ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА СЕМЬИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА СЕМЬИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 8
1.1. Семья как фактор становления и развития личности 8
1.2. Характеристика образа семьи у дошкольников 16
1.3. Влияние социально-экономического статуса семьи на образ семьи
старших дошкольников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА СЕМЬИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ... 31
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора методик диагностики образа семьи у старших дошкольников из семей
с различным социально-экономическим статусом 31
2.2. Сравнительный анализ образа семьи у старших дошкольников из семей с различным социально-экономическим статусом 38
2.3. Рекомендации родителям старших дошкольников из семей с различным социально-экономическим статусом по формированию
позитивного образа семьи у детей 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА СЕМЬИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 8
1.1. Семья как фактор становления и развития личности 8
1.2. Характеристика образа семьи у дошкольников 16
1.3. Влияние социально-экономического статуса семьи на образ семьи
старших дошкольников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЗА СЕМЬИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ ... 31
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора методик диагностики образа семьи у старших дошкольников из семей
с различным социально-экономическим статусом 31
2.2. Сравнительный анализ образа семьи у старших дошкольников из семей с различным социально-экономическим статусом 38
2.3. Рекомендации родителям старших дошкольников из семей с различным социально-экономическим статусом по формированию
позитивного образа семьи у детей 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Вопросы семьи и психического развития личности в условиях семьи всегда выступали объектом интереса человечества. Человек большую часть жизни неразрывно связан с семьей. Огромную роль семья играет для личности по причине того, что основные параметры закладываются в детстве, когда ребенок растет, развивается и познает окружающий мир. Несмотря на то, что в дальнейшем на личность оказывают воздействие и другие факторы, влияющие на ее становление, все же первые ступени ее развития являются ключевыми, и существенным образом именно воспитание ребенка семьей откладывает своеобразный отпечаток на всю его последующую жизнь.
Особенности семьи, семейного воспитания, формирования личности ребенка в семье изучали исследователи А.Я. Варга, Д.В. Винникот , Э.Г. Эйдемиллер и др., которыми было признано, что все, что есть в ребенке, - это «результат» его жизни в детстве. Опыт, полученный в детстве, подчас определяет дальнейшую судьбу человека, его жизненный уклад, ведь семья передает культурные традиции и ценности, которые складывались на протяжении многих лет.
В дошкольном детстве у ребенка формируется в числе прочих образов такой абстрактный и сложный образ, как «образ семьи». Образ семьи является отражением знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок усваивает на примере собственной семьи. Изучение образа семьи у ребенка старшего дошкольного возраста видится важным в силу его влияния на формирование представлений ребенка о себе, на формирование его самооценки, на усвоение им жизненных ценностей, что впоследствии трансформируется в определенное отношение ребенка к людям и окружающему миру. Также велико влияние образа семьи на детско- родительские отношения, на родительскую позицию, поведенческие проявления ребенка в будущем - при переходе к взрослости. Данное влияние, а также тот факт, что образ семьи является предпосылкой формирования образа мира у ребенка, определяет актуальность исследования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, а также факторов, влияющих на его формирование.
Одним из таких факторов может выступать социально-экономический статус семьи, понимаемый как общее положение семьи в системе социальной стратификации, определяемое уровнем и структурой среднедушевых доходов и расходов семьи, а также отношениями членов семьи к своему материальному положению (переживанием субъективного экономического благополучия).
Проблема образа семьи является мало исследованной, недостаточно разработанной. Можно назвать таких исследователей данного направления: А.О. Буровихина, О.Г. Кулиш, Т.М. Мишина, А.В. Рыжкова , Э.Г. Эйдемиллер и др., которые так и не пришли к единому пониманию сущности понятия «образ семьи», нередко используя его замены - «внутренняя картина семьи», «семейное самосознание» и пр.
Проблематика факторов формирования образа семьи у старших дошкольников еще менее исследованная: так, например, исследования социально-экономического статуса как фактора формирования образа жизни принадлежат в основном зарубежным психологам, а также отечественным исследовательницам А.А. Шведовской и Т.Ю. Загвоздкиной.
Таким образом, нами обнаружено противоречие
- между влиянием образа семьи у ребенка старшего дошкольного возраста на процессы формирования его представлений о себе, самооценки и образа «Я» и недостаточной разработанностью проблемы образа семьи у детей старшего дошкольного возраста в семьях различного социальноэкономического статуса.
Проблема исследования: каковы особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса.
Актуальность и социальная значимость проблемы, а также педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования «Особенности образа семьи у старших дошкольников из семей с различным социально-экономическим статусом».
Цель исследования: определить особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса.
...
Особенности семьи, семейного воспитания, формирования личности ребенка в семье изучали исследователи А.Я. Варга, Д.В. Винникот , Э.Г. Эйдемиллер и др., которыми было признано, что все, что есть в ребенке, - это «результат» его жизни в детстве. Опыт, полученный в детстве, подчас определяет дальнейшую судьбу человека, его жизненный уклад, ведь семья передает культурные традиции и ценности, которые складывались на протяжении многих лет.
В дошкольном детстве у ребенка формируется в числе прочих образов такой абстрактный и сложный образ, как «образ семьи». Образ семьи является отражением знаний о семье в сознании ребенка, то, что ребенок усваивает на примере собственной семьи. Изучение образа семьи у ребенка старшего дошкольного возраста видится важным в силу его влияния на формирование представлений ребенка о себе, на формирование его самооценки, на усвоение им жизненных ценностей, что впоследствии трансформируется в определенное отношение ребенка к людям и окружающему миру. Также велико влияние образа семьи на детско- родительские отношения, на родительскую позицию, поведенческие проявления ребенка в будущем - при переходе к взрослости. Данное влияние, а также тот факт, что образ семьи является предпосылкой формирования образа мира у ребенка, определяет актуальность исследования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, а также факторов, влияющих на его формирование.
Одним из таких факторов может выступать социально-экономический статус семьи, понимаемый как общее положение семьи в системе социальной стратификации, определяемое уровнем и структурой среднедушевых доходов и расходов семьи, а также отношениями членов семьи к своему материальному положению (переживанием субъективного экономического благополучия).
Проблема образа семьи является мало исследованной, недостаточно разработанной. Можно назвать таких исследователей данного направления: А.О. Буровихина, О.Г. Кулиш, Т.М. Мишина, А.В. Рыжкова , Э.Г. Эйдемиллер и др., которые так и не пришли к единому пониманию сущности понятия «образ семьи», нередко используя его замены - «внутренняя картина семьи», «семейное самосознание» и пр.
Проблематика факторов формирования образа семьи у старших дошкольников еще менее исследованная: так, например, исследования социально-экономического статуса как фактора формирования образа жизни принадлежат в основном зарубежным психологам, а также отечественным исследовательницам А.А. Шведовской и Т.Ю. Загвоздкиной.
Таким образом, нами обнаружено противоречие
- между влиянием образа семьи у ребенка старшего дошкольного возраста на процессы формирования его представлений о себе, самооценки и образа «Я» и недостаточной разработанностью проблемы образа семьи у детей старшего дошкольного возраста в семьях различного социальноэкономического статуса.
Проблема исследования: каковы особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса.
Актуальность и социальная значимость проблемы, а также педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования «Особенности образа семьи у старших дошкольников из семей с различным социально-экономическим статусом».
Цель исследования: определить особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально-экономического статуса.
...
Семья - это важнейший фактор становления и развития личности, ее влияние многомерно и постоянно: в семье развивается эмоциональный опыт ребенка, формируется представление о семье, прививаются правила и нормы поведения, развиваются коммуникативные навыки, навыки
самообслуживания и пр. Особое внимание следует уделить влиянию семьи на формирование самоидентичности, образа «Я», самоотношения, формирование образа мира, в основе которого на этапе дошкольного возраста лежит образ семьи.
Образ семьи - это субъективное эмоционально-когнитивное образование, система ожиданий относительно развития событий в семье, влияющая на поведение в данном социальном образовании. В образе семьи, имеющем регулирующий, направляющий, контролирующий характер, совмещаются когнитивный и эмоциональный компоненты. Образ семьи старшего дошкольника зависим от уровня когнитивного развития ребенка, от личностных особенностей и отношений в семье - от объективных и субъективных характеристик семьи. Такой объективной характеристикой семьи может выступать ее социально-экономический статус.
У семей с разным социально-экономическим статусом неравные возможности в адаптации, способности справляться с физическими и эмоциональными нагрузками, неравные возможности в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими жизненными социальными проблемами, и пр.
Исследования в этой области принадлежат в основном зарубежным психологам, а также отечественным исследовательницам - А.А. Шведовской и Т.Ю. Загвоздкиной, которые предложили представление о структуре образа семьи у старших дошкольников, выявили некоторые закономерности во взаимосвязи образа семьи ребенка дошкольного возраста с социальноэкономическим статусом его семьи, разработали эмпирическую типологию образа семьи у детей старшего дошкольного возраста. Однако их исследование нельзя назвать всеобъемлющим и закрывающим проблему влияния социально-экономического статуса семьи на формирование образа семьи у старших дошкольников, требуются дополнительные исследования.
Мы выдвинули гипотезу: социально-экономический статус семьи выступает одним из значимых педагогических условий, влияющих на особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста. В целях ее проверки организовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие три группы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с высоким, средним и низким социальноэкономическим статусом (по 10 человек). Когнитивный (восприятие, знания, представление о различных сторонах семейной жизни) и эмоциональный (оценка, эмоции по отношению различных сторон семейной жизни) компоненты образа семьи старших дошкольников оценивались по трем методикам: методика идентификации детей с родителями (опросник
А.И. Захарова), методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера, Методика «Цветик-восьмицветик» (С.В. Велиева, А.О. Прохоров).
Анализ результатов диагностики образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально экономического статуса, показал:
• старшие дошкольники из семей с высоким социально-экономическим статусом испытывают ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты;
• старшие дошкольники из семей со средним социально - экономическим статусом воспринимают родителей как взрослых, разделяющих с ребенком игры, интересы;
• старшие дошкольники из семей с низким социально-экономическим статусом также воспринимают родителей как взрослых, разделяющих с ребенком игры, интересы, однако также зачастую родитель воспринимается ими как безучастный член семьи, не обладающий авторитетом либо как неэмоциональный взрослый, угнетающий активность ребенка, придирчивый к нему, самолюбивый, критичный;
...
самообслуживания и пр. Особое внимание следует уделить влиянию семьи на формирование самоидентичности, образа «Я», самоотношения, формирование образа мира, в основе которого на этапе дошкольного возраста лежит образ семьи.
Образ семьи - это субъективное эмоционально-когнитивное образование, система ожиданий относительно развития событий в семье, влияющая на поведение в данном социальном образовании. В образе семьи, имеющем регулирующий, направляющий, контролирующий характер, совмещаются когнитивный и эмоциональный компоненты. Образ семьи старшего дошкольника зависим от уровня когнитивного развития ребенка, от личностных особенностей и отношений в семье - от объективных и субъективных характеристик семьи. Такой объективной характеристикой семьи может выступать ее социально-экономический статус.
У семей с разным социально-экономическим статусом неравные возможности в адаптации, способности справляться с физическими и эмоциональными нагрузками, неравные возможности в использовании эффективных мер и способов в борьбе с возникающими жизненными социальными проблемами, и пр.
Исследования в этой области принадлежат в основном зарубежным психологам, а также отечественным исследовательницам - А.А. Шведовской и Т.Ю. Загвоздкиной, которые предложили представление о структуре образа семьи у старших дошкольников, выявили некоторые закономерности во взаимосвязи образа семьи ребенка дошкольного возраста с социальноэкономическим статусом его семьи, разработали эмпирическую типологию образа семьи у детей старшего дошкольного возраста. Однако их исследование нельзя назвать всеобъемлющим и закрывающим проблему влияния социально-экономического статуса семьи на формирование образа семьи у старших дошкольников, требуются дополнительные исследования.
Мы выдвинули гипотезу: социально-экономический статус семьи выступает одним из значимых педагогических условий, влияющих на особенности образа семьи у детей старшего дошкольного возраста. В целях ее проверки организовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие три группы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях с высоким, средним и низким социальноэкономическим статусом (по 10 человек). Когнитивный (восприятие, знания, представление о различных сторонах семейной жизни) и эмоциональный (оценка, эмоции по отношению различных сторон семейной жизни) компоненты образа семьи старших дошкольников оценивались по трем методикам: методика идентификации детей с родителями (опросник
А.И. Захарова), методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера, Методика «Цветик-восьмицветик» (С.В. Велиева, А.О. Прохоров).
Анализ результатов диагностики образа семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социально экономического статуса, показал:
• старшие дошкольники из семей с высоким социально-экономическим статусом испытывают ощущение удовлетворенности, спокойствия, защиты;
• старшие дошкольники из семей со средним социально - экономическим статусом воспринимают родителей как взрослых, разделяющих с ребенком игры, интересы;
• старшие дошкольники из семей с низким социально-экономическим статусом также воспринимают родителей как взрослых, разделяющих с ребенком игры, интересы, однако также зачастую родитель воспринимается ими как безучастный член семьи, не обладающий авторитетом либо как неэмоциональный взрослый, угнетающий активность ребенка, придирчивый к нему, самолюбивый, критичный;
...
Подобные работы
- Изучение различий в показателях развития нравственного сознания у старших дошкольников из семей с разными социально-демографическими характеристиками
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 5¬6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОММУНИКАТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2016 - Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Интеллектуальная подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Роль семьи в физическом воспитании ребенка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ-СИРОТ И КАНДИДАТОВ В ПРИНИМАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017





