РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема нравственных ценностей в психологии 5
1.2. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Особенности нравственных ценностей у детей младшего школьного
возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема нравственных ценностей в психологии 5
1.2. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Особенности нравственных ценностей у детей младшего школьного
возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном российском обществе проблема освоения нравственных ценностей подрастающим поколением становится все более актуальной. Это находит отражение в выступлениях государственных, общественных и религиозных деятелей, которые подчеркивают роль ценностей как основного стержня духовно-нравственного развития современного молодого человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нравственные ценности рассматриваются как важнейшая составляющая понятия воспитания, основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, содержания образования, изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации [1].
В настоящее время происходит трансформация, переоценка системы нравственных ценностей, для нее характерны многомерность и противоречивость интерпретаций сущностного наполнения, отсутствие единой нормативно-ценностной системы и нравственных координат человеческого поведения. Характерной особенностью культуры современной России является то, что населению страны свойственен невысокий уровень нравственный культуры, что справедливо и для всех категорий обучающихся, включая детей младшего школьного возраста.
Цель работы - развить нравственные ценности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - нравственные ценности.
Предмет исследования - развитие нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс развития нравственных ценностей младших школьников будет эффективным при условии использования в работе с детьми метода библиотерапии на литературном материале нравственного содержания и проведения с детьми развивающих занятий нравственной направленности с элементами коммуникативного тренинга.
Задачи работы:
- исследовать проблему нравственных ценностей в психологии;
- изучить особенности психического развития детей младшего школьного возраста;
- представить теоретический анализ нравственных ценностей детей младшего школьного возраста;
- организовать и реализовать констатирующий эксперимент, проанализировать результаты;
- разработать программу по развитию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста;
- реализовать программу по развитию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста, оценить эффективность программы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: основные положения системного подхода к деятельности (В.Г. Афанасьев, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Э.Г. Юдин), положения общей теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), основные положения концепции нравственного воспитания (В.И. Бакштановский,
А.А. Гусейнов, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова), положения, раскрывающие закономерности развития младших школьников (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.В. Петровский, С.Г Якобсон), исследования по созданию воспитательной системы класса (В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер, М.И. Шилова), результаты современных исследований проблемы нравственного воспитания (Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, прогнозирование;
- эмпирические методы - анкетирование, тестирование, эксперимент;
- методы обработки результатов - анализ, систематизация и обобщение;
- методы развивающей работы - библиотерапия (на литературном материале нравственного содержания) и развивающие занятия с элементами коммуникативного тренинга.
Методики исследования:
- авторская методика О.Н. Кузнецовой и Л.В. Петровой «Ситуации»;
- авторская методика «Мой сад» Л.В. Петровой.
База исследования: МАОУ Гимназия № Х г. Красноярска. Выборку исследования составили учащиеся третьих классов МАОУ Гимназии № Х г. Красноярска в количестве 40 человек.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа работы апробирована в условиях учебно-образовательного процесса МАОУ Гимназия № Х г. Красноярска. Результаты исследования позволяют определить, каким образом учебно-воспитательный процесс влияет на формирование нравственных ценностей; позволяют полученные результаты применить на практике; позволяют сформулировать рекомендации для педагогов и родителей по формированию нравственных ценностей. Результаты практической работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для педагогов начальной школы в контексте формирования нравственных ценностей.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из трех параграфов, заключения, библиографии и приложений.
В настоящее время происходит трансформация, переоценка системы нравственных ценностей, для нее характерны многомерность и противоречивость интерпретаций сущностного наполнения, отсутствие единой нормативно-ценностной системы и нравственных координат человеческого поведения. Характерной особенностью культуры современной России является то, что населению страны свойственен невысокий уровень нравственный культуры, что справедливо и для всех категорий обучающихся, включая детей младшего школьного возраста.
Цель работы - развить нравственные ценности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - нравственные ценности.
Предмет исследования - развитие нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс развития нравственных ценностей младших школьников будет эффективным при условии использования в работе с детьми метода библиотерапии на литературном материале нравственного содержания и проведения с детьми развивающих занятий нравственной направленности с элементами коммуникативного тренинга.
Задачи работы:
- исследовать проблему нравственных ценностей в психологии;
- изучить особенности психического развития детей младшего школьного возраста;
- представить теоретический анализ нравственных ценностей детей младшего школьного возраста;
- организовать и реализовать констатирующий эксперимент, проанализировать результаты;
- разработать программу по развитию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста;
- реализовать программу по развитию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста, оценить эффективность программы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: основные положения системного подхода к деятельности (В.Г. Афанасьев, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Э.Г. Юдин), положения общей теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), основные положения концепции нравственного воспитания (В.И. Бакштановский,
А.А. Гусейнов, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова), положения, раскрывающие закономерности развития младших школьников (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.В. Петровский, С.Г Якобсон), исследования по созданию воспитательной системы класса (В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер, М.И. Шилова), результаты современных исследований проблемы нравственного воспитания (Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, прогнозирование;
- эмпирические методы - анкетирование, тестирование, эксперимент;
- методы обработки результатов - анализ, систематизация и обобщение;
- методы развивающей работы - библиотерапия (на литературном материале нравственного содержания) и развивающие занятия с элементами коммуникативного тренинга.
Методики исследования:
- авторская методика О.Н. Кузнецовой и Л.В. Петровой «Ситуации»;
- авторская методика «Мой сад» Л.В. Петровой.
База исследования: МАОУ Гимназия № Х г. Красноярска. Выборку исследования составили учащиеся третьих классов МАОУ Гимназии № Х г. Красноярска в количестве 40 человек.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа работы апробирована в условиях учебно-образовательного процесса МАОУ Гимназия № Х г. Красноярска. Результаты исследования позволяют определить, каким образом учебно-воспитательный процесс влияет на формирование нравственных ценностей; позволяют полученные результаты применить на практике; позволяют сформулировать рекомендации для педагогов и родителей по формированию нравственных ценностей. Результаты практической работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для педагогов начальной школы в контексте формирования нравственных ценностей.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из трех параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также результаты проведенной практической работы позволяют сделать следующие выводы.
Понятие нравственного воспитания рассматривается в качестве целенаправленного формирования морального сознания, выработки навыка и привычки нравственного поведения, развития нравственных чувств. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста рассматривается в двух аспектах. Как процесс формирования нравственно - духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения и в качестве целенаправленной деятельности воспитателя по формированию у детей нравственных ценностей, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми.
В качестве незаменимого средства формирования у детей нравственных ценностей могут рассматриваться произведения художественной литературы. Воспитание художественным словом способно привести к существенным изменениям эмоциональной сферы ребенка, перестраивать его субъективный мир. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала ребенка.
В рамках констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников. По результатам диагностической работы можем отметить, в данной группе испытуемых преобладающим является низкий уровень сформированности нравственных ценностей у младших школьников . Основная масса детей не владеет представлениями о сущности и содержании основных нравственных ценностей. При решении нравственных ситуаций в большинстве случаев делают выбор, не соответствующий нравственным ценностям современного общества. Это говорит о том, что уровень развития нравственных ценностей и представлений у младших школьников характеризуется низким уровнем сформированности и требует проведения дополнительной, специально организованной работы в данном направлении.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости проведения с детьми дополнительной, специально организованной работы по формированию нравственных ценностей средствами литературного чтения. В этой связи нами была составлена и применена программа развития и воспитания у младших школьников нравственных ценностей. Были предложены к проведению цикл уроков по рассказам В.А. Осеевой и разнообразные мероприятия внеурочной деятельности, включающие элементы коммуникативного тренинга, развивающие упражнения, способствующие формированию у детей нравственных ценностей, развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости, развитию коммуникативных умений детей.
После проведенной работы, направленной на формирование у детей нравственных ценностей средствами литературного чтения с целью выявления эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент, позволивший отметить наличие динамики по всем показателям. В целом, можем констатировать, что проблема развития нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста вполне решаема при условии соблюдения определенных требований к учебно -воспитательному процессу. Подача материала через призму нравственности в сочетании с нахождением определенных моральных сторон в ходе учебно¬воспитательного процесса учреждения образования, бесспорно, оказывает положительное влияние на нравственные качества личности младших школьников. Следовательно, использование в качестве средства формирования нравственных представлений и ценностей специально организованной работы с опорой на литературное чтение, оказывает существенное положительное влияние на развитие нравственных характеристик младших школьников, доказывая свою эффективность.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Понятие нравственного воспитания рассматривается в качестве целенаправленного формирования морального сознания, выработки навыка и привычки нравственного поведения, развития нравственных чувств. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста рассматривается в двух аспектах. Как процесс формирования нравственно - духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения и в качестве целенаправленной деятельности воспитателя по формированию у детей нравственных ценностей, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми.
В качестве незаменимого средства формирования у детей нравственных ценностей могут рассматриваться произведения художественной литературы. Воспитание художественным словом способно привести к существенным изменениям эмоциональной сферы ребенка, перестраивать его субъективный мир. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала ребенка.
В рамках констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников. По результатам диагностической работы можем отметить, в данной группе испытуемых преобладающим является низкий уровень сформированности нравственных ценностей у младших школьников . Основная масса детей не владеет представлениями о сущности и содержании основных нравственных ценностей. При решении нравственных ситуаций в большинстве случаев делают выбор, не соответствующий нравственным ценностям современного общества. Это говорит о том, что уровень развития нравственных ценностей и представлений у младших школьников характеризуется низким уровнем сформированности и требует проведения дополнительной, специально организованной работы в данном направлении.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости проведения с детьми дополнительной, специально организованной работы по формированию нравственных ценностей средствами литературного чтения. В этой связи нами была составлена и применена программа развития и воспитания у младших школьников нравственных ценностей. Были предложены к проведению цикл уроков по рассказам В.А. Осеевой и разнообразные мероприятия внеурочной деятельности, включающие элементы коммуникативного тренинга, развивающие упражнения, способствующие формированию у детей нравственных ценностей, развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости, развитию коммуникативных умений детей.
После проведенной работы, направленной на формирование у детей нравственных ценностей средствами литературного чтения с целью выявления эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент, позволивший отметить наличие динамики по всем показателям. В целом, можем констатировать, что проблема развития нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста вполне решаема при условии соблюдения определенных требований к учебно -воспитательному процессу. Подача материала через призму нравственности в сочетании с нахождением определенных моральных сторон в ходе учебно¬воспитательного процесса учреждения образования, бесспорно, оказывает положительное влияние на нравственные качества личности младших школьников. Следовательно, использование в качестве средства формирования нравственных представлений и ценностей специально организованной работы с опорой на литературное чтение, оказывает существенное положительное влияние на развитие нравственных характеристик младших школьников, доказывая свою эффективность.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Подобные работы
- Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в художественно-поэтической деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрализованной
деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмпатии у детей младшего школьного возраста в художественно-эстетической деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование духовно-нравственных ценностей у детей младшего
школьного возраста в художественно-поэтической деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АРТИСТИЗМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие эстетического восприятия у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в кружковой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021



