Введение 3
Глава 1. «Принявший боль земную...» 7
1.1 Гуманистический пафос творческого наследия В.Распутина в
оценках современных литературоведов 7
1.2 «Прощание с Матерой» как одно из самых значительных
произведений деревенской прозы последней трети XX века 13
Выводы по 1 главе 21
Глава 2. Методические подходы к осмыслению нравственного содержания повести В.Распутина «Прощание с Матерой» на занятиях в старших классах 22
2.1 Методический опыт изучения проблематики повести В.Распутина
«Прощание с Матерой» в современной школе 22
2.2 Современные стратегии, методы и приёмы обучения при анализе
проблематики повести «Прощание с Матёрой» 44
2.3 Методические подходы к раскрытию темы «маленького человека» в контексте изучения нравственной проблематики повести В.Г. Распутина
«Прощание с Матерой» на уроках литературы в гуманитарных классах 52
Выводы по 2 главе 56
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложение 64
Русский писатель Валентин Григорьевич Распутин сегодня
воспринимается многими читателями как «символ нравственной правды, незамутненной порядочности, голос народной справедливости», а
представляемая им «деревенская» литература - как «исток и начало всех наших нравственных ценностей, тот источник духовной крепости, к которому мы, как к антике, будем припадать и через века, ища там первородный смысл и душевные силы выстоять в мегаполисах» (В.Куницын). По убеждению писателя, основная роль литературы - в учительстве, в преподнесении читателю важнейших нравственных уроков. Он предупреждал своих соотечественников о том, что «мир втягивает с могучей силой в сопло адской машины, преобразующей человека не по духовным и нравственным заветам, а по меркам технического совершенства...»
Одним из вершинных произведений В.Распутина является повесть «Прощание с Матерой» - благодатный материал для нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Актуальность проблематики, высокое художественное мастерство, классический по точности и пластическому богатству язык диктует настоятельную необходимость ее подробного изучения на уроках литературы в старших классах. В этом состоит актуальность нашего исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая разработка путей раскрытия нравственной проблематики повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» на уроках в старших классах.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: продуманная методика работы по изучению нравственных вопросов, поставленных В.Распутиным, будет способствовать раскрытию идейного содержания повести, развитию у учащихся навыков критического мышления, а также воспитанию у старшеклассников чувства патриотизма, любви к своей стране и ее народу, бережному отношению к родной земле.
Проверка гипотезы потребовала решения следующих задач:
1) Исследовать работы отечественных и зарубежных ученых по обозначенной теме и определить степень теоретической и методической разработанности вопроса.
2) Рассмотреть повесть «Прощание с Матерой» как «жемчужину» деревенской прозы последней трети XX века, обладающую сложным философско-эстетическим содержанием.
3) Описать методический опыт изучения нравственной проблематики повести В.Распутина «Прощание с Матерой» в современной школе.
4) Применить актуальные стратегии, методы и приёмы преподавания литературы к рассмотрению отдельных эпизодов повести.
5) Разработать методические подходы к изучению темы «маленького человека» в гуманитарных классах для установления преемственной связи повести Распутина «Прощание с Матерой» и произведений русской литературы XIX века.
Объект исследования - процесс изучения проблематики повести «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина в старших классах.
Предмет исследования - методика расширения представлений старшеклассников о нравственной проблематике повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Теоретические методы (изучение и обобщение передового
педагогического опыта, изучение литературных источников).
2) Моделирование системы работы над проблемой в рамках урочных занятий по литературе.
3) Историко-теоретический метод.
Теоретические и методологические основы исследования:
Наше исследование опирается на критические статьи В.Н. Антипьева, Д.Быкова, С.Т. Дмитриева, А.Донских, В.Я. Курбатова, Д.Б. Панкина, И.Прицеловой, Н.Гореславской, А.Г. Румянцева, В.И. Хомякова;
литературоведческие работы К.Н. Балкова, С.В. Власова, В.И. Влащенко, Д.Герчиньска, Л.В. Гурленовой, Ч.Дун, Е.В. Петушковой, Н.В. Подзоровой, П.П. Каминского; воспоминания о В.Распутине И.Рубцовой, А.А. Щербакова; библиографический указатель под редакцией Л.В. Войлошникова; труды В.Г. Распутина; толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Методические подходы к изучению «Прощания с Матёрой» в старших классах, современные стратегии и приёмы для анализа проблематики повести базируются на исследованиях С.А. Терно, С.И. Заир-Бек, Н.В. Барковской. Проанализированы и методические работы, пособия для учителей под редакцией С.М. Басановой, В.И. Влащенко, Т.О. Гулимовой, И.В. Егоровой, Ж.Н. Криторовой, Н.А. Мацегоровой, В.В. Медведевой....
Рассмотрение работ отечественных и зарубежных учёных по обозначенной теме показало, что наследие Валентина Григорьевича Распутина достаточно широко освещено в критике конца XX - начала XXI вв. Оно явилось отправной точкой для ряда монографий, библиографий, статей, эссе, диссертаций.
Критические оценки творчества Распутина нельзя назвать единодушными. Например, В.Б. Шкловский утверждал, что Распутин «большой писатель на распутье» [46, с. 331], Д.Быков сказал: «Распутин являет собой пример того, как ложная, человеконенавистническая идея сгубила первоклассный талант, как следование навязанной концепции изуродовало гуманиста, психолога, интеллектуала» [5, с. 14], В.А. Семёнова же с восторгом говорит о том, что «Распутин заслуживает особого внимания современников» [40, с. 154]. Очевидно то, что интерес к личности Распутина и его произведениям не угасает.
Повесть «Прощания с Матёрой» была названа «жемчужиной» деревенской прозы конца прошлого столетия. Был описан методический опыт изучения нравственной проблематики повести В.Распутина «Прощание с Матерой» в современной школе.
Изучив актуальные приёмы преподавания литературы, мы предложили те, которые, на наш взгляд, помогут в рассмотрении отдельных эпизодов повести. Для раскрытия проблемы отношения молодого поколения к малой Родине - приём «ромашка Блума», тему труда и его влияния на душу человека мы рекомендуем изучать с использованием «толстых и тонких вопросов» . Исследовать символическое значение «царского лиственя» можно при помощи параллельного использования приёмов «Толстые и тонкие вопросы», «кластер». Проблему нравственного опустошения (на примере главы, в которой горит дом Катерины) - с приёмом «верно - неверно».
В контексте нравственной проблематики повести мы разработали методические подходы к изучению темы «маленького человека» для установления преемственной связи обозначенной повести Распутина и произведений русской литературы XIX века, которые позволят учащимся увидеть значительную эволюцию рассматриваемого героя в повести В. Распутина и его более тесную, чем у предшественников, связь с нравственной проблематикой. Классические черты, характеризующие «маленького человека», нельзя применить к героям «Прощания с Матёрой». «Маленький человек» XX века - это человек, вдруг возомнивший себя царем природы, вознамерившийся перекраивать ее на свой лад, не заботящийся о последствиях своей разрушительной деятельности, не задумывающийся о смысле жизни, о том, что оставит после себя.
1. Антипьев В. Н. Наедине с совестью: повести В. Распутина // Антипьев В. Н. Откровенность: Сборник лит-крит. статей. - М.: Просвещение, 1984. - С. 178-207.
2. Балков К. Валентин Распутин. Штрихи к портрету. - Сибирь. - 2015. - № 2. - С. 97-106.
3. Барковская Н. В. Методические принципы анализа литературного произведения в школе: монография / Н. В. Барковская ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2008. - 117 с.
4. Басанова С. М. Мастер-класс «История одного прощания...»по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/urok-po-povesti-vg-rasputina-proschanie-s-materoy-klass- 1789581.html (дата обращения - 19. 03. 2020)
5. Быков Д. Слёзный дар. Поздний Распутин // Литературная газета. - 1998. - 23 сентября. - С. 12-17.
6. «Валентин Григорьевич Распутин» : библиогр. указ. / сост. Г. Ш. Хонгордоева, Э. Д. Елизарова с участием Л. А. Казанцевой; науч. - библиогр. и техн. - библиогр. ред. Л. А. Казанцевой; ред. Л. В. Войлошникова. - Иркутск: Издатель Сапронов, - 2007. - 472 с.
7. Власов В. Современная публицистика: В. Г. Распутин об образовании и литературе // Русская словесность, - 2012. - № 6. - С. 36-140.
8. Влащенко В. И. «Дорога совести» в произведениях В. Распутина и А. Неркаш // Лит. в школе, - 2005. - № 9. - С. 9-15.
9. Герчиньска Д. Современная советская "деревенская проза" и традиции
фольклора : В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин : диссертация. канд. филол. наук : 10.01.02. [Электронный ресурс] URL:
https://www.booksite.ru/belov/diss/6.htm(дата обращения - 17. 03. 2020)
10. Гореславская Н., Чернов В. Валентин Распутин. Русский гений. М.: Книжный мир, - 2013. - 74 с.
11. Гулимова Т.О. Урок литературы для 11 класса с использованием
современных образовательных технологий: ««Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина. Философский, символический и экологический аспекты повести» [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/06/vgrasputin-proshchanie-s- matyoroy-filosofskiy-simvolicheskiy-i (дата обращения - 18. 03. 2020)
12. Гурленова Л. В. Чувство природы в русской прозе 1920-1930-х годов / Л. В. Гурленова. - Сыктывкар : Изд-во Сыктывкар. ун-та, 1998. - 179с.
13. Давыдова Т. Т., Сушилина И. К. Современный литературный процесс в России : Учебное пособие. М., изд-во МГУП, - 2007. - 162с.
14. Дмитриев С. Состояться гражданином. Выступление В. Распутина на открытом уроке литературы // Лит. Газета, - 2018 - 14-20 марта. - №8 (43). - С. 8-9.
15. Донских А. Молитвы Валентина Распутина. - Сибирь. - 2015. - №2.
• С. 142-145.
16. Дун Ч. Творчество В. Г. Распутина в китайской критике начала XXI века[Электронный ресурс] URL:https://www.gramota.net/articles/issn_1997- 2911_2017_6-2_08^Ддата обращения - 12. 03. 2020)....47