Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №150016

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы144
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Основные подходы к изучению рефлексии в психолого -
педагогической теории и практике 12
1.2. Особенности развития рефлексии мышления младших школьников 29
1.3. Особенности индивидуально-личностного развития младших
школьников коренных малочисленных народов Севера 48
Выводы по Главе 1 60
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 62
2.1. Организация и методики исследования 62
2.2. Анализ результатов исследования динамики развития рефлексии
мышления младших школьников 71
2.3. Методические рекомендации по развитию рефлексии мышления
младших школьников в совместной деятельности 103
Выводы по главе 2 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 120
Приложение

Обществом все в большей степени востребованы люди, готовые к анализу, способные к оценке собственной деятельности, к саморегуляции, имеющие адекватную самооценку. Такая готовность в теоретическом, концептуальном понимании определяется как рефлексия и связывается со способностью человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром.
Необходимо также, чтобы школьники были способны отслеживать те изменения, которые с ними происходят в результате овладения ими учебной деятельностью и осознавали, какими средствами они данных изменений добиваются. Вот почему перед системой образования встает задача целенаправленного развития данной способности у обучающихся. В психолого-педагогических исследованиях она характеризуется как рефлексивность (Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, А.В. Захарова, С. Кульневич, И.П. Подласый, Е.А. Ходырева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. и служит важным условием становления ученика, как субъекта учебной деятельности.
Высокий уровень сформированности рефлексии в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях образования, и в данном контексте проблема формирования рефлексивно-аналитических умений приобретает особую актуальность. Актуальность определяется тем, что от начального образования требуется не только обеспечить школьникам усвоение прочных предметных знаний, умений, навыков, но и заложить основы теоретического мышления, основы самостоятельности мышления, умения учиться.
В понимании В.В. Давыдова - умение учиться это способность преодолевать собственную ограниченность в любой деятельности и человеческих отношений. Эти составляющие умения учиться является рефлексивными образованиями [31].
В контексте младшего школьного возраста «умения учить себя» означает умение знать свои ограниченности в учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте и умения их преодолевать.
Становление рефлексии рефлексивных процессов и образований происходит в младшем школьном возрасте в учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Л.К., Максимов, П.В. Новиков и др.)
Рефлексия мышления может быть сформирована в самом начале обучения в школе, где материалом учебной деятельности является система научных понятий, в качестве средства выступают учебные модели, осуществляется в форме учебного сотрудничества. Основным содержанием являются рефлексивные знания как общие способы решения определенного класса задач, границы которого определяет сам обучающийся.
В педагогической и возрастной психологии понятие рефлексии рассматривается чаще всего в связи с изучением учебной деятельности обучающихся:
- «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности , особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности» (В. В. Давыдов) [32].
- «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность» (Н. Ф. Талызина) [93].
- «осознание способов деятельности, обнаружение ее смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя . Учащийся осознает не только сделанное, но и способы деятельности, т. е. то, как это было сделано» (В.В. Краевский и А.В. Хуторский) [54, 98].
- «мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности» (В.И. Слободчиков) [86]
Психологическое содержание рефлексивного действия способа осуществления рефлексии взаимосвязаны с мышлением .
В психологии В.В. Давыдовым Э.В. Ильенковым и исследователями им выделяются два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое, которым соответствуют и два основных типа рефлексии: формальная и содержательная соответственно.
Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие теоретического мышления, что подтверждается исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Следовательно, в процессе осуществления развернутой учебной деятельности происходит развитие содержательной рефлексии младших школьников.
Следует отметить, что, несмотря на ряд проведённых исследований рефлексивного развития младших школьников (В.В, Давыдов, (А.З. Зак, В.С. Гончаров, В.Г. Романко, Л.К. Максимов и др.), данная проблема остается актуальной для педагогической и возрастной психологии в контексте социально-культурных, этнических различий в рефлексивном развитии личности.
Теоретический анализ показал, что большинство исследований изучение рефлексивности как мыслительной деятельности представлено в младшем школьном возрасте, однако этнические различия рефлексивности мышления не рассматриваются и не учитываются в учебно-воспитательном процессе.
Детям коренных народов присуще своеобразное мышление, личностное развитие, психическое состояние и поведение, адекватное условиям обитания, родной стихии Севера.
Проблема личностного и интеллектуального развития Эвенков, как коренных народов Севера приобретает особое значение и в связи с реализацией компетентностного подхода в системе образования, в рамках которого результат образования определяется через возможность выпускником решать задачи, которые возникают в практике. Решение таких задач предполагает владение обучающимися и рефлексивно-аналитическими умения, составляющими основу рефлексивности теоретического мышления. Это, фактически, определяет не только образовательную значимость, но и основные направления развития обучающихся северных регионов.
Таким образом, актуальность проблемы динамики развития рефлексии мышления младших школьников обусловлена следующими противоречиями:
- между требованиями общества к выпускнику начальной школы как к личности, имеющей основы рефлексии теоретического мышления и умеющей учиться, и стихийностью развития рефлексивности мышления в младшем школьном возрасте;
- между научно обоснованными возможностями возникновения таких новообразований, как рефлексия и анализ, и недостаточным их учетом при организации обучения в начальной школе;
- между необходимостью целостного представления о рефлексии мышления личности и недостаточной изученностью ее проявления и развития у младших школьников коренных народов Севера.
На основе вышеизложенного была сформулирована проблема настоящего исследования : какова динамика рефлексии мышления младших школьников в процессе обучения в начальной школе и каковы особенности рефлексии мышления коренных народов Севера.
Цель исследования: определение психолого-педагогических особенностей рефлексии мышления младших школьников.
Объект исследования - рефлексивность мышления.
Предмет исследования - психолого-педагогические особенности рефлексии мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что рефлексия мышления младших школьников является динамическим образованием, проявляющимся в учебной деятельности.
Частные гипотезы исследования:
1) динамика рефлексии мышления представлена сниженным уровнем развития рефлексивно-аналитических умений, действия оценки и контроля действий на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы;
2) преобладающим типом рефлексии мышления в младшем школьном возрасте является формальная рефлексия;
3) развитие рефлексии мышления эвенков имеет специфику, обусловленную этническими особенностями коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания и состояние проблемы рефлексии личности и обосновать особенности развития рефлексии мышления в младшем школьном возрасте.
2. Изучить психологические особенности развития эвенков как особой этнической группы и выявить особенности их когнитивного и личностного развития.
3. Выявить динамику развития рефлексии мышления младших школьников, проживающих в северном регионе и характерные психолого - педагогические особенности этнической группы эвенков младшего школьного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по развитию рефлексии мышления младших школьников в совместной деятельности .
Методологическая основа исследования представлена следующими положениями:
- положения системного (Ю.А. Бабанский, М.Д. Данилов, В.С. Данюшенков и др.) и деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.В. Котряхов и др.) подходов в образовательном процессе, теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения рефлексивной организации мышления в целом (В.В. Давыдов, А.З. Зак, И.Н. Семёнов, П. Домер, Дж. Флавелл и др.);
- представлением того, каким образом рефлексия включена в развитие мышления личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская, О.К. Тихомиров, Г.П. Щедровицкий и др.), в том числе исследования рефлексивных приемов регуляции мышления, включенного непосредственно в решение практических задач (С.В. Кузнецов, А.В. Лосев, И.Н. Семёнов, А.В. Советов);
-исследования по проблеме развития рефлексии и анализа, рефлексивности обучающихся в начальной школе (Т. В. Белозерцева, А. Ю. Куфарова, С. Н Морозюк, Ю.А. Полякова, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.);
- концепции рефлексии в учебной деятельности (О.А. Анисимов, Г.И. Вергелис, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, метод констатирующего индивидуального эксперимента, предполагающий выявление особенностей рефлексивных действий младшего школьника при решении им специально разработанных экспериментальных заданий , тестирование, анкетирование, количественный и качественный сравнительный анализ, в том числе с применением статистических методов обработки эмпирических данных.
Методики исследования:
С целью определения развития основных рефлексивно-аналитических умений применялись следующие методики: методика Г.А. Цукерман «Педсовет», модифицированные методики А.Б. Воронцова; методики диагностики типа рефлексии мышления «Шифр» и «Фигуры» П.В. Новикова, Достоверность полученных результатов обеспечена использованием системы взаимодополняющих валидных методик ; соблюдением правил проведения эмпирических исследований ; применением статистических инструментов для обработки полученных данных (U /2 - критерия Пирсона), в том числе с использованием компьютерного пакета SPSS Statistics17.
Экспериментальная база исследования.
С целью определения особенностей рефлексивно-аналитических умений эвенкийских младших школьников, обучающихся в 1-4 классах было проведено исследование на базе школы п. Байкит Эвенкийского района Красноярского края.
В исследовании принимали участие 113 обучающихся начальной школы в возрасте 7-10 лет, из них: группу эвенков составляют 16 детей 1 класса, 14 детей 2 класса, 12 детей 3 класса и 13 детей 4 класса; группу русских составляют 12 детей 1 класса, 12 детей 2 класса, 14 детей 3 класса и 16 детей 4 класса.
Этапы исследования:
Первый этап (март - май 2012) — теоретический - проведение анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования , разрабатывались цель, задачи и гипотеза исследования, задана общая стратегия исследования.
Второй этап (2013-2016) — проводился сбор эмпирического материала: исследовали особенности развития рефлексии мышления коренных народов Севера и динамика ее развития в процессе обучения в начальной школе .
Третий этап (2016-2017) — аналитико-обобщающий. Проведение систематизации и интерпретация полученных эмпирических данных Проведены анализ и интерпретация основных результатов исследования , сформулированы общие выводы и положения, выносимые на защиту.
Научная новизна исследования:
Исследованы теоретические основы проблемы развития рефлексивности, определены особенности рефлексии мышления в младшем школьном возрасте. Раскрыта сущность рефлексии мышления в младшем школьном возраста с позиции особенностей развития младших школьников эвенков как представителей коренных народов Севера.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- полученные данные позволяют расширить и углубить представления о рефлексии в младшем школьном возрасте, ее взаимосвязи с мышлением и с динамикой ее развития в процессе обучения в начальной школе с точки зрения специфики коренных народов Севера.
Практическая значимость исследования:
Полученные результаты и разработанные по результатам исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами начальной школы, в том числе в северных регионах, а также на курсах повышения квалификации учителей и в элективных курсах педвузов.
Положения на защиту:
1. Рефлексия мышления - интегральное психическое образование, позволяющее осознанно осуществлять анализ и контроль оснований предметных и мыслительных действий , оценку целостности содержания своего способа действия, действенное понимание смысла и цели своего действия, изменение или корректировку в соответствии с изменившимися данными оснований.
2. Динамика развития рефлексии мышления младших школьников представлена стихийным развитием содержательной и доминированием формальной рефлексии, гетерохронным развитием рефлексивно-аналитических умений.
3. Рефлексия мышления эвенков младшего школьного возраста обусловлена замедлением темпов развития психофизиологических функций , дефицитом общения с окружающими, преобладанием образного мышления и склонности к чувственному восприятию окружающего мира, представлена формальной рефлексией на способ действия, им недоступно выполнение содержательного анализа задач, затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и указать, каких знаний недостаточно для успешного решения задачи, затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям.
4. Организация полисубъектного взаимодействия эвенков младшего школьного возраста в совместной деятельности на основе системного подхода с учетом их этнических особенностей обеспечит развитие рефлексии мышления.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: теоретическим анализом отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования целям и задачам исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, применением методов математико - статистического анализа данных, адекватных целям и задачам исследования, качественным анализом результатов.
Апробация работы и её внедрение Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии КГПУ им. В.П. Астафьева, на заседании педагогического коллектива МБОУ «Байкитской средней школы»
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, включающих выводы, заключения, списка литературы, включающего 111 источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ проблемы рефлексии в философской и психолого-педагогической литературе позволил выявить противоречивость в существующих трактовках рефлексии, обусловленных различными методологическими подходами; определить психолого-педагогическую содержательность понятия рефлексии в отличие от ее собственно философских трактовок. Среди экспериментальных работ по рефлексии в рамках теоретического мышления, мы особо выделяли исследования, проводимые на основе разработанной Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым теории и практики учебной деятельности, так как они имели прямое продолжение в нашей работе при исследовании воспитания рефлексии младших школьников в процессе обучения. Рефлексия рассматривалась нами как «умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия» (В. В. Давыдов).
Психологическое содержание рефлексивного действия способа осуществления рефлексии взаимосвязаны с мышлением. В психологии выделяются два существенно разных типа мышления: эмпирическое и теоретическое, которым соответствуют и два основных типа рефлексии: формальная и содержательная соответственно. Именно в младшем школьном возрасте происходит развитие теоретического мышления , следовательно, в процессе осуществления развернутой учебной деятельности происходит развитие содержательной рефлексии младших школьников.
В контексте младшего школьного возраста «умения учить себя» означает умение знать свои ограниченности в учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте и умения их преодолевать.
Становление рефлексии рефлексивных процессов и образований происходит в младшем школьном возрасте в учебной деятельности .
Специфика развития рефлексии мышления младших школьников коренного народа Севера в значительной мере определяется соотношением экстремальности экологической ситуации и степени ее коррекции социальными факторами. При высокой экстремальности климатогеографических условий неразрывность социальной инфраструктуры в сочетании с рядом неблагоприятных характеристик семейного воспитания достоверно ухудшает показатели когнитивного развития на субпопуляционном уровне.
У коренного населения психический темп носит малоподвижный и ригидный характер, обеспечивая тем самым реальную возможность сохранения и восстановления оптимального уровня работоспособности в нестабильной арктической среде. Многие дети достигают того уровня познавательной деятельности, который позволяет осознанно усваивать учебную программу, только к концу начальной школы.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Развитие содержательной рефлексии у обучающихся происходит стихийно и у небольшого количества младших школьников, к окончанию начальной школы только четверть обучающихся имеют содержательную рефлексию - наиболее многочисленная группа (показатели находятся в диапазоне 53,8% - 60,8% младших школьников). Обучающиеся с формальной рефлексией, для которых характерен эмпирический подход (метод проб и ошибок) к решению задач.
Особенности рефлексивно-аналитических умений эвенков младшего школьного возраста (осознавать и обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного; выделять в недоопределенной ситуации знания и умения, которых не хватает для успешного действия; рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны») характеризуется сниженным уровнем их развития на начальном этапе обучения и слабой положительной динамикой к окончанию начальной школы. К окончанию школы (3-4 класс) эвенки младшего школьного возраста имеют статистически значимые более низкие показатели развития рефлексии мышления в сравнении с русскими одноклассниками. Эвенки младшего школьного возраста затрудняются самостоятельно обнаружить дефицит своих знаний и отличить известное от неизвестного, а обнаружив ситуацию дефицита знаний, могут указать, каких знаний ему недостаточно, чтобы решить учебную задачу в большинстве случаев только с помощью педагога. Эвенки в начальной школе затрудняются дать полную оценку «со стороны» своим мыслям и действиям, рассматривая их основания в большинстве случаев под руководством учителя.
Таким образом, организованная образовательная деятельность в начальной не обеспечивает развитие содержательной рефлексии младших школьников. В процессе обучения в начальной школе у младших школьников преобладающим является эмпирическое мышление и , следовательно, формальная рефлексия.
В условиях социокультурной депривации в начале школьного обучения дети еще не в полной мере могут принимать познавательную задачу. Они стремятся копировать готовые образцы действий , демонстрируемые взрослым. Смысл выполняемых действий интеллектуального характера (перцептивных, мнестических и мыслительных) им недостаточно понятен. В то же время, имеющееся отставание может не носить патологического характера. Школьное обучение приводит к незначительному улучшению рефлексии мышления эвенков.
Принимая во внимание сниженные показатели развития рефлексии мышления эвенков целесообразно для развития рефлексивно-аналитических умений эвенков организовывать учебной деятельности младшего школьника в форме учебного сотрудничества. В учебном сотрудничестве происходит развитие личности младшего школьника, направленное на становление рефлексии, а значит, и на самоизменение и саморазвитие. Учебное сотрудничество предполагает, что обучающийся приглашает педагога и сверстника оказать ему помощь в поиске решения, но сам определяет, чего именно, каких знаний ему не хватает (в этом и проявляется рефлексия мышления).
Рефлексия, сформированная в ситуации учебного сотрудничества и системно-организованного учебного содержания, обеспечивает развитие рефлексии мышления .



1. Айварова Н.Г. Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера // Миры культур и культура мира. Сборник материалов третьей Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 11-12
2. Алексеев Н.Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. 216 с.
3. Алфёрова Е.И. Три века сибирской школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию народного образования в Сибири (21-23 ноября 2001 г, г. Тобольск). - Тобольск: Изд-во Тобольск. гос. пед. ин-та, 2001. - 270 с.
4. Амурские эвенки: Большие проблемы малого этноса. - Благовещенск, 2003. - 217 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: 1979, Т. 2. 287 с
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 2001. 279 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Академия, 2014. 314 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. Учеб. для студентов вузов. М.: Аспект - Пресс, 2001. 364 с.
9. Артеменко О. И. Организация образования в интернатах семейного типа для детей коренных малочисленных народов Севера с учетом психофизиологии ребенка / О. И. Артеменко, Н. Н. Рудь; ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология : актуальные проблемы и перспективы развития: сб. тез. науч.-практ. конф. 16-17 марта 2007 г. - М.: МГППУ, 2007. - С. 4-5.
10. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Метод, основы). М.: Просвещение, 1982. 192 с
11. Белозерцева Т.В. Педагогическая технология формирования
рефлексии школьников в процесс обучения Дис канд. пед. наук.
Челябинск, 2000.204 с.
12. Берцфаи Л.В., Романко В.К, Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии. 1981. No 2. С. 68 - 72
13. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 326 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Политиздат, 1968. 464 с.
15. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Просвещение, 1979. 98 с.
16. Бурыкин А. А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования: что именно наблюдатель принимает за этнопсихологические особенности учащихся? / ред. О. Е. Хухлаев, Т. Э. Руссита // Практическая этнопсихология... С. 5-6.
17. Бучек А. А. Социально-психологические особенности формирования этнической идентичности коренных народов Камчатки / Камч. гос. пед. ун-т. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. - 173 с.
18. Бучек А. А. Этнопсихологические исследования «малых» народов северо-востока России // Люди великого долга: материалы междунар. ист. XXVI Крашенинник. чтений. - Петропавловск-Камчатский, 2009. - С. 26-33. - Библиогр.: с. 31-33.
19. Быханов И.И. Исследование рефлексии в зарубежной и отечественной психологии// Дошкольное и начальное образование : современные методические подходы Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. 2015. С. 303-310.
20. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., Изд. «Академия», 2000. - 174 с.
21. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. No 1. С. 71 - 79.
22. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика; Пресс, 1999. 536 с. 52.
23. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М Изд. акад. пед. наук., 1960. 500 с.
24. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. 1007 с. 53.
25. Головин А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера России/ Амурские эвенки: Большие проблемы малого этноса : Сборник научных трудов (Под ред. проф. Быковой Г.В.) - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 266 с. http ://txtb .ru/ 4/12. html
26. Гончаров О. А. Восприятие перспективы и пространственные представления у коренных жителей Крайнего Севера / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Вопр. психологии. - 2007. - № 1. - С. 91-100.
27. Гончаров О. А. Культурные и экологические факторы восприятия перспективы у коренных жителей тундры / О. А. Гончаров, Ю. Н. Тяповкин // Культурно-историческая психология . - 2007. - № 4. - С. 2-11.
28. Громыко Ю.В. Оргдеятельностные игры и развитие образования / Технология прорыва в будущее. М.: Независимый методологический унт, 1992.
29. Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности, теория и эксперимент. М., 1992. С. 100 - 108.
30. Давыденко Т.М. Теория и практика рефлексивного управления школой: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: НИИ ТОиПОР, 1996. 36 с.
31. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С. 66 - 97.
32. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования, психол. ин-т; Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: Интор, 1996.544 с. 68.
33. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 1987. С. 43 - 49. 69.
34. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992.No3-4. С. 14 -19.
35. Дедерер Л.П. О механизме возникновения рефлексии // Рефлексия в науке и обучении. Тезисы докладов. / Под ред. И.С. Ладенко и др. Новосибирск: АПН ССР, 1984. С. 31-32.
36. Дерябина С. В. К вопросу об актуальности междисциплинарных исследований личности в малых реликтных группах / С. В. Дерябина, Т. З. Биктимиров; под ред. О. Е. Хухлаева // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития : сб. мат-лов второй Всероссийской науч.-практ. конф. 21-22 ноября 2008 г. - М., 2008. - С. 150-167.
37. Зак А.З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1976. 17 с. 166
38.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. / АПН СССР. Ин-т теории и истории педагогики. М., Просвещение. 1988. 175 с.
39.Занков Л.В. Избранные пед. труды. М.: Новая школа, 1996. 432 с.
40.Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. Особенности формирования оценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте / Новые исследования в психологии . 2011. No 2. С. 72 - 77.
41.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 2002. С 107 - 113.
42. Зимин А.В. Вопросы социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере. / Актуальные вопросы современной психологии и педагогики [Текст]: Сборник докладов IV-й Международной научной заочной конференции (Липецк, 21 августа 2010 г.) / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Дефакто», 2010. - 256 с. - С. 16-21.
43. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2¬е изд., испр. перераб и доп. М.: Логос 2016. 384 с.
44.Зяблицева Т.И., Ивина Н.Н., Макарова Н.В., Отрощенко Т.В. Формирование рефлексии и оценочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО . // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования в условиях реализации федеральных государственных и профессиональных стандартов Сборник трудов по итогам IV Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2015. С. 106¬
111.
45. Илимдарова А.Б. Формирование и развитие рефлексии у младших школьников в учебной деятельности. // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-2. С. 157-163.
46. Казанцева В.А., Исмаилова Р.Г. Учебная деятельность - основное условие формирования основ рефлексии младших школьников . // НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 127-130.
47. Карабанова С. В. Особенности современного образа мира коренных народов Камчатки / под ред. Р. Д. Санжаевой // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона : сб. науч. статей международной научно-практической конф. 23-25 мая 2008 г.: в 2-х т. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 2. - С. 199-203.
48. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика самосознания учащихся: Метод рекомендации. - Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. 36 с.
49. Каяшева О.И. Развитие представлений о рефлексии в философии и психологии. // Психология личности: изучение, развитие, самопознание Сборник научных материалов. Под общ. ред. О.И. Каяшевой, Н.В. Николаевой. СПб, 2015. С. 5-31.
50. Козырева Т.В. Понятие рефлексии в истории философии. // Вестник угроведения. 2013. № 2 (12). С. 75-85.
51. Кононов В. С., Интернат как социокультурный центр сохранения и пропаганды культурных традиций народов Севера в городе Муравленко. // Образование Ямала. - 2017. - №15. [Электронный ресурс]: http://yamal- obr.ru/ articles/ intemat-kak-sotsiokultumiy-tsentr-sokh/
52. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: Академия, 1997.496 с
53. Коренные малочисленные народы России на пороге ХХ1 века: проблемы, перспективы, приоритеты (материалы Всероссийского конгресса).
- СПб., 2000. - 318 с.
54. Краевский, В. В.Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 238 с.
55. Кригер Г. Н. Особенности структурно-содержательных характеристик этнического самосознания коренных малочисленных народом Сибири (на примере телеутского этноса): автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- Хабаровск, 2005. - 18 с.
56. Куликова О.И., Каяшева О.И. Проблема рефлексии в отечественной и зарубежной психологии. // Балтийские встречи Сборник по материалам научно-практической межвузовской междисциплинарной студенческой конференции. 2015. С. 62-65.
57. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мышления // Деятельность и психологические процессы. М., 1977. С.67-69.
58. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособ. - М.: Ключ - С, 1999. - 224 с.
59. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., Наука, 1980. 358 с.
60. Лобова В. А. Психический темп у представителей разных этнических групп Крайнего Севера. Социально-психологические аспекты // Психическое здоровье. - 2007. - № 4. - С. 43-46.
61. Магомедова М.Г. Психолого-педагогические особенности развития рефлексии мышления школьников. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки . 2010. № 2. С. 111-119.
62. Меняшев А. Е. Мифологическое в структуре этнического сознания коренных народов о. Сахалин: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2005. - 22 с.
63. Метаева В.А. Рефлексия, от философии к педагогике. // Омский научный вестник. 2016. № 4 (38). С. 45-47.
64. Метаева В.А. Рефлексия: формирование нового типа мышления
человека. // Человек и образование. 2016. № 6. С. 32-34. 1
65. Морозова Е.В. Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления . // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № 11. С. 126-130.
66. Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера / В. С. Мухина, С. М. Павлов // Развитие личности. - 2001. - № 3-4. - С. 55-75.
67. Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - № 4. - С. 44-53.
68. Новиков, П. В. Развитие рефлексии у младших школьников: Дис. ... канд. психол. наук [Текст]: 19.00.07 / П.В, Новиков. - М, 1998. - 190 с.
69. Новикова И. И. Психологический портрет учащихся коренной национальности // Соколова Ю. В. Национально-психологические особенности представителей эвенкийского этноса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курск, 2004. - 22 с.
70.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.360 с.
71. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2013. 192 с. 166.
72. Пигузова, С В. Этапы становления рефлексии младшего школьника в учебной деятельности / С. В. Пигузова, Н. Н. Тулькибаева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Серия 3: Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. — Челябинск. Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005. — С. 208— 212.
73. Рабинович О.Т. Культура мышления личности в осознанной рефлексии. // Высшее образование сегодня. 2010. № 3. С. 56-58.
74. Репкин, В.В. Развивающее обучение: теория и практика [Текст]/ В.В. Репкин. - Томск: «Пеленг», 1997. 280 с.
75. Романко, В.Г. Особенности рефлексивного контроля как учебного действия [Текст]/ В.Г. Романко //Новые исследования в психологии. 2005. №1. С. 27-31.
76. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 1096 с.
77. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 255-385.
78. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблемы организации творческого мышления и рефлексии—подходы к исследованию // Психология творчества. М., 1990. С. 37-52. 194
79. Семенов И.Н. Современные исследования психологии рефлексии: от истории и методологии через экспериментатику к практике . // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 3-6.
80. Семенов И.Н., Степанов СЮ. Рефлексия в организации творческого мьшления и саморазвития личности // Вопросы психологии.1983. No2 С. 35 - 42.
81. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. М.: Граф - Пресс, 2002. 144 с.
82. Сергеева С.Б. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках природоведения // Начальная школа. 1997. No 4. С. 55 - 57. Климов Е.А. Психологи, воспитание, обучение: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2000. 367с
83. Серёгин К.С. Связь рефлексии и понятийного мышления подростков. автореф. дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / исслед. ун-т "Высш. шк. экономики". М., 2013. - 29 с.
84. Сизикова Т.Э., Волошина Т.В., Повещенко А.Ф. Обзор исследований рефлексии в психологии . педагогическая рефлексия . // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 89-102.
85. Сиротина Е. А., Степанов С. Ю., Зарецкий В. К. Исследование рефлексивного аспекта принятия решения как фактора оптимизации мышления // Эргономика. Исследование процессов принятия решений . - Вып. 14. - М.: ВНИИ ТЭ, 1977. - С. 110-133.
86. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков. - М.: АСТ, 2013. 360 с.
87. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с
88. Степанов С.Ю., Варламов Е.П. Рефлексивно-инновационный подход подготовке кадров управления // Вопросы психологии . 1995. No 1. С.
89. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопросы психологии. 1991. No 5. С. 5 — 15
90. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / Ран. Ин - т психологии. М.: Наука, 2000. 174 с. 220.
91. Суворова К.А. Определение перспектив формирования учебной рефлексии у младших школьников. // Вектор развития современной науки сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1126-1131.
92. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1998. 176 с.
93. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
94. Трефилова Е. Г. Традиционные экологические знания как часть экологического сознания коренных народов Камчатки // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона : Сб. научных статей международной научно-практической конференции 23-25 мая 2008 г.: В 2-х т. / под ред. Р. Д. Санжаевой. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. - Т. 2 - С. 214-219.
95. Трутнева И. В. Влияние билингвизма на формирование образа мира коренных народов Сахалина (на материале нивхов): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Хабаровск, 2004. - 22 с.
96. Тулькибаева Н.Н., Пигузова С.В. Этапы становления рефлексии младшего школьника в учебной деятельности. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2005. № 27. С. 208-211.
97. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн / Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал №2(23). - 2010. - С.12-18.
98. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. - № 2. - С. 58 - 64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ