также и периоды внешнеполитической активности во времена правления и короля Мухаммеда V – первого короля независимого Марокко, и короля Хасана II, отца нынешнего монарха.
Объектом этого исследования является Королевство Марокко, а предметом – внешняя политика этого государства на региональном уровне: со арабскими странами Северной Африки и со странами Арабского мира в целом, а также сотрудничество Марокко с Африкой и такой субрегиональной организацией как Организация Африканского Единства – ОАЕ, и ее правопреемником – Африканским Союзом. Предметом исследования стало также и место Марокко в мусульманском мире, роль в Организации Исламская конференция (ОИК)/ Организация исламского сотрудничества (ОИС). Безусловно, предметом исследования, помимо всего прочего, являются и отношения Королевства Марокко с Российской Федерацией, Северной Америкой, Европой, и КНР.
Целью работы является рассмотрение и изучение основных направлений внешней политики Марокко на региональном, субрегиональном и мировом уровнях, а также выявление приоритетов и векторов международной активности Королевства.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Изучить политику Марокко в отношении арабских стран Северной Африки, членство королевства в Союзе Арабского Магриба.
2. Проанализировать место Арабского мира во внешней политике Марокко, роль Королевства в ЛАГ.
3. Рассмотреть мароккано-африканское сотрудничество, как на уровне двухсторонних отношений, так и на уровне членства в АС.
4. Определить место Марокко в ОИК/ОИС, и рассмотреть сотрудничество Королевства Марокко с мусульманским миром.
5. Проанализировать сотрудничество Марокко со странами Европейского Союза и Европы.
6. Исследовать мароккано-американские отношения на рубеже веков.
7. Изучить взаимоотношения Марокко и России, их ретроспективу и возможную перспективу.
8. Рассмотреть отношения КНР и Марокко при короле Мухаммеде VI.
Источники. В ходе исследования были использованы источники, которые можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся материалы как зарубежных, так и отечественных СМИ, в которых освещаются визиты короля в различные страны, официальные заявления МИДа Марокко и пресс-релизы, стенограммы речей короля
Ко второй группе можно отнести документы МИД РФ, СССР, Марокко и других стран, международные договоры и соглашения.
К третьей группе относятся аналитические справки, доклады и материалы, например материалы Российского Экспортного Центра об состоянии и перспективах экспорта из России в Марокко.
Источники четвертой группы – документы других министерств Марокко.
Источники были использованы на русском, английском, арабском, французском и испанском языках.
Историография. При написании магистерской диссертации была использована литература по исследуемой проблематике на русском, английском и арабском языках.
Отечественные работы включают в себя труды Подцероба А.Б. – в его монографии и статьях рассматривается исламский фактор во внешней политике Марокко; работы Дьякова Н.Н. и Мусатовой Т.Л. освещают историю российско-марокканских отношений; Сухов Н.В. изложил историю русской эмиграции в Марокко в XX в. Особое внимание было уделено монографиям Луцкой Н.С., Сергеева М.С. и Ланды Р.Г. Эти работы помогли ознакомится с историко-политическим контекстом Марокко в XIX-XX вв. Помимо всего прочего, были изучены работы Видясовой М.Ф., Подгорновой Н.П., Орлова В.В., Жерлицыной Н.А., Куделева В.В. и других российских ученых и исследователей. Статья Кульковой О.С. «Помощь Евросоюза странам Ближнего Востока и Северной Африки после начала «Арабского пробуждения» (на примере Марокко)» была полезна для изучения существующих отношений между Марокко и ЕС. Знакомство с диссертацией Эррашиди И. помогло лучше понять взаимоотношения Франции и Марокко в XXIв.
На английском языке были рассмотрены работы нескольких авторов. Например, американский исследователь Браун К. в своей работе освещает взаимоотношения США со странами Магриба, в частности с Королевством Марокко. Особенно стоит отметить монографию венгерского исследователя Бесеньо Дж. В своей работе он смог максимально полно описать истоки западносахарского конфликта, его причины, предпосылки и попытки его урегулирования. Работа представляет собой интерес, так как ее автор лично принимал участие в работе Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре. Статья БехарабаР. Посвящена новой экономической политике Марокко в отношении стран юга Сахары. Соусен Н. в своей работе исследует религиозную дипломатию Рабата.
Что касается работ на арабском языке, то стоит выделить Бульхия Я., который в своей работе изучал историю взаимоотношений Марокко со странами Африки. Саид Саддики, марокканский исследователь, в своих статьях рассматривал экономические аспекты африкано-марокканских отношений. Статья Абдель-Рахима Слими была посвящена роли США в западносахарском кризисе. Для изучения позиции Рабата по конфликту в Западной Сахаре состоялось знакомство с монографиями марокканских ученых: Ибрагима Амриги «Марокканская Сахара. Путь проблемы», и Абдаллы Шаиба «Марокканская Сахара: Доказательства и факты».
Структура исследования. Исследование состоит из введения, в котором отмечена актуальность работы, сформулированы задачи и цели, а также обосновывается выбор темы; трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложения.
В первой главе «Марокко в региональной системе международных отношений» были рассмотрены взаимоотношения Королевства Марокко со странами арабского Магриба, т.е. со странами Северной Африки, взаимоотношения с главным региональным конкурентом – Алжиром. А также роль Марокко в такой региональной организации как Союз Арабского Магриба, участие Марокко в урегулировании ливийского кризиса, современное состояние западно-сахарской проблемы, которая, наряду с комплексом других проблем, препятствует интеграции стран Магриба и развитию САМ. Особое внимание в этой главе уделяется рассмотрению места Арабского мира во внешней политике Марокко, взаимоотношения Марокко с Лигой Арабских государств, а также двухсторонние отношения Марокко со странами Ближнего Востока, позиция Рабата по ближневосточной проблеме, отношения Марокко со странами Персидского залива, участие в антихуситской коалиции.
Во второй главе «Африканское и мусульманское направления во внешней политике Марокко» был осуществлен анализ африканского и мусульманского направлений во внешнеполитической активности Марокко. Изучены внешнеэкономические отношения Рабата со странами Африки, рассмотрены предпосылки возвращения Марокко в Африканский союз, а также основные причины, по которым страна была вынуждена покинуть эту панафриканскую организацию. Предметом исследования в этой главе также стала деятельность Марокко в рамках ОИК/ОИС, в частности председательство Марокко в Комитете по Иерусалиму, основные итоги этой деятельности, и религиозная дипломатия Рабата.
В третьей главе «Марокко в современном мире: основные направления взаимодействия в новом тысячелетии (Европа, Северная Америка, Россия, Китай)» были описаны главные аспекты сотрудничества Марокко со странами ЕС и мароккано-американские и мароккано-канадские отношения на рубеже тысячелетий. Основные усилия были сосредоточены на изучении взаимоотношений между Россией и Марокко – была сделана попытка обозначить главные аспекты отношений этих двух стран, основные векторы двухстороннего сотрудничества и его перспективы. Рассмотрена также ретроспектива и основные этапы развития мароккано-советских сношений. В третьей главе, помимо всего прочего, освещаются отношения между Марокко и Китаем в XXI в. Изучение сотрудничества Королевства с одним из мировых центров силы и экономической мощи вызывает особый интерес. Именно по этой причине был сделан акцент на торгово-экономическое сотрудничество этих двух стран.
Для решения поставленных задач использованы преимущественно традиционные качественные общенаучные методы, в том числе сравнительный анализ, метод изучения документов, системный подход, ивент-анализ, контент-анализ. Для изучения исторической ретроспективы развития внешней политики Марокко, динамики и преемственности осуществления внешней политики отцом и дедом короля Мухаммеда VI были использованы методы ретроспективного исторического анализа, метод исторической периодизации, историко-сравнительный метод.
Положения, выносимые на защиту.
1. Внешняя политика Марокко во время правления короля Мухаммеда VIсохраняет динамику прежнего периода, эпохи короля Хасана II;
2. Марокко при Мухаммеде VIсмогло достичь заметных успехов в некоторых направлениях внешней политики, во многом благодаря изменению подходов к ее осуществлению (ориентация на экономические отношения с Африкой; стремление к дистанцированию от Эр-Рияда; стремление занимать позитивный нейтралитет по многим региональным проблемам);
3. Основные политические и торгово-экономические партнеры Марокко остаются прежними – страны Европы (ЕС, Франция, Испания), США, страны Западной Африки, государства Аравийского полуострова. Однако в последние десятилетия начинают заметно укрепляться отношения Рабата с Китаем, Канадой, с африканскими государствами, расположенными южнее Сахары;
4. В XXI в. Рабат активно использует исламский фактор во внешней политике с тем, чтобы обезопасить себя от угрозы исламского радикализма.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мухаммед VI взошел на престол в 1999 г. Спустя чуть более 20 лет правления можно подвести промежуточный итог его деятельности. За этот срок произошло множество серьезных изменений в регионе Северной Африки и Ближнего Востока, да и во всем мире. Как адаптировалась внешняя политика Марокко к изменяющимся условиям глобальных отношений и какой импульс придал ей новый король – это необходимо знать и понимать для выстраивания диалога и поддерживания отношений с Рабатом.
Внешнеполитическая линия Марокко, прерогатива определения которой остается за королем, сохраняет умеренный, взвешенный характер. Королевство традиционно пользуется репутацией прагматичного партнера в международных делах. Рабат стремится к расширению спектра международных проблем, к решению которых он хотел бы подключится.
Отличительная черта внешней политики Королевства Марокко – неконфронтационность и взвешенность текущих оценок и подходов. Рабат играет значительную роль в региональной политике. Марокко – член ООН, ЛАГ, ОИС, АС, САМ. Король возглавляет Комитет ОИС по Иерусалиму.
Региональное интеграционное объединение – Союз Арабского Магриба (САМ) – вряд ли переживет второе рождение в период правления Мухаммеда VI: у Рабата в приоритете развитие билатеральных отношений со странами Магриба, со странами европейского Средиземноморья, а также фокусировка на конкретные проблемы. Отношения с Алжиром останутся напряженными, однако какой-либо эскалации ожидать не приходится. Марокко также играло значительную роль в процессе ливийского урегулирования, пытаясь стать медиатором во внутриливийском кризисе, но сейчас Рабат исключен из международных консультаций и конференций по этой проблеме, несмотря на то что пока сохраняются отношения Рабата с двумя правительствами Ливии.
По-прежнему неразрешенной остается проблема Западной Сахары – ООН полагает, что необходимо все-таки проводить референдум. Между тем, Мухаммед VI добился того, чего не смог достичь его отец: многие страны разорвали отношения с САДР, отозвали свои дипломатические признания независимости, а суверенитет Марокко над этими землями признала одна из ведущих мировых держав – США.
Исходя из имеющихся данных и проведенных наблюдений магрибское направление не является приоритетным во внешней политике Рабата: слишком много узлов противоречий и проблемных точек во взаимоотношениях стран региона. Вероятно, королевское правительство – махзен пока не видит способов выхода из сложившейся ситуации, либо не готово предпринимать каких-либо усилий.
Традиционно Королевство Марокко поддерживало прочные связи с монархиями Залива, которые активно инвестировали в экономику страны. Было выявлено, что отношения изменились после катарского политико-дипломатического кризиса: Рабат и Доха сблизилась, в то время как отношения Марокко с Эр-Риядом охладели.
Марокковошло в состав арабской военной коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Эта коалиция имела целью посредством межарабского сотрудничества, нанести сокрушительное поражение северойеменским повстанцам – хуситам. Марокко отправило туда свой ограниченный воинский контингент, однако через несколько лет вывело свои войска – сказывается новый курс Рабата на отстранение от Эр-Рияда, и проведение более сбалансированной политики.
Что касается Рабата и ближневосточной проблемы, можно заключить, что на протяжении всего рассматриваемого периода Марокко явственно поддерживало общеарабскую позицию, при этом имея сильнейшие скрытые мароккано-израильские отношения. Марокко в свете событий осени-зимы 2020 г., когда ряд арабских стран пошли на нормализацию отношений с Израилем, также заявило о восстановлении дипломатических отношений и прямого авиасообщения. Марокко пошло на это «в обмен» на признание Вашингтоном марокканского суверенитета над Западной Сахарой.
Также на принятие этого решения, вероятно, повлиял и тот факт, что в Марокко сохраняется большая еврейская община, а в Израиле марокканские евреи формируют вторую по численности диаспору после «русских» евреев. Между двумя странами существовали прочные торгово-экономические связи через третьи страны, так что восстановление официальных связей было лишь вопросом времени. Таким образом Марокко признает право Израиля на существование и право палестинцев на самоопределение, оказывая культурно-гуманитарную поддержку этому арабскому народу.
Рабат больше не считает деятельность в рамках ЛАГ приоритетным направлением в рамках общеарабской политики – об этом явственно говорит то, что при Мухаммеде VI не был проведен ни один саммит ЛАГ.
Африканское направление внешней политики Марокко остается весьма важным для страны. Однако характер осуществления этой политики поменялся. Если при Хасане II Марокко искало союзников в Африке, поддерживало диктаторов, вводило ограниченный воинский контингент в мятежные страны с тем, чтобы помочь одной из противоборствующих сторон, и, тем самым, пыталось завлечь государства Африки на свою сторону по вопросу о Западной Сахаре, то при Мухаммеде VI характер этих отношений меняется. Марокко начинает развивать внешнеэкономические связи со странами Африки, причем как со своими старыми партнерами, так и с новыми. Марокканские компании проникают на локальные рынки стран Южнее Сахары, Марокко становится инвестором в экономику развивающихся африканских стран. Несмотря на то, что Сахарская Арабская Демократическая Республика остается членом АС, Рабат принял решение вернуться в эту панафриканскую организацию.
Страна также уделяет значительное внимание культурно-образовательным связям с Африкой, в частности принимает множество африканских студентов в свои высшие учебные заведения. Можно предположить, что теперь Марокко, в целом, делает ставку на развитие экономических и культурных отношений, нежели на политические связи, как это было ранее. Это можно объяснить тем, что руководство страны считает, что, заняв серьезное место в экономике африканских стран, ей будет легче добиваться своих политических целей.
Марокко активно пользуется своим религиозным статусом в мусульманском мире, применяя религиозный фактор в качестве одного из инструментов внешней политики. Если Хасан II использовал платформу ОИС и различных международных организаций, входящих в ее состав, для ретрансляции своего мнения и политической воли, то Мухаммед VI использует и другие инструменты. Учреждение ряда международных богословских учебных заведений служит тому доказательством. Поводом для использования исламского фактора во внешней политике Марокко является также и растущая угроза распространения радикального исламизма и международного терроризма. Тем самым, четко выделяется «государственный» суннитский ислам маликитского толка, главный авторитет которого шериф – прямой потомок пророка Мухаммеда – правящий монарх династии Алауитов король Мухаммед VI. Представляется, что Марокко сумело использовать этот уникальный фактор для повышения своего авторитета в международных отношениях.
Королевство Марокко осуществляет взаимодействие со странами Европы в двух основных форматах: двухстороннем и в многостороннем. Проводится курс на диверсификацию двухсторонних связей с акцентом на европейское направление – развитие отношений в первую очередь с Францией, Испанией и Европейским Союзом в целом. В октябре 2008 г. Марокко получило особый «продвинутый статус» в отношениях с ЕС, и в 2013 г. прошло два раунда переговоров о заключении соглашения о свободной торговли.
Основные партнеры Рабата это две бывшие метрополии: Испания и Франция. Их связывает ряд всеобъемлющих договоров и соглашений об экономических связях. Представляется, что отношения между ними, даже несмотря на имеющиеся противоречия и трудности, будут иметь положительную динамику. Марокко имеет тесные отношения с ЕС – королевству предоставлен «продвинутый статус» в рамках интеграционного объединения ЕС: марокканские товары беспошлинно поставляются в страны ЕС. Европейский союз также предоставляет в рамках помощи большие займы, кредиты. Можно сказать, что экономика Марокко ориентирована на Европу.
Весьма активно развиваются американо-марокканские отношения. Рабат и Вашингтон считают друг друга близкими партнерами. Укрепляется всестороннее сотрудничество с США. Страны имеют долгую историю взаимоотношений: шерифская империя одной из первых признала некогда независимость Североамериканских колоний.
Новая американская администрация видит Королевство Марокко одним из стратегических партнеров, особенно в сфере борьбы с терроризмом. США - один из основных торговых партнеров Рабата, львиная доля вооружения и техники королевской армии Марокко произведена в США. Марокко стратегический союзник Вашингтона в регионе Северной Африки. Африканское командование ВС США совместно с Королевскими Вооруженными силами Марокко ежегодно проводят учения «Африканский лев».
Что касается отношений Канады и Марокко, то они развиваются в основном в сфере торгово-экономических отношений. Марокко готово более тесно сотрудничать с Канадой, ожидая, что сможет тем самым привлечь столь желанные инвестиции в свою экономику. Однако Канада пока не торопится усиливать свое экономическое присутствие в Марокко: договор о свободной торговле так и не был подписан. Оттава делает ставку на выделение помощи Марокко в рамках программ по борьбе с терроризмом и радикализмом, а также по борьбе за гендерное равноправие.
Отношения между Россией и Марокко имеют давнюю историю, что не может не сказываться положительно на уровне взаимного доверия двух государств. Несмотря на то, что в настоящее время оба государства не используют весь потенциал сотрудничества, есть все основания полагать, что в случае обоюдного желания Москвы и Рабата двухсторонние отношения могут выйти на более высокий уровень взаимодействия во всех сферах: культурной, экономической, технической, научной и инвестиционной. Страны поддерживают постоянные контакты в сфере научно-технического и торгового-экономического сотрудничества, периодически ведется совещание межправительственных комиссий. Россия пользуется авторитетом у марокканских учащихся – школьников и студентов, которые выбирают российские вузы для получения образования разного уровня.
Китай и Марокко имеют близкие позиции по ряду вопросов. Отношения между двумя странами развиваются преимущественно в экономической плоскости – это часть более широкой концепции Рабата по привлечению прямых иностранных инвестиций. Можно прийти к выводу, что товарооборот между странами будет расти, однако Китай навряд ли войдет в "топ-5" - пятерку главных партнеров Марокко: отношения Рабата с Европой и Северной Америкой имеют более глубокие исторические связи, и, как следствие, более крепки их экономические отношения.
Пекин нацелен сегодня на экономическое проникновение в Северную Африку, поэтому будет также стремиться найти общий язык и с Алжиром, основным конкурентом Марокко в регионе, пытаясь, по мере возможности, не касаться «болевых точек» региона.
Таким образом, можно сделать вывод, что Мухаммед VI за 20 лет своего правления смог не только сохранить все основные достижения своего отца во внешнеполитической сфере, но и существенно поднять авторитет Королевства Марокко на мировой арене, достичь ряда значимых побед в интересах своей страны. К началу 20-х годов XXI в. Марокко – государство Северной Африки, которое имеет крепкие политические, торгово-экономические, культурные и религиозные связи и отношения с многими странами Африки, Ближнего Востока, Европы, Азии и Америки. Страна придерживается взвешенного и умеренного подхода ко многим вопросам, сохраняет позитивный нейтралитет по многим проблемам. Благодаря такой тактике Рабат имеет репутацию надежного союзника и партнера.



1. Военные подразделения САДР обстреливают позиции армии Марокко // ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10008739 (дата обращения: 10.11.2020).
2. Египет готов начать войну за мир // Коммерсант [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4389326 (дата обращения: 10.12.2020).
3. Марокко не примет у себя предстоящий саммит Лиги арабских государств // ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2684560 (дата обращения: 10.12.2020).
4. МИД РФ: США вышли за рамки международного права своим решением по Западной Сахаре // ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/politika/10234887 (дата обращения: 23.02.2021).
5. На 40-й сессии Исполнительного совета ИСЕСКО принят ряд важных решений / Азербайджанское государственное информационное агентство [Электронный ресурс] URL: https://azertag.az/ru (дата обращения: 12.01.2021).
6. О нормализации мароккано-израильских отношений и признании США суверенитета Марокко над Западной Сахарой // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news (дата обращения: 23.02.2021).
7. Российско-марокканские переговоры 11.11.2017 // Правительство России [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/all/29598/ (дата обращения 22.02.2021).
8. СМИ: Марокко направляет в Йемен 1,5 тысяч военных для борьбы с мятежниками // ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2500244 (дата обращения: 10.12.2020).
9. СССР и арабские страны, 1917-1960: документы и материалы. М. Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961 – 854 с.
10. Торгпредство России в Марокко // Торговое представительство Российской Федерации в Королевстве Марокко / [Электронный ресурс] URL: http://www.rustrade-maroc.org/osnovnye_zadachi (дата обращения: 22.02.2021).
11. Экспорт в Марокко из России / Российский экспортный центр [Электронный ресурс]URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/world_map/north_africa/morocco/ (дата обращения: 22.02.2021).

На английском языке
12. 12 November 1984: When Morocco withdrew from the Organization of African Unity. // Yabiladi [Электронныйресурс] URL: https://en.yabiladi.com/articles/details/ (дата обращения: 12.04.19).
13. Abdullai T. Morocco distances itself from Arab League statement // AA [Электронныйресурс] URL: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/morocco-distances-itself-from-arab-league-statement/1612380 (датаобращения: 10.12.2020).
14. Africa gets 85% of Morocco’s Foreign Direct Investments, AfDB // The North Africa post [Электронныйресурс] URL: http://northafricapost.com/13088-africa-gets-85-moroccos-foreign-direct-investments-afdb.html (20.08.2020)
15. Canada-Morocco Free Trade Agreement Negotiations // Government of Canada / [Электронныйресурс] URL: https://www.international.gc.ca/trade-commerce (датаобращения: 18.01.2021).
16. Canada - Morocco Relations // Embassy of Canada to Morocco and Mauritania / Government of Canada / [Электронныйресурс] URL: https://www.canadainternational.gc.ca (датаобращения: 18.01.2021).
17. Can Government Purge Extremism From Islam? / Paul D. Shinkman, U.S. news // [Электронныйресурс] URL:https://www.usnews.com/news/articles/2015/04/16-religious-lives-to-purge-extremism (датаобращения: 20.08.2020).
18. Declaration of Principles on Western Sahara by Spain, Morocco and Mauritania (also known as Madrid Agreement or Madrid Accords) [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20080416100241/http://www.wsahara.net/maccords.html (дата обращения: 02.11.19).
19. France’s Nicolas Sarkozy describes Mohammed VI as a «king of high intelligence» // Yabiladi [Электронныйресурс] URL: https://en.yabiladi.com/articles/details/97315 (датаобращения: 10.11.2020).
20. Guyana withdraws recognition of pseudo-SADR // The North Africa Post [Электронныйресурс] URL: https://northafricapost.com/45238-45238.html (датаобращения: 10.11.2020).
21. History of the U.S. and Morocco // U.S. Embassy and Consulates in Morocco / [Электронныйресурс] URL: https://ma.usembassy.gov/our-relationship/policy-history/io/ (датаобращения: 17.01.2021).
22. Interview: China-Morocco relations start new journey after 60 years of diplomatic ties // Xinhuanet.com / [Электронныйресурс] URL: http://www.xinhuanet.com/english/2018-10/20/c_137545019.htm (датаобращения: 16.02.2021).
23. Jordan to Open Consulate in Western Sahara Amid Dispute // U.S. news [Электронныйресурс] URL: https://www.usnews.com/news/world/articles/ (датаобращения: 10.11.2020).
24. Libyan Crisis: There is No Other Alternative to Skhirate Agreement that Represents the Reference (FM) // MAP [Электронныйресурс] URL: https://www.mapnews.ma/en/actualites/politics (датаобращения: 10.12.2020).
25. Middle Eastern States [Электронный ресурс] URL: http://countrystudies.us/israel/107.htm (дата обращения: 10.12.2020).
26. Minister Champagne concludes successful visit to Morocco // Government of Canada / [Электронныйресурс] URL: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2020/01 (датаобращения: 17.01.2021).
27. Morocco: Arab League requires reforms // Middle East Monitor [Электронныйресурс] URL: https://www.middleeastmonitor.com/20200812-morocco-arab-league-requires-reforms/ (датаобращения: 10.12.2020).
28. Morocco, Spain and Fishing // ICE Case Studies / [Электронныйресурс] URL: https://mandalaprojects.com/ice/ice-cases/morspain.htm (датаобращения: 23.02.2021).
29. Morocco offers to mediate Qatar-GCC crisis // Aljazeera [Электронныйресурс] URL: https://www.aljazeera.com/news/2017/6/11/morocco-offers-to-mediate-qatar-gcc-crisis (датаобращения: 10.12.2020).
30. Morocco Offers Security Assistance to Qatar for Successful 2022 World Cup // Morocco world news [Электронныйресурс] URL: https://www.moroccoworldnews.com/2020/02 (датаобращения: 10.11.2020).
31. Morocco and Qatar strengthen bilateral co-operation // The Economist. IntelligenceUnit. [Электронный ресурс] URL: http://country.eiu.com (дата обращения: 10.11.2020).
32. Morocco rejoins African Union after more than 30 years // The Guardian [Электронный ресурс] URL: https://www.theguardian.com (дата обращения: 12.04.2019).
33. Morocco rejoins the African Union after 33 years // Aljazeera [Электронный ресурс] URL: https://www.aljazeera.com/news (дата обращения: 12.04.2019).
34. Morocco's Islamic Exports // Foreign Affairs, May 12, 2016 // [Электронныйресурс] URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/2016-05-12/moroccos-islamic-exports (датаобращения: 20.08.2020).
35. Morocco // Министерство иностранных дел Франции / [Электронный ресурс] URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/morocco/ (дата обращения: 10.02.2021).
36. Morocco: Foreign policy dilemmas // An Intelligence Assessment P.12 / CIA Freedom of Information Act Electronic Reading Room [Электронныйресурс] URL: https://www.cia.gov/readingroom/document/cia-rdp89s01450r000300310001-0 (датаобращения: 17.01.2021).
37. Morocco // China.org.cn / [Электронный ресурс] URL: http://www.china.org.cn/english/features/focac/183433.htm (дата обращения: 16.02.2021).
38. Moroccan-Canadian relations are moving in right direction // Kingdom of Morocco, Ministry of Foreign Affairs, African cooperation and Moroccan expatriates / [Электронныйресурс] URL: https://www.diplomatie.ma/en/moroccan-canadian-relations-are-moving-right-direction (датаобращения: 17.01.2021).
39. Morocco, Canada Pledge to Work Together on Major World Challenges // Morocco world news / [Электронныйресурс] URL: https://www.moroccoworldnews.com/2020/01/292026/morocco-canada-together-major-world-challenges/ (датаобращения: 17.01.2021).
40. PSC Report Interview: Finding a Libyan solution to the Libyan crisis // ISS, интревьюсН Буритой [Электронныйресурс] URL: https://issafrica.org/pscreport/psc-insights/psc-report-interview-finding-a-libyan-solution-to-the-libyan-crisis (датаобращения: 10.12.2020).
41. Resolutions of the council of ministers adopted at this thirty-eighth ordinary session / Council of Ministers CM/Res. 906 – 925 (XXXVIII) Thirty-eighth Ordinary Session Addis Ababa, Ethiopia 22 – 28 February 1982, Organization of African Unity. [Электронный ресурс] URL: https://au.int/sites/default/files/decisions/9600-22com_1982a.pdf (дата обращения: 12.02.19).
42. StatementbyRoyalOffice // MAP [Электронный ресурс] URL: https://www.mapnews.ma/en (дата обращения: 10.11.2020).
43. The Kingdom of Bahrain inaugurates its consulate general in Laayoune // Ministry of foreign affairs African cooperation and Moroccan expatriates [Электронный ресурс] URL: https://www.diplomatie.ma/en/kingdom-bahrain-inaugurates-its-consulate-general-laayoune (датаобращения: 12.01.2021).
44. UAE Officially Opens Consulate General in Morocco’s Laayoune // Morocco world news [Электронныйресурс] URL: https://www.moroccoworldnews.com/2020/11/324713/uae-officially-opens-consulate-general-in-moroccos-laayoune/ (датаобращения: 10.11.2020).
45. U.S. Relations With Morocco // U.S. Department of State, Bureau of Near Eastern Affairs, Bilateral relation factsheet [Электронныйресурс] URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-morocco/ (датаобращения: 17.01.2021).
46. Why Morocco intervened in Yemen? // Africa Middle East News and perspectives from a land of opportunities [Электронныйресурс] URL: http://africa-me.com/why-morocco-intervened-in-yemen/ (датаобращения: 10.11.2020).
47. Why did the African Union readmit Morocco after its 33 years in the cold? // African Arguments [Электронный ресурс] URL: https://africanarguments.org/2017/02/02/how-did-morocco-manage-to-rejoin-the-african-union-after-33-years-in-the-cold/ (дата обращения: 12.04.2019).

На французском языке
48. Comité alQods // RoyaumeduMaroc, Ministèredesaffairesetrangèresdelacoopérationafricaineetdesmarocainsrésidant à l'étranger [Электронный ресурс] URL: https://www.diplomatie.ma/fr/comit%C3%A9-al-qods (дата обращения: 20.08.2020).
49. EntretienavecAhmedAbbadi, SGdelaRabitaMohammadiadesoulémas / Liberation//[Электронный ресурс] URL: https://www.libe.ma/ (дата обращения: 20.08.2020).
50. Hassan II. La Memoire d un Roi. Entretiens avec Eric Laurent. PLON. Paris, 1999. – 304 pp.
51. Le Président Boubacar Keïta fait part de ses sincères remerciements à SM le Roi pour la formation de 500 imams maliens au Maroc / Maroc.ma // [Электронныйресурс] URL: http://www.maroc.ma/fr/actualites (датаобращения: 20.08.2020).
52. Que cherche le Maroc en Afrique? / Jeune Afrique 21.05.2013// [Электронныйресурс] URL: https://www.jeuneafrique.com/137423/politique/que-cherche-le-maroc-en-afrique/ (датаобращения: 20.08.2020).
53. Rapport Annuel 2019 Commerce exterieur du Maroc // Office des changes / [Электронныйресурс] URL: https://www.oc.gov.ma/sites/default/files/2020-06/Rapport%20BC_2019.pdf (датаобращения: 23.02.2021).
54. SM le Roi, Amir Al Mouminine, inaugure à Rabat l’Institut Mohammed VI de formation des Imams, morchidines et morchidates // Ministère des Habous et des Affairs Islamiques. [Электронный ресурс] URL: http://www.habous.gov.ma/fr (дата обращения: 20.08.2020).

На испанском языке
55. Espana-Marruecos: más allá de las relaciones diplomáticas y económicas // Opinion / [Электронныйресурс] URL: https://www.files.ethz.ch/isn/ (датаобращения 08.11.2020).
56. Las relaciones entre España y Marruecos se estrechan // El Estrecho Digital [Электронныйресурс] URL: https://www.elestrechodigital.com/2019/10/22 (датаобращения: 23.02.2021).

На арабском языке
57. الرئيس الجزائري يوجه برقية إلى الملك محمد السادس ويصفه بـ"الأخ العزيز" (Президент Алжира отправляет телеграмму королю Мухаммеду VI, в котором обращается к нему как «дорогой брат») // Alyaoum24 [Электронный ресурс] URL: https://www.alyaoum24.com/1428397.html (дата обращения: 10.12.2020).
58. الملك يهنئ "تبون" ويدعوه لفتح صفحة جديدة (Король поздравляет Теббуна и призывает его открыть новую страницу) // Assahifa [Электронный ресурс] URL: https://www.assahifa.com (дата обращения: 10.12.2020).
59. “البوليساريو” تلغي رسميا اتفاق وقف إطلاق النار مع الرباط… وسبع دول عربية تدعم تحرك المغرب (Полисарио официально аннулирует соглашение о прекращении огня с Рабатом… Семь арабских государств поддерживает действия Марокко) // Alquds[Электронный ресурс] URL: https://www.alquds.co.uk (дата обращения: 10.11.2020).
60. دول الخليج تؤيد انضمام الاردن والمغرب الى مجلس التعاون (Государства Залива поддерживают вступление Марокко и Иордании в Совет сотрудничества) // BBCnews[Электронный ресурс] URL: https://www.bbc.com/arabic/middleeast (дата обращения: 10.12.2020).
61. تأييد أميركي لتحالف إعادة الشرعية في اليمن (Поддержка США коалиции по восстановлению легитимности в Йемене) // SkynewsArabia[Электронный ресурс] URL: https://www.skynewsarabia.com/middle-east (дата обращения: 10.11.2020).
62. المغرب يشارك في "عاصفة الحزم" ضد الحوثيين (Марокко принимает участие в операции «Буря решимости» против хуситов) // Alarabiya[Электронный ресурс] URL: https://www.alarabiya.net/ar/north-africa/morocco/2015/03/26/ (дата обращения: 10.12.2020).
63. تقارير: المغرب يجمد نشاطه في التحالف العربي بعد سحب سفيره (Доклад: Марокко приостанавливает свое активное членство в коалиции арабских стран после отзыва своего посла) // DW[Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/ar (дата обращения: 11.12.2020).
64. لأول مرة ..بوريطة يتحدث عن حقيقة انسحاب المغرب من التحالف في اليمن (Впервые..Бурита рассказал правду об выводе марокканских войск из Йемена и выхода Марокко из коалиции) [Электронный ресурс] URL: https://ar.hibapress.com/details-124204.html (дата обращения: 11.12.2020).
65. تقارير رسمية إسرائيلية: حجم المبادلات التجارية مع المغرب بلغت ما يقارب 63 مليون دولار في السنوات الثلاث الماضية (Официальные израильские отчеты: объем товарооборота с Марокко достиг примерно 63 млн. долл. США за последние три года) / Alquds.co.uk [Электронный ресурс] URL: https://www.alquds.co.uk (дата обращения: 10.12.2020).
66. صاحب الجلالة الملك محمد السادس رئيس لجنة القدس يبعث رسالة إلى رئيس الولايات المتحدة الأمريكية (Послание президенту Соединенных Штатов Америки от Его Величество короля Мухаммеда VI, председателя комитета по Иерусалиму) /المملكة المغربية البوابة الوطنية (Королевство Марокко, электронный портал) // [Электронный ресурс] URL: https://www.maroc.ma/ar (дата обращения 08.11.2020).
67. صاحب الجلالة يجري اتصالا هاتفيا مع الرئيس دونالد ترامب: الولايات المتحدة الأمريكية تعترف بسيادة المملكة المغربية الكاملة على كافة منطقة الصحراء المغربية (Его Величество провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом: США признают полный суверенитет Королевства Марокко над всеми районами Марокканкой Сахары) // Maroc.ma[Электронный ресурс] URL: https://www.maroc.ma/ar (дата обращения 11.12.2020).
68. جلالة الملك يأمر بإرسال مساعدة إنسانية عاجلة إلى لبنان (Его Величество король распорядился отправить чрезвычайную гуманитарную помощь в Ливан) // MAP[Электронный ресурс] URL: http://www.mapnews.ma/ar/activites-royales (дата обращения: 01.12.2020).
69. العاهل المغربي يوجه خطاباً من السنغال بمناسبة الذكرى الـ41 للمسيرة الخضراء)Марокканский монарх обратился с речью по случаю 41-ой годовщины Зеленого марша из Сенегала) // Alquds[Электронный ресурс] URL: https://www.alquds.co.uk (дата обращения: 20.08.2020).
70. منظمة التعاون الاسلامي تاريخ المنظمة (ОИС, история организации) [Электронный ресурс] URL: https://www.oic-oci.org/page/?p_id=56&p_ref=26&lan=ar (дата обращения: 20.08.2020).
71. الدستور الجديد للمملكة المغربية الباب الثالث الملكية الفصل 41 مجموعة القانون المغربي عدد 24 الطبعة الخامسة – الدار البيضاء, 2015 ص. 32. (Новая конституция Королевства Марокко / Глава третья, о монархии, статья 41 // Серия Марокканское законодательство, 24 часть, 5-е издание. Касабланка, 2015. – с. 32)
72. ظهير شريف رقم 1.14.103 صادر في 20 من رجب 1435 (20 ماي 2014) في شأن احداث معهد محمد السادس لتكوين الأئمة و المرشدين والمرشدات.(Шерифский дахир номер 1.14.103 от 20 раджаба 1435 г.х. (20 мая 2014 г.) по поводу создания Института Мухаммеда VI для обучения имамов, муршидов и муршидок)// Министерство хабусов Марокко / [Электронный ресурс] URL: http://www.habous.gov.ma (дата обращения: 20.08.2020).
73. صاحب الجلالة الملك محمد السادس رئيس لجنة القدس يبعث رسالة إلى رئيس الولايات المتحدة الأمريكية (Послание президенту Соединенных Штатов Америки от Его Величество короля Мухаммеда VI, председателя комитета по Иерусалиму) /المملكة المغربية البوابة الوطنية (Королевство Марокко, электронный портал) // [Электронный ресурс] URL: https://www.maroc.ma/ar (дата обращения 08.11.2020).
74. نص الرسالة التي وجهها جلالة الملك إلى المشاركين في الاحتفالية المقامة بمناسبة الذكرى الخمسينية لمنظمة التعاون الإسلامي (Текст послания Его Величества Короля участникам торжества по случаю пятидесятой годовщины ОИС) / المملكة المغربية البوابة الوطنية (Королевство Марокко, электронный портал) // [Электронный ресурс] URL: https://www.maroc.ma/ar (дата обращения: 10.11.2020).
75. جلالة الملك يوجه خطابا ساميا إلى الأمة بمناسبة الذكرى الخامسة والأربعين للمسيرة الخضراء المظفرة (Его Величество Король обращается к народу по случаю 45-ой годовщины Зеленого марша) //المملكة المغربية البوابة الوطنية (Королевство Марокко, электронный портал) / [Электронный ресурс] URL: https://www.maroc.ma/ar (дата обращения 08.11.2020).
76. الملك يمنح الرئيس ترامب أرفع وسام في المغرب (Король наградил президента Трампа самой высокой наградой в Марокко) // Hespress / [Электронный ресурс] URL: https://www.hespress.com (дата обращения: 18.01.2021).
77. وسام ترامب للملك .. جائزة عسكرية للزعماء بإكليل أخضر ونجمة ذهبية (Орден Трампа Королю… Военная награда для главнокомандующих с зеленым венком и золотой звездой) // Hespress / [Электронный ресурс] URL: https://www.hespress.com (дата обращения: 17.01.2021).
78. توقيع اتفاقية جديدة للتعاون في مجال الصيد البحري بين المغرب وروسيا الاتحادية فاس نيوز (Подписание нового договора о сотрудничестве в сфере морской рыбной ловли между Марокко и Российской Федерацией // Фес Ньюз) / [Электронный ресурс] URL: http://fesnews.media/28/11/2020/165957/ (дата обращения: 01.12.2020).

Литература:
На русском языке
79. Али Салем М.Ф.М. Ресурсный потенциал Западной Сахары и проблемы его использования: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 Москва, 2003. 155 с.
80. Букатин П.А., Кухоренко К.Г., Чернышков П.П. Сотрудничество СССР/России с Королевством Марокко и Исламской Республикой Мавритания в области морского рыболовства и рыбного хозяйства // Труды ВНИРО. 2010. С. 133-141.
81. Висенс Е.М. Западная Сахара: Преданная независимость. Сборник исследований и документов по современной истории Сахарской Арабской Демократической Республики / Составитель Висенс Е.М. М.: Regnum, 2007. 117 с.
82. Володина М. А. Роль этнического фактора в процессе политической трансформации Северной Африки // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. С. 149 – 171.
83. Вульфсон Е. А. Средиземноморская политика Испании, 1996-2004 годы // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2011. №1. С.68-76.
84. Геращенко И.Д. Африканское направление внешней политики Мавритании в период правления М. ульд Дадды (1960 – 1978 ГГ.) // Материалы XIX Всероссийской школы молодых африканистов, отв. редактор Жерлицына Н.А. 2020. С. 144-155
85. Геращенко И.Д. Участие ООН в урегулировании западно-сахарского кризиса: 1960-ые – 1990-ые гг. // Сборник по итогам III Международного конкурса студенческих научно-аналитических работ по ближневосточной проблематике им. Е.М. Примакова, под редакцией В.А. Аваткова. 2020. С. 344-352.
86. Геращенко И.Д. Участие Организации африканского единства в разрешении западно-сахарского кризиса // Материалы XVIII Всероссийской школы молодых африканистов, отв. редактор Жерлицына Н.А. 2019 – С. 45-56.
87. Геращенко И.Д. Позиции США, СССР и РФ по западно-сахарскому вопросу – 1970-1990-ые гг. // Научный аспект №2-2019 [Электронный ресурс] URL: https://na-journal.ru/2-2019-gumanitarnye-nauki/1623-pozicii-ssha-sssr-i-rf-po-zapadno-saharskomu-voprosu-1970-1990-ye-gg (дата обращения: 23.02.2021).
88. Дьяков Н.Н. Марокко. История, культура, религия. СПб.,: Из-во С.-Петербург. ун-та, 1993.
89. Дьяков Н. Н. Россия и Марокко: основные этапы и черты эволюции двусторонних связей в ХХ веке // Вестник СПбГУ. Востоковедение. Африканистика. 2013. №4. С. 3-11.
90. Дьяков Н. Н. Россия и Магриб: история установления отношений // Вестник СПбГУ. Востоковедение. Африканистика. 2009. №4. С. 3-13.
91. Жерлицына Н.А. Перспективы Российско-Марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы // Вестник ГУУ. 2015. №12. С. 66-72.
92. Кадцына А.Н. Испано-марокканские противоречия. Перехильский конфликт // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2011. №2. С. 29-35.
93. Конкин К.С. Марокко и Евросоюз: новый уровень взаимоотношений // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2011. №1. С. 20-31.
94. Кузнецов А.А. Западная Сахара / Новейшая история арабских стран Африки: 1917-1987 / Под ред. Наумкина В.В. – М.: Наука, 1990. – С. 402-412.
95. Кулькова О.С. Помощь Евросоюза странам Ближнего Востока и Северной Африки после начала «Арабского пробуждения» (на примере Марокко) [Электронный ресурс] URL: https://fmp.msu.ru/attachments/article/279/Kulkova_Menyayush%20Zapad_2019.pdf (дата обращения: 23.02.2021).
96. Латкина В.А. Политика Европейского союза в средиземноморье в контексте "арабской весны" // Вестник МГИМО. 2014. №2 (35). С.139-149.
97. Ломакин Н. Союз арабских стран Магриба: результаты интеграционных планов [Электронный ресурс] URL: https://mirec.mgimo.ru/upload/ckeditor/files/mirec-2016-3-lomakin.pdf – С.14-15 (дата обращения:10.12.2020).
98. Лукоянов А.К., Тронов А.М. Израиль и Марокко: политика реальности [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/?p=4564 (дата обращения: 10.12.2020).
99. Луцкая Н.С. Очерки новейшей истории Марокко / АН СССР. Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 1973. - 478 с.
100. Ментешашвили З.А. Социальное развитие независимого Марокко.М.: Наука, 1988. – 257 с.
101. Морозова Н.Н. Королевство Марокко в контексте деятельности организации Исламского сотрудничества (ОИС) // Манускрипт. 2018. №1 (87). – С.34-37.
102. Мохова И.М. Западное Средиземноморье: проблемы интеграции. М., ИБВ, 2005 – 204 с.
103. Мусатова Т. Л. Россия-Марокко. Далекое и близкое прошлое. — Москва: Москва, 1990. — 200 с.
104. Подгорнова Н.П. Проблема Западной Сахары в политике Алжира / Ин-т Ближнего Востока. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2015. – 116 с.
105. Подгорнова Н.П. Проблема Западной Сахары. Миф и реальность. М.: Институт Ближнего Востока, 2013. – 236 с.
106. Подгорнова Н.П. Россия-Марокко: история связей двух стран в документах и материалах (1777-1916): сборник / Ин-т Африки Рос. акад. наук; М.,1999 – 623 с.
107. Подцероб А.Б. Исламский фактор во внешней политике стран Магриба // Ближний Восток и современность. № 36. М., ИБВ, 2008 – 190-232 с.
108. Подцероб А.Б. Ислам во внутренней и внешней политике стран Магриба. М., ИБВ, 2009. – 184 с.
109. Пономаренко Л.В., Чикризова О.С. Внешнеполитические приоритеты Королевства Марокко // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2014. №1. С.71-82.
110. Салек А.М. Проблема Западной Сахары в международном и региональном контекстах: 1964-2002 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.15. - Москва, 2003. –160 с.
111. Сергеев М.С. История Марокко. ХХ век. М.: Изд-во Ин-та востоковедения РАН, 2001. –359 с.
112. Сергеев М.С. Хасан II / Отв. Ред. А.З. Егорин; Институт востоковедения РАН, 2018. – 460 с.
113. Сухов Н. В. История русской эмиграции в Марокко в XX веке. / отв. Ред. А.В. Сарабьев; Ин-т востоковедения РАН. – М.: ИВ РАН, 2019. 276 с.
114. Фаязова С. С. Марокко и США к вопросу двусторонних отношений во второй половине XX века. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №74-1. С. 500-503.
115. Фитуни Л.Л. Марокко. (Соц.-экон. пробл. развивающихся стран) – М.: Мысль, 1985. С. 111-112.
116. Эррашиди И. Приоритетные направления внешней политики Королевства Марокко (1999 – 2015 гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.15[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет дружбы народов"].- Москва, 2016.- 175 с.
117. Эррашиди И. Взаимодействие Марокко и Франции в двустороннем и многостороннем форматах (вторая половина XX - начало XXI в.) // Вестник ТГУ. 2014. №11 (139). С. 111-115.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ