Введение
Глава 1. Развитие жизненных планов
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию жизненных планов подростков
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Любой дееспособный человек, вне зависимости от возраста, социального статуса и материального достатка, с различной для своего положения силой, стремится к познанию смысла своей жизни, к осознанию того, для чего он пришел в этом мир или что он может с этим миром сделать. Он задается вопросом реализации своего потенциала, вопросами поиска ресурсов, как внешних, так и внутренних, для решения своих экзистенциальных задач. Можно рассмотреть этот вопрос и с более прагматичной точки зрения. У каждого свой индивидуальный смысл жизни - план, которому он следует. Жизненным планом можно равно назвать наличие у индивида установленных совокупностей ориентиров, целей и способов их разрешения на жизненном пути. Отсутствие же структурированных, осознанных и сонаправленных жизненных планов также может являться своеобразным жизненным планом, хоть и плохо осознаваемым.
Актуальность данной работы заключается в том, что формирование жизненных планов начинается с влияния родителей или близких людей, социокультурного поля, окружающего индивида, и никогда не становятся полностью автономными, интроспективными. Современная школа и иные образовательные институты, хоть и занимаются помощью в формировании тех или иных видений своей дальнейшей жизни у подростков, однако, не производит даже трети выпускников, кто мог бы точно определить, каковы его жизненные планы. Их формированию у подростков нужно активно помогать со стороны для более успешного и полезного становления личности каждого подростка.
У школы есть все необходимые ресурсы для осуществления этой задачи, и, тем не менее, вопрос постановки жизненных планов не осваивается должным образом, отчего, крайне важно сконцентрировать больше усилий на исследовании вопроса жизненных планов подростков.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического развития жизненных планов подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогические особенности развития жизненных планов подростков.
Цель исследования: проанализировать психолого-педагогические особенности развития жизненных планов подростков, разработать программу их развития.
Задачи исследования:
1. проанализировать сущность и содержание понятия "жизненные планы", особенности жизненных планов подростков;
2. изучить сформированность жизненных планов подростков;
3. разработать программу развития жизненных планов подростков.
Гипотеза исследования: развитие жизненных планов подростков будет
обеспечиваться следующими психолого-педагогическими условиями:
- проведение серии индивидуальных консультаций с подростками на осознание жизненных планов;
- подростки будут включены в групповую работу в рамках игровых методов и социально-психологического тренинга.
В исследовании будут использованы диагностики уровня рефлексии и ориентации на ценности.
В процессе эксперимента будут реализованы мероприятия по развитию жизненных навыков, включающие тренинги, консультации и игры, направленные на осознание подростками своих способностей и возможностей.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №91, 8 «А» класса, в исследовании приняли участие 9 подростков (5 мальчиков и 4 девочки).
Методы исследования: эмпирические (Опросник рефлексивности Карпова; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича; групповая беседа), теоретические (теоретический анализ, изучение литературы), математические и статистические (для обработки полученных данных).
Анализ теоретических источников позволил обозначить содержание понятия «жизненные планы», под которым мы будем понимать наличие у индивида установленных совокупностей ориентиров, целей и способов их разрешения на жизненном пути. Были проанализированы особенности развития жизненных планов подростков, которые заключаются в том, что жизненные планы подростка очень изменчивы, нестабильны, иногда нереалистичны, только начинают формироваться и учитывать внешние обстоятельства, но тем не менее, представляют собой достаточно обширную базу для будущих устремлений.
В рамках экспериментальной работы нами были разработаны критерии сформированности жизненных планов подростков (на основе компонентов жизненных планов Н.И. Козлова, И.С. Кона и Е.И. Головахи): содержание, долговременность, осознанность. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №91, 8 «А» класса, в исследовании приняли участие 9 подростков (5 мальчиков и 4 девочки). В качестве результатов отмечаются следующие данные: средний уровень развития рефлексии, незначительное преобладание терминальных ценностей над инструментальными. Приоритетные терминальные ценности: здоровье, материальная обеспеченность, наличие хороших друзей. Приоритетные инструментальные ценности: образованность, самоконтроль, независимость. Притязания подростков в сфере социального продвижения и материального благополучия высоки - большинство отметили, что хотят чувствовать материальное изобилие, а не просто достаток. При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высокими профессиональными устремлениями. У многих подростков желание больше иметь и получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, подростки предельно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления - позитивных результатов в достижении своих планов они ожидают достичь в среднем не более чем через 10 лет.
На основе данных исследования была разработана программа развития жизненных планов подростков, включающая в себя: 4 этапа, 7 секций и 15 занятий, 9 из которых успешно проведены.
1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.:1987. - 138-144 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени. Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь / К.А. Абульханова-Славская. - М.:1990. - 114-129 с.
3. Авдеева, Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет. Воспитание, обучение и психологическое развитие/Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. - М.: 1977.
4. Бакли, Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Дж. Кейпл. - СПб.:Питер, 2002. - 352 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Эксмо, 2016. - 576 с.
6. Головаха, Е.И. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии». Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования) / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: 1982. - 99¬108 с.
7. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И Головаха, А.А. Кроник. - Киев:1984.
8. Дубровина, И.В., Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. - Москва : Педагогика, 1989. - 168 с.
9. Иванова, В.С. Влияние стабильности семьи на формирование ценностных ориентаций и самоопределение / В.С. Иванова, А.А. Иконникова //Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 332.
10. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.
11. Карпинский К. В. Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности. - 2010.
12. Ковалев, В.И. Личностное время и жизненный путь личности. Психология личности и время жизни человека / В.И. Ковалев. - Черновцы, 1991. - 5-14 с.
13. Козлов Н.И. Формула личности. - Отдельное издание, изд. - СПб.: Питер, 1999. - 368 с.
14. Кон И.С., В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: 1984.-167 с.
15. Кон И. С. Психология старшеклассника. - 2007.
16. Кулагина И.Ю., Возрастная и педагогическая психология. - М.: 2003.¬321с.
17. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.
18. Леонтьев, А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М., 1977.
19. Мартынюк, И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования Текст. / И.О. Мартынюк. Киев: Изд-во «Наукова думка», 1990. - 119 с.
20. Некрасова, Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте / Е.В. Некрасова // Сибирский психологический журнал. - Томск, 1998. - № 8-9. - С. 22-25.
21. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. - М.: Педагогика, 1988.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Спб.:Питер, 2000.
23. Сизова, И.Г. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления. Современная психология: состояние и перспективы исследований / И.Г. Сизова,С.И. Филипченкова.М.: ИП РАН, 2002. - 180¬199 с.
24. Узнадзе Д. Психология установки. - Отдельное изд. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
25. Украинец, В.Н. Жизненные перспективы личности. Жизненный путь личности / В.Н. Украинец. - Киев, 1987. 217-225 с.
26. Устинов И.Ю., Методика работы командира по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины, - учебно¬методическое пособие - Воронеж: ВВВАИУ - 2007. - 190 с.
27. Ушинский К.Д., Русская школа. - М.:2015.-97с.
28.Чудновский В.Э., Воспитание способностей и формирование личности/ В.Э. Чудновский. - М., 1986.
29.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 532с.
30.Яничев, П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте. Наш проблемный подросток / П.И. Яничев. - СПб., 1999. - 50-60 с.