ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Международно-правовые основы регулирования статуса трудящихся мигрантов 8
1. Статус трудящихся мигрантов и причины их уязвимости 8
2. Регулирование статуса трудящихся мигрантов на универсальном уровне 15
3. Регулирование статуса трудящихся мигрантов на региональном уровне (на примере ЕАЭС) 28
Глава 2. Реализация прав трудящихся мигрантов в рамках деятельности международных механизмов защиты 32
1. Международные и региональные механизмы защиты прав трудящихся мигрантов 32
2. Инструменты мягкого права, направленные на трактование прав трудящихся мигрантов 40
Глава 3. Ответственность государств по защите прав трудящихся мигрантов 45
1. Международные права трудовых мигрантов 45
2. Применение права международной ответственности к нарушению обязательства государств по защите прав трудящихся мигрантов 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Актуальность темы исследования. В рамках своей юрисдикции государства обязуются защищать права человека вне зависимости от национальности. Однако, специфика защиты прав человека заключается в наличии групп, которые являются более уязвимыми в сравнении с общей массой на-селения. К таким лицам относятся и трудящиеся мигранты, защита прав которых требует особого внимания.
По последним оценкам Международной организации труда, в мире насчитывается около 169 миллионов трудящихся мигрантов . ООН признает, что трудящиеся мигранты имеют различные мотивы для переезда из одной страны в другую. Некоторые из них могут искать лучшие возможности трудоустройства, образования или экономических выгод, другие пытаются воссоединиться со своими семьями. Другие же могут быть вынуждены покинуть свои дома из-за конфликтов, терроризма или нарушений прав человека.
Независимо от причин миграции, все трудящиеся мигранты играют важнейшую роль в развитии и стабилизации производства в современном мире, где мобильность рабочей силы и перемещение людей через государственные границы в поисках достойной заработной платы являются ключевыми характеристиками глобальной экономической системы. Вопрос ценности трудящихся мигрантов и важности их защиты поднимается и на самом высоком уровне. Так, например, Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш отметил: «Мигранты являются полноправными членами общества, которые содействуют взаимопониманию и устойчивому развитию как в странах происхождения, так и в странах назначения. … Все мигранты имеют право на равную защиту всех своих прав человека. »
В соответствии с международным правом прав человека государства несут юридическое обязательство реагировать на потребности трудящихся мигрантов в защите, включая особую обязанность заботиться о мигрантах, находящихся в уязвимом положении. Осуществляя пограничный контроль, государства обязаны защищать основные права всех людей, находящихся под их юрисдикцией, независимо от их национальности и/или правового статуса.
На международном уровне уже существуют несколько институтов по защите прав человека, которые в своей деятельности также сталкиваются с правами трудовых мигрантов. К ним относятся Комитет ООН по правам человека, Международная Организация Труда, Специальный докладчик ООН по правам человека мигрантов, а также региональные институты, такие как, например, Межамериканская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и судебные органы ЕС.
Однако, несмотря на наличие сразу нескольких механизмов защиты, трудящиеся мигранты сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Некоторые из них включают страх и изоляцию, отсутствие льгот, опасные условия труда, культурные барьеры и проблемы с образованием. В статье для издания Lancet Мари Норрдам перечисляет и иные проблемы, с которыми сталкиваются трудящиеся мигранты. К ним относятся: современное рабство, нарушение контрактов, жестокое обращение и эксплуатация, а также небезопасные условия труда, которые часто бывают грязными, унизительными и опасными. Эти проблемы могут затруднить доступ трудящихся мигрантов к своим правам и защите.
Когда говорят о юридических проблемах, с которыми сталкиваются трудящиеся мигранты, явно выделяется отсутствие универсального механизма защиты их прав и интересов на международном уровне. В многочисленных ситуациях, когда мигранты все еще остаются дискриминируемой группой населения с точки зрения национальных законодательств, именно эффективные механизмы обеспечения соблюдения международных договоров по правам человека и трудовых стандартов могут эффективно решить сложившиеся правовое проблемы. Хотя существует ряд международных соглашений и конвенций, защищающих права мигрантов, многие страны не выполняют их эффективно. Это может привести к отсутствию ответственности за нарушения прав мигрантов, в результате чего трудящиеся остаются без эффективных средств правовой защиты, когда их права нарушаются.
Доктрина выделяет отсутствие эффективных механизмов защиты прав мигрантов и привлечение к международной ответственности за нарушение этих прав. Так, в специальном выпуске немецкого юридического журнала "Пограничное правосудие: Миграция и ответственность за нарушения прав человека" выдвигается предпосылка о том, что существует укоренившийся и повсеместный характер нарушений прав человека в контексте миграционного контроля и очевидное отсутствие ответственности за такие нарушения .
Таким образом, цель исследования состоит в изучении существующей международной правовой базы для защиты трудящихся мигрантов и механизмов их защиты. В частности, будут проанализированы различные между-народные конвенции и соглашения, а также будет рассмотрена эффективность этих правовых инструментов в защите прав трудящихся мигрантов и решении проблем, с которыми они сталкиваются.
Для достижения поставленной цели автор ставит перед собой ряд задач. Во-первых, установить основы регулирования статуса трудящихся мигрантов в международном праве как на универсальном, так и на региональном уровнях. Во-вторых, обозначить практику защиты прав трудящихся мигрантов. В-третьих, установить международную ответственность государств за нарушение прав трудящихся мигрантов. В заключении автор сформулирует предложение о том, как улучшить защиту прав и интересов трудящихся мигрантов в международном праве.
Теоретические основы исследования. Для того чтобы решить постав-ленные задачи автор предлагает обратиться к изучению правового дискурса. Теоретическую базу исследования составили работы таких отечественных учёных как Л. В. Андриченко, Л. Н. Васильева, Бекяшев Д. К., Иванов Д. В., И.В. Войтковская, А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова и др.
Наиболее выдающимися иностранными авторами, которые работали с данной тематикой, являются Мартин Рухс, Сьюзан Мартин и Элизабет Феррис, Лаура Томпсон.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с решением вопросов о защите прав трудовых мигрантов на международном уровне, как в общем при помощи принятия различных консультативных решений, так и применительно к частным случаям при об-ращении в один из международных судов для установления ответственности государств.
Предметом настоящего исследования являются 1) международно-правовой статус трудящихся мигрантов; 2) принципы критическая расовая теория; 3) универсальные инструменты защиты прав трудящихся мигрантов; 4) региональные институты защиты прав человека и прав трудящихся ми-грантов; 5) права человека, применимые к деятельности трудящихся мигрантов; 6) взаимодействие международного права по защите прав человека и права международной ответственности.
Методологическую основу данного исследования составляют специально-юридический и сравнительно-правовой методы, метод структурного анализа, а также метод системного толкования источников международного права.
Нормативно-правовой базой настоящего исследования являются: 1) Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также иные международные договоры в сфере международного права по защите прав чело-века; 2) решения международных судов.
Структура настоящей диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
В целом, данная диссертация внесет вклад в продолжающиеся дебаты о защите трудящихся-мигрантов и даст представление о том, как можно укрепить международную правовую базу, чтобы обеспечить полную защиту их прав.
По данным Организации Объединенных Наций, Европа в настоящее время является ведущим направлением для международных мигрантов, принимая 87 миллионов человек, что составляет 30,9% от общего числа между-народных мигрантов. Вслед за ней идет Азия с 86 миллионами мигрантов (30,5%), Северная Америка принимает 59 миллионов мигрантов (20,9%), а Африка - 25 миллионов мигрантов (9%). В Латинской Америке и Карибском бассейне за последние 15 лет наблюдался самый высокий темп роста числа международных мигрантов: их число более чем удвоилось с 7 до 15 миллионов человек, что составляет 5,3% всех международных мигрантов. В Океании проживает около 9 миллионов международных мигрантов, что составляет около 3,3% от общего числа мигрантов в мире.
Данная статистика говорит о регулярном росте числа трудящихся ми-грантов в мире, и, соответственно о значении данной темы для развития мировой экономики и укрепления международного взаимодействия. Преимущества трудовой миграции в этом контексте зависят от того, на-сколько защищены и укреплены права мигрантов как в странах происхождения, так и в странах назначения. Процесс миграции состоит из трех этапов: до отъезда, после отъезда и работы, а также возвращение. Страны происхождения и назначения несут общую ответственность за защиту прав трудящихся-мигрантов на всех этих этапах, но их обязанности различны. Для защиты прав трудящихся мигрантов необходимо разработать и внедрить политику трудовой миграции, учитывающую потребности рынка труда, согласованность миграционного и трудового законодательства, а также уважение прав всех трудящихся-мигрантов и их семей.
Защита прав трудящихся-мигрантов неотделима от выгод от развития миграции как для стран происхождения и назначения, так и для самих трудящихся-мигрантов. Ратификация и выполнение основополагающих конвенций МОТ и конвенций о трудящихся-мигрантах, использование руководящих указаний и принципов, предусмотренных Многосторонней рамочной программой МОТ по трудовой миграции, содействие заключению двусторонних соглашений в области труда и социального обеспечения, а также мониторинг с помощью систем трудовых инспекций являются шагами на пути к эффективной защите трудящихся-мигрантов.
Подход ООН к регулированию международной миграции непоследователен: все чаще обсуждаются вопросы миграции и прав человека, но отсутствует четкое видение их реализации. Задача состоит в том, чтобы найти систематическое и скоординированное международное сотрудничество для за-щиты прав человека всех мигрантов. ООН предоставляет общую платформу для заинтересованных сторон, но в долгосрочной или среднесрочной перспективе необходима техническая платформа для систематического взаимо-действия по сквозным вопросам прав человека и миграции.
В данном исследовании делается вывод о том, что в долгосрочной или среднесрочной перспективе необходимо создание новой рабочей платформы, например, по мандату Генеральной Ассамблеи или ЭКОСОС, которая сможет систематически обеспечить защиту прав трудящихся мигрантов. Такая платформа, поможет выявить пробелы в политике и возникающие проблемы, а также добиться взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами по широкому кругу сквозных вопросов прав человека и миграции.
Также результатом проведенного исследования стали рекомендации по укреплению и продвижению защиты прав трудящихся мигрантов в рамках деятельности ООН:
1. Глобальная группа по миграции может направить ресурсы на усиление координационных функций, способствовать более широкому применению соответствующих международных и региональных документов и норм и поощрять более согласованные подходы к миграции. Система ООН и МОМ должны предоставлять техническую помощь по вопросам защиты прав трудящихся мигрантов в соответствии со своими мандатами.
2. Совету по правам человека следует более эффективно использовать институт Универсального периодического обзора и рассматривать в его рамках вопросы миграции и прав человека, проводить ежегодные панельные дискуссии по правам человека всех мигрантов и включать права человека мигрантов в свои ежегодные панельные дискуссии.
3. ООН может создать многостороннюю инициативу по разработке показателей прав человека для трудящихся мигрантов, особенно для наиболее уязвимых слоев населения. В рамках мандата такого органа следует раз-работать руководящие принципы для сбора данных, обмена знаниями и мониторинга прав человека, а также распространить показатели через соответствующие правозащитные механизмы. Необходимо создать общедоступную информацию для решения проблем, связанных с миграцией как таковой, и миграцией трудящихся в частности. Такие показатели будут способствовать разработке, мониторингу, реализации, наращиванию потенциала на национальном и местном уровнях.
1. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 [Электр. ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
3. Европейская социальная хартия от 03.05.1996 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 нояб. 1950[Электр. ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
6. Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
7. Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников Содружества Независимых Государств от 14.11.2008[Электр. ресурс]// Режим доступа:
https://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/ELECTRONIC/83982/93098/F1842771661/KAZ83982.pdf.
8. Конвенция № 97 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах" от 01.07.1949 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
9. Конвенция № 143 Международной организации труда "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся - мигрантам равенства возможностей и обращения" от 24.06.1975 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
10. Конвенция № 20197 Международной организации труда «О достойном труде домашних работников» от 16.06.2011 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
11. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 [Электр. ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
12. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
13. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 [Электр. ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
14. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. [Электр. ресурс]// СПС «КонсультантПлюс».
15. Agreement between the European Community and its Member States, of the one part, and the Swiss Confederation, of the other, on the free movement of persons, 21 June 1999 [Electr. source]// Access mode:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX:22002A0430(01).
16. Agreement on the European Economic Area, 2 May 1992[Electr. source] // Ac-cess mode:
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:01994A0103(01)-20220205.
17. American Convention on Human Rights (“Pact of San José”), 22 November 1969[Electr. source]// Access mode:
https://treaties.un.org/doc/publication/unts/volume%201144/volume-1144-i-17955-english.pdf.
18. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty es-tablishing the European Community, 13 December 2007[Electr. source]// Access mode:
https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex:12007L/TXT.
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
1.1.2.1. АктыоргановООН
19. Commission on Human Rights resolution 1999/44 “Human rights of migrants” [Electr. resource]: E/CN.4/RES/1999/44, 26 April 1999 // Access mode: https://ap.ohchr.org/documents/E/CHR/resolutions/E-CN_4-RES-1999-44.doc.
20. Commission on Human Rights resolution 2002/62 “Human rights of migrants” [Electr. resource]: E/CN.4/RES/2002/62, 25 April 2002 // Access mode:https://ap.ohchr.org/documents/E/CHR/resolutions/E-CN_4-RES-2002-62.doc.
21. Commission on Human Rights resolution 2005/47 “Human rights of migrants” [Electr. resource]: E/CN.4/RES/2005/47, 19 April 2005// Access mode: http://ap.ohchr.org/documents/E/CHR/resolutions/E-CN_4-RES-2005-47.doc.
22. UN Human Rights Committee General comment no. 31 [80], The nature of the general legal obligation imposed on States Parties to the Covenant[Electr. re-source]: CCPR/C/21/Rev.1/Add.13, 26 May 2004 // Access mode:https://digitallibrary.un.org/record/533996/files/CCPR_C_21_Rev.1_Add.13-EN.pdf?ln=en.
23. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах [Электр. ресурс]: принята Рез. ГА ООН A/RES/71/1 19 сентября 2016 года // Режим доступа: https://www.refworld.org/cgi-bin/texis/vtx/rwmain/opendocpdf.pdf?reldoc=y&docid=57fe27284.
1.1.2.2. Акты Комиссии международного права ООН
24. Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния [Электр. ресурс]: приняты Рез. ГА ООН № 56/83 от 12 дек. 2001 г. // Режим доступа: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/56/83.
25. ILC Draft articles on Responsibility of States for Internationally Wrongful Acts, with commentaries [Electr. resource]: adopted in 2001 // Access mode: https://legal.un.org/ilc/texts/instruments/english/commentaries/9_6_2001.pdf.
1.1.3. Иные международные официальные документы
26. ASEAN Declaration on the Protection and Promotion of the Rights of Migrant Workers[Electr. resource]: 13 January 2007 // Access mode: https://www.ilo.org/dyn/migpractice/docs/117/Declaration.pdf.
27. International Labour Conference (87th Session), “Migrant Workers: General Survey on the Reports of the Migration for Employment Convention (Revised) // 1999. No 97. P. 121.
28. International Labour Conference (87th Session), “Migrant Workers: General Survey on the Reports of the Migration for Employment Convention (Revised) // 1999. No 97. P. 130.
29. ILO Recommendation R200: Recommendation concerning HIV and AIDS and the World of Work // 99th Conference Session Geneva. 17 June 2010.
30. Promoting Fair Migration. General survey concerning the migrant workers in-struments, Report of the Committee of Experts on the Application of Conven-tions and Recommendations (CEACR), Report III (Part 1B) ILC 105th session. 2016 // Access mode:
https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_453898.pdf.
2. Материалы международной судебной практики
31. Консультативное заключение Межамериканского суда по правам человека от 8 сентября 2005 г. МАСПЧ Серия C № 130 // Режим доступа https://www.corteidh.or.cr/docs/casos/articulos/seriec_156_esp.pdf.
32. Консультативное заключение Межамериканского суда по правам человека от 17 сентября 2003 г. по Юридическму положению и правам не имеющих документов мигрантов. Серия A № 18 МАСПЧ. п. 8.
33. Решение Межамериканского суда по правам человека от 22 января 1999 г. по делу CaseofBlakev. Guatemala. // Режим доступа: https://www.corteidh.or.cr/docs/casos/articulos/seriec_48_ing.pdf.
34. Консультативное заключение Суда Евразийского экономического союза от 07.12.2018 «О разъяснении применения пункта 2 статьи 97 Договора о ЕАЭС в отношении осуществления трудовой деятельности профессиональными спортсменами, являющимися гражданами государств - членов ЕАЭС, и возможности установления в национальном законодательстве количественных ограничений к данной категории лиц при осуществлении трудовой деятельности» // Официальный сайт Суда Евразийского экономического союза http://courteurasian.org/.
35. Решение Европейский комитет по социальным правам от 2004 г. по Международной федерации прав человека [FIDH] против Франции. [Электр. ресурс] Жалоба № 14/2003. // Режим доступа https://www.coe.int/en/web/european-social-charter/processed-complaints/-/asset_publisher/5GEFkJmH2bYG/content/no-14-2003-international-federation-of-human-rights-leagues-fidh-v-france.
3. Специальная литература
3.1. Книги
36. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирование вынужденной и трудовой миграции. Монография– Проспект. 2020. 392 стр.
37. Anderson B. Us and Them? The Dangerous Politics of Immigration Control – Oxford University Press, 2013. 209 p.
38. Bell, D. A., Gotanda N., Peller G., & Thomas K. Critical race theory: The key writings that formed the movement – New York: The New Press, 1995. 494 p.
39. Crenshaw, K., Gotanda, N., Peller, G., Thomas, K. Critical race theory: The key writings that formed the movement. – New York, NY: The New Press, 1995. 494 p.
40. Cholewinski R. Migration and Human Rights – Cambridge University Press, 2009.
41. Delgado R., Stefancic J. Critical race theory: An introduction – New York University Press, 2001. 208 p.
42. Ebun J. Critical Race Theory and Inequality in the Labour Market: Racial Stratification in Ireland – Manchester University Press, 2020. 256 p., P. 101.
43. Lentin R., McVeigh R. After Optimism? Ireland, Racism and Globalisation – Dublin: Metro Eireann Publications, 2006. 208 p.
44. McAuliffe, M. and A. Triandafyllidou (eds.) World Migration Report 2022 – Geneva. 2021. 524 p. // https://publications.iom.int/system/files/pdf/WMR-2022_0.pdf
45. McKee, J. Sociology and the race problem: the failure of a perspective – Ur-bana, IL: University of Illinois Press, 1993. 384 p.
46. Ngai M. N. Impossible subjects: Illegal aliens and the making of modern America – Princeton, NJ: Princeton University Press, 2004. 416 p.
47. Park R. E., Burgess E. W. Introduction to the Science of Sociology (3rd ed.) – Chicago, IL: University of Chicago Press., 1921. 1068 p., P. 735.
48. Pietsch J., Clark M. Migration and Integration in Europe, Southeast Asia, and Australia – Amsterdam University Press. 2015. 226 p.
3.2. Статьи
3.2.1. Статьи на русском языке
49. Андриченко Л. В., Васильева Л. Н. Привлечение и использование иностранной рабочей силы: международные стандарты и законодательство Российской Федерации // Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2007. С. 54–77.
50. И.В. Войтковская, А.В. Гребенщиков, Е.Н. Доброхотова и др.; под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко. М.: Юстицинформ. Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: меж-дисциплинарный подход: монография // КонсультантПлюс. 2019.
51. Хабриева Т.Я. Миграционное право: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: ИЗиСП, Юриспруденция // КонсультантПлюс. 2019.
3.2.2. Статьи на иностранных языках
52. Costello, C., & Mann, I Border Justice: Migration and Accountability for Hu-man Rights Violations // German Law Journal. – 2020, 21(3), p. 311-334.
53. De Genova N. The “Crisis” of the European Border Regime: Towards a Marxist Theory of Borders // 150 International Socialism, 2016.
54. Farcy J. Equality in Immigration Law: An Impossible Quest? // Human Rights Law Review – 2020. 20(4). P. 725.
55. Gordon M. M. Assimilation in American life: The role of race, religion and na-tional origins – New York, NY: Oxford University Press., 1964. 288 p.
56. Huber L. P., Benavides C. L., Malagon M. C., Vélez V., & Solórzano D. G. Get-ting beyond the ‘symptom,’ acknowledging the ‘disease’: theorizing racist na-tivism // Contemporary Justice Review – 2008. N. 11(1). P. 39–51.
57. Jefferys S. Why do unions find fighting workplace racism difficult? // Transfer Published by SAGE Publications – 2007. N. 13(3). P. 377–391.
58. Jefferys S. The context to challenging discrimination against ethnic minorities and migrant workers at work // Transfer: European Review of Labour and Re-search – 2015. N. 21(1). P. 12.
59. Kahler M. Conclusion: The Causes and Consequences of Legalization // Inter-national Organization – 2000. Vol. 54. N. 3. P. 661–83.
60. Martin S. and Ferris E. Border Security, Migration Governance and Sovereignty [Electr. source] – Geneva. 2017. // Access granted: https://publications.iom.int/system/files/pdf/border_security_1.pdf.
61. McAuliffe, M. and A. Triandafyllidou (eds.) World Migration Report 2022 – Geneva. 2021. 524 p. // https://publications.iom.int/system/files/pdf/WMR-2022_0.pdf.
62. Murguia E., Telles E. Phenotype and schooling among Mexican Americans // Sociology of Education – 1996. N. 69(4). P. 276–289.
63. Murphy C. The Enduring Vulnerability of Migrant Domestic Workers in Europe // International and Comparative Law Quarterly – 2013. 62(3). P. 599.
64. McKibben H., Western S. “Reserved Ratification”: An Analysis of States’ Entry of Reservations Upon Ratification of Human Rights Treaties // British Journal of Political Science – 2018. P. 1–26.
65. Norredam M. Tackling the health challenges of international migrant workers (2019) ) [Electronic resource] // Lancet Glob Health –Access mode:https://www.thelancet.com/journals/langlo/article/PIIS2214-109X(19)30224-4/fulltext#articleInformation.
66. Reynolds J. Emergency and Migration, Race and the Nation // UCLA Law Re-view –2021. Vol. 67(6). P. 1768-1798.
67. Ruhs M. Protecting Migrant Workers: The Case for a Core Rights Approach [Electr. source] – Geneva. 2017. // Access granted: https://publications.iom.int/system/files/pdf/protecting_migrant_workers.pdf
68. Strabac Z, Listhaug O Anti-Muslim prejudice in Europe: A multilevel analysis of survey data from 30 countries // Social Science Research – 2008. N. 37(1). P. 268–286.
69. Solórzano D. G., Yosso T. J. Critical race and LatCrit theory and method: Counter‐storytelling // International Journal of Qualitative Studies in Education – 2001. N. 14(4). P. 471–495.
70. Thompson L. Protection of migrants’ rights and state sovereignty // UN Chroni-cle, Volume 50, Issue 3, 2013, p. 8 – 11.
71. Western S., Lockhart S. & Money J. Does anyone care about migrant rights? An analysis of why countries enter the convention on the rights of migrant workers and their families // The International Journal of Human Rights – 2019.
4. Интернет-ресурсы
72. Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы. Не-обязательные в правовом отношении нормы и руководящие принципы подхода к миграции рабочей силы, основанного на соблюдении прав че-ловека. [Электр. ресурс] Международное бюро труда, 2008 // Режим дос-тупа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/publication/wcms_309210.pdf.
73. Официальная страница Специального докладчика по вопросу о правах человека мигрантов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ohchr.org/ru/special-procedures/sr-migrants/felipe-gonzalez-morales-special-rapporteur-human-rights-migrants.
74. Послание Генерального секретаря по случаю Международного дня ми-гранта [Электронный ресурс]: новостная публикация от18 декабря 2019 // Режим доступа: https://www.un.org/sg/ru/content/sg/statement/2019-12-18/secretary-generals-message-international-migrants-day-scroll-down-for-french.
75. Creating a Comprehensive Regional Framework To Address the Causes of Mi-gration, To Manage Migration Throughout North and Central America, and To Provide Safe and Orderly Processing of Asylum Seekers at the United States Border [Electronic resource]: news publication of 02 May 2021 // Access mode: https://www.federalregister.gov/documents/2021/02/05/2021-02561/creating-a-comprehensive-regional-framework-to-address-the-causes-of-migration-to-manage-migration
76. Executive Order: Border Security and Immigration Enforcement Improvements [Electronic resource]: news publication of January 25 2017 // Access mode: https://trumpwhitehouse.archives.gov/presidential-actions/executive-order-border-security-immigration-enforcement-improvements/.
77. Recommended Principles and Guidelines on Human Rights at International Borders [Electron. Source] 2014 // Access mode: https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/Issues/Migration/OHCHR_Recommended_Principles_Guidelines.pdf.
78. Marie Norredam Tackling the health challenges of international migrant work-ers (2019) [Electronic resource] // Lancet Glob Health –Access mode:https://www.thelancet.com/journals/langlo/article/PIIS2214-109X(19)30224-4/fulltext#articleInformation.
79. Migrant worker numbers rise by five million: ILO [Electronic resource]: news publication of 30 June 2021 // Access mode: https://news.un.org/en/story/2021/06/1095082.
80. Protecting the Nation From Foreign Terrorist Entry Into the United States, [Electronic resource]: news publication of January 27 2017 // Access mode: https://www.federalregister.gov/documents/2017/02/01/2017-02281/protecting-the-nation-from-foreign-terrorist-entry-into-the-united-states.
81. Protecting the rights of migrant workers: A shared responsibility – Geneva, In-ternational Labour Office, 2009 // Access mode: https://apmigration.ilo.org/resources/resource-content/protecting-the-rights-of-migrant-workers-a-shared-responsibility/at_download/file1.
82. Since travel order lifted, more than 1,800 refugees from affected countries have entered U.S. [Electronic resource]: news publication of February 24 2017 // Access mode: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/02/24/since-travel-order-lifted-more-than-1800-refugees-from-affected-countries-have-entered-u-s/.