Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях

Работа №149192

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Современные подходы к исследованию копинг-стратегий в подростковом
возрасте 9
1.1. Современные подходы к исследованию копинг-стратегий в
психологии 9
1.2. Особенности развития копинг-стратегий в подростковом
возрасте 17
1.3. Психологическая характеристика подростка, отличающегося девиантным
поведением 20
2. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических
особенностей копинг-стратегий подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связи с ценностными ориентациями родителей 28
2.1. Методика
исследования 28
2.2. Анализ результатов
исследования 33
2.3. Методические рекомендации по содействию формирования
конструктивных копинг-стратегий у подростков, склонных к девиантному поведению 30
3. Методические рекоменда,№ии по содействию формирования конструктивных копинг-стратегий у
подростков 43
3.1 Теоретические основы организации содействия формирования конструктивных копинг-
стратегий 43 3.2 Методические рекомендации для психологов, работающих над развитием копинг-стратегий у подростков, отличающихся девиантным
поведением 49
Заключение 56
Список источников и литературы 61
Приложения 67

Актуальность проблемы. Актуальность выбранной темы обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению количества подростков, отличающихся девиантным поведением. Девиантное поведение у детей и подростков в современных реалиях стало уже практически нормой. Еще буквально несколько десятилетий назад девиантное поведение демонстрировало 7-15% подростков, сейчас же эта цифра увеличилась во много раз. Это не может не волновать родителей, учителей, и, конечно же, исследователей и ученых. Подросткам с отклоняющимся поведением свойственно сочетание ряда психологических особенностей: отсутствие сформированности высших эмоций, ограниченность круга интересов, отсутствие социально-значимых установок, низкий уровень самоконтроля, неуравновешенная психика, установка на оперативное удовлетворение потребностей при минимуме затрат, неопределенность жизненных перспектив, нарушение психологически адаптивных механизмов . Все это позволяет рассматривать изучение возможностей преодоления как важную проблему в современной психологии, особенно для подростков с девиантным поведением.
К особенностям трудной ситуации можно причислить психическую напряженность, проявление переживаний как формы работы над осознанием и преодолением событий и травм, изменение самооценки, проявление потребности в психологической поддержке. Под термином «Копинг» мы понимаем индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией, согласно заданной логике. Для подростков, склонных к девиантному поведению, характерно использование неэффективных копинг-стратегий, связанных с негативной Я-концепцией, а так же низкий уровень или неадекватная социальная поддержка. В нашей работе, мы рассматриваем становление копинг-стратегии через семейную среду. Важными условиями проявления защитного поведения для устранения внутреннего и внешнего дискомфорта
является негармоничное воспитание, дисциплинарное давление, физическое насилие, угрозы. Однако эмоциональная поддержка значимых людей также является важным условиям в преодолении стресса, тревоги и страха.
В нашей работе мы рассматриваем копинг-стратегии подростков, отличающихся склонностью к девиантному поведению. Мы полагаем, что проявление девиантного поведения является ничем иным как неконструктивными копинг-механизмами, сформированными в процессе взросления. Таким образом, подросток, отличающийся девиантным поведением или склонностью к девиантному поведению, реагирует на стресс через социально неприемлемые действия из-за того, что не может, боится или не знает, как реагировать в социально приемлемом ключе. Чаще всего это проявляется вследствие неадекватной самооценки, при которой подросток испытывает трудности в адаптации, или, наоборот, считает себя выше общества. В нашем исследовании мы анализируем копинг-поведение, его сущность и механизмы, связь с самооценкой, а также проводим ряд экспериментов, направленных на коррекцию неконструктивных копинг- механизмов.
Степень научной разработанности темы. Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство», считается одним из основоположников современной девиантологии. Это произошло в конце XIX века. Разработкой и изучением данного явления занимались многие ученые разных стран, самые известные и внесшие наибольший вклад - это Роберт Кинг Мертон (США), разработавший одну из первых классификаций поведенческих реакций человека и представивший 5 способов адаптации индивида к условиям, существующим в обществе; Ц. П. Короленко, Т. А. Донских (СССР), предложившие свою систему поведенческих девиаций, и др. Помимо девиантного поведения, в нашей работе необходимо рассмотреть позицию защиты проблемных подростков, характеризуемую как копинг-стратегия. Изучению проблемы формирования и предназначения роли копинг-стратегий в развитии личности посвящены работы З. Фрейда, К. Хорни, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлза и др. В отечественной психологии исследованием копингов у человека занимались Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, Ф.В. Бассин, Е.Л. Доценко, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Девиантное поведение у детей и подростков в современных реалиях стало уже практически нормой. Еще буквально несколько десятилетий назад девиантное поведение демонстрировало 7-15% подростков, сейчас же эта цифра увеличилась во много раз. Это не может не волновать родителей, учителей, и, конечно же, исследователей и ученых. Подросткам с отклоняющимся поведением свойственно сочетание ряда психологических особенностей: отсутствие сформированности высших эмоций,
ограниченность круга интересов, отсутствие социально значимых установок, низкий уровень самоконтроля, неуравновешенная психика, установка на оперативное удовлетворение потребностей при минимуме затрат, неопределенность жизненных перспектив, нарушение психологически адаптивных механизмов. Все это позволяет рассматривать изучение возможностей преодоления как важную проблему в современной психологии, особенно для подростков с девиантным поведением.
В нашей работе мы выявили характерные особенности копинг- стратегий подростков с девиантными формами поведения. Для реализации поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ исследований, посвященный копинг- стратегям и влияния на них основных личностных и социальных ресурсов;
2. Определены теоретические и эмпирические подходы в исследовании копинг-стратегий подростков с девиантным поведением;
3. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление характерных особенностей копинг-стратегий подростков с девиантными формами поведения.
4. Разработаны методические рекомендации по содействию формирования конструктивных копинг-стратегий у подростков, склонных к девиантному поведению.
В ходе исследования нам удалось подтвердить гипотезу, которая заключалась в том, что девиантные подростки прибегают к деструктивным стратегиям избегания из-за недостаточности социальных и личностных ресурсов, таких как позитивное отношение к себе, стремление к одобрению в обществе, открытость при взаимодействии с социумом. К причинам появления неэффективных копинг-стратегий также относится самоунижение, низкая самооценка, тревожность, недостаточный самоконтроль, субъективная неуверенность в поддержке, отсутствие образца эффективного поведения, нарушение социальных связей с семьей и сверстниками.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели особенности копинг- стратегий подростков с девиантным поведением. Для этого, нами были изучены особенности подросткового возраста, выявлены причины и индикаторы девиантного поведения, определены виды и особенности копинг-стратегий. В практической части исследования мы диагностировали особенности копинг-стратегий подростков, имеющих описываемые признаки девиантного поведения, а также предприняли попытку создания рекомендаций по работе с такими подростками и способом формирования у них эффективных копинг-стратегий через эксперимент. Эксперимент заключался в проведении работы через организованный нами клуб настольных игр.
Во второй главе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент, в котором мы осуществили тестирование с целью определения доминирующих копинг-стратегий подростков, их связь с самооценкой и ценностными ориентациями родителей.
Благодаря исследованию, нами были сделаны следующие выводы:
• Конфронтационный копинг - 68,4%.
• Дистанцирование - 71%
• Самоконтроль - 47,3%
• Поиск социальной поддержки - 65,7%
• Избегание - 38,6%
• Планирование решения проблемы - 44,7%
...


1. Coyne, J.C., Lazarus, R.S. Cognitive style, stress perception and coping / J.C. Coyne, R.S. Lazarus // Handbook of stress and anxiety / Eds. J.L. Kutash, L.B. Schlesinger 2003. - 24 с.
2. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York; Plenum Press, 1986. P. 3-28 .
3. Murphy L. Coping vulnerability and residience in childhood - coping and adaptation /L. Murphy. - N.Y., 1974.
4. Vaillant G.E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanism / G.E. Vaillant // Arch. General Psychiatry. - 1971. - Vol. 24. - P. 107-118.
5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 1994. №1.с. 3-19.
6. Бохан, Т.Г. Культурно-исторический подход как методологическая основа разработки проблемы стресса с учетом принципов постнеклассической науки. // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 314. - С.165-168.
7. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - М., 1984. - С. 172-184.
8. Девиантные подростки в образовательной среде Богородская Э.И. В
сборнике: Модернизация образования Материалы XXIII Рязанских
педагогических чтений. под ред. Л.И. Архаровой, О.Л. Егоровой, Т.В. Ивкиной. 2016. С. 254.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2007. - 218 с
10. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 c.
11. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 148 c.
12. Кравченко А.И. Родителям о подростках (и подростком о родителях) /
А.И. Кравченко. М., 2002. 178с.
13. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/Г. Крайг. - СПб.: Алетей, 2000. - 560 с.
14. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.
15. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя / В.Н. Куницына. М., 1987. 238с.
... всего 73 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ