Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношение учащихся старших классов города Красноярска к представителям других национальностей

Работа №22337

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
543
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Проблемы межэтнических отношений с точки зрения социологии 6
1.2 Особенность отношения к различным этносам в молодежной среде 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ г.КРАСНОЯРСКА К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНОСОВ 31
2.1 Методическое обоснование исследования 31
2.2 Анализ результатов социологического исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Составление штатского общества в России вполне вероятно только при усвоении базовых демократических ценностей. Одной из этих ценностей считается толерантность - обязательное условие выживания и становления прогрессивной цивилизации. Высочайшие темпы перемещения и передвижения населения привели к социальному взаимодействию адептов различных общин и этносов. Неувязка толерантности животрепещуща для прогрессивной России в силу её многонационального состава и многоконфессиональности, а еще в связи с особенностями переживаемого периода ситуации - распада СССР, локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, подъемом государственного экстремизма и т.д. Во многом данным фактом объясняются те старания, которые предпринимаются в реальное время разными социальными и муниципальными институтами РФ для формирования в обществе высочайшей межэтнической толерантности.
Молодежная среда - это одна из более напряженных зон межэтнических контактов, отличающаяся высочайшей степенью открытости для становления националистических настроений. В итоге этих контактов в молодежной среде транслируются и укрепляются всевозможные установки межнационального восприятия и поведения, которые имеют все шансы оказывать плохое воздействие как на отношение молодежи к представителям другой национальности, так и на народную историю в обществе в целом.
Красноярский край является многонациональным регионом: по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. здесь проживают представители 159 национальностей. К концу 2012 г. на территории Красноярского края действовали свыше 70 национально-культурных объединений. С учетом их филиалов и центров в муниципалитетах, общее количество институтов гражданского общества, организаций с этнической составляющей достигает двух сотен. Наряду с этим происходит интенсивный приток в Красноярский край иностранной трудовой миграции. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема межнациональных отношений в городском населении, что обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, город является местом компактного проживания представителей различных национальностей, что создает условия для их непосредственных контактов. Во-вторых, не ослабевает поток иностранной трудовой миграции, направленный в города, т.к. город - это место, в котором существуют широкие возможности для реализации целей иностранных трудовых мигрантов. Особенно данное утверждение справедливо в отношении Красноярска, получившего в 2012 году статус мегаполиса. В третьих, в городском населении имеет высокую плотность молодежная среда - одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов, отличающаяся высокой степенью открытости для развития националистических настроений. В результате таких контактов в молодежной среде транслируются и закрепляются различные установки межэтнического восприятия и поведения, которые могут оказывать негативное влияние как на отношение молодежи к представителям инонациональностей, так и на этническую ситуацию в обществе в целом [28].
Большинство учащихся красноярских средних общеобразовательных школ являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится все больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Данное обстоятельство делает этнотолерантность в молодежной среде актуальным предметом социологического изучения.
Все указанные выше факторы и послужили причиной выбора темы исследования «Проблемы этнической толерантности в молодежной среде».
Целью данной работы является изучение отношения учащихся старших классов г. Красноярска к представителям других национальностей.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть проблемы межэтнических отношений с точки зрения социологии;
2. Изучить особенности отношения молодежи к представителям различных этносов;
3. Разработать методическое обоснование исследования;
4. Провести анализ результатов социологического исследования.
Объект исследования: учащиеся старших классов города Красноярска.
Предмет исследования: отношение учащихся старших классов г. Красноярска к представителям других национальностей.
Гипотеза: среди учащихся старших классов доминирует толерантное отношение к иным этносам (национальностям).
Интерпретация основных понятий:
Толерантность - свойство этнической общности или отдельного ее представителя, характеризующееся готовностью признать и принять легитимность культуры, традиций, ценностей, поведенческих и коммуникативных моделей, образа жизни других этносов.
Интолерантность - идеи отрицания прав иных этносов на собственные ценности, культуру, коммуникативные и поведенческие модели, образ жизни.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей племя, народность.
Нация - исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание.
Этнические установки — готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации.
Национальные отношения - различные проявления отношения социальных групп, индивидов к представителям различных национальностям. Прежде всего, такие отношения проявляются в толерантном и инталерантном отношении к лицам других национальностей.
Учащиеся старших классов - ученики выпускных (10-11) классов средних общеобразовательных школ города Красноярска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Без всякого сомнения, можно признать, что сейчас толерантность в обществе - важный элемент последующего удачного развития. Толерантность, то есть равное признание способности всех людей реализовываться в обществе, автономно от религиозных, государственных, расовых различий, - залог финансовой и политической прочности в обществе. Толерантность выделяет людям вероятность воплотить в жизнь себя, сотрудничать меж собой.
В обществе, в котором есть возвышенный степень толерантности, люди защищены и чувствуют себя свободно, а значит станут трудиться на укрепление такого общества.
Как было сказано раньше, прогрессивная социокультурная обстановка обозначила насущную надобность в формировании толерантности в качестве обстоятельства выживаемости человечества в будущем; как значения социокультурной системы; как общепризнанных мерок гуманных человеческих отношений, как миропонимания и осмысленного ориентира возведения отношений с находящимся вокруг миром. Это разрешает рассматривать толерантность как многокомпонентное появление беспристрастной действительности.
Образование в духе толерантности, до этого всего, постановляет задачу раскрытия значения бытия человека в мире сквозь осознание нрава и методик его взаимодействия с данным миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде произведено в осмыслении человеком собственного пространства в мире, в овладении методами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой значения.
Как показали результаты исследования, практически каждый второй представитель учащейся молодежи города Красноярск в целом равнодушно относится к факту многонациональности красноярского социума и чаще всего не обращает внимания на национальную принадлежность своих друзей и знакомых. С другой стороны, четверть представителей учащихся старших классов скорее недовольны необходимостью жить в многонациональной среде. Три четверти молодых людей Красноярска никогда не сталкивались с фактами проявления недоброжелательного отношения лично к ним по национальному признаку.
Вместе с тем, как показали результаты исследований, в массовом сознании учащихся старших классов Красноярска действует ряд актуальных нормативных предписаний, с которыми солидаризуется большинство представителей учащейся молодежи. Так, молодые люди, имеющие друзей и близких - представителей других национальностей, чаще всего не обращают внимания на их национальную принадлежность. Они соглашаются с суждением, что о человеке следует судить только по его моральным и профессиональным качествам, а не по его национальности; необходимости в ограничении проживания в Красноярске представителей других национальностей и этносов; что разделение людей по национальному признаку - это пережиток прошлого. Также представители данной категории молодежи согласны с тем, что нельзя делить народы на хорошие и плохие, так как в любом народе есть и хорошие, и плохие люди. Отрицательные оценки приведенных прослеживаются во мнениях молодых людей, в круг общения которых не входят представители других национальностей.
В целом данные факты характеризуют межэтническую ситуацию в молодежной среде Красноярска как относительно стабильную, без явных признаков массовых социально опасных проявлений на национальной почве.
Наиболее активными источниками сведений о межнациональных отношениях в среде учащейся молодежи выступают средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать, а также сеть интернет). На втором месте - традиционные институты социализации (школа, институт, семья, друзья, соседи). При этом, по оценкам представителей учащейся молодежи, наибольшее количество негативной информации о межнациональных отношениях они получают из периодической печати, телевидения, радио.
Учащаяся молодежь Красноярска в большинстве (до 65%) считает необходимым улучшение качества информации о национальностях и межнациональных отношениях среди молодежи. Наиболее эффективными мерами, способствующими распространению таких знаний и информации, по мнению учащейся молодежи, будут являться тематические сюжеты в СМИ, транслирующие ценности этнической толерантности, информирующие о культуре, истории, образе жизни различных народов; межнациональные встречи, форумы, иные мероприятия, проводимые в пространстве современной молодежной культуры; организация образовательных мероприятий, интегрированных в системы образования всех уровней, с целью распространения знаний о современных межнациональных отношениях в молодежной среде и ценности толерантного отношения к представителям различных национальностей.
Высокой степени проблемы интолерантности в школе, по мнению большинства, нет. Но хотя и отмечаются отдельные факты недоброжелательных высказываний как в адрес не титульных наций, так и в отношении коренной.
Таким образом, отношение к этническому фактору между учащимися старших классов города Красноярска характеризуется следующими чертами:
• в условиях, когда в круг общения большинства молодых людей входят представители иных национальностей, в молодежной среде сформировано в целом толерантное отношение к представителям данных групп. Общественные контакты в молодежной среде уточняются в большей мере на базе оценки собственных морально-нравственных и профессиональных свойств подростков, чем их национальной принадлежности;
• учащаяся молодежь Красноярска чувствует недостаток качественной информации, касающейся народного фактора, при этом в молодежной среде есть важная надобность в подобной информации. Важными источниками предоставленной информации молодежь отмечает средства массовой информации, а так же основные институты социализации - семью и школу;
• деятельность национально-культурных объединений проводящая различные национальные праздники, такие как дни диаспор, молодежь склонна оценивать скорее как позитивную, способствующую улучшению межнациональных отношений в Красноярске;
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, собственно, что толерантность учащихся старших классах ситуативна. Молодые люди чаще всего пользуют личные установки и определения в построении отношений с адептами иных национальностей, но при этом они охраняют ориентацию на мнение родителей и, в большей степени, сверстников. В подростковом возрасте в оценке как собственной, например и посторонний народных групп наличествует уже ориентация не лишь только на соображение собственного окружения, но и на личные познания и представления. Более того, молодые люди в целом готовы расширять собственные познания о государственном окружении и государственных особенностях.
Этим образом, образование толерантности у молодежи должно стать одной из основных образовательных задач нового века. Особенная надобность в ней в современную эпоху обуславливается глобализационными процессами, которые «сжали» мир в единый социально-политический организм и поставили его существование в прямую зависимость от того, как благополучно смогут ужиться общества, придерживающихся всевозможных, нередко обратных общепризнанных мерок и ценностей.
Формирование у молодежи толерантного сознания, развитие межкультурных коммуникаций остаются актуальными проблемами современного общества, учиться жить в мире и согласии, учиться общаться лучше в молодом возрасте.
В заключении следует отметить, что деятельность по формированию этнической толерантности у молодежи должна иметь различные направления и проводиться на всех уровнях. Работа по формированию народной толерантности у молодежи обязана иметь всевозможные направленности и проводиться на всех уровнях. Ценностные ориентации прогрессивной молодежи города Красноярска находятся в процессе изменений. При этом возможно говорить о конкретных направленностях. В частности, растет роль прагматических ценностей. Это случается на фоне снижения значительности этих ценностных мнений, как мораль, обязанность. Безусловно, и толерантность сейчас невозможно именовать необходимой ценностью для прогрессивной молодежи. Анализ материалов социологических изучений демонстрирует, следует усилить работу по формированию народной толерантности учащихся старших классов города Красноярска, подключение ее в систему ценностных ориентаций. Важным условием формирования толерантности считается ее необходимость на личностном уровне и общественная значимость на уровне общества. Нужно сберечь положительный потенциал межнационального взаимодействия, который заключен в прогрессивной молодежи. В процессе социализации прогрессивной молодежи следует принимать во внимание этнический фактор и создавать этническую толерантность, собственно, что требует в свою очередь свежих исследовательских методов с позиции междисциплинарного расклада.



1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7.
2. Адамьянц Т. З. Толерантность: нейтральность или определенность? /Т.З. Адамьянц //Власть. - 2012. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.isras.ru/files/File/Vlast/2012/04/Adamiants.pdf
3. Алтуфьев, Д.Ю. Критика толерантности /Д.Ю. Алтуфьев //Социально¬гуманитарные знания. - 2011. - № 3.
4. Аракелян, О.В. Этнологическая компетенция учащегося и этнопсихологическая компетенция учителя /О.В. Аракелян //Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 1.
5. Аракелян, С.С. Формирование этнической толерантности обучающихся /С.С. Аракелян //Социальная политика и социология. - 2010. - № 11. -С. 190-195.
6. Бенин, В.Л. Толерантность и образование /В.Л. Бенин //Человек в мире культуры. - 2012. - №1.
7. Волков, Н. Д. Этническая толерантность в структуре феномена толерантности /Н.Д. Волков //Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5.
8. Днепрова, Т.П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность», «межнациональная толерантность» /Т.П. Днепрова //Педагогическое образование в России. - 2010. - №2. - С. 88-98.
9. Дробижева Л. Российская идентичность и толерантность межэтнических отношений: опыт 20 лет реформ /Л. Дробижева // Россия и мусульманский мир , . 2012. № 4 (238).
10. Журавлев B.C. Почему агрессивны подростки? // Социологические исследования. 2001. № 2.
1 1 .Замараева Ю.С. Отношение мигранта и принимающей среды как феномен современной культуры Красноярского края (результаты ассоциативного эксперимента по методике «Серийные тематические ассоциации» // Журнал Сибирского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». - Т.4. - № 6.
12. Иркаев, А.Г. Толерантность как мировоззренческая устойчивость /А.Г. Иркаев //Интернет-журнал «Науковедение». - 2011. - №9.
1 3.Калачинская О. А. Роль мотивации в формировании толерантности к деятельности в экстремальных условиях /О.А. Калачинская //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 10. - С. 138-145.
14.Каменчук, И.Л. Толерантность: подходы к проблеме /И.Л. Каменчук //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - №3.
1 5.Карпова А. Ю. Функциональная прагматика публичной политической коммуникации, как предпосылка потери толерантности гражданского общества /А.Ю. Карпова //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2012. - № 4 (20). Режим доступа:
http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/phil/20/image/20-069.pdf
16. Клименко, Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности /Е.В. Клименко //Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №3.
17. Кох, Н.И. О различиях в понимании термина «толерантность» /Н.И. Кох //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный журнал. - 2012. - №4. - С. 86-92.
18. Кубякин Е.О. Формирование установок толерантности в молодежной среде как элемент системы противодействия экстремизму /Е.О. Кубякин // Общество и право. 2010. N 3. С. 288 - 291.
19. Кудрина, Е. Л. Толерантность в системе духовно-нравственного воспитания /Е.Л. Кудрина //Школьная библиотека. - 2012. - № 6/7. - С. 85-89.
20. Леонова А. Мигрантофобия и ксенофобия: срез общественных настроений // Электронная версия бюллетеня «Население и общество».
21. Луценко, Е.Л. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты /Е.Л. Луценко //Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2012. - №11. - С.21-36.
22. Немировский В. Г., Немировская А. В. Социокультурный портрет Красноярского края: монография. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2010.
23. Пилюгина Т.В., Пилюгин Д.С. Национальная безопасность на уровне региона как фактор снижения напряженности в обществе и формирования толерантности /Т.В. Пилюгина, Д.С. Пилюгин //Российский следователь. 2012. N 21.
24. Полищук О. Н. Формирование толерантного мышления и поведения /О.Н. Полищук //Начальная школа. - 2012. - № 12.
25. Пономарева Т. О. Молодежь выбирает толерантность // Современная библиотека. - 2010. - N 3. - С. 45-49.
26. Пьянкова Л. А. Проблема одиночества в молодежной студенческой
среде //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6 (121). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/p-
yankova l.a.102 107 6 121 2012.pdf
27. Рафиков Р.Г. «Квота терпимости: о ксенофобии, национализме и мигрантах» // Еженедельник "Аргументы и Факты"№ 33 14/08/2013
28. Рафиков Р.Г.: Миграционная политика в Красноярском крае (Лекция 6 декабря 2013 года)
29. Рафиков Р.Г.: Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации и институты гражданского общества Красноярского края // Общественно-просветительское движение в России и Красноярском крае: проблемы и перспективы: сборник материалов научно-практической конференции 12 декабря 2012 года. - Красноярск: Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2012. С. 30-36
30. Результаты поиска слова «нация» в основном корпусе//НКРЯ, данные на 05.03.2015.
31. Результаты поиска слова "национализм" в основном корпусе//НКРЯ, данные на 05.03.2015.
32. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №11(19), 2012
33. Сомова, Н. А. Библиотека - территория толерантности. Библиотека и политика /Н.А. Сомова // Школьная библиотека. - 2012. - № 6/7.
34. Спирин В.И. Определение категории «толерантность» в историческом процессе /В.И. Спирина, Т.Г. Ургачева //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - №3.
35. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.
36. Толок Е. С. Россия: место и роль института образования в формировании толерантной личности // Философия хозяйства. - 2010. - N 2 (68). - С. 230-236.
37. Тремаскина Т. И. Толерантность сегодня - мир навсегда /Т.И. Тремаскина //Воспитание школьников. - 2011. - N 9.
38. Труфанов Д.О.: Национальный вопрос глазами молодежи: по
результатам социологического исследования мнений учащихся учреждений начального профессионального образования и среднеспециальных учебных учреждений г. Красноярска (Информационный бюллетень по вопросам межэтнических,
межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае №7). Красноярск, 2012 г.
39. Труфанов, Д.О. Особенности отношения учащихся ССУЗов Красноярска к представителям инонациональностей, проживающим на территории Красноярского края
40. Труфанов Д.О., Баева Ю.В., Коростелева Д.В., Монахова М.В. // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной конференции, посвященной 75-летию Красноярского края. Красноярск, 19-21 ноября 2009 г. В 2-х т. Т. 2.- С. 324-327.
41. Умарова, З.Я. Толерантность как стремление к взаимному пониманию и согласованию /З.Я. Умарова //Теория и практика общественного развития. - 2012. - №11.
42. Фельде, В.Г. Соотношение понятий «терпимость» и «толерантность» /В.Г. Фельде //Омский научный вестник. - 2012. - №4.
43. Шереги Ф. Э. Этническая и религиозная толерантность молодежи // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - N 2. - С. 22-42.
44.Этническая и религиозная толерантность населения основных социально значимых городов Красноярского края. (Информационный бюллетень по вопросам межэтнических, межконфессиональных и миграционных отношений в Красноярском крае №8). Красноярск, 2012г.
45.Этническая и религиозная толерантность учащейся молодежи Красноярского края на примере г. Красноярска и г. Норильска. Отчет по результатам социологического исследования. Красноярск: Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2010 г.
46. http: //www. krasstat. gks. ru/
47. Bogardus E. S. A Social Distance Scale // Sociology and Social Research. 1933. V.17.P. 265-271.
48. Bogardus E. S. Racial Distance Changes in the United States during the Past Thirty Years // Sociology and Social Research. 1958. V.43. P. 127-135
49 . Nationalism // Британская энциклопедия / Ed. Kohn H. — Chicago: Encyclopedia Britannica, 2011. См. также Pathak B., Singh S. P. Glimpses of Europe, Ch. 3. The origin and growth of nation-states in Europe в Google Книгах.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ