Методические особенности обучения решению практико-ориентированных задач из ОГЭ по математике
|
Реферат
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс технологий в образовательном процессе 5
1.1 Практико-ориентируемые задачи: определение, классификация,
функции 5
1.2 Практико-ориентируемые задачи в школьных учебниках по
математике 9 класса 10
1.3 Основные типы практико-ориентируемых задач в ОГЭ по
математике 12
Глава 2. Методические особенности обучения решению практикоориентированных задач из ОГЭ по математике 30
2.1 Методические особенности обучения решению практикоориентированных задач из ОГЭ по математике 30
2.2 Разработка факультативного курса 33
2.3 Технологическая карта занятия 36
2.4 Конспект игры «Математика в мире профессий» 46
Заключение 54
Список литературы 55
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования кейс технологий в образовательном процессе 5
1.1 Практико-ориентируемые задачи: определение, классификация,
функции 5
1.2 Практико-ориентируемые задачи в школьных учебниках по
математике 9 класса 10
1.3 Основные типы практико-ориентируемых задач в ОГЭ по
математике 12
Глава 2. Методические особенности обучения решению практикоориентированных задач из ОГЭ по математике 30
2.1 Методические особенности обучения решению практикоориентированных задач из ОГЭ по математике 30
2.2 Разработка факультативного курса 33
2.3 Технологическая карта занятия 36
2.4 Конспект игры «Математика в мире профессий» 46
Заключение 54
Список литературы 55
Актуальность исследования. В современных мире одним из приоритетных направлений при обучении школьников становится формирование системы практических жизненно-необходимых знаний и умений, что позволяет учащимся лучше адаптироваться к реальной жизни.
Современное математическое образование дает не только предметные знания, но и подготавливает учащегося к решению жизненных задач, с которыми они могут столкнутся во взрослой жизни. Поэтому одним из основных направлений современного математического школьного образования должна стать подготовка учащихся к использованию математики при решении разнообразных задач, возникающих в реальном мире вне учебного процесса.
«Надлежащий уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с повседневной жизнью и решением тех или иных жизненных задач» [4]. В связи с этим становится актуальным переход от предметно-ориентированного обучения к практикоориентированному.
Использование на уроках практико-ориентированных заданий, способствующих повышению познавательного интереса и мотивации изучения математики, является одним из средств формирования у учащихся умения решать практические проблемы. «Такие задачи расширяют рамки практической направленности предмета, посредством установления связей между математическими понятиями и понятиями других областей» [1]. Все выше изложенное говорит об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: процесс обучения практико-ориентированных задач из ОГЭ по математике.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи.
Цель данного исследования: разработать методические рекомендации по обучению практико-ориентированных задач из ОГЭ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу по теме исследования,
• проанализировать учебники и контрольно-измерительные материалы основного государственного материала по математике для 9 класса,
• дать методические рекомендации по обучению практикоориентированных задач.
• разработать факультативный курс по теме «Математика вокруг нас»,
• разработать технологическую карту урока по теме «Задачи на «Маркировку автомобильных шин»»,
• разработать конспект игры «Математика в мире профессий».
Новизна проведенного исследования заключается в разработке курса факультативных занятий с использованием интерактивных средств обучения.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования полученных методических разработок в работе учителей математики по подготовке девятиклассников к ОГЭ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность данной темы, сформулированы цель, задачи для её достижения. В первой главе проведён анализ педагогической и учебно-методической литературы, определено понятие «практико-ориентированной задачи», рассмотрены роль и функции этих задач в обучении математике, проанализированы варианты ОГЭ по математике, выделены основные типы задач. Во второй главе разработан факультативный курс, технологическая карта занятия, математическая игра.
Современное математическое образование дает не только предметные знания, но и подготавливает учащегося к решению жизненных задач, с которыми они могут столкнутся во взрослой жизни. Поэтому одним из основных направлений современного математического школьного образования должна стать подготовка учащихся к использованию математики при решении разнообразных задач, возникающих в реальном мире вне учебного процесса.
«Надлежащий уровень математической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей математики с окружающим миром, с повседневной жизнью и решением тех или иных жизненных задач» [4]. В связи с этим становится актуальным переход от предметно-ориентированного обучения к практикоориентированному.
Использование на уроках практико-ориентированных заданий, способствующих повышению познавательного интереса и мотивации изучения математики, является одним из средств формирования у учащихся умения решать практические проблемы. «Такие задачи расширяют рамки практической направленности предмета, посредством установления связей между математическими понятиями и понятиями других областей» [1]. Все выше изложенное говорит об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: процесс обучения практико-ориентированных задач из ОГЭ по математике.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи.
Цель данного исследования: разработать методические рекомендации по обучению практико-ориентированных задач из ОГЭ.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
• изучить литературу по теме исследования,
• проанализировать учебники и контрольно-измерительные материалы основного государственного материала по математике для 9 класса,
• дать методические рекомендации по обучению практикоориентированных задач.
• разработать факультативный курс по теме «Математика вокруг нас»,
• разработать технологическую карту урока по теме «Задачи на «Маркировку автомобильных шин»»,
• разработать конспект игры «Математика в мире профессий».
Новизна проведенного исследования заключается в разработке курса факультативных занятий с использованием интерактивных средств обучения.
Практическая значимость обусловлена возможностью использования полученных методических разработок в работе учителей математики по подготовке девятиклассников к ОГЭ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность данной темы, сформулированы цель, задачи для её достижения. В первой главе проведён анализ педагогической и учебно-методической литературы, определено понятие «практико-ориентированной задачи», рассмотрены роль и функции этих задач в обучении математике, проанализированы варианты ОГЭ по математике, выделены основные типы задач. Во второй главе разработан факультативный курс, технологическая карта занятия, математическая игра.
В ходе проведённого исследования была проделана следующая работа.
На основании анализа педагогической и методической литературы сформулировано определение понятия «практико-ориентированная задача», рассмотрены виды задач. Раскрыта их роль и функции в обучении математике. Рассмотрено влияние заданий с практическим содержанием на учебную мотивацию школьников. Такие задачи позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; способствуют формированию положительной учебной мотивации; влияют на качество знаний, уровень их обобщенности, возможность переноса в другую образовательную область, практическую деятельность.
Произведен анализ учебной литературы и материалов ОГЭ. В результате получен вывод: в школьных учебниках содержится недостаточно практических заданий, позволяющих учащимся эффективно подготовиться к успешному выполнению практико-ориентированных заданий ОГЭ.
В практической части данного исследования представлена методика работы с практико-ориентированной задачей. Разработан факультативный курс «Математика в реальной жизни», направленный на развитие у учащихся умения решать практико-ориентированные задачи и позволяющий им подготовиться к успешной сдаче ОГЭ.
Составлена технологическая карта занятия по теме: «Задачи на «маркировку шин»».
Разработан конспект игры «Математика в мире профессий».
Данный факультативный курс может быть использован учителями математики для подготовки учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений к ОГЭ.
Таким образом, все задачи выполнены и поставленная цель выпускной квалификационной работы достигнута.
На основании анализа педагогической и методической литературы сформулировано определение понятия «практико-ориентированная задача», рассмотрены виды задач. Раскрыта их роль и функции в обучении математике. Рассмотрено влияние заданий с практическим содержанием на учебную мотивацию школьников. Такие задачи позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся; способствуют формированию положительной учебной мотивации; влияют на качество знаний, уровень их обобщенности, возможность переноса в другую образовательную область, практическую деятельность.
Произведен анализ учебной литературы и материалов ОГЭ. В результате получен вывод: в школьных учебниках содержится недостаточно практических заданий, позволяющих учащимся эффективно подготовиться к успешному выполнению практико-ориентированных заданий ОГЭ.
В практической части данного исследования представлена методика работы с практико-ориентированной задачей. Разработан факультативный курс «Математика в реальной жизни», направленный на развитие у учащихся умения решать практико-ориентированные задачи и позволяющий им подготовиться к успешной сдаче ОГЭ.
Составлена технологическая карта занятия по теме: «Задачи на «маркировку шин»».
Разработан конспект игры «Математика в мире профессий».
Данный факультативный курс может быть использован учителями математики для подготовки учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений к ОГЭ.
Таким образом, все задачи выполнены и поставленная цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Подобные работы
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ВИДЕОРОЛИКИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА К ОГЭ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ
ПЛАНИМЕТРИИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Практико-ориентированный подход в обучении математике старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОРОЖНЫХ КАРТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - Формирование мотивации обучающихся к учебно-познавательной деятельности при обучении алгебре в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
КАК ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЕГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Задачи на исследование свойств и признаков геометрических объектов как средство личностно-ориентированного обучения математике в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022





