Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №149151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ
1.1. Понятие общения в современной науке 7
1.2. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со
сверстниками 14
1.3. Условия развития общения детей старшего дошкольного возраста в
комбинированной группе 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОМБИНИРОВАННОЙ
ГРУППЕ
2.1. Изучение общения детей старшего дошкольного возраста
комбинированной группы 33
2.2. Реализация условий развития общения детей старшего
дошкольного возраста в комбинированной группе 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Актуальность исследования. Общение - сложный и весьма многогранный процесс, который рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности и устранения недостатков детского развития. Современные образовательные стандарты ориентированы на обучение и развития детей, вне зависимости от состояния здоровья, что приводит к повсеместному появлению в детских садах комбинированных или инклюзивных групп, которые наряду со здоровыми детьми посещают дети-инвалиды и дети с особыми возможностями здоровья. Социально-психологические особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов оказывают влияние на общение детей со сверстниками в группе детского сада. В этой связи чрезвычайно важно понять особенности общения детей со сверстниками в комбинированной группе.
Так в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17. 10. 2013) далее - стандарт) одним из основных является принцип
индивидуализации дошкольного образования (пункт 1.4), коммуникативный вид деятельности представлен общением и взаимодействием не только со взрослыми, но и сверстниками (пункт 2.7).
Проблема общения на протяжении длительного времени изучается специалистами различных областей науки: философы, социологи,
психолингвисты, психологи, педагоги и др. В работах ведущих отечественных ученых имело место глубокое понимание того факта, что «общение является одним из основных факторов и источников психического развития в онтогенезе» [18, с. 34]. Проблему общения в дошкольном возрасте изучали: В.С. Мухина [32, с. 239], М.И. Лисина [23, с.348], Е.О. Смирнова [40, с. 5], Т.А. Репина [36, с. 62] и другие.
В настоящее время наука располагает рядом исследований, раскрывающих особенности общения нормально развивающихся детей (Т.И. Бабаева; С.С. Бычкова; Л.А. Вяткина; М.Г. Елагина; А.В. Запорожец; Е.Е. Кравцова; М.И. Лисина; А.К. Маркова; Л.Б. Митева; А.Г. Рузская; Е.О. Смирнова; Н.В. Уфимцева; Т.Н. Ушакова; В.Г. Шур). В то же время есть ряд исследований, посвященных изучению общения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Так, изучением общения детей с речевыми нарушениями занимались М.А. Виноградова; О.Е. Грибова; О.С Павлова; Л.Г. Соловьева; Е.А. Харитонова; К.В. Якунина, с нарушением интеллектуального развития O.K. Агавелян; И.А. Амбрукайтис; Д.И. Аугене; Д.И. Бойков; Г.В. Кузнецова; Н.Д. Соколова; Н.Н. Школьникова; М.И. Шишкова, с нарушением зрения С.К. Амирова; М. Заорска; С.А. Покутнева, с церебральным параличом Л.Б. Халилова, с задержкой психического развития Е.Е. Дмитриева; С.Ю. Серебренникова; Е.С. Слепович; Р.Д. Тригер; СИ. Чаплинскаф, И.А. Ульянова и др.
В последнее время активизировалась разработка педагогических идей о роли общения детей в личностных новообразованиях (Е.В. Бондаревская, B.C. Ильин, М.В. Кларин, СВ. Кульневич). Однако, обилие материала, в котором получили раскрытие отдельные стороны проблемы, не обеспечивает педагогов достаточно ясным и целостным представлением о сущности общения и путях его развития в условиях комбинированной группы. В связи с этим проблема исследования состоит в выделении тех педагогических условий, при которых в ходе образовательной деятельности у воспитанников комбинированной группы будет развиваться общение. Разрешение проблемы видится в преодолении следующих противоречий: между спецификой развития общения как особой деятельности детей и неадекватностью действующих методик его обучения; между целенаправленным научно обоснованным формированием системы развития общения детей старшего дошкольного возраста и сложившейся практикой обучения, в значительной мере основанной на случайном согласовании воспитательных действий педагогов.
В связи с этим, изучение условий и поиск средств, необходимых для успешного развития общения детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы детского сада, является актуальной научной проблемой, требующей своего решения, что определило тему нашего исследования «Психолого-педагогические условия развития общения детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы дошкольной образовательной организации»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования целью, которого было теоретически обосновать и проверить эффективность условия развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в комбинированной группе, были сделаны следующие выводы:
1. Общения дошкольников - это процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Определено, что общение ребенка 4-7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
2. В дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен уметь сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. В этот период у ребенка могут появится трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется
замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения.
3. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, были сформированы условия развития общения детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы: стимулирование интереса к сверстнику как партнеру по деятельности, расширение коммуникативного опыта детей комбинированной группы, оказание помощи детям, испытывающим трудности в общении со сверстниками.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была организованна экспериментальная работа, которая проводилось на базе муниципального детского сада комбинированного вида г. Сосновоборска Красноярского края. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 5 месяцев до 6 лет 2 месяцев из них 7 мальчиков и 8 девочек, 5 детей с особыми возможностями здоровья (ОНР, РАС, ДЦП).
4. Для изучения общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, использовалась методика одномоментных срезов структуры группы детского сада (изучение свободного общения детей) автор Т.А. Репина.
Результаты исследования показали, что в комбинированной группе количество объединений детей без патологий в развитии встречается чаще, чем со сверстниками имеющими ОНР или ОВЗ. Частота общения таких детей со сверстниками ниже частоты общения здоровых детей. Экстенсивность, интенсивность, избирательность у детей с ОВЗ И ОНР имели низкие показатели. Дети с проблемами в большинстве случаев играли одни и не стремились к общению со сверстниками (не вступали в игровые объединения и в контакт с отдельным ребенком), а если играли с кем либо, то не продолжительное время.
С целью реализации первого условия - стимулирование интереса к сверстнику как партнеру по деятельности - мы использовали совместные коллективные сюжетно-ролевые игры детей. В результате совместной деятельности дети научились контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, договариваться.
С целью реализации второго психолого-педагогического условия - расширение коммуникативного опыта детей комбинированной группы, были использованы специально разработанные педагогические ситуации. В результате дети комбинированной группы стали чаще вступать в коммуникативный контакт, лучше ориентироваться в ситуации общения, научились слушать партнера.....


1. Арушанова А.Г. Образовательная область «Коммуникация»: Формы организации психолого-педагогической работы // Современный детский сад. 2011. № 2. С. 19-26.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития. Магнитогорск: МаГУ, 2004. 208 с.
4. Бегларяя А.А. Специфические особенности развития навыков общения у детей с нарушением зрения в процессе межличностного общения// VII Международная студенческая электронная научная конференция. М: Просвещение, 2015. 207 с.
5. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Педагогические технологии. 2014. № 2. С. 3-8.
6. Бойко Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. 275 с.
7. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. СПб.: Питер. 2008. 304 с
8. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2002. 96 с.
9. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 273 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2016. 304 с.
12. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирэоезл П.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л.: Медицина, 1974. 205 с.
13. Горюнова Л. А. Использование игровых технологий в процессе формирования коммуникативной культуры дошкольников. URL: http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения 18.03.2018).
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
15. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений - 10-е изд., стер. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 416 с....47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ