Оглавление
Введение 4
Глава 1. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства 8
1.1.Сущность малого и среднего предпринимательства и его развитие в России 8
1.2. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России 13
1.3. Система налогообложения бизнеса в России: общая характеристика 18
1.4. Налогообложение и налоговые меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России 21
1.5. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в международной практике 30
Глава 2. Налоговая поддержка малого и среднего предпринимательства
в Санкт-Петербурге 34
2.1. Региональные особенности развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге 34
2.2. Налоговые льготы и режимы для малого и среднего предпринимательства
в Санкт-Петербурге 36
2.3. Оценка налоговой среды для малого и среднего предпринимательства
в Санкт-Петербурге 47
2.4. Результаты анализа налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства и рекомендации по их совершенствованию 52
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложения 66
Приложение 1. Типы налоговой политики 66
Приложение 2. Налоговые поступления по единому налогу на вмененный доход 66
Приложение 3. Руководство. Интервью с потенциальными предпринимателями 68
Приложение 4. Анкета для опроса и результаты опроса предпринимателей 69
Приложение 5. Руководство. Интервью с экспертом 79
Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике России: субъекты МСП создают рабочие места, способствуют развитию региональной экономики, повышают конкурентоспособность рынка, формируют инновационные технологии и продукты, а также увеличивают доходы населения. Поддержка и развитие предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики России .
Один из ключевых факторов благоприятного предпринимательского климата — государственная политика в области налогообложения , в частности приемлемый уровень налогового бремени .В рейтинге благоприятности деловой среды «Doing Business - 2020» на конец 2020 года Россия занимала 58-е место среди 190 проанализированных стран по индикатору «Налогообложение», который определяет степень благоприятности условий для бизнеса в области налогообложения .Согласно динамике рейтинга, в последние годы в России наблюдается тренд в сторону увеличения налогового бремени для предпринимателей . Это отмечено и другими международными экспертами при определении позиций России, например в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Об этом также свидетельствуют российские исследования, в которых указывается высокий уровень налогового бремени для субъектов МСП. Отмечается, что одна из главных проблем малого и среднего бизнеса — «Недостатки налоговой системы, сложность налоговой и бухгалтерской отчетности» .В качестве смягчения налогового бремени выступают налоговые меры поддержки .В данной работе рассматриваются налоговые меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России на примере Санкт-Петербурга.
Налоговые меры направлены на поддержку МСП, однако эксперты отмечают, что они не являются достаточными для того, чтобы облегчить налоговое бремя субъектов малого и среднего бизнеса и удержать их от прекращения деятельности . По данным национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства», к негативным факторам, ведущим к закрытию компании, относится бремя налогообложения .
В других исследованиях по данной тематике также отмечается, что текущие налоговые меры поддержки недостаточны для развития предпринимательства в России . Проблемой исследования ставится несовершенство налоговых мер поддержки МСП.
Работа носит исследовательский характер, ее цель —предложить рекомендации по совершенствованию налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Объектом исследования является развитие и поддержка МСП в России. Предмет исследования – налоговые меры поддержки МСП в России.
Задачи исследования:
1) оценить уровень развития малого и среднего предпринимательства в России;
2) изучить меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России и зарубежных странах;
3) рассмотреть особенности налогообложения и выявить несовершенства налоговых мер поддержки МСП в России;
4)проанализировать налоговые меры поддержки малого и среднего предпринимательства
в Санкт-Петербурге;
5)оценить налоговую среду для предпринимателей в Санкт-Петербурге;
6) предложить рекомендации по совершенствованию налоговых мер поддержки МСП.
Методология исследования включает труды российских и зарубежных ученых по теории налогообложения и налоговой политики (С. В.Беспалова, И. П. Довбий, А.З. Дадашев, Е. В.Чипуренко,F.Celikay, J.Wanniski), теории социальной справедливости (Е. В.Шкребела, М. С.Грачев), теории инноваций (А. И.Катаев,C.Edquist).
В работе использовались следующие источники информации: законодательные акты Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, официальные статистические данные и отчеты Министерства финансов РФ, материалы ФНС России; информация налоговой статистики и материалы официальных сайтов органов государственной власти РФ. В качестве первичных источников информации выступают результаты интервью и опроса предпринимателей, а также интервью с экспертом.
В работе используются методы системного, логического и сравнительного анализа, методы классификации, статистические методы и корреляционный анализ.
Работа представлена двумя главами.
В первой главе рассматриваются развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России. Оценен уровень развития МСП на основе статистических данных и изучены меры поддержки малого и среднего предпринимательства. Отдельно проанализированы особенности налогообложения и выявлены несовершенства налоговых мер поддержки МСП. Кроме того, в первой главе уделено внимание зарубежному опыту поддержки малого и среднего предпринимательства.
Во второй главе рассматриваются особенности развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Основное внимание уделено налоговым мерам поддержки: изучены специальные налоговые режимы и региональные налоговые льготы в Санкт-Петербурге. В рамках изучения специальных налоговых режимов на основе статистических данных по Санкт-Петербургу представлены:
анализ привлекательности действующих специальных налоговых режимов;
анализ налоговых поступлений от специальных режимов налогообложения в бюджет Санкт-Петербурга;
анализ обоснованности отмены одного из специальных налоговых режимов –единого налога на вмененный доход.
Кроме того, во второй главе проведена оценка налоговой среды для предпринимателей методом интервью и опроса предпринимателей, а также интервью с экспертом. Два полуструктурированных интервью в очном формате были взяты у потенциальных предпринимателей. Опрос предпринимателей проводился методом «снежного кома», а также в социальных сетях на тематических страницах, посвященных предпринимательской деятельности. В рамках оценки налоговой среды также был привлечен эксперт — представитель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Ему были направлены вопросы по электронной почте, касающиеся налогообложения и налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование налоговых мер поддержки МСП в России. В ходе работы были проанализированы правовые основы поддержки МСП на базе Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Также было рассмотрено развитие МСП на основе статистических данных. Изучены меры поддержки МСП в России и определены критерии совершенствования мер поддержки на основе научной литературы и предшествующих исследований.
Были рассмотрены особенности налогообложения и выявлены несовершенства налоговых мер поддержки МСП. Также был проведен сравнительный анализ специальных налоговых режимов на основе открытых данных ФНС России и выявлены несовершенства налоговых мер поддержки. Кроме того, была изучена практика налоговых мер поддержки МСП в зарубежных странах.
Вторая часть работы посвящена налоговой поддержке малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на основе анализа субъективной и объективной информации. Для сбора субъективной информации были использованы опросы и интервью, проведенные с предпринимателями и экспертом. Для получения объективной информации были использованы статистические данные ФНС России.
Интервью с потенциальными предпринимателями и экспертом позволили выявить несовершенства налоговых мер поддержки в сфере МСП, препятствующие развитию бизнеса в Санкт-Петербурге. Также был проведен опрос предпринимателей в целях оценки налоговой среды для предпринимателей в Санкт-Петербурге. Кроме того, были проанализированы специальные налоговые режимы в Санкт-Петербурге на основе статистических данных ФНС России, а также рассмотрены региональные налоговые льготы для МСП в Санкт-Петербурге.
По результатам исследования было выявлено, что налоговые меры поддержки не в полной мере имеют целевую направленность для всех категорий МСП, налоговая поддержка в большей степени ориентирована на индивидуальных предпринимателей. Также для предпринимателей осложнен доступ к налоговым мерам поддержки, наблюдается низкая степень информированности предпринимателей о налоговых льготах. Анализ налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в бюджет Санкт-Петербурга позволил выявить отсутствие поступлений от сектора МСП в местные бюджеты, что обуславливает отсутствие интереса местных органов власти в развитии малого и среднего предпринимательства.
Результаты исследования на примере Санкт-Петербурга отражают основные характеристики налоговых мер поддержки, присущие и другим регионам России, поэтому данные результаты позволили разработать рекомендации по совершенствованию налоговых мер поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Среди основных рекомендаций: повышение адресности и целевой направленности специальных налоговых режимов и региональных налоговых льгот, стабилизация налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях, создание единого налогового информационного центра для предпринимателей на базе данных ФНС России, частичная передача налоговых поступлений от специальных налоговых режимов в местные бюджеты.
Говоря об ограничениях данного исследования, важно отметить меняющееся законодательство в области налогообложения, что делает трудным анализ налоговых мер поддержки МСП. Статистические данные из открытых источников ФНС России, используемые в исследовании, имеют разный временной интервал, также отсутствуют данные за 2022 и 2023 гг., что обусловлено временным лагом – особенностью размещения данных налоговыми органами. Кроме того, важно отметить недостаток актуальных исследований по теме налоговых мер поддержки МСП.
В качестве направления будущих исследований по теме налоговых мер поддержки в России можно выделить анализ налоговых мер поддержки большего числа регионов, а также оценку эффективности налоговых мер поддержки.
1. Агеева О. 2020. Государство выиграло почти 80% дел о необоснованной налоговой выгоде. РБК. Экономика. 16 декабря 2020. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/12/2020/5fd33d389a79472295685f6d (дата обращения: 26.04.2023).
2. Антонова, М.П., Баринова, В.А., Громов, В.В., Земцов, С.П. и др. 2020. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 88 с.
3. Автоматизированная упрощенная система налогообложения. URL: https://ausn.nalog.gov.ru/ (дата обращения 22.03.2023).
4. Белоусов А. Л. 2020. Аудит мер поддержки малого и среднего предпринимательства. Russian Journal of Economics and Law. №1. С. 5-21.
5. БеспаловаС. В.,МотинаТ. Н. 2013. Проблемы оценки эффективности налоговой политики современной России. Север и рынок: формирование экономического порядка. № 3(34). С. 8-15.
6. Бондаренко И. В. 2017. Дефинициальная характеристика и классификация факторов предпринимательского климата региона. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. №4. С. 235-240.
7. Бушинская Т. В. 2022. Оценка достаточности условий для льготного налогообложения на региональном уровне. Современная экономика: проблемы и решения. №4. С. 21-32.
8. Вачугов И. В., Седаев П. В. 2016. Несовершенство законодательного регулирования специальных налоговых режимов как одна из ключевых проблем поддержки малого бизнеса в России.Налоги и налогообложение. № 11. С. 857-867.
9. Ведерина Е. В Госдуме предложили продлить действие ЕНВД до 2025 года. Экономика. Ведомости. 28 августа 2020 г. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/08/27/838024-gosdume-predlozhili (дата обращения: 20.05.2023).
10. Верховская О. Р., Богатырева К. А., Дорохина М. В., Ласковая А. К., Шмелева Э. В. 2022. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2021/2022». ВШМ СПбГУ. URL: https://gsom.spbu.ru/images/1/1/otchet_2022_final_1.pdf (дата обращения 09.12.2022).
11. Вылкова Е. С., Покровская Н.В. 2021. Теоретические подходы к интерпретации налоговой нагрузки, налогового бремени и тяжести налогообложения. Известия СПбГЭУ. №4 (130). С. 45-51.
12. Гамидуллаев Р. Б. 2012. Разработка методики оценки эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в РФ. Государственное управление: электронный вестник. № 32. С. 1-17.
13. Грачев М. С. 2012. Эффективность и справедливость налогообложения в экономической теории и современной практике в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. №3. С 134-145.
14. Дадашев А. З. 2013. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник. М.: Вузовский учебник, Инфра-М. 240 с.
15. Довбий И. П., Дохкильгова Д. М., Довбий Н. С. 2017. Налоговые льготы для регионального предпринимательства: необходимость, достаточность, эффективность. Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. №4 (41). С. 94-106.
16. Данные по формам статистической налоговой отчётности. ФНС. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 24.01.2023).
17. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Реестр системных проблем российского бизнеса. 2022. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2022/3-22.pdf (дата обращения 12.03.2023).
18. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте. ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59206 (дата обращения: 12.03.2023).
19. Зарицкий Б.Е. 2020. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в Германии. Вестник МГИМО. №6 (75). С. 133-152.
20. Исследование Сбера: что происходит с малым бизнесом в новой реальности. 2023. СберБизнес. URL: https://sberbusiness.live/publications/issledovanie-sbera-chto-proiskhodit-s-malym-biznesom-v-novoi-realnosti (дата обращения: 20.04.2023).
21. Катаев А. И. 2011. Налоговые стимулы как фактор формирования инновационной экономики. Москва: НИУ ВШЭ.
22. Киреенко А. П. 2015. Методы исследования налогообложения в современной зарубежной литературе. Journal ofTaxReform. Т. 1. № 2-3. С. 209-234.
23. Красавин Е. М.2012. Ресурсно-мотивационный портрет и типология потенциальных предпринимателей. Вестник экономики, права и социологии. №3. С. 41-43.
24. Козырев А. В. 2021. Меры по поддержке малого бизнеса в кризисных условиях: международный опыт и российская практика. Экономика, предпринимательство и право. Т. 11. № 2. С. 267-284.
25. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС. URL:https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=10.01.2023&level=0&fo=2&ssrf=78&t=1675350506110&t=1675350506110 (дата обращения 24.01.2023).
26. Корпорация МСП. URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения 09.12.2022).
27. Кречетов Р. И. 2015. Государственные меры поддержки МСП в России и за рубежом. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ.
28. Лисицына М. Росстат улучшил оценку роста ВВП в 2018 и 2019 годах. РБК. Экономика. 31 декабря 2020. URL:https://www.rbc.ru/economics/31/12/2020/5fed0ae29a79475fe4d34f88 (дата обращения: 14.05.2023).
29. Малый и средний бизнес как фактор экономического роста России. 2019. Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара.URL: https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/ppaper/ppaper-2019-330.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
30. Меры поддержки в Санкт-Петербурге. Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. URL:http://navigator.cedipt.gov.spb.ru/index-n.php (дата обращения: 14.05.2023).
31. Налоговое бремя. Краткое законодательное и доктринальное толкование. Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г. URL: https://base.garant.ru/57488475/ (дата обращения 09.12.2022).
32. Налоговые каникулы. Центр развития и поддержки предпринимательства. Санкт-Петербург. https://crpp.ru/info/nalogovyie_kanikulyi (дата обращения: 16.05.2023).
33. Начался эксперимент по введению специального налогового режима для самозанятых. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/8254964/ (дата обращения 24.01.2023).
34. Никифоров А.А., Никифорова В.Д. 2022. Оценка эффективности налоговой политики России для целей экономического развития. НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. №1. С. 105-111.
35. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением гл. 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018).
36. Опрос предпринимателей. Мой бизнес. Санкт-Петербург. URL: https://fond-msp.ru/opros-predprinimateley (дата обращения: 25.02.2023).
37. Опрос по предпринимательству: что мешает начать и развивать бизнес. 2020. URL: https://www.mba.su/articles/opros_po_predprinimatelstvu_chto_meshaet_nachat_i_razvivat_biznes/ (дата обращения: 25.02.2023).
38. Отмена ЕНВД с 1 января 2021 года: Какую систему налогообложения выбрать для своего бизнеса? ФНС России. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn52/news/tax_doc_news/10123667/ (дата обращения: 15.11.2022).
39. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам 2020 года. 2021. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn78/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 24.01.2023).
40. Полное сравнение налоговых режимов. ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ip/ip_pay_taxes/compare/compare_full/ (дата обращения: 05.04.2023).
41. Пинская М., Цаган-Манджиева К., Попов А., Стешенко Ю. 2020. Обзор налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса в регионах России в период пандемии. Центр налоговой политики, НИФИ Минфина России. URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/COVID-19/taxview.pdf(дата обращения: 05.02.2023).
42. Региональные меры. Центр развития и поддержки предпринимательства. Санкт-Петербург. URL: https://www.crpp.ru/allsupport/12.html (дата обращения: 16.05.2023).
43. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 12.03.2023).
44. Рейтинг регионов по вовлеченности населения в малый бизнес. 2021. РИА-рейтинг. URL: https://riarating.ru/infografika/20210412/630198880.html (дата обращения: 26.04.2023).
45. Романовский М. В., Врублевская О. В. 2007. Налоги и налогообложение. 6-ое издание СПб.: Питер.
46. Российская Федерация в рейтинге Всемирного банка DoingBusiness. 2018. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/fe69a26806f911ab266ba72de2a1b51e/Doing_Business_2019.pdf (дата обращения 30.11.2022).
47. Смородина Е. А., Масленникова М. А. 2018. Проблемы применения специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства. В сб.: Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 449-454.
48. Специальный доклад президенту РФ. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. 2021. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения 12.03.2023).
49. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». ФНС России. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения 12.03.2023).
50. Упрощённая система налогообложения. ФНС России. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/yul/organization_pays_taxes/simplified_system/ (дата обращения: 06.03.2023).
51. ФНС России. Официальный сайт. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 06.03.2023).
52. Хайруллина Д. 2017. Факторы, определяющие развитие малого бизнеса. Управление экономическими системами. №3 (97). С. 4.
53. Хиль Т. А. «Предпринимательская среда» в правовом и научном контексте. Финансы: теория и практика. 2015. №6 (90). С. 185-192.
54. Чипуренко Е. В. 2011. Налоговая среда и цели налогового планирования. Международный бухгалтерский учет. № 13(163). С. 47-54.
55. Швец А. В. 2022. Особенности нормативно-правового обеспечения прав и обязанностей субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения. Очерки новейшей камералистики№ 2. С. 16-18. URL: https://drive.google.com/file/d/1Q-Za7A-cCkoVHLdlMECbOBGoFOG-iiyv/view(дата обращения: 25.04.2023).
56. Шкребела Е. В. 2008. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения. М.: Институт экономики переходного периода. URL: https://www.iep.ru/files/text/Gaidar_IEP_monographs/malbiznes.pdf(дата обращения: 25.02.2023).
57. ЩегловВ. Ю. 2019. Анализ влияния налогообложения на деятельность хозяйствующих субъектов. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. № 4 (32). C. 40–49.
58. Эффективность механизмов государственной поддержки. Экспресс-опрос компаний-членов РСПП. 2013. URL: https://rspp.ru/activity/analytics/effektivnost-mekhanizmov-gosudarstvennoy-podderzhki/ (дата обращения: 25.02.2023).
59. Abdellatif M. M., Tran-Nam B., Ramdani B. 2021. The simplified tax regime for micro and small enterprises in Egypt: An analysis of the theoretical and implementation issues. Journal of the Australasian Tax Teachers Association Vol. 16, No. 1, p. 38-63.
60. Carlos A. Magarinos. 2015. Financial Reform & SMEs Development in China: Unleash growth potential through Innovation and Entrepreneurship. Chongyang Institute for Financial Studies. RDCY. URL: https://carlosmagarinos.com/wp-content/uploads/2018/11/Financial-Reform-SMEs-Development-in-China.pdf (дата обращения: 22.04.2023).
61. Celikay F. Dimensions of tax burden: A review on OECD countries. 2020. Journal of Economics, Finance and Administrative Science. 25 (49), pp. 27–43.
62. Chen D., Lee F.,Mintz J. 2002. Taxation, SMEs and Entrepreneurship. OECD Science, Technology and Industry Working Papers. 2002/09, OECD Publishing, Paris.
63. Easing the Burden: The German SME Strategy. 2019. Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/EN/Publikationen/Mittelstand/german-sme-strategy.pdf?__blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 31.03.2023).
64. Economy Profile of Russian Federation. Doing Business – 2020. World Bank. 2020. Washington, DC: World Bank. URL: https://archive.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/country/r/russia/RUS.pdf (дата обращения 30.11.2022).
65. Enhancing the Contributions of SMEs in a Global and Digitalised Economy. 2017. OECD Paris. URL: https://www.oecd.org/industry/C-MIN-2017-8-EN.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
66. Entrepreneurship and small and medium-sized enterprises (SMEs). URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/smes_en (дата обращения: 22.03.2023)
67. Edquist C. 2005. Innovation policy: A systemic approach. In: Innovation and Growth: From R&D Strategies of Innovating Firms to Economic Policy. Warsaw: CASE, pp. 27-54.
68. GEM (Global Entrepreneurship Monitor) 2022. Global Entrepreneurship Monitor 2021/2022. Global Report: Opportunity Amid Disruption. London: GEM. URL: https://www.gemconsortium.org/reports/latest-global-report (дата обращения 09.12.2022).
69. Guidance for Action: Supporting MSMEs’ Recovery from the COVID-19 Pandemic. 2022. UNCTAD. URL: https://unctad.org/system/files/information-document/ccpb_Draft_Guidance_Document_en.pdf (дата обращения: 07.03.2023).
70. McKinsey & Company.Beyond Financials: Helping Small and Medium-Size Enterprises Thrive. URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/beyond-financials-helping-small-and-medium-size-enterprises-thrive (дата обращения: 07.03.2023).
71. Marchese M. 2021. Preferential Tax Regimes for MSMEs: Operational Aspects, Impact Evidence and Policy Implications. ILO Working Paper 33. Geneva: ILO. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_emp/---emp_ent/---ifp_seed/documents/publication/wcms_803925.pdf
72. R&D TaxIncentives: France. OECD. 2021. URL: https://www.oecd.org/sti/rd-tax-stats-france.pdf (дата обращения: 31.03.2023).
73. TaxIncentives. Impots.gouv.fr. URL: https://www.impots.gouv.fr/international-professionnel/tax-incentives (дата обращения: 31.03.2023).
74. Small Business Administration (SBA). CFI. URL: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/commercial-lending/small-business-administration-sba/ (дата обращения: 12.03.2023).
75. SME Policy Index, The Mediterranean Middle East and North Africa 2018. Chapter 7. Egypt. OECD. 2018. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/9789264304161-11-en/index.html?itemId=/content/component/9789264304161-11-en (дата обращения: 21.04.2023).
76. The Global Competitiveness Report 2019. World Economic Forum. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения 09.12.2022).
77. Wanniski J. 1978. Taxes, revenues, and the «Laffer Curve». ThePublicInterest. Vol. 50, 3–16.