Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ

Работа №149561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 6
1.1 Элективный курс. Теоретический аспект 6
1.2 Исследовательские умения учащихся 11
1.3 Требования к элективному курсу, направленному на развитие
исследовательских умений учащихся 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ» 30
2.1 Цели и содержание элективного курса «Задания с параметрами» 30
2.2 Формы, методы и средства элективного курса «Задания с
параметрами» 36
2.3 Эксперимент 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70

Актуальность исследования. В школьной математике есть классы задач, вызывающие особый интерес учителей и методистов, традиционно считающиеся трудными для освоения учениками: задачи на построение, решение систем алгебраических неравенств, текстовые задачи с использованием дробных и процентных соотношений... Задачи с параметрами занимают в этом перечне не последнее место. Вызвано это рядом обстоятельств.
Во-первых, трудности вызывает само понятие параметра и характер задачи с параметром. Этот термин не имеет чётко сформулированного определения, подобного определениям других математических терминов. Его первичное восприятие учащимися усложнено тем, что в их субъектном опыте сложно выделить примеры использования параметров. Решение задачи с параметрами требует вместо однозначно заданного объекта рассмотреть множество объектов, добавляет в рассматриваемую ситуацию динамики, в отличие от подавляющего большинства «статичных» задач, решаемых в школьном курсе.
Во-вторых, задачи с параметрами относятся к задачам более высокого уровня сложности, не имеют однозначных алгоритмов решения, требуют уверенного владения разнородными фрагментами школьного курса математики, применения разнообразных эвристик.
Наконец, несмотря на большое количество статей и учебных пособий, методика обучения решению задач с параметрами для большинства учителей остаётся недостаточно разработанной.
Проведенный нами анализ привел к противоречию между достаточной разработанностью в методической литературе темы задачи с параметрами и отсутствием методического сопровождения изучения темы задания с параметрами.
Проблема данного исследования вытекает из противоречия и состоит в разработке методического сопровождения элективного курса, направленного на развитие исследовательских умений учащихся.
Перечисленные обстоятельства создают определённые трудности в работе с детьми, испытывающими интерес к математике, ориентированными на высокие результаты итогового экзамена по предмету. Таким образом, актуальным является вопрос рассмотрения методических аспектов: введение понятия параметра и знакомство с задачами с параметром, формирование специальных умений, определение круга типовых задач, формулировка эвристик к решению этих задач.
Объект исследования - процесс обучения математике в 8 классе основной школы.
Предмет исследования - процесс развития исследовательских умений учащихся 8 класса на элективном курсе «Задания с параметрами».
Цель исследования - разработать методическое сопровождение элективного курса «Задания с параметрами», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследовательских умений учащихся и возможность их развития на элективных курсах.
2. Определить требования к элективному курсу, направленному на развитие исследовательских умений.
3. Разработать методическое сопровождение элективного курса «Задания с параметрами», направленное на развитие исследовательских умений учащихся.
Гипотеза: если в процессе обучения математики использовать элективный курс «Задания с параметрами», то это будет способствовать развитию исследовательских умений учащихся 8 класса.
Практическая значимость исследования: разработанный элективный курс может быть использован учителями математики для углубленного изучения предмета и для подготовки к экзаменам.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа представлена двумя главами, введением, заключением, списком литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Математика является одним из базовых предметов в школе. Она обеспечивает изучение других дисциплин - это относится не только к предметам физико-математического, технического и естественнонаучного циклов, но и гуманитарным дисциплинам. В современных условиях определенный объем математических знаний, владение некоторыми математическими методами стали обязательными элементами общей культуры - без математических знаний, без сформированных в ходе изучения математики технических навыков и умений (т.е. без владения вычислительными и иными алгоритмами) невозможно дальнейшее обучение, да и практическая деятельность часто оказывается затрудненной. Этим, однако, далеко не исчерпывается роль и значение математики как учебного предмета. Обучение математике выполняет чрезвычайно важные развивающие функции. При изучении математики формируются интеллектуальные умения, необходимые любому человеку вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он будет занят в дальнейшем. Совершенствование содержания школьного математического образования связано с требованиями, которые предъявляет к математическим знаниям учащихся практика: промышленность, производство, военное дело, сельское хозяйство, социальное переустройство и т.д.
Теоретический обзор позволяет сделать следующие выводы: проведен анализ педагогической литературы по вопросам элективных курсов. Выделены дидактические принципы составления программ элективных курсов.
Рассмотрена исследовательская деятельность, которая способствует формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способность ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение; прогнозированию последствий тех или иных последствий; проведению анализов результатов. Рассмотренные понятия могут оказаться полезными для учителей, работающих над подготовкой учащихся к итоговой аттестации, а также для работы в рамках элективных курсов и в других формах работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению математики.
Разработанный элективный курс «Задания с параметрами» направлен на реализацию концепции стандарта образования, на расширение школьного курса математики, подготовку к итоговой аттестации. Отличительной особенностью курса является систематизация и классификация квадратных уравнений с параметром и методов их решения по основным разделам курса математики 8 класса. Разделы элективного курса свободно могут перемещаться в рамках курса, без ущерба для общей цели и результата, в зависимости от основной программы.
Согласно выдвинутой гипотезе нашего исследования в результате внедрения элективных курсов в учебный процесс общеобразовательного учебного заведения повышается развитие исследовательских умений учащихся 8 класса.
На основе полученных данных формирующего эксперимента можно сделать выводы: предлагаемые элективные курсы могут быть использованы в подготовке учащихся, разработанная методика является доступной для понимания учащимися основного звена школы, специфика дифференцированного подхода к учащимся позволила повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов, из результатов проведенного исследования можно констатировать, что предлагаемая методика является эффективной.



1. Амелькин. В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике. - 2-е изд. - Мн. ООО «Асар», 2002. - 464 с.; ил.
2. Бортаковский А. С., Закалюкин В. М. Задачи повышенной сложности по математике для абитуриентов, - М.: Изд-во МАИ, 2003. - 424 с.
3. Бортаковский А. С., Закалюкин В., Шапошников В. П. Экзаменационные задачи и варианты по математике: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Изд-во МАИ, 2004. - 384 с.
4. Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики. - 4-е изд. - Просвещение, 1997. - 271 с.; ил.
5. Говоров В. М. и др. Математика: сборник задач с решениями для поступающих в вузы. - М.: АСТ: Астрель,2005. - 829 с.; ил.
6. Голубев В. И. Решение сложных и нестандартных задач по математике. - М.: ИЛЕКСА, 2007. - 252 с.
7. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами. - Брянск, 1999.
8. Горнштейн П. И., Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Якир М. С. Экзамен по математике и его подводные рифы. - М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998. - 236 с.
9. Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. - 3-е изд. - М.; Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, - 336 с.
10. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с
параметрами. - М.: ИЛЕКСА, 2005.
11. Горштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с
параметрами. - М.: «Илекса», 2005.
12. Далингер В. А. Проектирование элективных курсов по геометрии посредством локальной аксиоматизации // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 3. - С. 67-70.
13. Дорофеев Г. В. и др. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2002. - 672 с.; ил.
14. Дятлов В.Н. Как научить решать задачи с параметром. - М.: Педагогический университет, 2014.
15. Елекенова, Л.З. Сущностная характеристика понятия «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс] / Л.З. Елекенова // Вестник ИГУ. - № 4,- 2010.— С. 45—55. — (http://elibrary.kz/download/zhurnal_st/ st2681 .pdf).
16. Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре (7-11 кл)
17. Загвязинский, В.И. Теория обучения в актуальных вопросах и ответах. Какие наиболее актуальные вопросы теории обучения интересуют современных педагогов? [Текст] / В.И. Загвязинский // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. — № 3. — С. 3-9.
18. Загвязинский, В.И. Теория обучения; современная интерпретация : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. По спец. «Педагогика и психология» и «Педагогика» [Текст] / В.И. Загвязинский. — 3-е изд., испр. - М. : Академия,
2006.
19. Карп. А. П. Сборник задач для подготовки к выпускным экзаменам по алгебре и началам анализа. - Санкт-Петербург: Оракул, 1998. - 284 с.
20. Картавов С. А. Математические термины: справ.-библиогр. словарь. - Киев: Выща шк. Головное изд-во, 1988. - 295 с.
21. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
22. Кожухов С.К. Уравнения и неравенства с параметром. - Орел, 2013.
23. Корнетов, Г.Б. Реформаторы образования в истории западной
педагогики : учебное пособие [Текст] / Г.Б. Корнетов. - М. : АСОУ, 2007.
24. Крамор В. С. Задачи с параметрами и методы их решения. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование»,
2007. - 416 с.
25. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
26. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо,
2008. - 944 с.
27. Лебедев В. В. Решения задач репетиционного экзамена по математике 2002-2004 г. М.: «Экспресс-Полиграф-Сервис». - 2002.
28. Лебедева, О.В. Формирование исследовательских умений
учащихся в ходе непрерывной подготовки [Электронный ресурс]. - (http://www.unn.ru; http://www.unn.ru/pages/e-
Hbrary/methodmaterial/files/143.pdf).
29. Лернер П.С. Соотношение базовых и элективных курсов в профильном образовании [Электронный ресурс] // Официальный сайт Бим- Бад Бориса Михайловича. - Режим доступа: http://www.bim- bad.ru/biblioteka/article full.php?aid=1177&binn rubrik pl articles=183
30. Литвинова И. Н. Решение задач с параметрами как средство формирования исследовательских умений учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 6. - С. 11. - URL: http://e- koncept.ru/2015/65203.htm.
31. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. и кл. с углубл. изуч. матаматики. - М.: Просвещение,1997. - 224 с.; ил.
32. Математика для поступающих в вузы // Сост. А. А. Тырымов. - Волгоград: Учитель, 2000.
33. Математика. // «Первое сентября». - № 14. - 2011; №1, 2, 4, 11. - 2012; №10, 11, 12. - 2013.
34. Математика. Учимся решать задачи с параметром /под ред. Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
35. Математический энциклопедический словарь / гл. ред. Ю. В. Прохоров; ред. кол.: С. И. Адян, Н. С. Бахвалов, В. И. Битюцков, А. П. Ершов, Л. Д. Кдрявцев, А. Л. Онищик, А. П. Юшкевич. - М.: Сов. энцикл., 1988. - 847 с.
36. Материалы по подготовке к ОГЭ 2001 -2016.
37. Махмутов, М.И. Современный урок: вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1981.
38. Мирошин В.В. Решение задач с параметрами. Теория и практика. - М.: Издательств о «Экзамен», 2009. - 286 с.
39. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. - М.: Мнемозина, 2000. - 315 с; ил.
40. Мочалов В.В., Сильвестров В.В. Уравнения и неравенства с параметрами. - Чебоксары. Издательство ЧГУ, 1997.
41. Нырко В.А., Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург: УГТУ, 2001.
42. ОГЭ 2016. Математика. 30 вариантов типовых заданий / под ред. И.В. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.
43. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004. - 896 с.
44. Оконь, В. Основы проблемного обучения [Текст] / В. Оконь. - М. : Просвещение, 1968.
45. Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 кл. - М.: Экзамен, 1998. - 192 с.
46. Осколков В. А. и др. Сборник конкурсных задач по математике с решениями и ответами. - М.: МИФИ, 2003. - 92 с.
47. Острикова, Е.А. Психолого-педагогические основы
формирования исследовательских умений и навыков школьников [Текст] / Е.А. Острикова // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 358-361.
48. Петряков И.С. Математические кружки. - М.: Просвещение, 1997.
49. Письмо Минобразования России от 13.11.2003г. № 14-51-277 / 13
«Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=450589.
50. Поддьяков А. Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значении // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 21-23.
51. Потапов М. К.., Олехник С. Н.,Нестеренко Ю. В. Уравнения и неравенства с параметрами. - Изд-во Московского университета, 1992. - 16 с.
52. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. - М.: Издат МГУ, 1992.
53. Приходько Л. А., Грознова С. Ю. Математика: Пособие для поступающих в 10-ый лицейский класс. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. - 69 с.
54. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы (базовый уровень). Составитель Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2011.
55. Рогова Г.А. Элективные курсы как содержательная основа профильного обучения [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования». - № 56. - Режим доступа - http://vio.uchim.info/Vio 58/cd site/articles/art 4 7.htm.
56. Романов П.Ю. Формирование исследовательских умений обучающихся в системе непрерывного педагогического образования: Дисс... докт. пед. наук. - Магнитогорск, 2003. - 362 с.
57. Ромашко В. Д. Параметры. - Интернет.
58. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского
подхода к обучению [Текст] / А.И. Савенков. — М. : Ось-89, 2006. — 480 с.
59. Савенков, А.И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников [Текст] / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2011. — № 5. - С. 156-163.
60. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - № 2. - С. 45-49.
61. Сергеев И. Н. Математика. Задачи с ответами и решениями: Пособие для поступающих в вузы. - М.:КДУ, 2005. - 3-е изд. - 360 с.; ил.
62. Середенко, П.В. Формирование исследовательских умений у младших школьников [Текст] / П.В. Середенко // Педагогическая наука. — 2007. — № 3.
63. Сканави М. И. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. - 7-е изд. - М. 1996. - 528 с.; ил.
64. Толковый словарь математических терминов / О. В. Мантуров, Ю. К. Солнцев, Ю. И. Соркин, Н. Г. Федин. - М.: Просвещение, 1965. - 540 с.
65. Умения [Текст] / гл. ред. В.В. Давыдов // Российская педагогическая энциклопедия. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 2.
66. Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. - М.: Илекса, 2006.
67. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
68. Хапугина, С.В. Развитие исследовательских умений учащихся на уроках химии [Электронный ресурс]. - (http:/}s-v-hapugina.narod.m: http://s-v- hapuglna.narod.rU/olderfiles/l/razvitie_issledovatelskih_umenii.-doc).
69. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика для поступающих в серьезные вузы. - М.: Московский лицей, 1998. - 400 с.
70. Шарыгин И. Ф. Сборник задач по математике с решениями: Учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: АСТ: Астрель, 2001. - 448 с.; ил.
71. Ястребинецкий Г. А. Задачи с параметрами. - М. Просвещение, 1988.
72. Ященко И.В., Семенов А.В., Высоцкий И.Р. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики. - М.:ФИПИ, 2014. - 34 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ