ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 9
1.1. Понятия «лидерство» и «лидерское поведение» 10
1.1.1 Понятие «лидер» 10
1.1.2 Лидерское поведение 12
1.2 Стили лидерства 13
1.2.1 Стили лидерства по Гоулману 14
1.2.2 Транзакционное и трансформационное лидерство 18
1.2.3 Стили лидерства по Левину 22
1.4. Вовлеченность персонала 24
1.4.1. Факторы, влияющие на вовлеченность персонала 26
1.4.2. Исследования о вовлеченности 27
1.5 Влияние наиболее эффективных стилей лидерства на организационный климат и вовлеченность 29
1.5.1 Взаимосвязь лидерского поведения и вовлеченности 31
1.5.2 Влияние неэффективного лидерского поведения на вовлеченность сотрудников 32
Выводы 33
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИИ ООО «БРАУС» 35
2.1. Характеристика лесозаготовительной отрасли в России 35
2.2. Характеристика компании ООО «Браус» 37
2.2.1. Организационная структура компании 38
2.2.2. Условия труда в организации 40
2.3. Характеристика персонала, живущего в сельской местности 41
2.3.1. Основные смысложизненные ориентации сельских жителей 42
2.4. Анализ лидерского поведения директора и руководителей участков 46
2.4.1. Методология исследования лидерского поведения 46
2.4.2. Методология исследования вовлеченности персонала 48
2.5. Анализ лидерского поведения сотрудников 49
2.5.1. Анкетный опрос действующих сотрудников 50
2.5.2. Полуструктурированное интервью с директором компании и начальниками трех участков 50
2.5.3. Полуструктурированное интервью с руководителями участков 51
2.5.4. Тестирование директора организации 52
2.5.5. Тестирование начальников участков 53
2.6. Результаты исследования 54
2.6.1. Результаты интервью с директором компании, 37 лет 54
2.6.2. Результаты интервью с руководителем первого участка – Клявлиным Максимом Николаевичем, 30 лет 59
2.6.3. Результаты интервью с руководителем второго участка – Нурулиным Рустамом Александровичем, 63 года 63
2.6.4. Результаты интервью с руководителем третьего участка – Арзамасовым Владимиром Леонидовичем, 55 лет 68
Общие результаты полуструктурированных интервью 71
2.6.5. Результаты тестирований директора 72
2.6.6. Результаты опросника вовлеченности работников 93
2.6.7. Выводы из всех этапов исследования 97
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КОМПАНИИ ООО «БРАУС» 101
3.1. Государственная политика оздоровления слабо развитых территориальных образований 101
3.2. Конкурс «Лидеры России» 105
3.3. Программа обучения «Лидеры производительности» 107
3.4. Индивидуальное наставничество 109
3.5. Выводы о рекомендациях 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 122
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 131
В современных предприятиях основой всей работы является вовлеченность персонала, так как от нее зависит производительность труда. Существует множество подтвержденных исследований о том, что вовлеченность сотрудников дает компаниям конкурентные преимущества, поэтому она выступает ключевым механизмом, объясняющим отношения между различными индивидуальными характеристиками и организационными факторами и производительностью труда. Хотя вовлеченность сотрудников в работу была одной из немногих наиболее распространенных организационных концепций за последние два десятилетия, доказательства того, как добиться вовлеченности рабочей силы, неясны, но ясно то, что исследуя роль лидерских навыков руководителя в развитии вовлеченности в работу через относительную важность глубоких эмоциональных трудовых навыков, инициативного климата и ориентации на цели обучения в качестве промежуточных механизмов поможет добиться крупным и малым компаниям стремительного успеха.
Считается, что одним из важнейших факторов успешного развития организации является работа и влияние руководителя, так как его поведенческие навыки и личные лидерские качества способствуют грамотному подходу к развитию и мотивации персонала, чтобы вовлеченность и эффективность находилась в постоянном росте.
Опираясь на известные работы, можно отметить, что далеко не все руководители способны грамотно применять и внедрять эффективные методы лидерского поведения в зависимости от ситуаций. Следовательно, любой команде, нацеленной на успех и высокие результаты производительности, необходим лидер, от которого будет зависеть все, начиная от взаимоотношений друг с другом и заканчивая финансовыми показателями и качеством работы персонала.
Поэтому, для того чтобы сотрудники оставались в организации долго, ценили ее и своего лидера, который является лицом, руководитель должен уметь внедрять в свое поведение грамотный стиль лидерства, понимать, какие лидерские навыки ему нужно внедрять в управление, а также определять те, которые он должен развивать и сохранять. Существует множество исследований о том, что не все руководители являются лидерами с рождения, и их лидерские черты изменить практически очень сложно. Поэтому, многие руководители стремятся к тому, чтобы изменить в правильном направлении свои поведенческие навыки и повысить лидерские компетенции. Стоит отметить, что показатель уровня лидерства заключается не только в способностях руководить и направлять команду, он также строится на умении руководителя найти индивидуальный подход в случае необходимости, разработать успешную систему мотивации и карьерного роста, оказывать положительное влияние на организационный климат в целом.
Немногие компании высоко оценивают значимость грамотного лидерского подхода к управлению сотрудниками, не отмечая то, что это отрицательно сказывается на эффективности, отсутствии мотивации и вовлеченности персонала, так как ввиду непонимания и нехватки опыта не обладают возможностями для создания условий, которые смогут повысить данные факторы. Следовательно, развитие лидерских навыков любого руководителя, отвечающего за успешную команду, связано с изменением природы организаций. Движение от бюрократических организаций к постмодернистским предполагает иной взгляд на рабочую среду – она теряет свою определенность и обретает свойства постоянно меняющегося потока. Поэтому, лидерские способности, по всей вероятности, выступают ключевым аспектом в разрешении сложных и неопределенных ситуаций, в которых оказываются современные организации, где чаще всего выступает низкая вовлеченность сотрудников или же недостаточная мотивация.
В связи с этим, недостаточно компетентным в области повышения своих лидерских компетенций, руководителям необходима поддержка и помощь извне, что в данном случае является разработкой рекомендаций. В результате, благодаря выработке предложений по развитию лидерского поведения, повышению уровня знаний в области лидерства в целом, любой руководитель, не обладающий достаточными возможностями для развития в данной области, сможет развить свою компетентность, и впоследствии эффективность и производительность, посредством повышения уровня вовлеченности подчиненных.
Руководство компании ООО «Браус» является заказчиком данного консалтингового проекта, так как столкнулось с проблемами в области вовлеченности сотрудников и понимании собственного лидерского поведения руководителями. Необходимость устранить эти проблемы возникла из-за того, что они негативно отражались на работе компании и её результативности.
Прежде всего, руководители отметили низкий уровень мотивации и заинтересованности своих сотрудников. Это привело к неэффективной работе коллектива и падению продуктивности бизнеса. Кроме того, руководители самой компании имели определенные сложности со своим лидерским поведением, поэтому им требуется помощь для разработки стратегии по изменению этой ситуации.
Данный проект необходим для того, чтобы помочь компании выявить корни существующих проблем и предложить эффективные методы по исправлениям текущей обстановки, создать благоприятную атмосферу для всех членов коллектива, увеличить продуктивность и повысить качество работы компании.
Целью данного консалтингового проекта является разработка рекомендаций по развитию лидерских компетенций руководителей на примере компании ООО «Браус».
Чтобы достигнуть в работе данной цели, необходимо решить следующие задачи:
o проанализировать теоретические вопросы лидерства, стилей лидерского поведения и вовлеченности персонала
o сформировать методологию исследования
o проанализировать лидерские компетенции руководителей посредством анкетных опросников и полуструктурированных интервью и вовлеченность сотрудников посредством анкетных опросников
o оценить влияние методов лидерского поведения руководителей на вовлеченность сотрудников посредством сопоставления результатов исследований лидерских компетенций и вовлеченности
o изучить методы развития лидерских компетенций, повышающих уровень вовлеченности, руководителей крупного и малого бизнеса
Объектом исследования является компания ООО «Браус», где предмет исследования – лидерское поведение руководителей в компании ООО «Браус» как фактор повышения вовлеченности персонала.
Эмпирическую базу исследования составили первичные данные, собранные путем полуструктурированного интервью директора, трех руководителей отделов и анкетных опросов подчиненных.
Теоретико-методологическую базу данного исследования составили статьи, различные исследования и работы зарубежных и российских специалистов в сфере психологических наук и HR со схожей управленческой проблемой.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по развитию лидерских компетенций для руководителей исследуемой компании, что окажется применимо на практике и поспособствует повышению показателей вовлеченности и уровня мотивации персонала.
Структура работы отвечает задачам выпускной квалификационной работы и поставленной цели, а также состоит из отдельно обозначенных частей, а именно введения, первой, второй и третьей глав, приложения и списка использованной литературы. В первой главе проведен теоретический анализ понятий лидерства, лидерского поведения, вовлеченности персонала и их взаимосвязи. Вторая глава включает в себя исследование лидерского поведения руководителей и вовлеченности персонала, анализ и выявление существующих проблем по его результатам посредством количественных и качественных методов исследования. Третья глава заключается в разработке рекомендаций по развитию лидерских компетенций, способных повысить вовлеченность, для исследуемых лидеров компании.
В первой главе была изучена литература о лидерстве в целом, лидерском поведении и его стилях. Были исследованы стили лидерства наиболее известных авторов, а именно Гоулмана и Левина, которые внесли серьезный вклад в теорию лидерства и внесли ясность в эффективность и негативные стороны лидерского поведения. Также было изучено понятие вовлеченности посредством чтения работ таких авторов, как Кан, Эшфорт и Борман, которые описывали факторы, влияющие на нее в крупных и небольших организациях. Не менее важным в первой части было описание влияния поведения лидеров компании на вовлеченность подчинённых, так как это являлось основополагающей теорией для следующего этапа исследования.
Во второй главе подробно исследована лесозаготовительная отрасль, ведущие крупные компании, а также особенности жителей сельской местности, так как их моральные принципы и менталитет необходимо учитывать для исследования вовлеченности и понимания того, как лидерское поведение их руководителей влияет отрицательно. Следующим этапом было непосредственно само исследование, для которого была разработана модель с методологией, куда входили полуструктурированные интервью, опросники о вовлеченности и исследовании лидерских компетенций директора и руководителей лесных участков. В итоге, это дало понимание ситуации с вовлеченностью и навыками лидеров в компании ООО «Браус», а именно то, что сотрудники вовлечены достаточно слабо, а их руководители не ведут себя с ними должным образом, для повышения эффективности работы.
В третьей главе были разработаны рекомендации для лидеров организации ООО «Браус», результат внедрения которых должен быть направлен на развитие лидерских компетенций директора – Терентьева Андрея Юрьевича и руководителей участков – Клявлина Максима Николаевича, Нурулина Рустама Александровича и Арзамасова Владимира Леонидовича. Рекомендации были основаны на основе опросников и тестирований, выбранных в методологии второй главы, которые определили способ руководства каждого. Из этого были сделаны выводы, что всем руководителям необходимы индивидуальные наставничества, государственные программы развития регионов и лидеров, а также конкурсы, которые позволят профессионально и личности вырасти каждому.
1. Лидерство : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Селезнева. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 429 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. [Электронный ресурс] – URL: https://urss.ru/PDF/add_ru/194412-1.pdf (дата обращения 01.10.2022)
2. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Изд-во Поморского междунар. педагог, университета им. М. В.Ломоносова, 1990 (дата обращения 12.11.2022)
3. Социология: словарь по обществознанию / Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов, Л. Б. Логунова и др. ; под ред. Ю. Ю. Петрунина. 3-е изд. М. : КДУ, 2006. (дата обращения 11.11.2022)
4. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2004 (дата обращения 12.11.2022)
5. Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. 3-е изд. М. : Академический проект, 2005. (дата обращения 12.11.2022)
6. Глоссарий по кн.: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. (дата обращения 12.11.2022)
7. Глоссарий по кн.: Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. (дата обращения 12.11.2022)
8. Большая советская энциклопедия : в 30 т. М. : Советская энциклопедия, [Электронный ресурс] – URL: http://slovari.yandex.ru; Аллаярова Ж. С. Концептуализация природы лидерства: социокультурный аспект: автореф. дис.канд. филос. наук. Томск, 2011. (дата обращения 27.01.2023)
9. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера. Oxford, Penguin Non-Classic, 2002. (дата обращения 12.11.2022)
10. Chen, J.-X., Sharma, P., Zhan, W., & Liu, L. (2019). [Электронный ресурс] – DOI:10.1108/978-1-80043-380-920201014 Demystifying the impact of CEO transformational leadership on firm performance: Interactive roles of exploratory innovation and environmental uncertainty. Journal of Business Research, 96, 85–96. (дата обращения 06.02.2023)
11. Chang, T.-Z., Chen, S.-J., & Chiou, J.-S. (2015). [Электронный ресурс] – DOI:10.1108/978-1-80043-380-920201014 Management leadership behavior and mar- ket orientation: The relationship and their effects on organization effectiveness and business performance. In H. Spotts (Ed.), Marketing, technology and customer com- mitment in the new economy (pp. 276–281). Basel: Springer. (дата обращения 06.02.2023)
12. Многоликое лидерство // Вестник McKinsey [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.vestnikmckinsey.ru/organizational-models-and-management-systems/mnogolikoe-liderstvo (дата обращения: 10.12.2022).
13. Дэниэл Гоулман Шесть стилей лидерского поведения // Harvard Business Review . - 2000. - №1. - С. 123-320. (дата обращения 25.02.2023)
14. Мэннинг, Р. (2004). [Электронный ресурс] – Сравнительный анализ лидерских качеств: военных, корпоративных и образовательная как основа для диагностической принципиальной оценки. Кандидат наук. Диссертация, Университет Дрекселя, Филадельфия, Пенсильвания, США. (дата обращения 10.03.2023)
15. Притцкер, М. (2002). Взаимосвязь между диспозиционными атрибутами генерального директора, преобразование циальное лидерское поведение и эффективность работы.Dissertation Abstracts International: Раздел B: Науки и инженерия,62(12-B), 6008. (дата обращения 12.03.2023)
16. Hansen, A., Byrne, Z. and Kiersch, C. (2014), [Электронный ресурс] – “How interpersonal leadership relates to employee engagement”, Journal of Managerial Psychology, Vol. 29 No. 8, pp. 953-972. (дата обращения 10.03.2023)
17. Maslach, C., & Leiter, M. P. 1997. [Электронный ресурс] – Emerald Publishing Limited URL:https://www.researchgate.net/publication/258130125_Job_engagement_Antecedents_and_effects_on_job_performance // The truth about burn- out. San Francisco: Jossey-Bass. Academy of Management Journal 2010, Vol. 53, No. 3, 617–635. (дата обращения 09.03.2023)
18. Кан, В. А. Психологические условия личности вовлеченность и отстраненность в работе. [Электронный ресурс] – Emerald Publishing Limited 2051-6614 DOI 10.1108/JOEPP-07-2020-0130 // Журнал Академии управления: 1990. - №33. - С. 692-724. (дата обращения 10.03.2023)
19. Kanfer, R. 1990. Motivation theory and industrial and organizational psychology. In M. D. Dunnette & L. M. Hough (Eds.) Handbook of industrial and organi- zational psychology: 75–170. Palo Alto, CA: Con- sulting Psychologists Press. (дата обращения 11.10.2023)
20. Факторы вовлеченности персонала // business result group [Электронный ресурс] – URL: https://groupbr.ru/blog/faktory_vovlechennosti_personala/ (дата обращения: 10.03.2023).
21. Borman, W. C., & Motowidlo, S. J. 1993. [Электронный ресурс] – URL: https://groupbr.ru/blog/faktory_vovlechennosti_personala/ Expanding the criterion domain to include elements of contextual performance. In N. Schmitt & W. C. Borman (Eds.), Personnel selection in organizations: 71–98. San Francisco: Jossey-Bass. (дата обращения: 10.03.2023)
22. Ashforth, B. E., & Humphrey, R. H. 1995.[Электронный ресурс] – https://www.researchgate.net/publication/258130125_Job_engagement_Antecedents_and_effects_on_job_performance// Emotion in the workplace: A reappraisal. Human Relations, 48: 97– 125. (дата обращения: 10.03.2023)
Goffman, E. 1961. Encounters: Two studies in the sociology of interaction. Indianapolis: Bobbs-Merrill. (дата обращения: 10.03.2023)
23. Katz, D., & Kahn, R. L. 1978. The social psychology of organizations. New York: Wiley.[Электронный ресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication/258130125_Job_engagement_Antecedents_and_effects_on_job_performance// (дата обращения: 10.03.2023)
24. Brown, S. P., & Leigh, T. W. 1996. A new look at psycho- logical climate and its relationship to job involve- ment, effort, and performance. Journal of Applied Psychology, 81: 358–368. [Электронный ресурс] – https://www.researchgate.net/publication/258130125_Job_engagement_Antecedents_and_effects_on_job_performance// (дата обращения: 10.03.2023)
25. Bakker, A.B. and Demerouti, E. (2007), “The job demands‐resources model: state of the art”, Journal of Managerial Psychology, Vol. 22 No. 3, pp. 309‐28. [Электронный ресурс] – URL: https://www.researchgate.net/publication/258130125_Job_engagement_Antecedents_and_effects_on_job_performance//(дата обращения: 10.03.2023)
26. Организация ООО "Браус" // [Электронный ресурс] List-Org URL: https://www.list-org.com/company/6393868 (дата обращения: 10.04.2023).
27. О компании "Браус Лес" //[Электронный ресурс] – Brausles URL: http://brausles.ru/about (дата обращения: 5.04.2023).
28. Особенности социального положения сельской молодежи в регионе аграрной специализации (на примере Алтайского края) [Электронный ресурс] – // TheNewsOfASU URL: http://izvestia.asu.ru/2011/2-2/soci/TheNewsOfASU-2011-2-2-soci-01.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
29. Тощенко Ж.Т., Великий Т1.П. (2018) Основные смыслы жизненного мира сельских жителей России // [Электронный ресурс] – / Мир России. Т. 27. N 1. С. 7-33. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-1-7-33 (дата обращения 10.04.2023)
30. Жизненный мир россиян: 25. лет. спустя. (конец. 1980-х. —. середина. 2010-х. гг ) [Электронный ресурс] – Монография/ Коллектив авторов URL: https://www.rsuh.ru/upload/main/sf/publikatsii/Жизненный%20мир%20моно%202016_001_368.pdf — ЦСП. и. М,. 2015 — 367 c. (дата обращения 15.04.2023)
31. Вестник аграрной науки, 4(85), [Электронный ресурс] – Август 2020 DOl: 10.
32. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 1991. No 1. C. 14-31.
33. Клюева Н. В. [Электронный ресурс] – Качественные методы исследования: учебно-методическое пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2016. 26 c. (дата обращения 20.04.2023)
34. С.О. Пожарский Исследование лидерского потенциала руководителей [Электронный ресурс] – // Вестник Красноярского государственного университета педагогического университета им. В.П. Астафьева . - 2015. - №3. - С. 207-210. (дата обращения 27.04.2023)
35. Servant Leadership Questionnaire // [Электронный ресурс] – people.uncw.edu URL: Servant Leadership Questionnaire Instructions: Select two people who know you in a leadersh (дата обращения: 5.04.2023)
36. Е.А. Абрамова Региональная политика развития социально-экономических систем // Экономические науки. - 2014. - №2. - С. 29-34.[Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-politika-samorazvitiya-sotsialno-ekonomicheskih-sistem/viewer (дата обращения 10.05.2023)
37. Абрамова Е.А. Определение стратегических направлений социально-экономического саморазвития регионов РФ на основе метода типологии // [Электронный ресурс] – Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение.- 2014. - Nel. C.15-22. (дата обращения 07.05.2023)
38. Лидеры производительности // [Электронный ресурс] – LiderPro URL: https://liderypro.ru/program/ (дата обращения: 10.05.2023).
39. Psychology-Business [Электронный ресурс] – URL: https://psychology-business.ru/nastavnichestvo/ (дата обращения 20.05.2023)
40. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с. (дата обращения 19.05.2023)
41. Ashley M. Guidroz, Karen W. Luce and Daniel R. Denison // Emerald Group Publishing Limited, ISSN 0019-7858 j INDUSTRIAL AND COMMERCIAL TRAINING URL: DOI 10.1108/00197851011038141 (дата обращения: 9.05.2023).
42. James D. Hess and Arnold C. Bacigalupo The emotionally intelligent leader, the dynamics of knowledge-based organizations and the role of emotional intelligence in organizational development // Emerald Group Publishing Limited, ISSN 1074-8121. - 2010. - №3. - С. 222-229. (дата обращения 20.12.2022)
43. Muhammad Zia Aslam, Safiah Omar and Mohammad Nazri, asnun Anip Bustaman, Mohammed Mustafa Mohammed Yousif Interpersonal leadership and job engagement: testing the mediating role of deep acting, initiative climate and learning goal orientation // Emerald Publishing Limited 2051-6614. - 2022. - №1. - С. 130-148.(дата обращения 22.11.2022)
44. Bruce Louis Rich, Jeffrey A. Lepine Eean R. Crawford job engagement: antecedents and effects on job performance // academy of management journal. - 2010. - №3. - с. 617-635. (датаобращения30.12.2022)
45. Hawkins, J., & Dulewicz, V. (2009). Relationships between leadership style, the degree of change experienced, performance and follower commitment in policing. Journal of Change Management, 9(3), 251270.
46. Ogbonna, E., & Harris, L. C. (2000). Leadership style, organizational culture and performance: Empirical evidence from UK companies. International Journal of Human Resource Management, 11(4), 766788
47. Agile Business Leadership Methods for Industry 4.0, 233–257 Copyright 2020 by [Электронный ресурс] – Emerald Publishing Limited
All rights of reproduction in any form reserved doi:10.1108/978-1-80043-380-920201014 (дата обращения 14.04.2023)
48. Kotter, J. (1996), Leading Change, Harvard Business School Press, Boston, MA.(дата обращения 11.11.2022)
49. Schein, E.H. (1992), Organizational Culture and Leadership, Jossey-Bass, San Francisco, CA.(дата обращения 11.11.2022)