Недостаточное развитие рыночных институтов, которое обусловлено непоследовательностью и бессистемностью институциональных реформ в России, не позволяет в полной мере использовать рыночные механизмы саморегулирования экономики в целях повышения инвестиционной привлекательности региона.
Во всех субъектах Российской Федерации существуют проблемы, замедляющие социально-экономическое развитие регионов. Большинство экономических проблем отражаются на качестве жизни населения. То есть необходимо дополнительное стимулирование процессов для интенсификации притока инвестиций, что может быть успешно достигнуто за счет государственно-частного партнерства. Наибольший спрос на развитие государственно-частного партнерства должен быть определен, именно, депрессивными регионами. Государственно-частное партнерство способно обозначить для любого региона траекторию экономического роста.
Союз государства и бизнеса может быть заключен на определенный период времени, в ситуациях, когда государству необходим частный капитал в целях выполнения ряда задач, или же напротив, когда частному инвестору требуется непосредственное участие государства для минимизации рисков, при реализации проектов и увеличения их рентабельности. Участие государства является важным для повышения привлекательности предлагаемых проектов для частных инвесторов, что позволит сформировать благоприятные условия для прихода их в экономику региона.
Сущность государственно-частного партнерства заключается в организации институционального альянса, между государством и бизнесом, который создается для реализации социальных, экономических, производственных, то есть общественно значимых проектов.
Развитие адекватной институциональной среды, формирование нормативно-правового обеспечения, выработка научно-практических мер в сфере государственно-частного партнерства представляется весьма важной задачей современного Российского государства. Согласованное сотрудничество государства (государственной, региональной или 4 муниципальной власти) и частного бизнеса является важным условием успешного функционирования экономики.
Теоретической базой для изучения вопросов выпускной квалификационной работы являются научные труды как отечественных, так и зарубежных исследователей в области управления развитием экономики региона посредством использования государственно-частного партнерства.
Научными исследованиями в области развития экономики региона, посредством государственно-частного партнерства занимаются авторы: Федорова Е.А., Гурина В.А., Довженко С.Е., Сазонов С.П., Мордвинцев А.И., Махонина У.С., Чегринцева Н.С., Питанов В.А. и др. подробно останавливались на вопросах определения рисков, возникающих в ходе реализации партнерских отношений. Они же рассматривают организацию государственно-частного партнерства, как инструмент современного управления инвестиционной и инновационной деятельностью на макроуровне в национальной экономике.
Однако, несмотря на обширный перечень авторов, уделяющих вопросам развития сравнительно новых для России форм сотрудничества государства и бизнеса, в целях развития экономики региона, степень значимости вопросов, регулирующих государственно-частное партнерство только увеличивается, что делает тему исследования весьма актуальной и своевременной. К настоящему времени отсутствует единый механизм реализации государственно-частного партнерства, как на уровне регионов, так и на уровне государства, нет единой классификации форм взаимодействия власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Также не получили проработки вопросы создания методического обеспечения управления развитием экономики региона с учетом механизма государственно-частного партнерства....
Эффективные преобразования и рост экономики страны являются основными приоритетами политики Российского государства на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Обращаясь к документам Правительства Российской Федерации, а именно к Основным направлениям его деятельности на период до 2020 года, где отмечается, что «...развитие и рост инфраструктуры регионов во многом будет определяться использованием механизмов внебюджетных средств. Целесообразность совершенствования форм государственно-частного партнерства, обеспечение конкурентных условий для бизнеса актуальная задача» [7].
Смысл определения государственно-частного партнерства заключается в организации институционального альянса, между государством и бизнесом, который создается для реализации социальных, экономических, производственных, то есть общественно значимых проектов. Эти проекты имеют масштаб муниципального, регионального, национального и международного уровней. Но, на каком бы уровне власти данные проекты не формировались, они всегда должны иметь общественно-значимый характер.
По мнению специалистов Международного центра социально - экономических исследований, к формам государственно-частного партнерства можно отнести:
контракты на обслуживание;
контракты на управление;
договора об аренде;
контракты на строительство;
контракты на эксплуатацию;
концессию.
Специфика современной Российской экономики регионов определяется несбалансированным развитием рыночного хозяйства, несовершенной 77
региональной правовой базой и отсутствием отлаженного 88 механизма финансирования региональных программ, что приводит к дифференциации развития регионов Российской Федерации, одним из проявлений которой является существенная неоднородность структуры, как бюджетных доходов, так и расходов, а другим - наличие значительного уровня межрегиональных различий по показателям, отражающим качество жизни населения.
В Приволжском федеральном округе с 2012 года наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития. Улучшение социальноэкономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей. К неблагополучным относятся: Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская, Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл [5]. Тем не менее, рейтинг социальноэкономического положения регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, ниже среднего по России.
В настоящее время законодательство о государственно-частном партнерстве принято большинством субъектов РФ, однако большая их часть является декларативными документами.
Развитие государственно-частного партнерства, как правило, сопряжено с недостатком бюджетных ресурсов. Анализируя показатели консолидированных бюджетов регионов по Приволжскому Федеральному округу отмечаем: что на 01.12.2017 года, профицит консолидированного бюджета наблюдается в Республике Татарстан - 17593,88 млн. руб., в Чувашской республике - 1817,14 млн. руб., и в Самарской области 3744,70 млн. руб. Остальные 11 регионов имеют ежегодные бюджетные дефициты [33].
Обращаясь к структуре доходной части консолидированных бюджетов субъектов Приволжского Федерального округа обнаруживаем ежегодный рост абсолютных показателей бюджета по доходам. Проводя анализ объемов структуры инвестиционных вложений в основной капитал по субъектам Приволжского федерального округа, отмечаем, что достаточно большую долю 78
средств начинают занимать уже не бюджетные, а внебюджетные ресурсы, то есть средства частных инвесторов. Управление развитием экономики регионов, посредством государственно-частного партнерства предполагает увеличение средств, инвестиций, именно из внебюджетных источников для реализации заявленных социально-экономических стратегий....
Эффективные преобразования и рост экономики страны являются основными приоритетами политики Российского государства на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Обращаясь к документам Правительства Российской Федерации, а именно к Основным направлениям его деятельности на период до 2020 года, где отмечается, что «...развитие и рост инфраструктуры регионов во многом будет определяться использованием механизмов внебюджетных средств. Целесообразность совершенствования форм государственно-частного партнерства, обеспечение конкурентных условий для бизнеса актуальная задача» [7].
Смысл определения государственно-частного партнерства заключается в организации институционального альянса, между государством и бизнесом, который создается для реализации социальных, экономических, производственных, то есть общественно значимых проектов. Эти проекты имеют масштаб муниципального, регионального, национального и международного уровней. Но, на каком бы уровне власти данные проекты не формировались, они всегда должны иметь общественно-значимый характер.
По мнению специалистов Международного центра социально - экономических исследований, к формам государственно-частного партнерства можно отнести:
контракты на обслуживание;
контракты на управление;
договора об аренде;
контракты на строительство;
контракты на эксплуатацию;
концессию.
Специфика современной Российской экономики регионов определяется несбалансированным развитием рыночного хозяйства, несовершенной 77
региональной правовой базой и отсутствием отлаженного 88 механизма финансирования региональных программ, что приводит к дифференциации развития регионов Российской Федерации, одним из проявлений которой является существенная неоднородность структуры, как бюджетных доходов, так и расходов, а другим - наличие значительного уровня межрегиональных различий по показателям, отражающим качество жизни населения.
В Приволжском федеральном округе с 2012 года наблюдается тенденция к стабилизации социально-экономического развития. Улучшение социальноэкономической ситуации характерно для Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Нижегородской, Самарской и Саратовской областей. К неблагополучным относятся: Коми-Пермяцкий автономный округ, Пензенская, Кировская, Ульяновская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия и Республика Марий Эл [5]. Тем не менее, рейтинг социальноэкономического положения регионов, входящих в состав Приволжского федерального округа, ниже среднего по России.
В настоящее время законодательство о государственно-частном партнерстве принято большинством субъектов РФ, однако большая их часть является декларативными документами.
Развитие государственно-частного партнерства, как правило, сопряжено с недостатком бюджетных ресурсов. Анализируя показатели консолидированных бюджетов регионов по Приволжскому Федеральному округу отмечаем: что на 01.12.2017 года, профицит консолидированного бюджета наблюдается в Республике Татарстан - 17593,88 млн. руб., в Чувашской республике - 1817,14 млн. руб., и в Самарской области 3744,70 млн. руб. Остальные 11 регионов имеют ежегодные бюджетные дефициты [33].
Обращаясь к структуре доходной части консолидированных бюджетов субъектов Приволжского Федерального округа обнаруживаем ежегодный рост абсолютных показателей бюджета по доходам. Проводя анализ объемов структуры инвестиционных вложений в основной капитал по субъектам Приволжского федерального округа, отмечаем, что достаточно большую долю 78
средств начинают занимать уже не бюджетные, а внебюджетные ресурсы, то есть средства частных инвесторов. Управление развитием экономики регионов, посредством государственно-частного партнерства предполагает увеличение средств, инвестиций, именно из внебюджетных источников для реализации заявленных социально-экономических стратегий....