Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования готовности к научно- 11 исследовательской работе студентов «бакалавриата»
1.1 Научно-исследовательская деятельность студентов, как 11 психолого-педагогическая проблема обучения личности в высшей школ
1.2 Особенности организации научно-исследовательской 18
деятельности студентов бакалавриата технических специальностей
1.3 Модель формирования готовности к научно-исследовательской 31 деятельности студентов бакалавриата технических специальностей
Глава 2 Реализация модели процесса формирования готовности 41 студентов технических специальностей к научной -исследовательской деятельности
2.1 Содержание процесса формирования готовности к научно- 41 исследовательской деятельности студентов бакалавриата технических специальностей
2.2 Диагностика уровня готовности к научно-исследовательской 51 деятельности студентов бакалавриата технических специальностей
2.3 Технология оценки результативности и анализ эффективности 53 процесса по формированию готовности к научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата технических специальностей
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 74
Актуальность проблемы исследования. Динамика развития процессов, происходящих в экономической, политической, социальной, культурной сферах общества ключевым образом затрагивают процесс образования. Однако приоритетной целью неизменно остается - подготовка специалистов, бакалавров к вызовам текущего времени, глобализации, помощь в раскрытии потенциала личности, самореализации, развитие творческой и научной активности в условиях турбулентности окружающих процессов внешнего и внутреннего спектра.
Научно-исследовательская (далее НИД) и инновационная деятельность студентов бакалавриата, в настоящее время, является одним из ключевых аспектов вузовской подготовки выпускника, поскольку является основой проявления лидерских умений, способностей, самореализации. Анализ выводов и результатов исследований, имеющихся в психолого-педагогической науке и практике, я показывают, что большинство бакалавров технических специальностей в полной мере не осознают значимости НИД в профессиональной деятельности: 40% опрошенных имеют умеренный уровень сформированной готовности, 60%- критический. Таким образом, изучение процесса формирования готовности к научно-исследовательской деятельности направлений студентов бакалавриата в техническом вузе является актуальным процессом в общем анализе многоблочной структуры образовательной деятельности.
Формирование готовности студентов бакалавриата к НИД, в техническом вузе, в частности, видится, как сложный педагогический и воспитательный процесс, требующий алгоритмизации методик, с целью обеспечения разновекторных характеристик исследуемого процесса НИД. Интегрирование субъектно-деятельностного (ролевого), мотивационного (финансово
экономического и эмоционально-профильного), ориентационного (адаптация в коллективе, будущая адаптация) творческого (познавательно-художественного), информационного и компетентностного подходов.
Методический опыт развития методологического аспекта понятия - формирование готовности бакалавров к НИД предлагает выделить ряд направлений изучения теории вопроса.
С.Г. Юдин основанием формирования «готовности студентов к НИД» считает - интегрирование субъектно-деятельностного (познавательно-ролевой) и компетентностного подходов (далее квалификационного).
Педагогические исследования В.А. Кольцовой и И.Р. Федорковой и ее многомодельность практической деятельности задает ориентиры образовательного процесса, как особого способа деятельности, инициируемого субъектом. Функция субъекта состоит в выборе оптимального варианта между деятельностью и академической успеваемостью и личностными (интеллектуальными) возможностями человека, студента технического вуза, в частности
И.Я. Зимняя рассматривает готовность к научно-исследовательской деятельности (далее НД), как сопряжение кластерных характеристик субъекта, во взаимосвязи с поведенческой «готовностью» применить накопленный интеллектуальный багаж (знания, умения, опыт, личностные качества, навыки, компетенции и др.) для успешной научной и проектной деятельности в определенной устойчивой области народного хозяйства.
О.А. Вихорева, напротив, выделяет готовность овладеть научноисследовательскими компетенциями, как «совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки, ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности», а фрагментарные качества, «как форму представления нормативных требований к результатам образовательной практики с позиции личностных качеств обучающихся».
Данные опросов Б.И. Бедного и А.А. Мироноса показывают, что помимо научных способностей и умений субъект деятельности должен обладать коммуникативными и экономическими знаниями, эти качества определяют студента-исследователя в начале его научного пути.
И.В. Шадчин определяет готовность студентов к НИД, как личное образовательное действие, определяющее уровень готовности личности студента и включающее в себя мотивационный, ориентационный, деятельностный и рефлексивный аспект.
На основе проведенного анализа выявлены следующие противоречия между:
• выпускниками и работодателями в контексте «готовности» студентов уровня «бакалавриат» к НД и недостаточным уровнем ее сформированности;...
В магистерской диссертации были изучены теоретические аспекты и практические возможности формирования готовности студентов-бакалавриата технических специальностей к научно-исследовательской деятельности.
В первой главе были изучены теоретические аспекты организации научно-исследовательской работы студентов-бакалавров негуманитарного вуза, особенности организации научно-исследовательской деятельности студентов технических специальностей, сформирована модель организации научноисследовательской деятельности студентов бакалавриата технических специальностей.
Были сделаны такие выводы по первой главе: Можно сделать вывод, что значимость и важность научно-исследовательской деятельности параллельно с учебным процессом, осознается студентами бакалавиата не в полной мере. С целью изучения представлений о готовности студентов-бакалавриата к научноисследовательской деятельности необходимо выявлять субъективные представления студентов о собственных исследовательских умениях. Диагностирование и выявление с помощью тестирования и анкетирования на начальном этапе научно - исследовательской деятельности позволит педагогу и руководителям СНС (студенческих научных сообществ) осуществить мониторинг мотивационных субсистем студентов технического вуза.
Вторая глава посвящена практическому исследованию реализации модели процесса формирования готовности студентов бакалавриата технических специальностей к научной деятельности. Были описаны методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, метод целеполагания, моделирование), эмпирические (эксперимент, тестирование, анкетирование).
Модель формирования готовности студентов бакалавриата технических специальностей к научной деятельности позволяет:
1) достичь эмоционально-качественных характеристик в научной и учебной деятельности;
2) обеспечить интеллектуальную самореализацию и саморазвитие;
3) выявить и реализовать совокупность социально-значимых смыслов.
Для дальнейшей работы были отобраны следующие методики для диагностики обучающихся и их мотивационно-компетентостных
характеристик: изучение ценностных ориентаций М. Рокича, методика
мотивации учебной мотивации А.А. Реана и В.Я. Якунина, Методика мотивации профессиональной деятельности Замфира в модификации А.А. Реана, тестирование на осмысление смыслообразующих ориентаций СЖО Д.А. Леонтьева, методика изучения статусов профессиональной идентичности (АА. Азбель, А.Г. Грецовой), методика изучения мотивации обучения Т.И. Ильиной.
Полученные данные комплексной самооценки уровня готовности студентов бакалавриата технических специальностей к научноисследовательской деятельности показывают формирующее влияние мотивационного компонента. Констатирующие исследования общей академической успеваемости и результативности деятельности студентов- бакалавров в техническом вузе на примере Пензенской области свидетельствуют о результативности учета данного компонента, как в учебном процессе, так и в научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, приходим к выводу, что поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.
1. Бехтерева Н. П. Лечебная электростимуляция мозга и нервов
человека: учеб.-метод. пособие. Санкт-Петербург: Сова, 2008. 378 с.
2. Варданян Ю. В. Проблемы преемственности профессионального самоопределения личности в системе «школа-вуз» // Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение обучающихся: вызовы времени: сборник научных трудов (к 85-летию академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора С.Н. Чистяковой). - М. : Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина, 2024. С. 79-87.
3. Груздова О. Г., Д. А. Тремасова. Современные подходы к анализу понятия «готовность»// Философия образования в отечественной культурноисторической традиции: история и современность: сборник статей X Всерос. научно-практической конф., Пенза:, 2024. С. 74-77.
4. Деркач А. А., Бехтер А. А., Гагарин А. В. [и др.] Развитие профессионализма: новые подходы в интегративных исследованиях личности : учеб.-метод. пособие. М.: ООО "Издательство "КноРус", 2019. 238 с.
5. Дианова, Ю. А. Формирование готовности студентов к инновационной деятельности в научно-проектном кампусе университета : автореф. канд.пед. наук : 5.8.7. Методология и технология профессионального образования. Пенза, 2023. 24с.
6. Дуреева Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. 2018. № 43(229). С. 62-66.
7. Канторович Н.Я. Технология личностно-ориентированной подготовки будущего учителя начальной школы к самореализации в профессиональной деятельности: монография. М.: Институт общего среднего образования РАО, 2005. С. 151-156.
8. Кузнецова О. Н., В. В. Сохранов-Преображенский. Из опыта формирования мотивационно-ценностного отношения обучающихся колледжа к профессиональной деятельности в ходе реализации личностного потенциала на основе ситуационно-задачного моделирования // Педагогическое образование и наука. 2023. № 6. С. 63-66.
9. Кузнецова О. Н. Ситуационно-задачное моделирование
взаимодействия преподавателей и обучающихся по формированию мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к
профессиональной деятельности // Образование в современном мире: риски и перспективы цифровизации : сборник научных трудов всероссийской научнометодической конференции с международным участием, Самара, 2023. С. 201207.
10. Матяш Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании // Предпринимательство и занятость юных. 2000. № 1. С. 19-23.
11. Неволина В. В., Крисковец Т. Н., Кузнецов В. В., Бакаев А. А. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих инженеров к научно-исследовательской деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 4(236). С. 127-133.
12. Орлов А. Н., Калачев Г. А., Куликова Л. Г. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов на основе проблемного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4(16). С. 249-252.
13. Профессиональная педагогика : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/ под общей редакцией Батышева С. Я Г. М. Романцева, Б. С. Гершунского [и др.]. М: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997. 512 с.
14. Пинчук И. А., Проданец А. В. Возможности метапредметной деятельности в развитии познавательного интереса обучающихся//
Современные инновационные технологии в образовании (СИТО-2023) :
материалы VII Всерос. научно-методической конф., М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 102-107.
15. Прохорова М. В., Савичева А. В., Плотникова Е. С., Козлова Л. А. Готовность одаренной молодежи к научной деятельности// Психология способностей и одаренности: сборник статей II Всерос. научно-практической конф., Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 265-269....33