Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение конкурентоспособности продукции малого предприятия на рынке (Кубанский Государственный Университет)

Работа №149988

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

стратегический менеджмент

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость2400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - ООО «Архминводы» (г. Архангельск).
Основной вид деятельности – производство упакованных питьевых вод, включая минеральные воды.
Проведен анализ данных за 2019-2021 годы.

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретические и методические аспекты конкурентоспособности продукции малого предприятия… 6
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности продукции………… 6
1.2 Формирование конкурентной стратегии и преимуществ продукции в малом бизнесе…15
1.3 Методы оценки и анализа конкурентоспособности………..………… 21
2 Анализ конкурентоспособности продукции малого предприятия…........ 28
2.1 Организационная характеристика и анализ экономических показателей деятельности малого предприятия ООО «Архминводы»…28
2.2 Оценка рынка минеральной, питьевой воды и факторов конкурентоспособности продукции в отрасли…………….42
2.3 Анализ конкурентов, сбыта и потребительских предпочтений продукции…53
3 Совершенствование системы обеспечения конкурентоспособности продукции в малом бизнесе…………………………………………….69
3.1 Предложения по изменению конкурентной и продуктовой стратегии предприятия ООО «Архминводы»……………………………69
3.2 Рекомендации по улучшению маркетинга и системы продвижения продукции на рынке…75
Заключение………………………………………………...85
Список использованных источников……………93

В современном состоянии экономики рынок минеральной воды постоянно растет, удовлетворяя повышающиеся потребности населения в качественной питьевой воде. Это самый быстрорастущий рынок. Вместе со спросом растет и производство воды, повышается уровень конкуренции и концентрация продавцов на рынке. В связи с тем, что рынок емкий, а производство довольно простое, рынок привлекает все больше новых игроков разных ценовых категорий. Многим производителям становится труднее продвигать свою продукцию, правильно ее позиционировать, эффективно использовать потребительские свойства и маркетинговые характеристики продукции. Новые угрозы появляются в связи со снижением потребительского спроса из-за санкций, роста издержек производства, однако появляются и новые возможности расширения рынка в связи с уходом западных фирм минеральной воды, что требует улучшения характеристик продукции для конкуренции уже с отечественными производителями и захвата большей доли рынка. Лидеры задумываются об освоении уникальных сегментов рынка, поиске новых резервов роста конкурентоспособности продукции, что повышает актуальность темы исследования.
В научной литературе есть много работ зарубежных ученых, посвященных различным сторонам понятия конкурентоспособности. Это работы таких авторов, как: Ансофф И., Портер М., Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж., Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Отечественные ученые, изучающие в своих трудах конкурентоспособность фирм, продукции и конкурентные стратегии в современных условиях следующие: Азоев Г.А., Фатхутдинов, Р.А., Козловский В., Бабкин А.В., Болдырева Н.П., Быков В.А., Комаров Е.И., Григорян Е.С., Гришина Ю.В., Грушенко В.И., Емадаков Р.Ю., Еремеева Н.В., Зуб А.Т., Исаев А.А., Криворотов В.В., Шаркова А.В., Меркулина И.А., Квасникова В.В., Жучкевич О.Н., Котова С.В., Красюк И.Н., Лифиц И.М., Мокроносов А.Г., Отварухина Н.С., Слепов В.А., Соловьева Ю.Н., Тарануха Ю.В., Тюлин А.Е., Чурсин А.А. и др. Вопросам конкурентоспособности в малом бизнесе посвящены работы ученых Леонтьева Б.Б., Логиновой Е.Ю., Пряниной О.Д., Горфинкеля В.Я., Шеремета А.Д. Никитиной Н.Ю., Корунова С.М., Яшина А.А., Опарина И.Д., Резника С.Д., Валигурского Д.И. Однако вопросы конкурентоспособности продукции в малом бизнесе в современных условиях раскрыты недостаточно, что определило цель работы.
Цель работы – разработать на основе проведенного исследования теоретических и практических аспектов направления повышения конкурентоспособности продукции малого предприятия на рынке минеральной воды в современных условиях. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
 изучить понятие и факторы конкурентоспособности продукции предприятия;
 исследовать вопросы разработки конкурентной стратегии продукции в малом бизнесе;
 проанализировать методы и критерии оценки конкурентоспособности;
 провести анализ экономических показателей деятельности малого предприятия ООО «Архминводы»;
 оценить рынок минеральной, питьевой воды и факторы конкурентоспособности продукции предприятия в отрасли;
 проанализировать потребительские предпочтения и проблемы конкурентоспособности продукции;
 предложить направления конкурентной и продуктовой стратегии предприятия ООО «Архминводы»;
 разработать рекомендации по улучшению маркетинговых характеристик и системы продвижения продукции на рынке.
Объект исследования – малое производственное предприятие ООО «Архминводы».
Предмет исследования – экономические и управленческие отношения, связанные с системой, методами и стратегией обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия на рынке минеральной и питьевой воды.
Информационная база исследования представлена нормативно-правовыми актами РФ, статистическими данными Росстат, аналитических и специализированных порталов, данными отчетности малого предприятия.
Теоретической и методической основой исследования являются научные труды ученых в области менеджмента и стратегического менеджмента, конкуренции и конкурентоспособности фирм. В работе использованы методы анализа и синтеза, логический, системный и стратегический анализ отрасли, финансово-экономический и статистический анализ предприятия, прикладные исследования.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрыты понятие, факторы конкурентоспособности продукции, исследованы методы ее измерения и анализа. Рассмотрены виды и этапы формирования конкурентной рыночной стратегии.
Во второй главе проанализированы экономическое и финансовое состояние малого предприятия ООО «Архминводы», проведен анализ отрасли и рынка сбыта, выявлены основные тенденции развития, проанализированы конкуренты, цены и выявлены конкурентные преимущества и слабые стороны продукции компании. Проведен анализ потребительских предпочтений.
В третьей главе предложены направления конкурентной стратегии по продвижению продукции предприятия на рынке, разработаны маркетинговые мероприятия для увеличения продаж и подсчитана их эффективность.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в исследовании факторов конкурентоспособности продукции на рынке минеральной воды в современных условиях, что может быть использовано в дальнейших исследованиях. Практические предложения могут быть использованы для повышения конкурентоспособности продукции исследуемого малого предприятия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования в работе можно сделать следующие выводы и привести основные результаты и рекомендации.
1.Конкурентоспособность продукции – это интегральная характеристика продукции, ее параметров (потребительских, экономических, организационно-коммерческих) относительно требований рынка или подобной продукции. Конкурентоспособность продукции определяется еще на стадии разработки. В процессе производства формируются самые важные составляющие конкурентоспособности продукции: качество и себестоимость. Начальное определение данных характеристик затем формирует основные потребительские свойства товара на рынке – качество и цену реализации.
Формирование конкурентоспособности товара начинается с определения потребительских свойств, по которым оценивается возможность продажи товара на рынке. На рынке покупателями происходит сравнение характеристик и цены товара с аналогичной продукцией конкурентов относительно того, насколько он удовлетворяет запросы покупателей.
Для определения конкурентоспособности товара необходимо определить следующие характеристики:
 требования потенциальных потребителей рынка к товару;
 объем и динамика спроса на товар;
 уровень цен;
 уровень конкуренции на рынке по данной категории товара;
 основные параметры товара у конкурентов;
 рынки для данного товара и этапы продвижения на них;
 срок окупаемости затрат на производство продукции и ее реализацию.
2. На конкурентоспособность продукции влияет множество факторов внутренней среды предприятия. Все факторы конкурентоспособности объединены в 4 взаимосвязанные группы: технические, организационные, экономические и социальные.
Технические факторы производства влияют на конкурентоспособность продукции на этапе ее проектирования, обеспечивая будущие технико-экономические параметры продукции. На этом этапе закладывается определенный уровень качества изделия, которое влияет на удовлетворение запросов потребителей. К основным организационным факторам предприятия, влияющим на формирования конкурентоспособности продукции относятся: современные формы и методы организации и управления производством, позволяющие эффективно использовать ресурсы, технику и технологии. К факторам социально-экономическим относятся система планирования или менеджмента качества предприятия, система прогнозирования изменения качественных параметров продукции на рынке, ценовая политика предприятия, формируемая с учетом факторов внешней рыночной среды и отрасли, когда устанавливаются приемлемые для предприятия и потребителей конкурентные цены на продукцию. Немаловажным является и мотивация персонала по выпуску конкурентоспособной качественной продукции, организация кружков качества по примеру Японии для улучшения продукции и производства.
Одной из важных составляющих факторов внутренней среды являются комплекс сбыта и маркетинга, сбытовая и маркетинговая политика, которые влияют не на себестоимость продукции, а на себестоимость продаж, то есть конечную цену реализации для потребителя. В товарной стратегии используется стратегия дизайна товара, дифференциации товара (улучшении потребительских свойств продукции) и стратегия перекрытия.
Комплекс ценообразования – это разработка механизма цен на товары. В процессе установления цен на товары учитываются факторы внутренние и внешние. Факторы, влияющие на ценообразование – это себестоимость, цены конкурентов, цены товаров-заменителей, уникальные достоинства продукции.
3. Внешние факторы – это факторы, на которые предприятие не может оказать влияние. Участники каналов сбыта влияют на цены товара в связи с издержками на содержание торговых точек, по перевозке, хранению, упаковке, комплектации товара, которые входят в издержки реализации и увеличивают конечную цену товара. Товаропродвижение продукции на рынке, как часть комплекса маркетинга – это система мероприятий по улучшению позиций продукции на рынке, увеличению спроса и продаж. Комплекс маркетинга малого предприятия включает исследования рынка, товарную и ценовую политику, каналы распределения и стимулирование сбыта.
Внешние факторы – это факторы, на которые предприятие не может оказать влияние. В отрасли выделяют 5 сил конкуренции: новые конкуренты, товары-заменители, покупатели, поставщики, соперничество между конкурентами на рынке. Они определяют прибыльность компании, влияя на цены реализации товаров через расходы реализации и производства, они влияют на инвестиции в производство и систему сбыта.
4. На основе проведенного экономического анализа деятельности предприятия нами выяснено, что в 2021 году в связи с кризисом пандемии и санкций объем продаж упал в 4,5 раза до 2254 тыс. руб. Показатель прибыли от продаж улучшился в 2020 году по сравнению с 2019 годом 5612 тыс. руб., но в 2021 году положение предприятия ухудшилось по причине пандемии и прибыль от продаж упала до убытка в 1633 тыс. руб. Финансовый результат в виде убытка в 2020 году составил в размере 11 767 тыс. руб., а в 2021 году убыток увеличился и составил 12911 тыс. руб. Рост убыточности предприятия за 2019-2021 годы составил 244,9%.
Снижение объема выручки повлияло и на прибыль. Чистая прибыль в 2021 г. составила убыток 12911 тыс. руб. Убыток вырос за период 2019-2021 гг. на 244 %. Компания была прибыльной в 2007, 2009-2017 гг., а с 2018 года наблюдается падение прибыльности в зону убытков. Чистая прибыль в 2020 году снизилась на 6496 тыс. руб., показывая убытки в размере 11767 тыс. руб., что говорит о негативной тенденции. В 2021 году эта тенденция нарастала. Большую роль в этом сыграли производители минеральных и питьевых вод РФ, которые начали усиленно занимать рынок более дешевой и менее качественной продукцией. Большую роль в этом сыграли и иностранные производители питьевых вод, такие как «Coca-Cola», «Pepsi-Cola». В 2022–2023 году в связи с СВО и санкциями эти компании уходят с рынка, что дает возможность местным производителям занять все свободные рыночные ниши. Также низкие финансовые результаты связаны со снижением объема продаж и недополучением выручки за 2020 год из-за поднятия цены с 1 июня 2020г. на 3% по ТМ «Куртяевская» и ограничительных мер кризиса пандемии с марта 2020 г.
У предприятия упал коэффициент текущей ликвидности в 2 раза в 2021 г. по сравнению с 2019 г., однако он находится в пределах нормативных значений, но есть тенденция повышения уровня финансового риска, тенденции ухудшения возможности стабильно оплачивать текущие счета. Коэффициенты ликвидности имеют отрицательную динамику, что является негативной тенденцией. Однако коэффициент текущей ликвидности и коэффициент срочной ликвидности остаются в пределах допустимых норм в 2019-2020 гг. Предприятие имело достаточно активов для погашения своих краткосрочных обязательств. Однако коэффициент срочной ликвидности уменьшился с 1,6 в 2019 г. до 0,92 в 2021 г., и находится ниже нормативного значения, что говорит о том, что у компании ухудшаются возможности погашать текущие обязательства.
Коэффициенты финансовой устойчивости свидетельствуют о снижении доли собственного капитала. Коэффициент автономии равен 0,28 в 2020 г., это означает, что финансирование деятельности предприятия осуществляется не менее чем на 28% из собственных источников. Однако доля финансирования за счет собственных источников в 2021 г. снижается до 10 %, что говорит о том, что предприятие имеет тенденцию пользоваться заемными средствами для финансирования своей деятельности.
Коэффициенты финансовой устойчивости находятся в пределах нормы и на конец 2020 года составил 0,65, а на конец 2021 г. составил 0,7. В целом, все коэффициенты соответствуют рекомендуемым значениям, следовательно, предприятие финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов. Однако есть тенденция повышения финансового риска и ухудшения возможности расплачиваться по текущим обязательствам.
В 2020 году на каждый рубль, вложенный в активы, получено выручки 1,7 руб. Увеличение оборачиваемости активов на 0,4% показывает улучшение эффективности использования всех ресурсов предприятия, как заемных, так и собственных. Увеличение показателя в 2020 г. происходит, как правило, из-за роста объема выручки, увеличение выручки в 2020 году составило 5% или 3915 тыс. руб. по сравнению с 2019 годом. Однако в 2021 году оборачиваемость активов падает. То есть каждая единица активов приносит меньше выручки. На каждый вложенный рубль предприятие получает только 45,4 копейки выручки, то есть это говорит о неэффективной работе в 2021 году. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизился на 0,8%. Срок оборачиваемости дебиторской задолженности в 2020 году увеличился по сравнению с 2019 годом на 29 дней. Причиной повышения является организация взаимоотношений с покупателями, обеспечивающая более выгодный покупателю, отложенный график платежей с целью привлечения и удержания клиентуры. Однако в 2021 году дебиторская задолженность медленней превращается в денежные средства, то есть ухудшается платежная дисциплина покупателей.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2020 году ниже уровня прошлого года на 1,1% и составляет 4,7%, это означает, что общество планомерно рассчитываться со своими поставщиками. в 2021 году коэффициент еще более снизился и равен 0,6, что говорит о том, что замедляется выплата выставленных предприятию счетов. Показатели оборачиваемости падают за 2019-2021 гг., что говорит о снижении эффективности деятельности предприятия.
Рентабельность активов отрицательная в 2020 году, в связи с полученным убытком и составляет -25,9%, рентабельность активов в 2021 году немного растет, но все равно находится в отрицательных значениях. Рентабельность продаж отрицательная и в 2021 году составляет –0,8%. Провал рентабельности продаж до –15,4% наблюдался в период пандемии 2020 года, когда количество покупок снизилось.
В структуре производственной себестоимости переменных расходов на 1л. продукции наибольший объем средств идет на преформу, пробку, ручку для бутылок – 0,937, 0,343 руб. на 1 л. продукции. Хотя эти расходы в 2020 году по сравнению с 2019 г. снизились на 0,215 и 0,005 руб. соответственно, но есть резерв их дальнейшего снижения. Эти расходы многие компании отрасли снижают за счет удешевления бутылок и пробок для розлива питьевой и минеральной воды с помощью уменьшения расхода материала. То есть, если говорить о снижении цены продукции – то в снижении затрат на преформу, пробку есть резерв, который можно использовать для снижения конечной цены.
5. Анализ рынка сбыта продукции показал, что Основная тенденция рынка безалкогольных напитков вследствие пандемии и санкций – это расширение розничного предложения безалкогольных напитков на фоне падения реальных доходов населения, что привело к временному замедлению динамики роста рынка. Отрасль безалкогольных напитков ощущает влияние и сезонных колебаний спроса. В этой связи наибольший потенциал развития демонстрирует сегмент функциональных напитков и продуктов с добавленной ценностью, позволяющих не только сгладить сезонность, но и выделиться на фоне конкурентов. Производство питьевых и минеральных вод в 2021 году снизилось по сравнению с 2020 годом, но в 2022 году началась тенденция роста рынка и производства минеральных и питьевых вод. Потребительский спрос на безалкогольные напитки практически полностью обеспечивается внутренним производством. Доля импорта в общем объеме потребления невелика (в пределах 4 – 4,5%) и не оказывает заметного влияния на отраслевые тенденции. В индустрии напитков практически полностью отсутствует продукция, несоответствующая законодательству. Потребители сейчас экономят. Производители должны снижать издержки на упаковку и увеличивать долю больших бутылок в связи с предстоящей маркировкой, экологическим сбором. Появились после начала СВО растущие сегменты, которые занимали иностранные производители.
6.Доля рынка ООО «Архминводы» в литрах в категории питьевые и минеральные воды на территории Архангельской области составила в 2019 году – 20,7%, меньше на 1,3 %, чем в 2018 г. В 2020 году доля рынка компании сократилась до 18 % из-за негативных тенденций пандемии и снижения спроса. К конкурентным преимуществам продукции компании относятся: массовая доступность в регионе, привлекательный дизайн, высокое качество натуральных природных вод, привлекательная цена по сравнению с зарубежными конкурентами. Главный козырь продукции предприятия – это эффективное соотношение цены и высокого качества натуральных питьевых и оздоровительных, лечебных вод. Ценовую политику компании можно охарактеризовать как «доступность за высокое качество». Для клиентов также проводится скидочная программа.
7. Мы предлагаем стратегию роста или расширения уже имеющегося рынка сбыта, заполнение освободившихся рыночных ниш, расширение каналов сбыта (через соцсети, госконтракты), увеличение сбыта в имеющихся каналах через использование эффективных маркетинговых инструментов, снижения цен за счет снижения производственной себестоимости. Ценовая политика снижения цен за счет снижения себестоимости может осуществляться за счет уменьшения стоимости ПЭТ и 18,9 л бутылок при их изготовлении. технология предусматривает снижение толщины стенок бутылок, величины и толщины пробок, как это делают такие крупнейшие производители минеральных и питьевых вод, как ООО «Меркурий», производитель торговой марки «Кубай». Необходима более экономная новая упаковка – ПЭТ бутылки и бутылки 18,9 л. и необходима перенастройка линии выдува бутылок для снижения расхода материалов и получения более экономичной упаковки.
8. В области маркетинга мы предлагаем проводить акционные программы, концентрировать сбыт на узких нишах оптовых продаж воды 19 л через сайты странички, развивать рекламу в местах употребления воды – фитнес-центрах, форумах, органах власти. Также развивать рекламу с точки зрения ее соответствия современным тенденциям потребительского поведения, таких как здоровое питание, использование здоровых добавок в воде для улучшения иммунитета, здоровья, энергичности. также ориентировать ценовую политику на доступность товара первой необходимости – питьевой воды. Все эти мероприятия дают значимый эффект.



1 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / Акулич И.Л. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 543 с. – URL: https://znanium.com/ catalog/product/1010378 (дата обращения: 12.09.2022).
2 Азоев, Г.А. Конкурентоспособность фирмы. / Г.А. Азоев., А.Ч. Челенков. – Москва. – 2001. – 256 с.
3 Ансофф, И. Стратегический менеджмент / И. Ансофф; [пер. с англ. под науч. ред. А.Н. Петрова]. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. – 343 с.
4 Агрохолдинг «Белозорие». Официальный сайт / URL: https://belozorie.ru/o-kompanii/ (дата обращения: 17.09.2022).
5 Бабкин, А.В. и др. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур / Бабкин А. В., Чистякова О. В. // Российское предпринимательство. – 2017. – Т.18, № 24. – С. 4087-4102.
6 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – Москва: Инфра-М, 2017. – 224 c.
7 Болдырева, Н.П. Практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Н.П. Болдырева. – 2-е изд. – Москва: ФЛИНТА, 2021. – 104 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/176976 (дата обращения: 06.11.2022). – ISBN 978-5-9765-4196-2.
8 Быков, В.А. Управление конкурентоспособностью / В.А. Быков, Е.И. Комаров. – Москва: Издательство: РИОР, 2020. – 276 с. – ISBN 978-5-16-006051-4.
9 Бубнова, Г.В. Маркетинг: учебно-методическое пособие / Г.В. Бубнова, С.М. Бабан, А.И. Гусева. – Москва: РУТ (МИИТ), 2018. – 110 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1896333 (дата обращения: 03.10.2022).
10 Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. – 5-е изд. – Москва: «Дашков и К°», 2014. – 520 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1093689 (дата обращения: 26.07.2022).
11 Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. – 2-е изд. – Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 336 с. – URL: https://znanium.com/ catalog/product/1068858 (дата обращения: 15.10.2022). – ISBN 978-5-91134-811-3.
12 Григорян, Е.С. Производственная стратегия предприятия: учебник / Е.С. Григорян. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 374 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1077327 (дата обращения: 07.10.2022). – ISBN: 978-5-16-016005-4.
13 Гришина Ю.В. Влияние качества на конкурентоспособность продукции сельского хозяйства / Ю.В. Гришина / Молодежь и наука. – 2016. – № 4. – С. 136-141.
14 Грушенко, В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учебное пособие / В.И. Грушенко. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 336 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1217270 (дата обращения: 16.09.2022). – ISBN 978-5-16-006721-6.
15 Емадаков, Р.Ю. Экономическая конкуренция и конкурентоспособность предприятия (теоретико-методологический анализ): монография / Р.Ю. Емадаков. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 208 с. – URL: https://znanium.com/ catalog/product/1875092 (дата обращения: 23.09.2022). – ISBN: 978-5-8158-1806-4.
16 Еремеева, Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н.В. Еремеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 242 с. – URL: https://urait.ru/bcode/513996 (дата обращения: 17.09.2022). – ISBN 978-5-534-09362-9.
17 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник и практикум / А.Т. Зуб. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 375 с. – ISBN 978-5-534-03013-6.
18 Иванова Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова / Современное общество и власть. – 2018. – №7. – С. 67-69.
19 Исаев, А.А. Управление факторами потребительской привлекательности продукции на предприятии = Management of Products Consumer Attractiveness Factors in the Enterprise / Исаев А.А., Исаева Л.А. / Практический маркетинг. – 2017. – № 12. – С. 3-6.
20 Исаев, А.А. Формирование системы обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии: монография / А.А. Исаев. – Владивосток: ВГУЭС, 2018. – 148 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/161422 (дата обращения: 16.10.2022).
21 Криворотов, В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем: учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, С.Е. Ерыпалов. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 351 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426601 (дата обращения: 20.09.2022). – ISBN 978-5-238-02697-8.
22 Конкурентные преимущества современной фирмы: практикум / под общ. ред. А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. – 3-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 276 с.
23 Квасникова, В.В. Конкурентоспособность товаров и организаций: практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. – Москва: Издательство: ИНФРА-М, 2015. – 183 с.
24 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент = A framework for marketing management: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер; [пер. с англ. И. Малкова; под науч. ред. С. Г. Жильцова]. – 3-е изд. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2017. – 479 с. – ISBN 5-94723-952-3.
25 Казакова, Н.А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум / Н.А. Казакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 386 с.
26 Котова, С.В. Механизм реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции / С.В. Котова / Аллея науки. – 2017. – № 5. – С. 146-149.
27 Коротченков, А.М. и др. Конкуренция и конкурентоспособность / А.М. Коротченков, В.Ф. Шаповалов, Г.А. Коваль, Е.М. Коротченков. – Москва: Издательство: Проспект. – 2022. – 70 с. – ISBN: 978-5-392-36091-8.
28 Криворотов, В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем / Криворотов В.В. – Москва: Издательство: ЮНИТИ, 2020. – 351 с.
29 Красюк, И.Н. Аспекты конкурентоспособности и управления собственными торговыми марками на розничных торговых предприятиях: монография / И.Н. Красюк, С.А. Калугина, А.С. Шульдешов. – Москва: Дашков и К, 2015. – 172 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/70511 (дата обращения: 03.10.2022). – ISBN978-5-394-02581-5.
30 Кузин, Д.А. Целевое ценообразование и управление себестоимостью на бережливом предприятии / Д.А. Кузин / Методы менеджмента качества. – 2016. – № 12. – С. 4–9.
31 Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2022. – 208 с. – ISBN 978-5-16-006592-2.
32 Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие для вузов / И.М. Лифиц. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 392 с. – URL: https://urait.ru/bcode/488520 (дата обращения: 20.10.2022). – ISBN 978-5-534-07330-0.
33 Леонтьев, Б.Б. Интеллектуальные активы малого и среднего бизнеса: классификация, система охраны и коммерциализация / Б.Б. Леонтьев, Х.А. Мамаджанов. – Москва: Офсет Принт, 2011. – 135 с.
34 Логинова, Е.Ю. Искусство управления в малом бизнесе: учебно-практическое пособие / Е.Ю. Логинова, О.Д. Прянина. – Москва: Дашков и К°, 2009. – 296 с.
35 Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. – 348 с.
36 Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: учебное пособие / под ред. А.Д. Шеремета. – Москва: ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
37 Магомедов, Ш.Ш. Управление товарным ассортиментом и запасами: учебник для бакалавров / Ш.Ш. Магомедов. – 2-е изд. – Москва: «Дашков и К°», 2018. – 174 с. – URL:https://znanium.com/ catalog/product/1091209 (дата обращения: 13.09.2022).
38 Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. – 2-е изд., стер. – Москва: «Дашков и К°», 2020. – 334 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1093433 (дата обращения: 16.10.2022). – ISBN 978-5-394-03641-5.
39 Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. Организация стратегического развития : учебник и практикум для вузов / В.И. Малюк. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 361 с. – URL:https://urait.ru/bcode/511532 (дата обращения: 15.10.2022). – ISBN 978-5-534-03338-0.
40 Мардас, А.Н. Экономический анализ: учебник и практикум / А.Н. Мардас, О.А. Гуляева, И.Г. Кадиев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 176 с.
41 Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2016. – 194 с. – ISBN 978-5-7996-1098-2.
42 Наумова, Л.М. Инструментарий бенчмаркинга в технологии конкурентного позиционирования производственной организации: монография / Л.М. Наумова, И.А. Сбоева. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – 176 с. – URL: https://znanium.com/ catalog/product/1875549 (дата обращения: 14.10.2022).
43 Николаева, М.А. Товарная политика: учебник для бакалавриата / М.А. Николаева. – Москва: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 256 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1006197 (дата обращения: 24.09.2022). – ISBN 978-5-91768-615-8.
44 Нуралиев, С.У. Маркетинг: учебник / С.У. Нуралиев. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 305 с. – URL: https://znanium.com/ catalog/product/1673158 (дата обращения: 11.09.2022). – ISBN 978-5-394-03577-7.
45 Основы маркетинга = Principles of marketing / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс; [пер. с англ. А.В. Назаренко, А.Н. Свирид; под ред. А.В. Назаренко]. – 5-е европейское изд. – Москва [и др.]: Вильямс, 2018. – 751 с. – ISBN 978-5-8459-0376-1.
46 ООО «Архминводы». Официальный сайт / URL: https://www.arhvoda.ru/ (дата обращения: 13.09.2022).
47 Отварухина, Н.С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 336 с. – URL: https://urait.ru/bcode/512182 (дата обращения: 11.10.2022) – ISBN 978-5-534-02841-6.
48 Плетнева, Н.Г. Управление цепями поставок как драйвер развития и конкурентоспособности предпринимательских структур / Н.Г. Плетнева // Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 6 (65). – С. 318-327.
49 Портер, М.Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие / М. Портер. – 7-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 453 с. – URL: https://znanium.com/ catalog/product/1838939 (дата обращения: 20.12.2021). – ISBN 5-9614-0143-0.
50 Предпринимательство: учебное пособие / Н.Ю. Никитина, С.М. Корунов, А.А. Яшин, И.Д. Опарин; под общ. ред. Н.Ю. Никитиной. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. – 256 с. – URL:https://znanium.com/catalog/product/1900023 (дата обращения: 14.09.2022). – ISBN 978-5-7996-3362-2.
51 Резник, С.Д. Основы предпринимательской деятельности: учебник / С.Д. Резник, И.В. Глухова, А.Е. Черницов; под общ. ред. С.Д. Резника. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 287 с. – URL:https://znanium.com/ catalog/product/1067424 (дата обращения: 16.10.2022). – ISBN 978-5-16-010473-7.
52 Розанова, Н.М. Конкурентные стратегии современной фирмы / Н.М. Розанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 343 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434039 (дата обращения: 10.10.2022). – ISBN 978-5-534-05140-7.
53 Российская Федерация. Законы. «О защите конкуренции»: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ: ред. от 27.12.2018: с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019 / Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31.
54 Синяева, И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. проф. Л.П. Дашкова. – 6-е изд., стер. – Москва: «Дашков и К°», 2019. – 266 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1093517 (дата обращения: 23.09.2022). – ISBN 978-5&394-02393-4.
55 Слепов, В.А. Ценовая конкурентоспособность российских товаров и услуг / В.А. Слепов, Ю.А. Саруханян / Финансы и кредит. – 2017. – Т. 23, вып. 29. – С. 1737-1749.
56 Соловьева, Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Соловьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2023. – 139 с. – URL: https://urait.ru/bcode/511536 (дата обращения: 26.10.2022). – ISBN 978-5-534-11498-0.
57 Статистическое агентство BusinesStat: официальный сайт. – Москва. – URL: https://businesstat.ru/ (дата обращения: 04.09.2022).
58 Статистическое агентство Росстат: официальный сайт. – Москва. – URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 04.09.2022).
59 Тарануха, Ю.В. Конкуренция и конкурентные стратегии: учеб. пособие /Ю.В. Тарануха. – Москва: Издательство «Дело и сервис», 2008. – 272с.
60 Теория и практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Е. Чмышенко, О. Лазарева, Е. Чмышенко, Н. Бондарчук; Оренбургский государственный университет. – Оренбург: Агентство Пресса, 2013. – 150 с. –URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id =259360 (дата обращения: 06.11.2022).
61 Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. – 576 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1028918 (дата обращения: 22.09.2022). – ISBN 5-85173-059-5.
62 Тюлин, А.Е. Управление конкурентоспособностью продукции / А.Е. Тюлин, А.А. Чурсин. – Москва: Издательство: НИЦ ИНФРА-М,
2022. – 215 с.
63 Управление конкурентоспособностью организации / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, Б.М. Тумин. Москва: Издательство: ИНФРА-М, 2023. – 300 с. – ISBN 978-5-16-013471-0.
64 Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность экономика, стратегия, управление. – М.: «Высшее образование», 2010. – 312 с. – ISBN5-16-000313-4.
65 Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие / Т.Г. Философова, В.А. Быков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана, 2017. – 296 с. – URL: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=684811 (дата обращения: 06.01.2022). – ISBN 978-5-238-01452-4.
66 Фомин, Г.С. Питьевая и минеральная вода. Требования мировых и европейских стандартов к качеству и безопасности / Г.С. Фомин., Е.Т. Зуев. – Москва: Протектор, 2003. – 320 с.
67 Фокс, Д.Д. Конкурентные преимущества в денежном выражении / Д.Д. Фокс, Р.К. Грегори. – Москва: Альпина Паблишер, 2016. – 340 с.
68 Цифровая среда поддержки управления конкурентоспособностью / В. Козловский [и др.] / Стандарты и качество. – 2018. – № 6. – С. 86–89.
69 Чудо-вода «Куртяевская» / URL: https://www.murmansk.kp.ru/ online/news/1136091/ (дата обращения: 21.09.2022).
70 Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 663 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1028649 (дата обращения: 06.09.2022). – ISBN 978-5-238-02371-7.
71 Эскиндаров, М.А. Концепция эффективного предпринимательства в сфере новых решений, проектов и гипотез: монография. – 3-е изд. – Москва: Дашков и К, 2021. – 641 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ