Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении 6
1.1. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы . 6
1.2. Характеристика социальной работы с несовершеннолетними
правонарушителями в общеобразовательном учреждении 17
Глава 2. Практический аспект социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями 30
2.1. Характеристика деятельности МАОУ СОШ №62 г. Екатеринбурга по
организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями 30
2.2. Исследование социальных проблем несовершеннолетних
правонарушителей в общеобразовательном учреждении № 62 г. Екатеринбурга 34
Заключение 39
Список источников и литературы 41
Приложения 46
В процессе переориентации всех государственных систем и институтов, нравственных ценностей, начинают предъявляться новые требования к социальной работе. Подтверждается значимость и необходимость специальной работы по воспитанию молодого поколения, которое бы гармонически сочетало в себе духовное богатство, инициативность, активность, нравственное и физическое здоровье.
Девиантное поведение детей и подростков, которое понимается как отклонение от социальных норм, в последнее время приобрело массовый характер.
Деформация личности под влиянием семьи и общества, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Детство является начальным этапом активной социализации личности, включающей усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества. Поэтому задача государства и общества заключается в создании благоприятных условий для развития будущего поколения. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки.
Правонарушения несовершеннолетних возникают не случайно, а при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств, совокупности социальнопедагогического, психологического характера. В подростковом возрасте все особенности «трудного» ребенка болезненно обостряются. Это период особой концентрации конфликтов, который приводит к различным поведенческим отклонениям - агрессивному поведению, отношению к субкультурам, наркомании, суицидам. Этим и был обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы.
Не смотря на то, что тема правонарушений среди несовершеннолетних раскрыта в различных научных источниках, некоторым её аспектам уделено недостаточное внимание.
Цель исследования - изучить содержание социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования - несовершеннолетние правонарушители.
Предмет исследования - социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в образовательном учреждении.
Задачи исследования:
1. Изучить несовершеннолетних правонарушителей как объект социальной работы.
2. Дать характеристику социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении.
3. Проанализировать деятельность МАОУ СОШ № 62 г. Екатеринбурга по организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
4. Исследовать социальные проблемы несовершеннолетних
правонарушителей в образовательном учреждении № 62 г. Екатеринбурга.
5. Составить памятки для учителей по работе с несовершеннолетними правонарушителями.
Методы исследования:
1. Теоретические - изучение и теоретический анализ научной,
социально-педагогической, психологической, социально-правовой,
социологической литературы по проблеме исследования и нормативноправовых документов,
2. Эмпирические методы - анкетирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 62 г. Екатеринбурга.
Теоретическая значимость работы: теоретический анализ проблемы организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Практическая значимость работы заключается в анализе деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 62 г. Екатеринбурга по организации социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями, а также разработка рекомендаций, которые помогут учителям-предметникам и классным руководителям по организации работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка источников и литературы и четырех приложений.
Анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, работа с учителями и социальным педагогом МАОУ СОШ № 62, а так же результаты анкетирования, помогли нам узнать о социальной работе в общеобразовательном учреждении. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о постоянной работе по профилактике правонарушений среди подростков в МАОУ СОШ № 62. В профилактических мероприятиях задействованы не только правонарушители, состоящие на учётах, но и остальные подростки, а так же их родители и учителя. Всем эти занимается Совет профилактики, который и создан с целью формирования законопослушного поведения и здорового образа жизни обучающихся, а так же с целью профилактики девиантнного и асоциального поведения обучающихся, социальной адаптации и реабилитации группы «социального риска».
В МАОУ СОШ № 62 города Екатеринбург за последние 3 года наблюдается снижение числа несовершеннолетних, поставленных на внутришкольный учет и учет в ОДН ОП № 7, что свидетельствует об эффективной работе Совета профилактики и социального педагога в частности.
По результатам анкетирования для учащихся средней школы, можно сделать вывод, что большинство респондентов считает правонарушения прерогативой подростков, находящихся в трудных жизненных ситуациях, проживающих в неблагополучных семьях и семьях, в которых царит напряженная обстановка в отношениях с родителями. По мнению респондентов, причинами, по которым подростки совершают те или иные преступления, являются: дурные компании и подстрекательство с их стороны, алкоголь и наркотические вещества.
Исходя из результатов анкеты для учителей, можно сделать выводы, что педагоги озабочены поведением подростков. В большей мере их
учителя считают социальную работу в школе
обязательной. Педагоги посчитали целесообразным разработку специальных памяток для них по профилактике правонарушений среди подростков, которые помогали бы в работе с учащимися.
Обобщая собранные данные и полученные результаты можно сделать вывод, что социальная работа в общеобразовательных учреждениях играет немаловажную роль в жизни подростков, их родителей и учителей.
1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей - (формирование и развитие). М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2011. 75 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. Журнал. 2011. № 1. Т.15. С.3-18.
3. Бадонов А.М. Становление модели агрессивного поведения в условиях семейного насилия // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №5. С.78-81.
4. Банщикова С. Л. Административно-юрисдикционные полномочия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав // Современное право. 2009. № 5. С. 31-35.
5. Барсукова Т.А. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей// Социальная педагогика. 2003. № 1. 104 с.
6. Буркова В. Н. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 132-140.
7. В России могут ввести ответственность за бродяжничество детей. URL: http://www.kp.ru/online/news/2020375/. (Дата обращения 4.11.2016).
8. Васильева С.М. Проблема насилия в школьной среде (по данным социологического исследования в общеобразовательной школе Санкт- Петербурга) // Отечественный журнал социальной работы. №3. 2012. С. 111113.
9. Ветошкин С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. М.: Российский государственный профессиональнопедагогический университет, 2008. 215 с.
10. Витвинкая Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы. Монография. Оренбург, 2011. 128 с.
11. Волкова Л.А. Причины криминально - агрессивного поведения подростков // Среднее профессиональное образование. 2009. № 8. С. 70-72.
12. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль; Избранные статьи. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. 322 с.
13. Глобальная инициатива ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям». URL: http://www.u№icef.ru/programms/cities/. (Дата обращения
23.11.2016) .
14. Голодец рассказала о росте числа беспризорников. URL: http://lenta.ru/news/2015/03/31/golodets/. (Дата обращения 29.10.2016).
15. Гуляева К.Ю. Особенности агрессивности в подростковом возрасте и способы ее коррекции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2007. №2. С.144153...45