ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Проблема нравственных ценностей в психологии 5
1.2. Особенности психического развития детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Особенности нравственных ценностей у детей младшего школьного
возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современном российском обществе проблема освоения нравственных ценностей подрастающим поколением становится все более актуальной. Это находит отражение в выступлениях государственных, общественных и религиозных деятелей, которые подчеркивают роль ценностей как основного стержня духовно-нравственного развития современного молодого человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» нравственные ценности рассматриваются как важнейшая составляющая понятия воспитания, основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, содержания образования, изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации [1].
В настоящее время происходит трансформация, переоценка системы нравственных ценностей, для нее характерны многомерность и противоречивость интерпретаций сущностного наполнения, отсутствие единой нормативно-ценностной системы и нравственных координат человеческого поведения. Характерной особенностью культуры современной России является то, что населению страны свойственен невысокий уровень нравственный культуры, что справедливо и для всех категорий обучающихся, включая детей младшего школьного возраста.
Цель работы - развить нравственные ценности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - нравственные ценности.
Предмет исследования - развитие нравственных ценностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: процесс развития нравственных ценностей младших школьников будет эффективным при условии использования в работе с детьми метода библиотерапии на литературном материале нравственного содержания и проведения с детьми развивающих занятий нравственной направленности с элементами коммуникативного тренинга.
Задачи работы:
- исследовать проблему нравственных ценностей в психологии;
- изучить особенности психического развития детей младшего школьного возраста;
- представить теоретический анализ нравственных ценностей детей младшего школьного возраста;
- организовать и реализовать констатирующий эксперимент, проанализировать результаты;
- разработать программу по развитию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста;
- реализовать программу по развитию нравственных ценностей у
детей младшего школьного возраста, оценить эффективность программы.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: основные положения системного подхода к деятельности (В.Г. Афанасьев, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, Э.Г. Юдин), положения общей теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), основные положения концепции нравственного воспитания (В.И. Бакштановский,
А.А. Гусейнов, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова), положения, раскрывающие закономерности развития младших школьников (Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.В. Петровский, С.Г Якобсон), исследования по созданию воспитательной системы класса (В.А. Бухвалов, Я.Г. Плинер, М.И. Шилова), результаты современных исследований проблемы нравственного воспитания (Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.).
Методы исследования:
- теоретические методы - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, прогнозирование;
- эмпирические методы - анкетирование, тестирование, эксперимент;
- методы обработки результатов - анализ, систематизация и обобщение;
- методы развивающей работы - библиотерапия (на литературном материале нравственного содержания) и развивающие занятия с элементами коммуникативного тренинга.
Методики исследования:
- авторская методика О.Н. Кузнецовой и Л.В. Петровой «Ситуации»;
- авторская методика «Мой сад» Л.В. Петровой.
База исследования: МАОУ Гимназия № Х г. Красноярска. Выборку исследования составили учащиеся третьих классов МАОУ Гимназии № Х г. Красноярска в количестве 40 человек.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа работы апробирована в условиях учебно-образовательного процесса МАОУ Гимназия № Х г. Красноярска. Результаты исследования позволяют определить, каким образом учебно-воспитательный процесс влияет на формирование нравственных ценностей; позволяют полученные результаты применить на практике; позволяют сформулировать рекомендации для педагогов и родителей по формированию нравственных ценностей. Результаты практической работы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для педагогов начальной школы в контексте формирования нравственных ценностей.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из трех параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также результаты проведенной практической работы позволяют сделать следующие выводы.
Понятие нравственного воспитания рассматривается в качестве целенаправленного формирования морального сознания, выработки навыка и привычки нравственного поведения, развития нравственных чувств. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста рассматривается в двух аспектах. Как процесс формирования нравственно - духовных социальных отношений и личностных качеств, позволяющих осуществлять эти отношения и в качестве целенаправленной деятельности воспитателя по формированию у детей нравственных ценностей, обогащения их нравственных чувств, привитие норм и правил нравственного поведения, определяющих отношение ребенка к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Эффективность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во многом зависит от правильного выбора средств и методов педагогической работы с детьми.
В качестве незаменимого средства формирования у детей нравственных ценностей могут рассматриваться произведения художественной литературы. Воспитание художественным словом способно привести к существенным изменениям эмоциональной сферы ребенка, перестраивать его субъективный мир. Чтение и обсуждение произведений художественной литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала ребенка.
В рамках констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников. По результатам диагностической работы можем отметить, в данной группе испытуемых преобладающим является низкий уровень сформированности нравственных ценностей у младших школьников . Основная масса детей не владеет представлениями о сущности и содержании основных нравственных ценностей. При решении нравственных ситуаций в большинстве случаев делают выбор, не соответствующий нравственным ценностям современного общества. Это говорит о том, что уровень развития нравственных ценностей и представлений у младших школьников характеризуется низким уровнем сформированности и требует проведения дополнительной, специально организованной работы в данном направлении.
Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости проведения с детьми дополнительной, специально организованной работы по формированию нравственных ценностей средствами литературного чтения. В этой связи нами была составлена и применена программа развития и воспитания у младших школьников нравственных ценностей. Были предложены к проведению цикл уроков по рассказам В.А. Осеевой и разнообразные мероприятия внеурочной деятельности, включающие элементы коммуникативного тренинга, развивающие упражнения, способствующие формированию у детей нравственных ценностей, развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости, развитию коммуникативных умений детей.
После проведенной работы, направленной на формирование у детей нравственных ценностей средствами литературного чтения с целью выявления эффективности проведенной работы был проведен контрольный эксперимент, позволивший отметить наличие динамики по всем показателям. В целом, можем констатировать, что проблема развития нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста вполне решаема при условии соблюдения определенных требований к учебно -воспитательному процессу. Подача материала через призму нравственности в сочетании с нахождением определенных моральных сторон в ходе учебно¬воспитательного процесса учреждения образования, бесспорно, оказывает положительное влияние на нравственные качества личности младших школьников. Следовательно, использование в качестве средства формирования нравственных представлений и ценностей специально организованной работы с опорой на литературное чтение, оказывает существенное положительное влияние на развитие нравственных характеристик младших школьников, доказывая свою эффективность.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016).
3. Акмамбетов Г.Г. Нравственная культура и личность. Алма-Ата, 2006. 217 с.
4. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность
современного образования // Классный руководитель. 2013. № 3. С. 63-79.
5. Арефьева А.Н. Зырянова С.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания детей // В сборнике: Современные проблемы общей и специальной педагогики материалы Международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 26-29.
6. Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1979. С. 49-61.
7. Баряева Л.Б., Герасимова Е.Н., Данилина Г.А., Макарчук Н.А., Родник Б.Г. Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольное воспитание. 2014. № 5.
8. Белоусова Т.Л. Нравственное развитие и воспитание младших школьников. Просвещение, 2012. 127 с.
9. Бостанджиева Н.И. Нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Просвещение, 2012. 128 с.
10. Булатова З.А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики // Начальная школа. 2008. № 7. С. 19-20.
11. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. 268 с.
12. Воспитательная работа в семье и образовательном учреждении: практические материалы // Начальная школа. 2008. № 5. С. 1-31.
13. Визель Т. Ребенок и его развитие. Секачев, 2016. 146 с.
14. Вегас Х.М. Ценности и воспитание. Критика нравственного релятивизма. СПб.: Изд-во СПб. ун-та; Изд-во Рус. христ. гум. акад., 2007. 225 с.
15. Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно-патриотическое
воспитание детей школьного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб. ООО Издательство «Детство- ПРЕСС». 2011. 192 с.
16. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. М.: Вентана-Граф, 2016. 304 с.
17. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /
И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, Д.А. Поляков, Н.Л. Селиванов; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 336 с.
18. Воспитательная работа в школе / под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2014. 87 с.
19. Выготский Л.С. Избранные труды. М.: «Просвещение», 2010. 317 с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: Учеб., пособие / СПб.: Союз, 2014. 110 с.
21. Вергелес Г.И. Подготовка учителя начальных классов: Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения // Герценовские чтения. Начальное образование. СПб.: Издательство ВВМ,
2011. Т. 2. Вып. 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. С. 253-262.
22. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 108-111.
23. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2014. 272 с.
24. Голубев В.В. Практикум развития нравственных ценностей у детей школьного возраста. М.: Академия, 2017. 240 с.
25. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Наука, 2016. 272 с.
26. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2009. 35 с.
27. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников / Научные сообщения // Педагогика. 2016. №5. С. 7-27.
28. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. М.: Политиздат. 2013. 351 с.
29. Дивногорцева С.А. Нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. Православный Тихоновский Гуманитарный Университет, 2012. 240 с.
30. Ефремов О.Ю. Педагогика. СПб: Питер, 2012. 256 с.
31. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал образования //Допол. образ. 2015. №9. С.6-9.
32. Зелинский К.М. Нравственное воспитание школьников. Теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы. Планета, 2010. 280 с.
33. Землянская Е.Н. Развивающий потенциал учебных проектов
школьников // Начальное образование. 2014. № 4. С . 15-23.
34. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н. Хрестоматия по
детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2015. С. 115-135.
35. Исак В.Ю. Художественная литература как источник духовно-нравственного воспитания // Вестник Новгородского государственногоуниверситета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 2 (100). С. 54-56.
36. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися
общеобразовательных школ в современных условиях. М.: Соц., 2014. 100 с.
37. Игнатьева Е.Е. Нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. 2010. №9. С. 8-11.
38. Исханова М.Э. Общение учителя // Журнал Наука. Мысль. 2015. №1. С. 7-12.
39. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск.: Изд-во ТГУ, 1992. 225 с.
40. Костригин А.А. Образ выпускника как ценностная основа управления дошкольным образовательным учреждением // Журнал Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. №4. С. 87-97.
41. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. 2010. № 5. С. 18-23.
42. Колягин Ю.М. Индивидуальная модель воспитательного
взаимодействия. // Воспитание школьников, 2005. №2. 124 с.
43. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. СПб., 2003. 317 с.
44. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. 2000. № 3. 89 с.
45. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Журнал Психологическое обозрение, 1998. №1. С. 13-25.
46. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. М.: Центр гуманитар. лит., 2012. 126 с.
47. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 446 с.
48. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. Сентябрь. 17, 2013. С. 53-65.
49. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. 254 с.
50. Маханева, М.Д. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста: пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» / М., 2015.
51. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.
52. Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. ГУ ВШЭ, 2012. 528 с.
53. Нравственность в современном мире. Мн.: Принт, 2013. 217 с.
54. Нечаев М.А. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения. Центр «Педагогический поиск», 2010. 176 с.
55. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. СПб.: Ювента, 1998. 345 с.
56. Основы нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М.: ДРОФА, 2016. 176 с.
57. Подласый И.П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Теоретическая педагогика. М.: Юрайт, 2014. 784 с.
58. Пономарева Е.А. Управление процессом нравственного воспитания в ходе ознакомления детей с детской литературой // В сборнике: Подготовка менеджеров для системы столичного образования: опыт и перспективы сборник материалов серии круглых столов. Московский государственный педагогический университет. 2016. С. 167-174.
59. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей // Детский сад, 2013. №3. С.76-83.
60. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компентностей учащихся начальной школы. Самара: Издательский дом «Федоров». 2015.
61. Разуваева Е.В., Нагорнова Т.В., Козлова М.В. Школа красивой речи. Практическое пособие для работы с младшими школьниками, страдающими заиканием. М.: Астрель, 2016. 76 с.
62. Соловьева Д.А. Развиваем компетенции. Анкеты для мониторинга достижения планируемых результатов программы нравственного развития и воспитания учащихся. // Справочник классного руководителя. 2017. № 5. С. 13-14.
63. Степанов Е.Н. Планирование воспитательного процесса.
Современные подходы и технологии. Центр «Педагогический поиск», 2011. 208 с.
64. Строганова, Л.В. Формируем нравственную культуру младших
школьников // Начальная школа плюс. 2009. № 5. С. 77-81.
65. Федосеева О.Ю. Педагогическая диагностика духовного и нравственного развития младших школьников // Методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 206-210.
66. Черникова Т.М. Нравственное воспитание школьников. Планета, 2010. 288 с.
67. Шитякова Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011. 79 с.
68. Шохина Т.Е. Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 540-544.
69. Юсупова И.М. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Академия,
2012. 304 с.
Кикина М.И., Овсянникова Е.Е. Психологическая диагностика
изменений уровней личностных качеств школьников, изучающих предмет «Самопознание» Методические рекомендации. [Электронный ресурс] // Педпортал. Усть-Каменогорск, 2007. URL: http://docplayer.ru/31260012-Kikina-m-i-ovsyannikova-e-e.html. 07.12.2018.
71. Коровина Е.А. Диагностика нравственной мотивации.
[Электронный ресурс] // Педпортал. 2015. URL:https://pedportal.net/po-zadache/obschepedagogicheskie-tehnologii-nachalnye/diagnostika-nravstvennoy-motivacii-938781. - 08.12.2018.