РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 6
1.1 Элективный курс. Теоретический аспект 6
1.2 Исследовательские умения учащихся 11
1.3 Требования к элективному курсу, направленному на развитие
исследовательских умений учащихся 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ» 30
2.1 Цели и содержание элективного курса «Задания с параметрами» 30
2.2 Формы, методы и средства элективного курса «Задания с
параметрами» 36
2.3 Эксперимент 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 6
1.1 Элективный курс. Теоретический аспект 6
1.2 Исследовательские умения учащихся 11
1.3 Требования к элективному курсу, направленному на развитие
исследовательских умений учащихся 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ» 30
2.1 Цели и содержание элективного курса «Задания с параметрами» 30
2.2 Формы, методы и средства элективного курса «Задания с
параметрами» 36
2.3 Эксперимент 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность исследования. В школьной математике есть классы задач, вызывающие особый интерес учителей и методистов, традиционно считающиеся трудными для освоения учениками: задачи на построение, решение систем алгебраических неравенств, текстовые задачи с использованием дробных и процентных соотношений... Задачи с параметрами занимают в этом перечне не последнее место. Вызвано это рядом обстоятельств.
Во-первых, трудности вызывает само понятие параметра и характер задачи с параметром. Этот термин не имеет чётко сформулированного определения, подобного определениям других математических терминов. Его первичное восприятие учащимися усложнено тем, что в их субъектном опыте сложно выделить примеры использования параметров. Решение задачи с параметрами требует вместо однозначно заданного объекта рассмотреть множество объектов, добавляет в рассматриваемую ситуацию динамики, в отличие от подавляющего большинства «статичных» задач, решаемых в школьном курсе.
Во-вторых, задачи с параметрами относятся к задачам более высокого уровня сложности, не имеют однозначных алгоритмов решения, требуют уверенного владения разнородными фрагментами школьного курса математики, применения разнообразных эвристик.
Наконец, несмотря на большое количество статей и учебных пособий, методика обучения решению задач с параметрами для большинства учителей остаётся недостаточно разработанной.
Проведенный нами анализ привел к противоречию между достаточной разработанностью в методической литературе темы задачи с параметрами и отсутствием методического сопровождения изучения темы задания с параметрами.
Проблема данного исследования вытекает из противоречия и состоит в разработке методического сопровождения элективного курса, направленного на развитие исследовательских умений учащихся.
Перечисленные обстоятельства создают определённые трудности в работе с детьми, испытывающими интерес к математике, ориентированными на высокие результаты итогового экзамена по предмету. Таким образом, актуальным является вопрос рассмотрения методических аспектов: введение понятия параметра и знакомство с задачами с параметром, формирование специальных умений, определение круга типовых задач, формулировка эвристик к решению этих задач.
Объект исследования - процесс обучения математике в 8 классе основной школы.
Предмет исследования - процесс развития исследовательских умений учащихся 8 класса на элективном курсе «Задания с параметрами».
Цель исследования - разработать методическое сопровождение элективного курса «Задания с параметрами», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследовательских умений учащихся и возможность их развития на элективных курсах.
2. Определить требования к элективному курсу, направленному на развитие исследовательских умений.
3. Разработать методическое сопровождение элективного курса «Задания с параметрами», направленное на развитие исследовательских умений учащихся.
Гипотеза: если в процессе обучения математики использовать элективный курс «Задания с параметрами», то это будет способствовать развитию исследовательских умений учащихся 8 класса.
Практическая значимость исследования: разработанный элективный курс может быть использован учителями математики для углубленного изучения предмета и для подготовки к экзаменам.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа представлена двумя главами, введением, заключением, списком литературы.
Во-первых, трудности вызывает само понятие параметра и характер задачи с параметром. Этот термин не имеет чётко сформулированного определения, подобного определениям других математических терминов. Его первичное восприятие учащимися усложнено тем, что в их субъектном опыте сложно выделить примеры использования параметров. Решение задачи с параметрами требует вместо однозначно заданного объекта рассмотреть множество объектов, добавляет в рассматриваемую ситуацию динамики, в отличие от подавляющего большинства «статичных» задач, решаемых в школьном курсе.
Во-вторых, задачи с параметрами относятся к задачам более высокого уровня сложности, не имеют однозначных алгоритмов решения, требуют уверенного владения разнородными фрагментами школьного курса математики, применения разнообразных эвристик.
Наконец, несмотря на большое количество статей и учебных пособий, методика обучения решению задач с параметрами для большинства учителей остаётся недостаточно разработанной.
Проведенный нами анализ привел к противоречию между достаточной разработанностью в методической литературе темы задачи с параметрами и отсутствием методического сопровождения изучения темы задания с параметрами.
Проблема данного исследования вытекает из противоречия и состоит в разработке методического сопровождения элективного курса, направленного на развитие исследовательских умений учащихся.
Перечисленные обстоятельства создают определённые трудности в работе с детьми, испытывающими интерес к математике, ориентированными на высокие результаты итогового экзамена по предмету. Таким образом, актуальным является вопрос рассмотрения методических аспектов: введение понятия параметра и знакомство с задачами с параметром, формирование специальных умений, определение круга типовых задач, формулировка эвристик к решению этих задач.
Объект исследования - процесс обучения математике в 8 классе основной школы.
Предмет исследования - процесс развития исследовательских умений учащихся 8 класса на элективном курсе «Задания с параметрами».
Цель исследования - разработать методическое сопровождение элективного курса «Задания с параметрами», направленного на развитие исследовательских умений учащихся 8 класса.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследовательских умений учащихся и возможность их развития на элективных курсах.
2. Определить требования к элективному курсу, направленному на развитие исследовательских умений.
3. Разработать методическое сопровождение элективного курса «Задания с параметрами», направленное на развитие исследовательских умений учащихся.
Гипотеза: если в процессе обучения математики использовать элективный курс «Задания с параметрами», то это будет способствовать развитию исследовательских умений учащихся 8 класса.
Практическая значимость исследования: разработанный элективный курс может быть использован учителями математики для углубленного изучения предмета и для подготовки к экзаменам.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа представлена двумя главами, введением, заключением, списком литературы.
Математическое образование является неотъемлемой частью любого полноценного образования. Математика является одним из базовых предметов в школе. Она обеспечивает изучение других дисциплин - это относится не только к предметам физико-математического, технического и естественнонаучного циклов, но и гуманитарным дисциплинам. В современных условиях определенный объем математических знаний, владение некоторыми математическими методами стали обязательными элементами общей культуры - без математических знаний, без сформированных в ходе изучения математики технических навыков и умений (т.е. без владения вычислительными и иными алгоритмами) невозможно дальнейшее обучение, да и практическая деятельность часто оказывается затрудненной. Этим, однако, далеко не исчерпывается роль и значение математики как учебного предмета. Обучение математике выполняет чрезвычайно важные развивающие функции. При изучении математики формируются интеллектуальные умения, необходимые любому человеку вне зависимости от того, в какой сфере деятельности он будет занят в дальнейшем. Совершенствование содержания школьного математического образования связано с требованиями, которые предъявляет к математическим знаниям учащихся практика: промышленность, производство, военное дело, сельское хозяйство, социальное переустройство и т.д.
Теоретический обзор позволяет сделать следующие выводы: проведен анализ педагогической литературы по вопросам элективных курсов. Выделены дидактические принципы составления программ элективных курсов.
Рассмотрена исследовательская деятельность, которая способствует формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способность ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение; прогнозированию последствий тех или иных последствий; проведению анализов результатов. Рассмотренные понятия могут оказаться полезными для учителей, работающих над подготовкой учащихся к итоговой аттестации, а также для работы в рамках элективных курсов и в других формах работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению математики.
Разработанный элективный курс «Задания с параметрами» направлен на реализацию концепции стандарта образования, на расширение школьного курса математики, подготовку к итоговой аттестации. Отличительной особенностью курса является систематизация и классификация квадратных уравнений с параметром и методов их решения по основным разделам курса математики 8 класса. Разделы элективного курса свободно могут перемещаться в рамках курса, без ущерба для общей цели и результата, в зависимости от основной программы.
Согласно выдвинутой гипотезе нашего исследования в результате внедрения элективных курсов в учебный процесс общеобразовательного учебного заведения повышается развитие исследовательских умений учащихся 8 класса.
На основе полученных данных формирующего эксперимента можно сделать выводы: предлагаемые элективные курсы могут быть использованы в подготовке учащихся, разработанная методика является доступной для понимания учащимися основного звена школы, специфика дифференцированного подхода к учащимся позволила повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов, из результатов проведенного исследования можно констатировать, что предлагаемая методика является эффективной.
Теоретический обзор позволяет сделать следующие выводы: проведен анализ педагогической литературы по вопросам элективных курсов. Выделены дидактические принципы составления программ элективных курсов.
Рассмотрена исследовательская деятельность, которая способствует формированию мыслительных и творческих способностей, умение ставить и решать проблемы, способность ориентироваться в разных потоках информации, умение общаться, формулировать и высказывать свое мнение; прогнозированию последствий тех или иных последствий; проведению анализов результатов. Рассмотренные понятия могут оказаться полезными для учителей, работающих над подготовкой учащихся к итоговой аттестации, а также для работы в рамках элективных курсов и в других формах работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению математики.
Разработанный элективный курс «Задания с параметрами» направлен на реализацию концепции стандарта образования, на расширение школьного курса математики, подготовку к итоговой аттестации. Отличительной особенностью курса является систематизация и классификация квадратных уравнений с параметром и методов их решения по основным разделам курса математики 8 класса. Разделы элективного курса свободно могут перемещаться в рамках курса, без ущерба для общей цели и результата, в зависимости от основной программы.
Согласно выдвинутой гипотезе нашего исследования в результате внедрения элективных курсов в учебный процесс общеобразовательного учебного заведения повышается развитие исследовательских умений учащихся 8 класса.
На основе полученных данных формирующего эксперимента можно сделать выводы: предлагаемые элективные курсы могут быть использованы в подготовке учащихся, разработанная методика является доступной для понимания учащимися основного звена школы, специфика дифференцированного подхода к учащимся позволила повысить интенсивность их деятельности и добиться на различных этапах однородных результатов, из результатов проведенного исследования можно констатировать, что предлагаемая методика является эффективной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие исследовательских умений обучающихся при решении задач с параметрами
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020 - Функционально-графические методы решения неравенств на элективном
курсе по математике
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО
БИОЛОГИИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
С ПАРАМЕТРАМИ»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ЗАДАЧИ С ПАРАМЕТРОМ» В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Формирование исследовательских навыков при решении задач с параметрами у учащихся 9 классов
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



