ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛИМЕНТА КАК ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА 7
1.1. Стратегия и тактика речевого поведения 7
1.2. Комплимент как важный элемент речевого общения 12
1.3. Языковая организация комплиментов 22
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЛИМЕНТОВ В
ТЕКСТАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д. РУБИНОЙ 32
2.1. Особенности использования комплиментов в произведениях
Д. Рубиной 32
2.2. Семантическая и грамматическая характеристика комплиментов,
функционирующих в произведениях Д. Рубиной 53
2.3. Система упражнений по теме «Комплимент как важный элемент
речевого этикета (на материале произведений Д. Рубиной)» 72
Выводы по второй главе 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ. Контексты из произведений Д. Рубиной,
содержащие комплименты 102
Изучение проблем эффективности общения, особенностей межличностной и межкультурной коммуникации относится к числу приоритетных направлений науки.
В современной лингвистике активно рассматривается комплимент как единица коммуникации, способствующая гармонизации межличностного взаимодействия. Комплимент - одна из важнейших форм речевого этикета, позволяющая воздействовать на адресата: расположить его к себе и улучшить его эмоциональное состояние, что и способствует повышению эффективности общения.
Комплимент входит в круг исследования многих научных областей. Комплиментом как важным элементом искусства делового общения интересуется и практическая психология, которая рассматривает данную конструкцию как необходимое средство для создания доверительной тональности общения, способствующее его эффективности. С позиции практической психологии комплимент рассматривали такие учёные, как Д. Карнеги, В. М. Шепель, В. П. Шейнов, А. А. Бодалев и др. Так как комплимент является одной из форм речевого этикета, некоторые аспекты употребления данной конструкции рассматриваются в работах по речевому этикету В. Е. Гольдина, В. Г. Костомарова, Н. М. Фирсовой. Наблюдения по данной теме отражаются в монографиях и учебниках по культуре речи русского языка, например, в работах В. В. Колесова, А. Н. Васильевой, А. А. Бурова, А. К. Михальской, Л. К. Граудиной, М. Р. Львова, Л. А. Введенской, Л. Г. Павловой, Е. Ю. Кашаевой, О. Я. Гойхман и др. Комплимент также рассматривается и в лингвокультурном аспекте в работе И. С. Морозовой и Г. С. Двиняниновой. С прагматической стороны комплимент освещается в работах О. С. Иссерс. Имеются специальные исследования отечественных языковедов, связанные с этикетом русского языка, в которых рассматриваются актуальные вопросы теории общения, раскрываются функциональные и категориальные стороны единиц речевого
этикета (работы А. А. Акишиной, Н. И. Формановской, В. Е. Гольдина, А. Г. Гольдина, А. Г. Балакай, В. И. Гвазаевой, В. В. Кобзевой,
Г. Р. Шамьеновой и др.).
Интересным материалом для анализа особенностей комплимента является проза Д. Рубиной. Д. Рубина является русским писателем и продолжает традиции многих классиков. В произведениях писательницы отражается всё многообразие русской речи, язык её произведений богат и образен, а стиль неповторим. В произведениях Д. Рубиной отражаются многие черты и особенности такой лингвокоммуникативной единицы, как комплимент. Однако до сих пор данное явление на материале прозы писательницы не подвергалось систематическому исследованию, поэтому возникла необходимость в описании особенностей функционирования данной конструкции в произведениях, что, в частности, и определило актуальность данного исследования. Д. Рубина является современным писателем, её творчество не исследовано в достаточной мере и является ценным материалом для наблюдения над языком,
Цель данной работы - рассмотреть комплимент как лингвокоммуникативную единицу текста (на материале прозы Д. Рубиной).
В рамках названной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть стратегии и тактики речевого поведения;
2) исследовать комплимент как важный компонент речевого поведения;
3) выявить особенности языковой организации комплиментов;
4) выделить комплименты из текстов произведений Д. Рубиной и исследовать семантические и грамматические особенности их;
5) рассмотреть специфику функционирования комплиментов в произведениях художественной литературы (на материале произведений Д. Рубиной);
6) разработать систему упражнений по теме «Комплимент как важный элемент речевого этикета (на материале произведений Д. Рубиной)»...
В ходе исследования были рассмотрены такие явления, как стратегия и тактика речевого поведения, и было выяснено, что речевое взаимодействие - организованное явление, каждый акт которого имеет свою цель. Для достижения этой цели используются различные стратегии и тактики речевого поведения. Стратегия речевого поведения - совокупность запланированных заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Речевая тактика - конкретные действия, способствующие реализации стратегии. К кругу эмоционально настраивающих тактик, реализующих прагматический тип стратегий, относится комплимент - конструкция, с помощью которой говорящий может управлять межличностной дистанцией и сближаться с его адресатом.
В процессе исследования комплимент рассматривался как важный элемент речевого общения. Было выяснено, что комплимент - высказывание, включающее в себя приятные, любезные, лестные слова о том, к кому он адресован, похвалу адресата, эмоции восхищения адресанта. Вербально комплимент представляет собой организованную конструкцию, которую можно использовать в разных обстоятельствах, когда требуется одобрительное замечание. Данная конструкция используется говорящим в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании и может касаться различных сторон. Цели комплимента могут быть различными. Основная цель комплимента - сообщить собеседнику о нём как личности нечто приятное, таким образом располагая его к себе и способствуя установлению и/или развитию социально-коммуникативного контакта. Основные функции любого комплимента - фатическая, контактоустанавливающая и прагматическая. Среди дополнительных функций комплимента функции речевого акта приветствия; речевого акта
поздравления; речевого акта выражения извинения; речевого акта выражения благодарности, утешения. Комплименты, обладающие данными функциями, входят в состав других речевых тактик.
Комплименты могут быть прямыми и косвенными. Некоторые исследователи также выделяют комплимент-антитезу и комплимент-ответ.
В процессе исследования также было выявлено своеобразие языковой организации комплиментов. Организация комплимента зависит от его типа. Обычно комплимент состоит из трёх частей: обращение, собственно сообщение (комплимент) и мотивация. Для выражения комплимента используются различные языковые средства. Адресат комплимента обычно обозначается с помощью обращения, которое выражается различными сочетаниями имени, фамилии и отчества адресата. Также адресат может быть выражен подлежащим-местоимением, дополнением-местоимением.
Среди лексических средств, используемых для выражения комплимента, можно выделить эмотивные существительные: наречия- восклицания, прилагательные, интенсификаторы качества, прилагательные в сравнительной и превосходной степенях, распространители, указывающие на время, междометные слова, эмотивные вокативы и т.д. В комплиментах часто участвуют художественные приёмы: эпитет, перифраза, метафора, гипербола, сравнения, которые могут быть представлены разными способами, антитеза.
Грамматический строй комплиментов также имеет свои особенности. Комплименты могут быть организованы по различным моделям.
Особенностью синтаксического строя комплиментов является то, что прямые комплименты чаще всего представлены в форме простого предложения с подлежащим-местоимением, а косвенные - в форме сложного предложения. В комплиментах часто используются риторические вопросы и восклицания.
В процессе исследования были определены особенности использования комплиментов в произведениях Д. Рубиной. Комплимент как речевая конструкция активно функционирует в творчестве современной
писательницы Д. Рубиной....
1. Акишина А. А. Русский речевой этикет. - Москва: Русский язык, 1986. - 183 с.
2. Балыхина Т. М. Курс русского языка и культуры речи. - Москва: РУДН, 2004. - 430 с.
3. Барташова О. А. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации: Учебное пособие. - Санкт- Петербург: СПбГУЭФ, 2009. - 47 с.
4. Бодалев А. А. Познание человека человеком. - Москва: Наука, 1996. - 322 с.
5. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 224 с.
6. Васильева А. Н. Комплимент как средство речевой коммуникации. - Москва: ПРИОР, 2004. - 247 с.
7. Васнева Н. Н. Этикет как феномен культуры //
https://sociology.mephi.ru: Кафедра социологии и гуманитарной культуры Московского инженерно-физического института (МИФИ) [Электронный ресурс]. URL:
http: //www. sociology. mephi. m/docs/kulturologia/htmi/vasneva. html (дата
обращения 21.02.2020).
8. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Введенская Л. Я. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 448 с.
10. Волынкина С. В. Комплимент в аспекте жанровых взаимодействий (на материале телевизионных ток-шоу) // Филология: Сборник науч. статей. - Красноярск: КрасГУ, 2006. - С. 30-36.
11. Гируцкий А. А. Общее языкознание. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 304 с.
12. Головин Б. Н. Основы культуры речи. - Москва: Высшая школа, 1988. - 319 с.
13. Гольдин В. Е. Русский язык и культура речи. - Москва: УРСС, 2003. - 211 с.
14. Гольдин В. Е. Этикет и речь. - Саратов: Саратовский университет, 1978. - 109 с.
15. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. - Москва: ИНФРА-М, 2001. - 272 с....47