Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №52827

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
332
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
Глава 1. Теоретическо-методологические основы инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации 13
1.1 Сущность управления инвестиционной привлекательности регионов 13
1.2 Методика оценки инвестиционной привлекательности регионов 19
Глава 2. Инвестиционная привлекательность регионов Приволжского федерального округа 27
2.1 Социально-экономическое положение регионов Приволжского
федерального округа и их инвестиционная привлекательность 27
2.2 Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности регионов
Приволжского федерального округа 44
Глава 3. Пути повышения инвестиционной привлекательности исследуемых регионов 70
3.1 Предложения повышения инвестиционной привлекательности регионов
Приволжского федерального округа 70
3.2 Направления повышения инвестиционной привлекательности регионов
Приволжского федерального округа 80
Заключение 87
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. В связи с кризисными ситуациями в мире проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях, отраслях экономики приобрела все большую актуальность. Их негативное влияние распространяется и оказывает воздействие на инвестиционную привлекательность отраслевых региональных хозяйственных комплексов. Одним из важных для экономики региональных комплексов является строительный комплекс, его во многом определяет степень инвестиционной привлекательности региона.
Проблема формирования инвестиционной привлекательности строительной отрасли стоит особенно остро, так как строительство является отраслью крупных капиталовложений, а также состояние и развитие ее в значительной мере влияет на состояние и развитие экономики.
Рыночная ориентация строительного комплекса требует принятия эффективных инвестиционных решений в условиях высоких рисков хозяйственной деятельности. Она заключается в необходимости создания эффективной методики управления инвестициями, отвечающей особенностям развития российской экономики и учитывающей специфику отраслевых региональных хозяйственных комплексов для создания благоприятных условий, обеспечивающих рост эффективности строительной отрасли и объектов недвижимости.
Механизм формирования инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования позволит за счет принятия эффективных инвестиционных решений управлять уровнем своей инвестиционной привлекательности, обеспечит приток инвестиционных ресурсов и приведет к росту эффективности функционирования строительного комплекса в целом.
Анализ степени изученности инвестиций в реальный сектор экономики нашел свое отражение в работах известных отечественных экономистов:
8 В.М. Аньшина, И.А. Бланка, А.В. Вихрова, О.Е. Руденко, И.В. Сергеева, В. Стародубровского и многих других. Заметный вклад в разработку теоретических и методических положений по определению экономической эффективности инвестиций в строительство внесли такие ученые, как Л.Д. Гительман, М.И. Дли, А.Г. Зубкова, В.К. Лозенко, Е.С. Петровский, И.В. Ратникова, Н.Д. Рогалев, и другие. Особое значение разработке методологии оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отрасли придают в своих исследованиях И. Ансофф, И.А. Бланк, В.Б. Дасковский, Б.М. Декранов и др.
Важным критерием привлечения инвестиционных ресурсов выступает инвестиционная привлекательность страны в целом и ее отдельных территорий (регионов), которая определяется посредством двухсторонних отношений предпринимательских структур со стейкхолдерами, наличию институциональных основ развития бизнеса.
Отметим, что в Российской Федерации законодательством не определены методические указания по оценке инвестиционной привлекательности регионов и инвестиционного климата. Существующие подходы к оценке инвестиционной привлекательности регионов можно разделить на три большие группы: экономико-математические методы, методы факторного анализа, методы экспертных оценок, рейтинговые оценки.
Все больше мнений высказываются в поддержку того, что текущий год пройдет гораздо сложнее, чем представляется в официальных публикациях и прогнозах. 2016г., скорее всего, также будет годом инвестиционного голода.
Отток капитала из России побил все рекорды и оказался значительно выше прогнозов - в 2014г. из страны вывели 151 млрд. дол. США. Отток инвестиций из экономики России стал одной из причин кризиса 2014г.
Кроме того, уже на сам отток инвестиций повлияли:
- чрезмерная зависимость от сырьевого рынка страны (практически половина доходов бюджета России составляют нефтегазовые поступления), а цены на нефть упали в 3 раза за прошедший год;
- санкции со стороны стран Запада - Европы и США;
- изъятие средств самими россиянами, утечка капитала из страны;
- такие макроэкономические показатели, как курс рубля и учетная процентная ставка Банка России (рубль подешевел в 2 раза, учетная ставка - выросла на 40%)1 [33];
- геополитический кризис, связанный с ситуацией на Украине и пр.
В то же время, можно констатировать институциональные изменения бизнес-среды в России, которые способствуют росту привлекательности инвестиций. К числу таких изменений можно отнести: создание федеральных и региональных структур развития инвестиционной привлекательности, реформирования в области регулирования.
Правительство РФ, проводя политику, направленную на поддержку инвестиционной деятельности, совершенствование ее методов и форм реализации, основной целью в данном направлении определяет обеспечение устойчивого роста инвестиций в реальный сектор экономики, создание экономических, правовых и организационных условий для инвестиционной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона и решение социально-экономических задач.
Развитие регионов является компетенцией Министерства регионального развития Российской Федерации, которым в 2013 году инициировано создание Национального инвестиционного агентства «Инвестируй в Россию».
Вопросам повышения инвестиционной привлекательности территории посвящено множество отечественных и зарубежных исследований. Однако, в стороне остается вопрос повышения инвестиционной или балансовой стоимости имеющихся активов, включая землю, объекты недвижимости и т.п.
Следует отметить, что повышение инвестиционной стоимости территории приводит к повышению и инвестиционной привлекательности. В качестве примера к данному тезису можно привести строительство станции метро в удаленном от центра районе, когда стоимость объектов недвижимости значительно вырастает в цене, увеличиваясь иногда в несколько раз.
Инвестиционный рост стоимости территории означает сохранение стоимости имеющихся активов и значительное увеличение стоимости в будущем, что всегда привлекает инвесторов.
Увеличение инвестиционной стоимости территории возможно как за счет строительства каких-либо объектов недвижимости, так и за счет создания нематериальных активов. Более подробно с методическими подходами по использованию маркетинга территории можно ознакомиться в работе Бодровой ЖА. и Логинова М.П. Территориальный маркетинг как инструмент привлечения инвестиций.
Наименее затратно использование нематериальных активов, созданных на основе маркетинга услуг. Использование инструментов маркетинга обуславливается высокой конкурентной борьбой стран и регионов за различные экономически важные потоки, включая человеческие, туристические, информационные, финансовые, коммуникационные, инновационные и другие.
Страны и регионы борются за экономически важные ресурсы, потоки, пытаясь позиционировать специфику своей территории, создавая четкий образ и повышая конкурентные преимущества по отношению к другим территориям национального и международного уровня.
Многие развитые страны Запада проблему повышения эффективности развития своих территорий считают национальным приоритетом, понимая, что динамичность развития экономики страны определяется, прежде всего, динамичностью развития ее субъектов. Такой подход позволяет эффективно выстроить свою инвестиционно-маркетинговую политику и стать узнаваемыми и привлекательными объектами инвестирования на мировом уровне.
Избранная для исследования тема считается недостаточно изученной. Недостаточно внимания уделено теоретическим положениям и практическим рекомендациям по совершенствованию экономического механизма создания инвестиционной привлекательности с учетом особенностей страны и отрасли, в которых они функционируют, повышению инвестиционной привлекательности в строительной сфере, разработке методических подходов обеспечения эффективности инвестиционной политики и привлечения инвестиций в строительный комплекс.
Целью работы является обобщение теоретических и практических аспектов управления инвестиционной привлекательностью регионов Приволжского федерального округа на примере Республики Татарстан и Ульяновской области.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- уточнить сущность управления инвестиционной
привлекательности регионов;
- рассмотреть методику оценки инвестиционной
привлекательности регионов;
- проанализировать социально-экономическое положение регионов Приволжского федерального округа и их инвестиционную привлекательность;
- выполнить сравнительный анализ инвестиционной
привлекательности Республики Татарстан и Ульяновской области;
- разработать предложения повышения инвестиционной
привлекательности регионов Приволжского федерального округа;
- определить направления повышения инвестиционной
привлекательности регионов Приволжского федерального округа.
Предметом исследования в данной работе является процесс привлечения инвестиций в регионы Российской Федерации и инвестиционная привлекательность регионов.
Объектом исследования являются факторы, определяющие размеры притока инвестиций в регионы Российской Федерации.
Основными методами исследования, используемыми в данной работе, являются анализ работ по исследованию факторов, определяющих приток прямых иностранных инвестиций, нормативно-правовой базы по регулированию инвестиционной деятельности на региональном и федеральном уровне, а также эконометрический анализ зависимости объемов прямых иностранных инвестиций от различных показателей регионального развития.
Научная новизна заключается в развитии и в разработке мер по повышению инвестиционной привлекательности Республики Татарстан.
Полученные меры помогут решить проблемы формирования, реализации, совершенствования инвестиционной привлекательности и обеспечить повышение ее эффективности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы определили, что инвестиционный потенциал и инвестиционный риск формируют инвестиционную привлекательность региона (вероятность достижения инвестором цели определяется понятием «риск», а полнота - понятием «потенциал»), инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность, а инвестиционный климат в свою очередь определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью.
Региональный инвестиционный потенциал есть совокупность объективных экономических, социальных, природно-географических и других свойств региона, имеющих высокую значимость для привлечения инвестиций.
В регионах существуют резервы повышения инвестиционной привлекательности. Задача инвестиционной стратегии состоит в нахождении и реализации сравнительных преимуществ региона, продвижении региона в инвестиционных рейтингах, достижении устойчивой положительной динамики составляющих инвестиционного климата.
К перспективным направлениям оптимизации правового обеспечения инвестиционной деятельности регионов относятся следующие меры:
- разработка и реализация текущей и долгосрочной программы правового обеспечения инвестиционной деятельности;
- принятие самостоятельных нормативных актов, посредством которых регулируются отдельные аспекты инвестиционной деятельности;
- законодательное закрепление вопросов развития сети информационного и консультационного обеспечения инвесторов, маркетинга инвестиционных программ и проектов;
- формирование банка данных инвестиционных проектов и подготовка справочных материалов о правовых условиях инвестиционной деятельности;
- определение состава и сроков осуществления согласительно- распорядительных процедур, создание унифицированных правил их прохождения на территории региона;
- введение специальных налоговых режимов;
- предоставление бюджетных субсидий и субвенций, компенсация процентных ставок по инвестиционным кредитам, софинансирование в виде развития инфраструктуры и подготовки кадров.
Реализация совокупности рассмотренных мероприятий может сделать регион инвестиционно-привлекательным. Это в свою очередь позволит повысить бюджетную эффективность региона, т.е. сделает его экономику более независимой и развитой.
Анализ теории и отечественной и зарубежной практики управления развитием регионов на основе активизации инновационной деятельности показал, что ключевыми для обеспечения поступательной динамики как мезоуровневой системы в целом, так и ее отдельных элементов, могут являться организационные, управленческие, производственные и технологические инновации, реализуемые в качестве приоритетных для развития выявленных в процессе анализа внутренней среды региона точек роста. В то же время на результативность мезоуровневого инновационного развития оказывает воздействие наиболее распространенный метод регулирования инновационной активности, в числе которых могут применяться:
- государственная поддержка как метод прямого регулирования деятельности отдельных субъектов хозяйствования посредством администрирования либо представления льготных условий, в том числе инвестиционной поддержки;
- государственно-частное партнерство как инструмент реализации инновационной активности в рамках субъектов хозяйствования, находящихся в государственной собственности, с использованием ключевых компетенций частных инвесторов в рассматриваемой сфере;
- частно-государственное партнерство как механизм развития инноваций в рамках хозяйствующих субъектов, находящихся в частной собственности, при условии реализации ключевых компетенций организации и регулирования государственными органами власти;
- стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов посредством формирования на уровне региона механизмов, позволяющих организациям сокращать издержки на разработку и реализацию инноваций.
Таким образом, в целях оптимизации методов государственного регулирования инноваций для достижения инвестиционной привлекательности региона, основанной на продвижении точек роста потенциальным инвесторам, следует в первую очередь определить тип управления мезоуровневой системой с учетом приведенных выше приоритетных видов инноваций и применяемых методов государственного регулирования, что позволило сформировать расширенную классификацию типов регионов. выбор типа регионального регулирования развития инноваций и вида наиболее существенных для формирования точек роста новшеств определяет приоритетный метод управления инновационным развитием на мезоуровне с учетом индивидуальных особенностей региона, что позволит сформировать платформу повышения его инвестиционной привлекательности.
Инвестиции в основной капитал предприятий Татарстана продолжают увеличиваться. Так, инвестиции в основной капитал в 2015 году, по уточненному прогнозу, составят 597 млрд. рублей, что на 9,98% больше значения 2014 года (542,8 млрд. рублей). По этому показателю Татарстан входит в тройку регионов-лидеров. Иностранные инвестиции в основной капитал за год выросли с $435,7 до $482,9 млн. (+10,8%), а всего иностранные инвестиции в экономику республики увеличились почти в полтора раза — с $551,9 до $811,8 миллиона.
Наибольшее количество прямых иностранных инвестиций поступило в 2015 г. в сферу оптовой и розничной торговли (11%), сферу обрабатывающих производств (84%), а также в сферу операций с недвижимым имуществом (5%).
Доля обрабатывающих производств составила 84%, причем ее основными составляющими были:
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов (21%);
- производство транспортных средств и оборудования (24%);
- обработка древесины и производство изделий из дерева (6%);
- производство резиновых и пластмассовых изделий (46%).
Такую структуру инвестиций можно считать конкурентоспособной, поскольку основная часть инвестиций приходится на обрабатывающие производства, такие инвестиции создают потенциал для устойчивого развития региона.
Проанализировав динамику, отраслевую и географическую структуру инвестиций можно сделать следующие выводы:
- иностранные инвестиций, привлекаемые в Республику Татарстан демонстрируют скачкообразную динамику, в 2009 г. было привлечено 2240308 тыс. долл., наибольший объем инвестирования достигнут в 2010 г. - 4149679 тыс. долл., в дальнейшем же демонстрируется отрицательная динамика, лишь в 2015 г. наблюдается небольшое увеличение иностранных инвестиций;
- при снижении доли прочих иностранных инвестиций, наблюдается рост доли прямых инвестиций с 5% в 2009 г. до 46% в 2015 г;
- отраслевую структуру можно считать удовлетворительной, более 90% иностранных инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность;
- более 30% инвестиций являются ранее вывезенным российским капиталом.
В республику привлекаются инвестиции с целью реализации именно отдельных проектов, которые не увязаны между собой по срокам и результатам. Но в отдельности они зачастую оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие самой республики.
С целью достижения удобства инвесторов в республике запущен интернет-портал об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.
Портал включает информацию и позволяет через размещенный на нем Путеводитель инвестора получать данные об инвестиционном климате, а также инвестиционной инфраструктуре, основные направления развития отраслей экономики региона.
Эффективным механизмом реализации прямых иностранных инвестиций являются совместные предприятия с участием иностранного капитала. По состоянию на 1 января 2014 г. в Едином государственном регистре предприятий и организаций Республики Татарстан зарегистрировано 1062 коммерческих организаций с иностранными
инвестициями.



1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31.
2. Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации (ред. 25.11.11 г.)» от 22.06.2005 г.
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
4. Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605 "О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации". Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона / В.В. Литвинова // Молодой ученый. - 2011. - № 4. - С.15¬35.
5. Постановление Правительства РФ № 849 от 26.09.2013 г.
6. Поручение Правительства РФ № ДМ-П8-5060 от 28.08.2012 г.
7. Республика Татарстан. Конституция. (Введена в действие Законом РТ от 30 ноября1992г.) .
8. Указ Президента Республики Татарстан от 5 июля 2012 года №УП-538 «Об образовании Инвестиционного совета Республики Татарстан».
9. Постановление Правительства Республики Татарстан от 04.10.2013 № 460 «О создании Государственного учреждения «Центр реализации проектов государственно-частного партнерства» .
10. Постановление правительства области № 37/417-П от 11.09.2013 г.
11. Постановление Правительства Пензенской области от 26.12.2002 № 630-пП «О концепции инвестиционной стратегии Пензенской области».
12. Айдинова А.Т., Бажанова В.С. АПК в условиях ВТО: настоящее и будущее // Молодой ученый. 2012.- №2. с.165-167.
13. Белкина Е.Н. Сущность и содержание модернизации аграрной сферы / Международный технико-экономический журнал, 2012.-№5. С. 14¬20.
14. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. СПб.: Ника- Центр, 2009. 537 с.
15. Валинурова Л.С. Организация инвестиционной деятельности в отраслях промышленности: монография. М.: Палеотип, 2012. 124 с.
16. Вякина И. В., Александров Г. А., Скворцов Г. Г. Инвестиционный климат региона: сущность и составляющие системы [Текст] / И. В. Вякина, Г. А. Александрова, Г. Г. Скворцова // Российское предпринимательств. - 2012. - № 16. - С. 98-103.
17. Гайдук В.И., Багмут С.В., Кондрашова А.В. Формирование системы производственно- технологической инфраструктуры агропродовольственного рынка ( на примере Республики Адыгея), ( монография) / В.И. Гайдук, С.В. Баг- мут, А.В. Кондрашова // Краснодар: КубГАУ, 2014 - 119 с.
18. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: монография. М.: Финансовый университет, 2013. 116 с.
19. Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона / В.В. Литвинова // Молодой ученый. - 2011. - № 4. - С.15-35.
20. Лукашин Ю. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России Текст. / Ю. Лукашин, Л. Рахлина // Мировая экономика и международные отношения. 2006. - № 3. - С. 87-94.
21. Машкин В. А. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона / / Север промышленный. 2009. № 9. С. 15-19.
22. Розанова Л.И. Инвестиционное неравенство регионов // КБ: Экономика, тренды и управление. - 2013. - № 1. - С. 43-63.
23. Ройзман И. Динамика инвестиционной привлекательности и инвестиционной конкурентоспособности российских регионов в среднесрочной перспективе // Инвестиции в России. - 2009. - №9. - С. 3-14.
24. Смирнова Е.В., Жуков М.Ю. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона / / Вестник СГАУ. - 2010. - №2. - С. 146-150.
25. Сюпова М.С. Основные направления региональной политики в сфере развития конкуренции и оценка ее эффективности/М.С. Сюпова, Д. Е. Петушенко / / Ученые заметки ТОГУ. - 2015. № 3
26. Сюпова М.С. Факторы, определяющие инвестиционную привлекательность территории. /М.С. Сюпова / / Проблемы инновационно-инвестиционного развития Дальнего Востока России. Материалы международной научно-практической конференции. 2013.
27. Юшкевич О.С Прямые иностранные инвестиции: тренды и перспективы / О.С. Юшкевич// Перспективы науки. - Тамбов: Редакция журнала «Перспективы науки» - 2015. № 8 (71). - С. 135-139.
28. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Байнишев С.М., Башкина Е.В.
Основные ситуации функционирования экономических систем в условиях неопределенности и риска // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. ЦКЬ:
http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36767.
29. Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Кот М.В. Структуризация этапов
и направлений функционирования и развития предприятий регионального отраслевого комплекса // Современные научные исследования и инновации.
2014. № 8 [Электронный ресурс]. ЦКЬ:
http://web.snauka.ru/issues/2014/08/36762.
30. Имамутдинов А.И., Горбунов В.Н. Моделирование влияния риска
на эффективность деятельности предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. ЦКЬ:
http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49796.
31. Инвестиционный портал регионов России [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://www.investinregions.ru/
32. Инвестиционный портал Республики Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://invest.tatar.ru
33. Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ra-national.ru
34. Панфилов Р.А., Горбунов В.Н., Драгункина Н.М., Ключникова Е.Н., Чепыжова В.В. К вопросу о классификации рисков инвестиционно¬строительной компании // Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 1; ЦКЬ:www.science-education.ru/121-17596.
35. Пути улучшения инвестиционного климата [Электронный
ресурс]: Режим доступа: http://studopedia.ru/2_15144_puti-uluchsheniya-
investitsionnogo-klimata-regiona.html.
36. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». ИИС:
http://www.raexpert.ru.
37. Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») - рейтинги, исследования, обзоры, конференции - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2015.
38. Скрипникова Г.В., Постаногова М.С. Прямые иностранные инвестиции в России: тенденции и проблемы их привлечения // Интернет- журнал «Науковедение», - 2015, Т.7, № 4 [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, - 2015. Режим доступа: http ://naukovedeni e.ru/sb ornik4/45.pdf.
39. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
40. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н., Мурсалимова Н.Н., Финаева А.А. Параметры и принципы формирования организационных моделей кластерной политики в регионе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1; ЦКЬ:www.science-education.ru/121-19645.
41. Шекалин А.Н., Горбунов В.Н., Синицын М.А. Выявление
факторов риска с учетом особенностей инвестиционно-строительной
96 деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. ЦКЬ:http:ZZweb.snauka.ru/issues/2015/01Z45370.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ