ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Основные подходы к изучению рефлексии в психолого -
педагогической теории и практике 12
1.2. Особенности развития рефлексии мышления младших школьников 29
1.3. Особенности индивидуально-личностного развития младших
школьников коренных малочисленных народов Севера 48
Выводы по Главе 1 60
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 62
2.1. Организация и методики исследования 62
2.2. Анализ результатов исследования динамики развития рефлексии
мышления младших школьников 71
2.3. Методические рекомендации по развитию рефлексии мышления
младших школьников в совместной деятельности 103
Выводы по главе 2 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 120
Приложение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Основные подходы к изучению рефлексии в психолого -
педагогической теории и практике 12
1.2. Особенности развития рефлексии мышления младших школьников 29
1.3. Особенности индивидуально-личностного развития младших
школьников коренных малочисленных народов Севера 48
Выводы по Главе 1 60
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 62
2.1. Организация и методики исследования 62
2.2. Анализ результатов исследования динамики развития рефлексии
мышления младших школьников 71
2.3. Методические рекомендации по развитию рефлексии мышления
младших школьников в совместной деятельности 103
Выводы по главе 2 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 120
Приложение
Обществом все в большей степени востребованы люди, готовые к анализу, способные к оценке собственной деятельности, к саморегуляции, имеющие адекватную самооценку. Такая готовность в теоретическом, концептуальном понимании определяется как рефлексия и связывается со способностью человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром.
Необходимо также, чтобы школьники были способны отслеживать те изменения, которые с ними происходят в результате овладения ими учебной деятельностью и осознавали, какими средствами они данных изменений добиваются. Вот почему перед системой образования встает задача целенаправленного развития данной способности у обучающихся. В психолого-педагогических исследованиях она характеризуется как рефлексивность (Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Захарова, С. Кульневич, И.П. Подласый, Е.А. Ходырева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. и служит важным условием становления ученика, как субъекта учебной деятельности.
Высокий уровень сформированности рефлексии в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях образования, и в данном контексте проблема формирования рефлексивно-аналитических умений приобретает особую актуальность. Актуальность определяется тем, что от начального образования требуется не только обеспечить школьникам усвоение прочных предметных знаний, умений, навыков, но и заложить основы теоретического мышления, основы самостоятельности мышления, умения учиться.
В понимании В.В. Давыдова - умение учиться это способность преодолевать собственную ограниченность в любой деятельности и человеческих отношений. Эти составляющие умения учиться является рефлексивными образованиями [31].
В контексте младшего школьного возраста «умения учить себя» означает умение знать свои ограниченности в учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте и умения их преодолевать.
Становление рефлексии рефлексивных процессов и образований происходит в младшем школьном возрасте в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Л.К., Максимов, П.В. Новиков и др.)
Рефлексия мышления может быть сформирована в самом начале обучения в школе, где материалом учебной деятельности является система научных понятий, в качестве средства выступают учебные модели, осуществляется в форме учебного сотрудничества. Основным содержанием являются рефлексивные знания как общие способы решения определенного класса задач, границы которого определяет сам обучающийся.
В педагогической и возрастной психологии понятие рефлексии рассматривается чаще всего в связи с изучением учебной деятельности обучающихся:
- «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности , особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности» (В. В. Давыдов) [32].
- «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность» (Н. Ф. Талызина) [93].
- «осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя . Учащийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т. е. то, как это было сделано» (В.В. Краевский и А.В. Хуторский) [54, 98].
- «мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности» (В.И. Слободчиков) [86]
Психологическое содержание рефлексивного действия способа осуществления рефлексии взаимосвязаны с мышлением .
В психологии В.В. Давыдовым Э.В. Ильенковым и исследователями им выделяются два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое, которым соответствуют и два основных типа рефлексии: формальная и содержательная соответственно.
Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие теоретического мышления, что подтверждается исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Следовательно, в процессе осуществления развернутой учебной деятельности происходит развитие содержательной рефлексии младших школьников.
Следует отметить, что, несмотря на ряд проведённых исследований рефлексивного развития младших школьников (В.В, Давыдов, (А.З. Зак, В.С. Гончаров, В.Г. Романко, Л.К. Максимов и др.), данная проблема остается актуальной для педагогической и возрастной психологии в контексте социально-культурных, этнических различий в рефлексивном развитии личности.
Теоретический анализ показал, что большинство исследований изучение рефлексивности как мыслительной деятельности представлено в младшем школьном возрасте, однако этнические различия рефлексивности мышления не рассматриваются и не учитываются в учебно-воспитательном процессе.
Детям коренных народов присуще своеобразное мышление, личностное развитие, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера.
Проблема личностного и интеллектуального развития Эвенков, как коренных народов Севера приобретает особое значение и в связи с реализацией компетентностного подхода в системе образования, в рамках которого результат образования определяется через возможность выпускником решать задачи, которые возникают в практике. Решение таких задач предполагает владение обучающимися и рефлексивно-аналитическими умения, составляющими основу рефлексивности теоретического мышления. Это, фактически, определяет не только образовательную значимость, но и основные направления развития обучающихся северных регионов.
Таким образом, актуальность проблемы динамики развития рефлексии мышления младших школьников обусловлена следующими противоречиями:
- между требованиями общества к выпускнику начальной школы как к личности, имеющей основы рефлексии теоретического мышления и умеющей учиться, и стихийностью развития рефлексивности мышления в младшем школьном возрасте;
- между научно обоснованными возможностями возникновения таких новообразований, как рефлексия и анализ, и недостаточным их учетом при организации обучения в начальной школе;
- между необходимостью целостного представления о рефлексии мышления личности и недостаточной изученностью ее проявления и развития у младших школьников коренных народов Севера.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема настоящего исследования : какова динамика рефлексии мышления младших школьников в процессе обучения в начальной школе и каковы особенности рефлексии мышления коренных народов Севера.
Цель исследования: определение психолого-педагогических особенностей рефлексии мышления младших школьников.
Объект исследования - рефлексивность мышления.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности рефлексии мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что рефлексия мышления младших школьников является динамическим образованием, проявляющимся в учебной деятельности.
Частные гипотезы исследования:
1) динамика рефлексии мышления представлена сниженным уровнем развития рефлексивно-аналитических умений, действия оценки и контроля действий на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы;
2) преобладающим типом рефлексии мышления в младшем школьном возрасте является формальная рефлексия;
3) развитие рефлексии мышления эвенков имеет специфику, обусловленную этническими особенностями коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания и состояние проблемы рефлексии личности и обосновать особенности развития рефлексии мышления в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психологические особенности развития эвенков как особой этнической группы и выявить особенности их когнитивного и личностного развития.
3. Выявить динамику развития рефлексии мышления младших школьников, проживающих в северном регионе и характерные психолого - педагогические особенности этнической группы эвенков младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию рефлексии мышления младших школьников в совместной деятельности .
Методологическая основа исследования представлена следующими положениями:
- положения системного (Ю.А. Бабанский, М.Д. Данилов, В.С. Данюшенков и др.) и деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.В. Котряхов и др.) подходов в образовательном процессе, теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения рефлексивной организации мышления в целом (В.В. Давыдов, А.З. Зак, И.Н. Семёнов, П. Домер, Дж. Флавелл и др.);
- представлением того, каким образом рефлексия включена в развитие мышления личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, О.К. Тихомиров, Г.П. Щедровицкий и др.), в том числе исследования рефлексивных приемов регуляции мышления, включенного непосредственно в решение практических задач (С.В. Кузнецов, А.В. Лосев, И.Н. Семёнов, А.В. Советов);
-исследования по проблеме развития рефлексии и анализа, рефлексивности обучающихся в начальной школе (Т. В. Белозерцева, А. Ю. Куфарова, С. Н Морозюк, Ю.А. Полякова, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.);
- концепции рефлексии в учебной деятельности (О.А. Анисимов, Г.И. Вергелис, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, метод констатирующего индивидуального эксперимента, предполагающий выявление особенностей рефлексивных действий младшего школьника при решении им специально разработанных экспериментальных заданий , тестирование, анкетирование, количественный и качественный сравнительный анализ, в том числе с применением статистических методов обработки эмпирических данных.
Методики исследования:
С целью определения развития основных рефлексивно-аналитических умений применялись следующие методики: методика Г.А. Цукерман «Педсовет», модифицированные методики А.Б. Воронцова; методики диагностики типа рефлексии мышления «Шифр» и «Фигуры» П.В. Новикова, Достоверность полученных результатов обеспечена использованием системы взаимодополняющих валидных методик ; соблюдением правил проведения эмпирических исследований ; применением статистических инструментов для обработки полученных данных (U /2 - критерия Пирсона), в том числе с использованием компьютерного пакета SPSS Statistics17.
Экспериментальная база исследования.
С целью определения особенностей рефлексивно-аналитических умений эвенкийских младших школьников, обучающихся в 1-4 классах было проведено исследование на базе школы п. Байкит Эвенкийского района Красноярского края.
В исследовании принимали участие 113 обучающихся начальной школы в возрасте 7-10 лет, из них: группу эвенков составляют 16 детей 1 класса, 14 детей 2 класса, 12 детей 3 класса и 13 детей 4 класса; группу русских составляют 12 детей 1 класса, 12 детей 2 класса, 14 детей 3 класса и 16 детей 4 класса.
Этапы исследования:
Первый этап (март - май 2012) — теоретический - проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования , разрабатывались цель, задачи и гипотеза исследования, задана общая стратегия исследования.
Второй этап (2013-2016) — проводился сбор эмпирического материала: исследовали особенности развития рефлексии мышления коренных народов Севера и динамика ее развития в процессе обучения в начальной школе .
Третий этап (2016-2017) — аналитико-обобщающий. Проведение систематизации и интерпретация полученных эмпирических данных Проведены анализ и интерпретация основных результатов исследования , сформулированы общие выводы и положения, выносимые на защиту.
Научная новизна исследования:
Исследованы теоретические основы проблемы развития рефлексивности, определены особенности рефлексии мышления в младшем школьном возрасте. Раскрыта сущность рефлексии мышления в младшем школьном возраста с позиции особенностей развития младших школьников эвенков как представителей коренных народов Севера.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- полученные данные позволяют расширить и углубить представления о рефлексии в младшем школьном возрасте, ее взаимосвязи с мышлением и с динамикой ее развития в процессе обучения в начальной школе с точки зрения специфики коренных народов Севера.
Практическая значимость исследования:
Полученные результаты и разработанные по результатам исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами начальной школы, в том числе в северных регионах, а также на курсах повышения квалификации учителей и в элективных курсах педвузов.
Положения на защиту:
1. Рефлексия мышления - интегральное психическое образование, позволяющее осознанно осуществлять анализ и контроль оснований предметных и мыслительных действий , оценку целостности содержания своего способа действия, действенное понимание смысла и цели своего действия, изменение или корректировку в соответствии с изменившимися данными оснований.
2. Динамика развития рефлексии мышления младших школьников представлена стихийным развитием содержательной и доминированием формальной рефлексии, гетерохронным развитием рефлексивно-аналитических умений.
3. Рефлексия мышления эвенков младшего школьного возраста обусловлена замедлением темпов развития психофизиологических функций , дефицитом общения с окружающими, преобладанием образного мышления и склонности к чувственному восприятию окружающего мира, представлена формальной рефлексией на способ действия, им недоступно выполнение содержательного анализа задач, затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и указать, каких знаний недостаточно для успешного решения задачи, затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям.
4. Организация полисубъектного взаимодействия эвенков младшего школьного возраста в совместной деятельности на основе системного подхода с учетом их этнических особенностей обеспечит развитие рефлексии мышления.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: теоретическим анализом отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, применением методов математико - статистического анализа данных, адекватных целям и задачам исследования, качественным анализом результатов.
Апробация работы и её внедрение Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии КГПУ им. В.П. Астафьева, на заседании педагогического коллектива МБОУ «Байкитской средней школы»
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, включающих выводы, заключения, списка литературы, включающего 111 источников и приложения.
Необходимо также, чтобы школьники были способны отслеживать те изменения, которые с ними происходят в результате овладения ими учебной деятельностью и осознавали, какими средствами они данных изменений добиваются. Вот почему перед системой образования встает задача целенаправленного развития данной способности у обучающихся. В психолого-педагогических исследованиях она характеризуется как рефлексивность (Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Захарова, С. Кульневич, И.П. Подласый, Е.А. Ходырева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. и служит важным условием становления ученика, как субъекта учебной деятельности.
Высокий уровень сформированности рефлексии в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях образования, и в данном контексте проблема формирования рефлексивно-аналитических умений приобретает особую актуальность. Актуальность определяется тем, что от начального образования требуется не только обеспечить школьникам усвоение прочных предметных знаний, умений, навыков, но и заложить основы теоретического мышления, основы самостоятельности мышления, умения учиться.
В понимании В.В. Давыдова - умение учиться это способность преодолевать собственную ограниченность в любой деятельности и человеческих отношений. Эти составляющие умения учиться является рефлексивными образованиями [31].
В контексте младшего школьного возраста «умения учить себя» означает умение знать свои ограниченности в учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте и умения их преодолевать.
Становление рефлексии рефлексивных процессов и образований происходит в младшем школьном возрасте в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Л.К., Максимов, П.В. Новиков и др.)
Рефлексия мышления может быть сформирована в самом начале обучения в школе, где материалом учебной деятельности является система научных понятий, в качестве средства выступают учебные модели, осуществляется в форме учебного сотрудничества. Основным содержанием являются рефлексивные знания как общие способы решения определенного класса задач, границы которого определяет сам обучающийся.
В педагогической и возрастной психологии понятие рефлексии рассматривается чаще всего в связи с изучением учебной деятельности обучающихся:
- «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности , особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности» (В. В. Давыдов) [32].
- «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность» (Н. Ф. Талызина) [93].
- «осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя . Учащийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т. е. то, как это было сделано» (В.В. Краевский и А.В. Хуторский) [54, 98].
- «мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности» (В.И. Слободчиков) [86]
Психологическое содержание рефлексивного действия способа осуществления рефлексии взаимосвязаны с мышлением .
В психологии В.В. Давыдовым Э.В. Ильенковым и исследователями им выделяются два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое, которым соответствуют и два основных типа рефлексии: формальная и содержательная соответственно.
Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие теоретического мышления, что подтверждается исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Следовательно, в процессе осуществления развернутой учебной деятельности происходит развитие содержательной рефлексии младших школьников.
Следует отметить, что, несмотря на ряд проведённых исследований рефлексивного развития младших школьников (В.В, Давыдов, (А.З. Зак, В.С. Гончаров, В.Г. Романко, Л.К. Максимов и др.), данная проблема остается актуальной для педагогической и возрастной психологии в контексте социально-культурных, этнических различий в рефлексивном развитии личности.
Теоретический анализ показал, что большинство исследований изучение рефлексивности как мыслительной деятельности представлено в младшем школьном возрасте, однако этнические различия рефлексивности мышления не рассматриваются и не учитываются в учебно-воспитательном процессе.
Детям коренных народов присуще своеобразное мышление, личностное развитие, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера.
Проблема личностного и интеллектуального развития Эвенков, как коренных народов Севера приобретает особое значение и в связи с реализацией компетентностного подхода в системе образования, в рамках которого результат образования определяется через возможность выпускником решать задачи, которые возникают в практике. Решение таких задач предполагает владение обучающимися и рефлексивно-аналитическими умения, составляющими основу рефлексивности теоретического мышления. Это, фактически, определяет не только образовательную значимость, но и основные направления развития обучающихся северных регионов.
Таким образом, актуальность проблемы динамики развития рефлексии мышления младших школьников обусловлена следующими противоречиями:
- между требованиями общества к выпускнику начальной школы как к личности, имеющей основы рефлексии теоретического мышления и умеющей учиться, и стихийностью развития рефлексивности мышления в младшем школьном возрасте;
- между научно обоснованными возможностями возникновения таких новообразований, как рефлексия и анализ, и недостаточным их учетом при организации обучения в начальной школе;
- между необходимостью целостного представления о рефлексии мышления личности и недостаточной изученностью ее проявления и развития у младших школьников коренных народов Севера.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема настоящего исследования : какова динамика рефлексии мышления младших школьников в процессе обучения в начальной школе и каковы особенности рефлексии мышления коренных народов Севера.
Цель исследования: определение психолого-педагогических особенностей рефлексии мышления младших школьников.
Объект исследования - рефлексивность мышления.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности рефлексии мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что рефлексия мышления младших школьников является динамическим образованием, проявляющимся в учебной деятельности.
Частные гипотезы исследования:
1) динамика рефлексии мышления представлена сниженным уровнем развития рефлексивно-аналитических умений, действия оценки и контроля действий на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы;
2) преобладающим типом рефлексии мышления в младшем школьном возрасте является формальная рефлексия;
3) развитие рефлексии мышления эвенков имеет специфику, обусловленную этническими особенностями коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания и состояние проблемы рефлексии личности и обосновать особенности развития рефлексии мышления в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психологические особенности развития эвенков как особой этнической группы и выявить особенности их когнитивного и личностного развития.
3. Выявить динамику развития рефлексии мышления младших школьников, проживающих в северном регионе и характерные психолого - педагогические особенности этнической группы эвенков младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию рефлексии мышления младших школьников в совместной деятельности .
Методологическая основа исследования представлена следующими положениями:
- положения системного (Ю.А. Бабанский, М.Д. Данилов, В.С. Данюшенков и др.) и деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.В. Котряхов и др.) подходов в образовательном процессе, теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения рефлексивной организации мышления в целом (В.В. Давыдов, А.З. Зак, И.Н. Семёнов, П. Домер, Дж. Флавелл и др.);
- представлением того, каким образом рефлексия включена в развитие мышления личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, О.К. Тихомиров, Г.П. Щедровицкий и др.), в том числе исследования рефлексивных приемов регуляции мышления, включенного непосредственно в решение практических задач (С.В. Кузнецов, А.В. Лосев, И.Н. Семёнов, А.В. Советов);
-исследования по проблеме развития рефлексии и анализа, рефлексивности обучающихся в начальной школе (Т. В. Белозерцева, А. Ю. Куфарова, С. Н Морозюк, Ю.А. Полякова, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.);
- концепции рефлексии в учебной деятельности (О.А. Анисимов, Г.И. Вергелис, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, метод констатирующего индивидуального эксперимента, предполагающий выявление особенностей рефлексивных действий младшего школьника при решении им специально разработанных экспериментальных заданий , тестирование, анкетирование, количественный и качественный сравнительный анализ, в том числе с применением статистических методов обработки эмпирических данных.
Методики исследования:
С целью определения развития основных рефлексивно-аналитических умений применялись следующие методики: методика Г.А. Цукерман «Педсовет», модифицированные методики А.Б. Воронцова; методики диагностики типа рефлексии мышления «Шифр» и «Фигуры» П.В. Новикова, Достоверность полученных результатов обеспечена использованием системы взаимодополняющих валидных методик ; соблюдением правил проведения эмпирических исследований ; применением статистических инструментов для обработки полученных данных (U /2 - критерия Пирсона), в том числе с использованием компьютерного пакета SPSS Statistics17.
Экспериментальная база исследования.
С целью определения особенностей рефлексивно-аналитических умений эвенкийских младших школьников, обучающихся в 1-4 классах было проведено исследование на базе школы п. Байкит Эвенкийского района Красноярского края.
В исследовании принимали участие 113 обучающихся начальной школы в возрасте 7-10 лет, из них: группу эвенков составляют 16 детей 1 класса, 14 детей 2 класса, 12 детей 3 класса и 13 детей 4 класса; группу русских составляют 12 детей 1 класса, 12 детей 2 класса, 14 детей 3 класса и 16 детей 4 класса.
Этапы исследования:
Первый этап (март - май 2012) — теоретический - проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования , разрабатывались цель, задачи и гипотеза исследования, задана общая стратегия исследования.
Второй этап (2013-2016) — проводился сбор эмпирического материала: исследовали особенности развития рефлексии мышления коренных народов Севера и динамика ее развития в процессе обучения в начальной школе .
Третий этап (2016-2017) — аналитико-обобщающий. Проведение систематизации и интерпретация полученных эмпирических данных Проведены анализ и интерпретация основных результатов исследования , сформулированы общие выводы и положения, выносимые на защиту.
Научная новизна исследования:
Исследованы теоретические основы проблемы развития рефлексивности, определены особенности рефлексии мышления в младшем школьном возрасте. Раскрыта сущность рефлексии мышления в младшем школьном возраста с позиции особенностей развития младших школьников эвенков как представителей коренных народов Севера.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- полученные данные позволяют расширить и углубить представления о рефлексии в младшем школьном возрасте, ее взаимосвязи с мышлением и с динамикой ее развития в процессе обучения в начальной школе с точки зрения специфики коренных народов Севера.
Практическая значимость исследования:
Полученные результаты и разработанные по результатам исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами начальной школы, в том числе в северных регионах, а также на курсах повышения квалификации учителей и в элективных курсах педвузов.
Положения на защиту:
1. Рефлексия мышления - интегральное психическое образование, позволяющее осознанно осуществлять анализ и контроль оснований предметных и мыслительных действий , оценку целостности содержания своего способа действия, действенное понимание смысла и цели своего действия, изменение или корректировку в соответствии с изменившимися данными оснований.
2. Динамика развития рефлексии мышления младших школьников представлена стихийным развитием содержательной и доминированием формальной рефлексии, гетерохронным развитием рефлексивно-аналитических умений.
3. Рефлексия мышления эвенков младшего школьного возраста обусловлена замедлением темпов развития психофизиологических функций , дефицитом общения с окружающими, преобладанием образного мышления и склонности к чувственному восприятию окружающего мира, представлена формальной рефлексией на способ действия, им недоступно выполнение содержательного анализа задач, затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и указать, каких знаний недостаточно для успешного решения задачи, затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям.
4. Организация полисубъектного взаимодействия эвенков младшего школьного возраста в совместной деятельности на основе системного подхода с учетом их этнических особенностей обеспечит развитие рефлексии мышления.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: теоретическим анализом отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, применением методов математико - статистического анализа данных, адекватных целям и задачам исследования, качественным анализом результатов.
Апробация работы и её внедрение Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии КГПУ им. В.П. Астафьева, на заседании педагогического коллектива МБОУ «Байкитской средней школы»
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, включающих выводы, заключения, списка литературы, включающего 111 источников и приложения.
Теоретический анализ проблемы рефлексии в философской и психолого-педагогической литературе позволил выявить противоречивость в существующих трактовках рефлексии, обусловленных различными методологическими подходами; определить психолого-педагогическую содержательность понятия рефлексии в отличие от ее собственно философских трактовок. Среди экспериментальных работ по рефлексии в рамках теоретического мышления, мы особо выделяли исследования, проводимые на основе разработанной Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым теории и практики учебной деятельности, так как они имели прямое продолжение в нашей работе при исследовании воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения. Рефлексия рассматривалась нами как «умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» (В. В. Давыдов).
Психологическое содержание рефлексивного действия способа осуществления рефлексии взаимосвязаны с мышлением. В психологии выделяются два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое, которым соответствуют и два основных типа рефлексии: формальная и содержательная соответственно. Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие теоретического мышления , следовательно, в процессе осуществления развернутой учебной деятельности происходит развитие содержательной рефлексии младших школьников.
В контексте младшего школьного возраста «умения учить себя» означает умение знать свои ограниченности в учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте и умения их преодолевать.
Становление рефлексии рефлексивных процессов и образований происходит в младшем школьном возрасте в учебной деятельности .
Специфика развития рефлексии мышления младших школьников коренного народа Севера в значительной мере определяется соотношением экстремальности экологической ситуации и степени ее коррекции социальными факторами. При высокой экстремальности климатогеографических условий неразрывность социальной инфраструктуры в сочетании с рядом неблагоприятных характеристик семейного воспитания достоверно ухудшает показатели когнитивного развития на субпопуляционном уровне.
У коренного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде. Многие дети достигают того уровня познавательной деятельности, который позволяет осознанно усваивать учебную программу, только к концу начальной школы.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Развитие содержательной рефлексии у обучающихся происходит стихийно и у небольшого количества младших школьников, к окончанию начальной школы только четверть обучающихся имеют содержательную рефлексию - наиболее многочисленная группа (показатели находятся в диапазоне 53,8% - 60,8% младших школьников). Обучающиеся с формальной рефлексией, для которых характерен эмпирический подход (метод проб и ошибок) к решению задач.
Особенности рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста (осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия; рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны») характеризуется сниженным уровнем их развития на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы. К окончанию школы (3-4 класс) эвенки младшего школьного возраста имеют статистически значимые более низкие показатели развития рефлексии мышления в сравнении с русскими одноклассниками. Эвенки младшего школьного возраста затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и отличить известное от неизвестного, а обнаружив ситуацию дефицита знаний, могут указать, каких знаний ему недостаточно, чтобы решить учебную задачу в большинстве случаев только с помощью педагога. Эвенки в начальной школе затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания в большинстве случаев под руководством учителя.
Таким образом, организованная образовательная деятельность в начальной не обеспечивает развитие содержательной рефлексии младших школьников. В процессе обучения в начальной школе у младших школьников преобладающим является эмпирическое мышление и , следовательно, формальная рефлексия.
В условиях социокультурной депривации в начале школьного обучения дети еще не в полной мере могут принимать познавательную задачу. Они стремятся копировать готовые образцы действий , демонстрируемые взрослым. Смысл выполняемых действий интеллектуального характера (перцептивных, мнестических и мыслительных) им недостаточно понятен. В то же время, имеющееся отставание может не носить патологического характера. Школьное обучение приводит к незначительному улучшению рефлексии мышления эвенков.
Принимая во внимание сниженные показатели развития рефлексии мышления эвенков целесообразно для развития рефлексивно-аналитических умений эвенков организовывать учебной деятельности младшего школьника в форме учебного сотрудничества. В учебном сотрудничестве происходит развитие личности младшего школьника, направленное на становление рефлексии, а значит, и на самоизменение и саморазвитие. Учебное сотрудничество предполагает, что обучающийся приглашает педагога и сверстника оказать ему помощь в поиске решения, но сам определяет, чего именно, каких знаний ему не хватает (в этом и проявляется рефлексия мышления).
Рефлексия, сформированная в ситуации учебного сотрудничества и системно-организованного учебного содержания, обеспечивает развитие рефлексии мышления .
Психологическое содержание рефлексивного действия способа осуществления рефлексии взаимосвязаны с мышлением. В психологии выделяются два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое, которым соответствуют и два основных типа рефлексии: формальная и содержательная соответственно. Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие теоретического мышления , следовательно, в процессе осуществления развернутой учебной деятельности происходит развитие содержательной рефлексии младших школьников.
В контексте младшего школьного возраста «умения учить себя» означает умение знать свои ограниченности в учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте и умения их преодолевать.
Становление рефлексии рефлексивных процессов и образований происходит в младшем школьном возрасте в учебной деятельности .
Специфика развития рефлексии мышления младших школьников коренного народа Севера в значительной мере определяется соотношением экстремальности экологической ситуации и степени ее коррекции социальными факторами. При высокой экстремальности климатогеографических условий неразрывность социальной инфраструктуры в сочетании с рядом неблагоприятных характеристик семейного воспитания достоверно ухудшает показатели когнитивного развития на субпопуляционном уровне.
У коренного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде. Многие дети достигают того уровня познавательной деятельности, который позволяет осознанно усваивать учебную программу, только к концу начальной школы.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Развитие содержательной рефлексии у обучающихся происходит стихийно и у небольшого количества младших школьников, к окончанию начальной школы только четверть обучающихся имеют содержательную рефлексию - наиболее многочисленная группа (показатели находятся в диапазоне 53,8% - 60,8% младших школьников). Обучающиеся с формальной рефлексией, для которых характерен эмпирический подход (метод проб и ошибок) к решению задач.
Особенности рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста (осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия; рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны») характеризуется сниженным уровнем их развития на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы. К окончанию школы (3-4 класс) эвенки младшего школьного возраста имеют статистически значимые более низкие показатели развития рефлексии мышления в сравнении с русскими одноклассниками. Эвенки младшего школьного возраста затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и отличить известное от неизвестного, а обнаружив ситуацию дефицита знаний, могут указать, каких знаний ему недостаточно, чтобы решить учебную задачу в большинстве случаев только с помощью педагога. Эвенки в начальной школе затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания в большинстве случаев под руководством учителя.
Таким образом, организованная образовательная деятельность в начальной не обеспечивает развитие содержательной рефлексии младших школьников. В процессе обучения в начальной школе у младших школьников преобладающим является эмпирическое мышление и , следовательно, формальная рефлексия.
В условиях социокультурной депривации в начале школьного обучения дети еще не в полной мере могут принимать познавательную задачу. Они стремятся копировать готовые образцы действий , демонстрируемые взрослым. Смысл выполняемых действий интеллектуального характера (перцептивных, мнестических и мыслительных) им недостаточно понятен. В то же время, имеющееся отставание может не носить патологического характера. Школьное обучение приводит к незначительному улучшению рефлексии мышления эвенков.
Принимая во внимание сниженные показатели развития рефлексии мышления эвенков целесообразно для развития рефлексивно-аналитических умений эвенков организовывать учебной деятельности младшего школьника в форме учебного сотрудничества. В учебном сотрудничестве происходит развитие личности младшего школьника, направленное на становление рефлексии, а значит, и на самоизменение и саморазвитие. Учебное сотрудничество предполагает, что обучающийся приглашает педагога и сверстника оказать ему помощь в поиске решения, но сам определяет, чего именно, каких знаний ему не хватает (в этом и проявляется рефлексия мышления).
Рефлексия, сформированная в ситуации учебного сотрудничества и системно-организованного учебного содержания, обеспечивает развитие рефлексии мышления .
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛЕРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Логическое мышление младших школьников и возможности его развития в процессе решения проблемных ситуаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Условия развития математического мышления младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условия развития самооценки младшего школьника
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА - В.В. ДАВЫДОВА В ФОРМИРОВАНИИ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГИМНАЗИИ «УНИВЕРС»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития теоретического мышления у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019



