Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Защита прав потребителя в России

Работа №149603

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы46
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ .... 7
1.1 Понятие и юридическая сущность защиты прав потребителей 7
1.2 Общая характеристика прав потребителей 9
1.3 Формы защиты прав потребителей 12
1.4 Правовой статус субъектов в сфере защиты прав потребителей 18
2 ПРОБЛЕМАТИКА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ
ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ И ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ 23
2.1 Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров 23
2.2 Проблематика защиты прав потребителей при выполнении работ
(оказании услуг) 30
3 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 35
3.1 Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей в
сфере продажи товаров 35
3.2 Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей в
сфере оказания услуг 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

В современном мире практически каждый человек ежедневно сталкивается с правом и вступает в различные правоотношения, будь то покупка товаров в продуктовом магазине, или проезд на общественном транспорте. Поэтому подобно иным правам граждан, права потребителя также нуждаются в защите.
В России отношения с участием потребителей были впервые затронуты в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Это связано с переходом Российской Федерации к рыночной экономике, которая открыла свободу частному сектору. Наводнение рынка некачественными товарами привело к необходимости правовой регламентации отношений между потребителями и продавцами. Исходя из этого, 7 февраля 1992 года был принят Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Актуальность темы обусловлена тем, что все чаще появляются новые товары, работы и услуги, параметры и качество которых нуждается не только в техническом, но и в юридическом оформлении. Однако добиться идеального качества таких товаров и услуг довольно проблематично в силу объективных причин. Потребитель, в свою очередь, всегда являлся наиболее уязвимым субъектом в гражданско-правовых отношениях по сравнению с юридическими лицами. Обусловлено это тем, что права предпринимателей защищены профессионалами, а потребитель, как правило, не имеет такой поддержки.
Научная проблема данной темы заключается в том, что по сей день остается довольно много нерешенных вопросов касательно защиты прав потребителей. Открытыми остаются вопросы по поводу сферы применения законодательства о защите прав потребителей, необходимости введения обязательного претензионного порядка, выбора верного способа защиты, верного распределение бремени доказывания и др. Исходя из
вышесказанного, возникает настоятельная потребность в проведении дальнейших научных исследований, с целью совершенствования законодательства о защите прав потребителей, установления и преодоления имеющихся недостатков в правоприменительной практике.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой прав и интересов потребителей товаров и услуг.
Предметом исследования выступают нормы права, которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей, судебная практика, которая сложилась в результате применения данных правовых норм и теоретические взгляды российских правоведов на проблемы защиты прав потребителей.
Целью настоящей работы является анализ и обобщение отечественного законодательства и правоприменительной практики по вопросам защиты прав потребителей
Задачи исследования
• изучить общую характеристику прав потребителей и основного понятийного аппарата.
• выявить основные тезисы, связанные с защитой прав потребителей.
• раскрыть понятие и формы защиты прав потребителя.
• раскрыть правовой статус субъектов в сфере защиты прав потребителей.
• проанализировать защиту прав потребителей со сторон розничной торговли и со стороны выполнения работ и оказания услуг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день, проблема защиты прав потребителей является одной из самых актуальных. Каждый человек является потребителем, каждый день граждане реализуют свои потребительские права - все это составляет актуальность проблемы на современном этапе. Как было справедливо отмечено ранее в работе - потребитель является наиболее уязвимой стороной в отношениях с продавцом, отсюда возникает необходимость законодательной поддержки потребителей. Бесспорно, Российское законодательство в сфере защиты прав потребителей заметно модернизировалось с течением времени, однако, как показало исследование, оно еще далеко несовершенно.
В настоящее время существует несколько основных форм защиты прав потребителей - самозащита, судебная защита и внесудебная защита.
При изучении проблем защиты прав потребителей в сфере продажи товаров и выполнения работ (оказания услуг), были выявлены следующие проблемы:
1. Несоразмерность установленной ответственности за нарушение права. Анализируя ряд статьей 14 главы КоАП, относящихся к защите прав потребителя, можно отметить довольно мягкую административную ответственность для юридических лиц. Рассмотрим в качестве примера статью 14.4, которая предусматривает ответственность продавца за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству (оказание услуг, не соответствующих требованиям НПА). Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц, и от 10 до 20 тысяч рублей для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Будем честны, размер данных штрафов не представляют никакой угрозы для деятельности крупных компаний, и выполняют в основном превентивную функцию, нежели правовосстановительную. Решение данной проблемы представляется возможным путем либо увеличения существующих штрафов, либо индивидуализации наказания в зависимости от материального положения виновного лица.
2. Одной из ключевых проблем в сфере защиты прав потребителей является низкая правовая осведомленность граждан относительно их потребительских прав. Слабая потребительская грамотность граждан находит свое отражение в виде дезориентации потребителей в правовом поле, и, как следствие, неспособности дать юридически грамотную оценку своим действиям и действиям контрагента, а также заблуждения потребителя относительно правильности толкования правовых норм, регулирующих сферу защиты прав потребителей. Решить данную проблему можно путем введения в образовательную программу школьников и студентов занятий в сфере правовой грамотности потребителя.
3. Третья проблема заключается в недобросовестности контрагентов. Как уже ранее отмечалось в работе, происходит это, прежде всего, из-за проблемы, описанной в первом пункте, а именно - несоразмерности установленной ответственности за нарушенные права потребителей. Недобросовестность контрагентов проявляется как в сфере продажи товаров, так и в сфере оказания услуг (выполнения работ). В сфере продажи товаров, производители доводят до потребителей не всю информацию об их продукции, а лишь ту информацию, доведение которой прямо указано в законе. Неполнота существующей информации ставит в затруднительное положение потребителя относительно правильности выбора товара. В сфере оказания услуг недобросовестность контрагентов можно отметить на примеры сферы жилищно-коммунальных услуг. В структуре обращений граждан в Роспотребнадзор в области защиты прав потребителей, сфера жилищно-коммунальных услуг занимает 2 место (12%) от общего числа поданных жалоб, уступая лишь сфере розничной торговли (39%). Управляющие компании произвольно увеличивают суммы, установленные к уплате, а также оказывают различные услуги формально, без заботы о качестве оказанной услуги, тем самым также затрагивают законные интересы потребителей. Решить данную проблему можно двумя способами. Первый способ заключается в ужесточении уже имеющихся санкций за нарушения прав потребителей. Второй способ - создание новых специальных норм права, которые будут регулировать наиболее проблемные правоотношения в области защиты прав потребителей.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что исправление большинства существующих проблем возможно посредством внесения определенных коррективов в действующее законодательство. Ввиду стремительно развивающегося технического прогресса, и, как следствие, развивающихся гражданских отношений, обновленное законодательство должно гибко реагировать на изменение общественных отношений, которыми могут порождаться новые проблемные моменты. В данной работе были отражены лишь некоторые из существующих проблем в сфере защиты прав потребителей. Однако каждая из проблем требует наиболее тщательного анализа и разработки мер по ее решению. В совокупности данные действия должны привести к улучшению положения всех заинтересованных в этом сторон.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, 04.07.2020, № 144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 16.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.05.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства
Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46 ст. 4532.
7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 03.01.2005 г. № 1 (часть I) ст. 14.
8. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I (ред. от 30.12.2020) «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357.
9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 01.04.2021) «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9.04.1992 г., № 15, ст. 766.
10. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 10.01.2021) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 2 ст. 56.
11. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 20.03.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - ст. 5491.
12. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.08.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 14 ст. 1650.
13. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 01.03.2021) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 18. - ст. 1720.
14. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 01.01.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - ст. 2716.
15. Федеральный закон от 02.06.2010 № 151-ФЗ (ред. от 11.01.2021) «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.07.2010 г. N 27 ст. 3435....41


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ