Введение 3
Глава 1.Теоретические основы исследования
§1.1. Понятие об антонимах 5
§1.2.Типология антонимических отношении 12
§1.3.Основные направления работы над словарем младших школьников 24
Выводы 33
Глава II. Работа с антонимами на уроках русского языка как средство активизации словаря младшего школьника
§2.1. Приемы работы с антонимами на уроках русского языка в начальных классах 34
§2.2. Особенности владения антонимами третьеклассниками 38
§2.3. Содержание экспериментального обучения 46
§2.4. Результаты экспериментального обучения 51
Выводы 60
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 68
Одной из основных задач обучения детей младшего школьного возраста является развитие речи учащихся. Вопросы развития речи младших школьников раскрыты в трудах М.Р. Львова, Т.Г Ромзаевой, М.С. Соловейчик, А.А. Бондаренко и т.д. Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями - антонимы.
Антонимы или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимии и словарей антонимов.
Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.
Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. Разнообразные смысловые отношения антонимов с иными категориями слов, и в первую очередь с синонимами, свидетельствуют об их тесной связи.
Актуальность данного исследования определяется недостаточной уровнем разработанностью методики изучения слов с противоположными значениями в начальной школе.
Цель: выявить эффективность упражнений с антонимами как условие активизации словаря младших школьников.
Объектом: процесс активизации словаря младших школьников.
Предмет :упражнения с антонимами как средство активизации словаря младших школьников.
Гипотеза: считаем, что эффективным средством активизации словаря младших школьников являются упражнения, предполагающие подбор антонимов по парам, выявление пар антонимов и подбор антонимов к данным словам.
Задачи исследований:
1) проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования;
2) выявить особенности владения антонимами младшими школьниками;
3) разработать программу экспериментального обучения;
4) выявить эффективность упражнений с антонимами.
Методы: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение.
Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Антонимия представляет собой одну из важнейших лингвистических универсалий, одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков.
Семантическая классификация антонимов
1. Антонимы, выражающие качественную противоположность.
2. Антонимы, выражающие дополнительность (комплементарность).
3. Антонимы, выражающие противоположную направленность действий, свойств и признаков.
Словари антонимов русского языка - словари, в которых приведены антонимические пары - слова русского языка одной смысловой группы, но которые имеют противоположное значение.
Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления: обогащение, уточнение, активизация словаря и устранение нелитературных выражений.
Традиционно на уроках русского языка используют следующие виды упражнений: группировка антонимов по парам; подбор антонимов к данным словам; замена антонимов в предложении; начатого предложения словами с противоположным значением (антонимами); подбор антонимов к словам, выступающим в разных значениях; подбор синонимических групп антонимов.
Основная цель упражнений с антонимами - использование их в устной и письменной речи. Конечно, антонимы употребляются учащимися нечасто, применение их зависит от содержания высказывания. Однако умение вводить антонимы в свою речь должно служить одним из критериев оценки речевого развития школьников.
С целью выявления особенностей владения антонимами проведен констатирующий срез среди учеников третьего «Б» и «В» классов. В соответствии с целью исследования была подобрана диагностическая программа, которая включала в себя следующие задания: «Составь пары антонимов», «Подчеркни верные пары антонимов», «Найди антонимы в пословице» и «Подбери антонимы к словам». Получены следующие результаты в контрольном 3 «Б» классе: 50% учеников выполнили задания на высоком уровне, 44% - на среднем уровне и 6% школьников показали низкий уровень. В экспериментальном классе выявлены такие результаты: 55% учеников выполнили задания на высоком уровне, 33% - на среднем уровне и 12% школьников показали низкий уровень.
Экспериментальное обучение включало в себя обучающие упражнения: «Составь пары антонимов», «Подчеркни верные пары антонимов», «Найди антонимы в пословице» и «Подбери антонимы к словам». Упражнения предлагались в течение месяца на каждом уроке русского языка по одному заданию.
По итогам контрольного среза в контрольном классе получены следующие результаты: 28% учеников выполнили задания на высоком уровне, 50% - на среднем уровне и 22% школьников показали низкий уровень. Экспериментальный класс выполнил задания так: 100% учеников показали высокий уровень, что и доказывает эффективность обучающих упражнений.
1. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док.дисс. М., 1985.
2. Белорыбкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Худ. Г.В.Соколов, В.Н.Куров. - Ярославль: Академия развития, Академия К., 1998 - 240с
3. Бережных Е.В., Гашкова Н.Л. Синонимы и антонимы// Начальная школа.2012.№ 3.
4. Большой Академический Словарь. - М.: Наука,2011 - 604с.
5. Бугровский Л. А. Введение в языкознание - СПб: Питер, 2007 - 172с
6. Бушуева Л.С., Федосеева О.В. Изучение фразеологических единиц в начальной школе. // Начальная школа. 2012г. №7.
7. Введенская Л.А. и др. Современный русский литературный язык - М.: Наука, 2008 - 256с
8. Введенская Л. А. Словарь антонимов русского языка. — М.: Астрель,
2002. 445 с.
9. Галкина Е.М. Современный русский язык: Лексика - М.: МГУ, 2009 - 203с
10. Гатенкова С.М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения: Учебно-методическое пособие для студентов факультета начального обучения / Авт. - составитель С.М.Гатенкова (Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г.Белинского). - Пенза,
2008. - 52 с.
11. Голуб И.Б. Дидактические материалы по русскому языку. Для 1-4 классов: Путешествие в страну слов. - М.:Библионика,2004.
12. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников //Начальная школа. 2008г. №1. С. 48.
13. Зорина В.В. Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников. Красноярск, 2010г, - с. 28
14. Изволенская Л.Н. Словари антонимов русского языка как средство развития речи младших школьников// Начальная школа. - 1982 - №1 - с. 22.
15. Казакова М.Н. К проблеме речевого развития младших школьников // Начальная школа. 2007г.№1. С. 57.
16. Калинин А.В. Культура русского слова. - М.: Наука, Флинта.2013г.
17. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 260с.
18. Касаткин Л.Л.Современный русский язык.- М.: Изд. центр Академия. - 2008.
19. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Феникс, 2011. - 320с.
20. Колесников Н.П. От названий к именам. - М.: Феникс, 1995г.
21. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. - М.: Гном и Д.,
2003. - 240с.
22. Ладыженская Т.А. Развитие речи учащихся как теоретическая и грамматическая проблема меж предметного характера //Сов.педагогика. - 2009. - №9.
23. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева.
- 2-е изд., доп. - М. : Большая Рос.энцикл., 2010. - 709 с.
24. Львов М. Р.Методика развития речи младших школьников: М. - Просвещение 2011г. 174 с.
25. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. завед. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - с.176-177.
26. Львов М.Р. Основы теории речи. М.: Академия, 2002. - 248 с.
27. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. -М.: Дидакт, 2011.— 126 с.
28. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. 8-е изд., стер., - М.: ACT, 2006. - 592 с.
29. Львов М.Р. Школа творческого мышления. М.: ACT, 2003. - 287 с.
30. Матвеев Б.И. Антонимы и их стилистические функции // Русский язык в школе.- 2009. - №11.
31. Методика преподавания русского языка в школе. / Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Академия 2012 г.
32. Методика развития речи // Под ред. Ладыженской Т. А. - М., 2012
33. Мызина В. А. Изучение слов, противоположные по значению. // 9-е изд. Начальная школа. - 2011.- с. 42.
34. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. - М., 2003. - 270с.
35. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Просвещение, 2011.
36. Новикова Л.А. Словарь антонимов русского языка. - М., 2012.
37. Обухова Л. А. Обогащение словаря младших школьников // Начальная школа- 2002. - № 6.
38. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 7-е изд., М., 2008. — 944с.
39. Плотникова Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка // Начальная школа.2011. №5
40. Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. 2007. № 10. С.92.
41. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2012.
42. Работа над лексическим значением слова в начальных классах // Вуз школе. - Борисоглебск: БГПИ, 2003.
43. Реформатский А. А. Введение в языкознание - М.: Аспект Пресс, 2007 - 536с
44. Речевые секреты /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.,9-е изд. 2009.
45. Речь и культура общения // Начальная школа. - 2007. - №8.
46. Речь. Речь. Речь. /Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 2008.
47. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений / Радугин. А. А. -4. .(21)
48. Русский язык: Справ.материалы: Учеб.пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред.Н.М. Шанского.
49. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I. Методика развития речи младших школьников. - М.: Линка - Пресс, 2011.
50. Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы: словарик школьника. СПб.: Литера, 2006. - 96 с.
51. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М.: Мысль, 2004 - 234с
52. Флерина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений //Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2011 - 127с
53. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука,
2009. - 415с.
54. Хрестоматия по методике русского языка: Рус.яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей//Сост. А.В. Текучев. - М.: Флинт. 2008 г.
55. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Издательство Либроком, 2014г.
56. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика - М.: Комкнига, 2005 - 336с.