Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96988

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие о рефлексии в психолого-педагогической литературе б
1.2. Специфика становления учебной рефлексии у младших школьников 14
1.3. Теоретические основания для создания педагогических условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы 39
2.2. Характеристика условий, обеспечивающих развитие учебной рефлексии у младших школьников 49
2.3. Итоги работы по теме исследования59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67


Актуальность исследования. Главной ценностью образования на современном этапе является развитие у человека потребности и возможности выйти за пределы исследуемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование. В связи с этим возникает необходимость в формировании умений анализировать уровень личностного роста и собственной учебной деятельности. В соответствии с ФГОС в России целью современного образования становится воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморазвитию, а содержание образования ориентируется на осознание учащихся как субъектов образовательного процесса.
У младших школьников часто возникают трудности рефлексивного характера при осуществлении учебной деятельности. Отсутствие самопознания, умений анализировать свои мысли, беспристрастно оценивать свои возможности негативно влияют на процесс обучения.
Особое внимание к понятию «рефлексия» представителей различных отраслей научного знания детерминирована развитием общественной жизни, потребностью личности в понимании, оценке самой себя. Понятие «рефлексия» прослеживается уже в идеях Аристотеля и Платона, а затем в трудах таких философов, как Гегель, Р. Декарт, Д. Дидро, А. Лейбниц, Дж. Локк, Б.Спиноза, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг, в исследованиях современных философов и методологов (М. Бахтин, С. Гессе, В. Зинченко, Г. Щедровицкий), в теории аналитической и индивидуальной психологии (А. Адлер, В. Олпорт, С. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
С развитием тенденции гуманизации образования понятие «рефлексия» начало рассматриваться отечественными психологами и педагогами (Б. Ананьев, А. Бодалев, Л. Выготский, В. Вульфов, В. Давыдов, В. Загвязинский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Д. Эльконин). Для выяснения сущности рефлексивных умений считаем необходимым проанализировать понятие «рефлексия», рассмотреть некоторые подходы к исследованию феномена рефлексии. Этимологический и лексико-семантический анализ понятия «рефлексия» указывает на устойчивость содержания понятия, несмотря на его пяти вековую историю.
Объектом исследования является рефлексия младших школьников.
Предметом исследования являются условия, обеспечивающие развитие учебной рефлексии у младших школьников.
Цель данной работы состоит в обобщении подходов к определению и обоснование теоретического содержания понятия рефлексия как актуальной педагогической проблемы и выявлении условий развития учебной рефлексии у младших школьников для применения в образовательной практике.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение целого ряда задач.
1. Раскрыть сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности.
3. Описать педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников.
4. На основе педагогической диагностики разработать и апробировать условия, обеспечивающие развитие рефлексии учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы и эмпирические (в том числе опрос, тестирование, системный и качественный анализ полученных данных).
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛ


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате написания данной работы была достигнута ее цель - обобщены подходы к определению и обосновано теоретическое содержание понятия рефлексия как актуальной педагогической проблемы и выявлены условия развития учебной рефлексии у младших школьников.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач.
1. Раскрыта сущность понятия рефлексии в психолого-педагогической литературе. 2. Дана характеристика специфике становления учебной рефлексии у младших школьников в составе учебной деятельности. 3. Описаны педагогические условия развития учебной рефлексии младших школьников. 4. Проведена опытно-поисковая работа по развитию учебной рефлексии у младших школьников. 5. Разработана и апробирована система работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников.
В результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
1. Под рефлексией понимается обращение индивида к его внутреннему миру, к опыту, мышлению, деятельности, переживаниям, то есть ко всему, что он видел, слышал, делал; основа самоидентификации человека; способность саморегуляции мышления осознавать собственное поведение и деятельность, то есть рефлексия выступает как контроль и самооценка; самопознание, направленное на отражение в сознании собственных конкретных способностей (умений, навыков).
2. Суть рефлексии обучающихся начальной школы заключается: в осознании того, что было сделано; в возможности задуматься над повышением качества работы; а в отношении учебной деятельности - в анализе собственного процесса учения. На этапе начального обучения младший школьник должен овладеть такими рефлексивными умениями учебной деятельности, как: самоконтроль (самоанализ и самокоррекция); самооценка.
3. Успешность обучения учащихся начальной школы определяется уровнем развития у них учебной рефлексии. Уровень развития рефлексии, в свою очередь, определяется уровнем развития контрольно-оценочных (ориентироваться на образец, осуществлять само- и взаимоконтроль, выражать оценочные суждения) умений и навыков.
4. Изучение особенностей учебной рефлексии младших школьников на начальном этапе опытно-поисковой работы позволило выделить три группы младших школьников: у 1 обучающегося (5%) умения учебной рефлексии развиты в достаточной степени; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 17 испытуемых (85%); умения учебной рефлексии не развиты у 2 испытуемых (10%).
5. На основе проведенного исследования и анализа психолого-
педагогической литературы была разработана система работы учителя по развитию рефлексии учебной деятельности младших школьников. Развитие рефлексии учащихся начальной школы возможно при следующих педагогических условиях: обеспечение личностно-ориентированного характера педагогического взаимодействия; педагогическое стимулирование самореализации в процессе исследовательской и игровой деятельности, создание эмоционально благоприятной учебно-воспитательной среды; поэтапность включения школьников в творческую исследовательскую деятельность; соблюдение принципов системности, доминантности и вариативности; применение разработанных форм, методов и средств обучения; соблюдение технологии проведения урока.
6. Проведенное повторное исследование показало положительную динамику в развитии учебной рефлексии младших школьников. Обучающиеся были поделены на две группы: в достаточной степени развиты умения учебной рефлексии у 4 обучающегося (20%) по сравнению с 1 обучающимся (5%) на начальном этапе опытной-поисковой работы; умения учебной рефлексии недостаточно развиты у 16 испытуемых (80%) по сравнению с 17 обучающимися (85%) на начальном этапе опытной- поисковой работы.
Таким образом, выделенные нами условия оказались эффективными.



1. Абдувахобова, Д. Э. Психологические особенности обучения в процессе образования [Текст] / Д. Э. Абдувахобова, М. К. Кадырова, Ш.Н. Эрназарова // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 912-914.
2. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М. : Педагогика, 1999. - С. 7-44.
3. Божович, Л. И. Сознательно управлять своим поведением: Воспитание воли в младшем школьном возрасте [Текст] / Л. И. Божович // Семья и школа. - 1981. - №3. - С. 28- 31.
4. Варюхина, Т. А. Потенциальная сфера личности и особенности ее развития в образовательном процессе [Текст] / Т. А. Варюхина // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 6-8.
5. Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74¬76.
6. Вестник СибИРО «Пеленг»: [Период. изд.] Вып. 1 [Текст] / Сиб. ин -т развивающего обучения; Ред. вып. Л.М. Райская]. - Томск: Пеленг, 1999. - 96 с.
7. Водопьянова, Т. М. Работа с одарёнными детьми средствами научно-исследовательской деятельности [Текст] / Т. М. Водопьянова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 73-76.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 385 с.
9. Выготский, Л. С. Избраные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 520 с.
10. Галица, Е. В. Формирование интереса и желания учиться у ученика по В.А. Сухомлинскому [Текст] / Е. В. Галица // Образование и воспитание. - 2015. - №1. - С. 11-13.
11. Грунина, Г. М. Организация творческой и поисковой деятельности учащихся [Текст] / Г. М. Грунина // Завуч. Все для работы. - 2013. - № 13 - 14. - С. 18-23.
12. Давыдов, В. В. Об основных путях рефлексии младших школьников [Текст] / В. В. Давыдов. - Тбилиси. Алтея, 2008. - 687 с.
13. Дуткевич, Т. В. Детская психология. Учебное пособие [Текст] / Т. В. Дуткевич. - М. : Центр учебной литературы, 2012. - 424 с.
14. Елисеева, Д. С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / Д. С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
15. Зухайраева, Э. Х. Игровые методы как средство развития познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста [Текст] / Э. Х. Зухайраева // Образование и воспитание. - 2016. - №1. - С. 37¬40.
16. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты [Текст] / авт.-сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 142 с.
17. Кант, И. Сочинения [Текст] / И. Кант. - М. : Политиздат, 1966. - Т.6. - 590 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
19. Корольчук, М. С. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / М. С. Корольчук, П. П. Криворучко. - К.: Эльга, Ника-центр, 2004. - 248 с.
20. Куликова, О. М. Основы исследовательской деятельности учащихся
начальной школы: рабочая программа по внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL:
www.kriroipk.eom/_ld/6/632_53_Kulikova_Syk.pdf (дата обращения:
19.12.2018).
21. Кураев, Г. Возрастная психология [Текст] / Г. Кураев, Е. Пожарская. - Ростов-на-Дону, 2002. - 140 с.
22. Ладенко, И. С. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования: сб. ст. АН СССР, Сиб. Отделение, ин-т истории, филологии и философии [Текст] / отв. ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск: Наука, Сиб. Огд-ние, 1987. - 235 с.
23. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1997. - 304 с.
24. Магкаев В. X. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте [Текст] / В. X. Магкаев // Вопросы психологи. - 1974. - №5. - С. 98-106.
25. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Олов. - М., 1990. - 212 с.
26. Марчукова, О. Ю. Проблема эффективности учебной деятельности [Текст] / О. Ю. Марчукова // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 33-34.
27. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 114 с.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Академия, 2000 - 454 с.
29. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования [Текст] / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 8¬16.
30. Огурцова, М. Э. Развитие контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников [Текст] / М. Э. Огурцова, О. А. Томашевская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. - С. 89-96.
31. Перечень планируемых метапредметных результатов освоения
образовательной программы [Электронный ресурс]. URL:
http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/informatika-ikt/fgos/perechen-planiruemykh-metapredmetnykh-rezultatov- osvoeniya-obrazovatelnoj-programmy.html(дата обращения: 03.01.2019).
32. Петровская, Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи [Текст] / Л. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова [и др.]. - М. : Смысл, 1999. - 377 с.
33. Петровский, А. В. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. - М. : ИПЛ, 1990. - 702 с.
34. Петровский, В. А. Личностно развивающее взаимодействие [Текст] / В. А. Петровский, В. К. Клиненко, И. Б. Котова. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993. - 88 с.
35. Пономарев, А. Я. Психология творчества и педагогика [Текст] / А. Я. Пономарев. - М. : Педагогика, 1976. - 280 с.
36. Прокофьева, М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] / М. Б. Прокофьева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 144-146.
37. Ромась, Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах [Текст] / Л. Ромась // Начальное образование. - 2013. - № 15 (апрель). - С. 2-11.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубиншьейн - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 720 с.
39. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А. И. Савенков. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.
40. Савченко, А. Я. Дидактика начальной школы [Текст]: Учебник для вузов / А. Я. Савченко. - К.: Генеза, 2002. - 368 с.
41. Скаткин, М. Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы [Текст] / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. - М. : Знание, 1981. - 96 с.
42. Степанов, А. Н. Психологическая энциклопедия (Энциклопедия эрудита) [Текст] / А. Н. Степанов. - К.: Академиздат, 2006. - С. 300-327.
43. Стригунова, А. Г. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы [Текст] / А. Г. Стригунова // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 1296-1299.
44. Филоненко, А. А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Филоненко // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 892-894.
45. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Современная энциклопедия, 1989. - 815 с.
46. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст] / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
47. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.
48. Эльконин, Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Академия педагогических наук РСФСР [Текст] / Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1986. - 339 с.
49. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/egp(дата обращения: 19.12.2018).
50. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки [Текст] / Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1978. - 391 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ