ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Исследование проблемы агрессивности в психолого-педагогической
литературе, ее причины и виды 7
1.2. Особенности агрессивных проявлений учащихся старших классов
средней общеобразовательной школы 16
1.3. Направления педагогической работы по преодолению агрессивных
проявлений учащихся старших классов средней общеобразовательной школы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 33
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Методические рекомендации по коррекции агрессивных проявлений
старшеклассников 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО
ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Исследование проблемы агрессивности в психолого-педагогической
литературе, ее причины и виды 7
1.2. Особенности агрессивных проявлений учащихся старших классов
средней общеобразовательной школы 16
1.3. Направления педагогической работы по преодолению агрессивных
проявлений учащихся старших классов средней общеобразовательной школы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 33
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3. Методические рекомендации по коррекции агрессивных проявлений
старшеклассников 48
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность работы. В практической деятельности педагоги и психологи образовательных учреждений часто сталкиваются с проблемой агрессивного поведения школьников. Агрессивные проявления детей имеют многочисленные и разнообразные выражения: конфликты с учителями, враждебное отношение к одноклассникам, конфронтация с родителями, участие в неформальных группировках и т.д. Сталкиваясь с различными формами проявления агрессии, педагогические работники в большинстве случаев испытывают затруднения в их разрешении. Потребность в разработке психолого-педагогических мер по снижению агрессии в образовательной среде приобретает особую значимость и определяет необходимость теоретической и практической разработки проблемы агрессивного поведения старшеклассников [25, с. 5].
Особенно актуальной наша тема становится и в связи с появлением вопиющих случаев агрессивных проявлений - новостные каналы и местные издания печатают информацию о том, что агрессивность подростков и старшеклассников стала выражаться в издевательствах над животными, физической расправой над ними, а также учащение случаев избиения сверстников с особой жестокостью. Таким образом, тема «Особенности агрессивных проявлений учащихся старших классов средней общеобразовательной школы» является актуальной, и многоаспектной, сложной в понимании причинно-следственных механизмов возникновения проблема, обусловившая цель и задачи нашего исследования. Крайне важно вовремя обнаружить и предотвратить опасные формы агрессивных проявлений старшеклассников.
Проблема агрессивного поведения отражена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. Басс, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, B.B. Занков, O.H. Истратова, О.Н. Князева, П.А. Ковалев, Е.Е. Копченова, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, М.С. Неймарк, Е.В. Ольшанская, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Т.Г.Румянцева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, ОЛ. Соловьева, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов и др. Тем не менее, все эти работы по проблеме агрессии, недостаточно раскрывают все аспекты агрессии, поскольку объем различного рода агрессивных явлений школьников, наблюдаемых в практике педагогов - психологов общеобразовательных школ только увеличивается.
На современном этапе развития психологической науки понимание полной картины агрессии изучено не достаточно [24, с. 83]. В психологопедагогических исследованиях наблюдаются тенденции к теоретическому анализу агрессии или же к рассмотрению влияния отдельных социальных детерминант или свойств личности на становление агрессивного поведения человека [25, с. 7]. В связи с этим возникает необходимость комплексного изучения агрессивного поведения учеников старших классов, выявлять разнообразные психологические факторы такого поведения и находить оптимальные пути его психолого-педагогической коррекции [25, с. 7].
В научных исследованиях по проблеме агрессии наблюдается направленность на период дошкольного и подросткового возраста (Г.Э. Бреслав, З.А. Зимилева, С.Л. Колосова, Е.Е. Копченова, Н.М.Платонова, Н.Н. Румянцева, Л.М. Семенюк и др.). Период старшего школьного возраста представляет особый интерес с точки зрения его сензитивности к становлению мировоззрения и формированию системы жизненных ценностей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.Ю. Елисеева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн, С.В. Сергунина, В.И. Слободчиков, Т.В. Тулупьева, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Шумилин и др.). В связи с процессом развития рефлексии в старшем школьном возрасте, представляется важным исследовать
отношения юношей и девушек к проблеме агрессии: степени ее
осознанности, внутренней готовности к агрессивному поведению, уровня владения способами сдерживания агрессии [25, с. 7]....
Особенно актуальной наша тема становится и в связи с появлением вопиющих случаев агрессивных проявлений - новостные каналы и местные издания печатают информацию о том, что агрессивность подростков и старшеклассников стала выражаться в издевательствах над животными, физической расправой над ними, а также учащение случаев избиения сверстников с особой жестокостью. Таким образом, тема «Особенности агрессивных проявлений учащихся старших классов средней общеобразовательной школы» является актуальной, и многоаспектной, сложной в понимании причинно-следственных механизмов возникновения проблема, обусловившая цель и задачи нашего исследования. Крайне важно вовремя обнаружить и предотвратить опасные формы агрессивных проявлений старшеклассников.
Проблема агрессивного поведения отражена в работах многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как А. Басс, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, B.B. Занков, O.H. Истратова, О.Н. Князева, П.А. Ковалев, Е.Е. Копченова, Н.Д. Левитов, К. Лоренц, М.С. Неймарк, Е.В. Ольшанская, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Т.Г.Румянцева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, ОЛ. Соловьева, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов и др. Тем не менее, все эти работы по проблеме агрессии, недостаточно раскрывают все аспекты агрессии, поскольку объем различного рода агрессивных явлений школьников, наблюдаемых в практике педагогов - психологов общеобразовательных школ только увеличивается.
На современном этапе развития психологической науки понимание полной картины агрессии изучено не достаточно [24, с. 83]. В психологопедагогических исследованиях наблюдаются тенденции к теоретическому анализу агрессии или же к рассмотрению влияния отдельных социальных детерминант или свойств личности на становление агрессивного поведения человека [25, с. 7]. В связи с этим возникает необходимость комплексного изучения агрессивного поведения учеников старших классов, выявлять разнообразные психологические факторы такого поведения и находить оптимальные пути его психолого-педагогической коррекции [25, с. 7].
В научных исследованиях по проблеме агрессии наблюдается направленность на период дошкольного и подросткового возраста (Г.Э. Бреслав, З.А. Зимилева, С.Л. Колосова, Е.Е. Копченова, Н.М.Платонова, Н.Н. Румянцева, Л.М. Семенюк и др.). Период старшего школьного возраста представляет особый интерес с точки зрения его сензитивности к становлению мировоззрения и формированию системы жизненных ценностей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.Ю. Елисеева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн, С.В. Сергунина, В.И. Слободчиков, Т.В. Тулупьева, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Шумилин и др.). В связи с процессом развития рефлексии в старшем школьном возрасте, представляется важным исследовать
отношения юношей и девушек к проблеме агрессии: степени ее
осознанности, внутренней готовности к агрессивному поведению, уровня владения способами сдерживания агрессии [25, с. 7]....
Проблеме агрессивного поведения и агрессивных проявлений уделяют внимание многие педагоги и психологи, такие как А. Басс, Л. Берковиц, А. Бандура, Дж. Доллард, К. Лоренц, З. Фрейд, Э. Фромм, Б.Б.Знаков, С.И.Истратова, О.Н. Князева, П.А. Ковалев, Е.Е. Копченова, Н.Д. Левитов, М.С. Неймарк, Е.В. Ольшанская, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Т.Г.Румянцева, ЛМ Семенюк, Т.П. Смирнова, СЛ. Соловьева, И.А. Фурманов и др.
Агрессивное поведение является частым феноменом в среде старшеклассников. Агрессивное поведение или агрессия, согласно большому психологическому словарю Б. Мещерякова и В. Зинченко, означает мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные проявления школьников имеют многочисленные и разнообразные выражения: конфликты с учителями, враждебное отношение к одноклассникам, конфронтация с родителями, участие в неформальных группировках и т.д. Сталкиваясь с различными формами проявления агрессии, педагогические работники в большинстве случаев испытывают затруднения в их разрешении.
Анализируя основные причины возникновения такого поведения, можно выделить следующие социально-психологические факторы, которые являются исходными в возникновении агрессии у школьников: микрофакторы (семья), мезофакторы (социум), макрофакторы, (средства массовой информации), личностные особенности школьника.
После проведения эмпирического исследования мы пришли к выводу, что:
- согласно обобщенным результатам методики А.Басса-А.Дарки в группе старшеклассников с высоким уровнем общей агрессивности выявлено 10% школьников. Средний уровень агрессии выявлен у 25%, а низкие результаты по методике диагностированы у 65% обучающихся.
• после проведения методики определения школьной тревожности Б.Филипса, мы определили, что у 15% старшеклассников выявлен высокий уровень школьной тревожности, средний уровень наблюдается у 40%, а низкий уровень школьной тревожности обнаружен у 45% школьников.
• после проведения методики «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев), мы обнаружили, что у 15% старшеклассников выявлен высокий уровень агрессии, средний уровень наблюдается у 30%, низкий уровень обнаружен у 55% старшеклассников.
• согласно результатов сравнительного анализа по критерию Спирмена выяснилось, что чем выше проявляется агрессивность старшеклассников, тем выше у них уровень тревожности.
Также нами были подобраны рекомендации, способствующие преодолению агрессивных проявлений старших школьников. Оценка эффективности предложенных рекомендаций не входила в задачи исследования. Цель исследования достигнута, гипотеза о том, что в поведении учащихся старших классов отмечаются агрессивные проявления, которые характеризуются повышенным уровнем физической и вербальной агрессии, раздражительности, обиды в сочетании с тревожностью, проявляющейся в переживании социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страхе самовыражения, страхе ситуации проверки знаний, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, - подтвердилась.
Агрессивное поведение является частым феноменом в среде старшеклассников. Агрессивное поведение или агрессия, согласно большому психологическому словарю Б. Мещерякова и В. Зинченко, означает мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивные проявления школьников имеют многочисленные и разнообразные выражения: конфликты с учителями, враждебное отношение к одноклассникам, конфронтация с родителями, участие в неформальных группировках и т.д. Сталкиваясь с различными формами проявления агрессии, педагогические работники в большинстве случаев испытывают затруднения в их разрешении.
Анализируя основные причины возникновения такого поведения, можно выделить следующие социально-психологические факторы, которые являются исходными в возникновении агрессии у школьников: микрофакторы (семья), мезофакторы (социум), макрофакторы, (средства массовой информации), личностные особенности школьника.
После проведения эмпирического исследования мы пришли к выводу, что:
- согласно обобщенным результатам методики А.Басса-А.Дарки в группе старшеклассников с высоким уровнем общей агрессивности выявлено 10% школьников. Средний уровень агрессии выявлен у 25%, а низкие результаты по методике диагностированы у 65% обучающихся.
• после проведения методики определения школьной тревожности Б.Филипса, мы определили, что у 15% старшеклассников выявлен высокий уровень школьной тревожности, средний уровень наблюдается у 40%, а низкий уровень школьной тревожности обнаружен у 45% школьников.
• после проведения методики «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев), мы обнаружили, что у 15% старшеклассников выявлен высокий уровень агрессии, средний уровень наблюдается у 30%, низкий уровень обнаружен у 55% старшеклассников.
• согласно результатов сравнительного анализа по критерию Спирмена выяснилось, что чем выше проявляется агрессивность старшеклассников, тем выше у них уровень тревожности.
Также нами были подобраны рекомендации, способствующие преодолению агрессивных проявлений старших школьников. Оценка эффективности предложенных рекомендаций не входила в задачи исследования. Цель исследования достигнута, гипотеза о том, что в поведении учащихся старших классов отмечаются агрессивные проявления, которые характеризуются повышенным уровнем физической и вербальной агрессии, раздражительности, обиды в сочетании с тревожностью, проявляющейся в переживании социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха, страхе самовыражения, страхе ситуации проверки знаний, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, - подтвердилась.
Подобные работы
- Отношение учащихся старших классов города Красноярска к представителям других национальностей
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные особенности агрессивного поведения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КСО (КОЛЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ) НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика правового нигилизма у подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





