Объект исследования - ресторан РыбаLove (г. Екатеринбург).
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические особенности принятия управленческих решений в сфере услуг 7
1.1. Сущность, специфические особенности и роль принятия решений в управлении 7
1.2. Основные методы принятия управленческих решений в сфере услуг 10
1.3. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска 13
Глава 2. Анализ процессов принятия управленческих решений на примере предприятия 17
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия сферы услуг 17
2.2 Анализ бизнес-процессов принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг 35
2.3 Препятствия для принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг 44
Глава 3. Разработка системы принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг 48
3.1 Комплекс мероприятий по внедрению системы принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг 48
3.2 Стратегия развития системы принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг в условиях кризисного развития экономики 62
3.3 Оценка экономической эффективности разработанной системы принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг 76
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение 92
Принятие управленческих решений является одним из ключевых аспектов эффективного функционирования и развития любой организации, особенно в такой динамичной и клиентоориентированной отрасли, как сфера услуг. Управленческие решения определяют стратегию и тактику компании, распределение ресурсов, взаимодействие с клиентами и другими стейкхолдерами, а также реакцию на изменения внешней и внутренней среды. От качества и своевременности принимаемых решений напрямую зависят ключевые показатели эффективности предприятия сферы услуг - объем продаж, прибыльность, лояльность потребителей, доля рынка и устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.
Вместе с тем, процесс принятия управленческих решений в сфере услуг сопряжен с рядом специфических вызовов и ограничений, обусловленных самой природой данной отрасли. К ним относятся высокая волатильность спроса, зависимость от индивидуальных предпочтений клиентов, неосязаемость и непостоянство качества услуг, значительная роль человеческого фактора и прямого взаимодействия с потребителями.
Кроме того, на процесс разработки и реализации управленческих решений влияют такие факторы, как высокий уровень конкуренции на рынке, необходимость быстрой адаптации к технологическим инновациям, изменения в регулировании отрасли и общая макроэкономическая нестабильность.
В этих условиях для обеспечения эффективности и конкурентоспособности предприятия сферы услуг критически важным становится построение системы принятия управленческих решений, основанной на тщательном анализе данных, четком распределении полномочий и ответственности, использовании современных методов и инструментов поддержки принятия решений. При этом данная система должна обеспечивать не только высокое качество и скорость реакции на текущие проблемы и возможности, но и проактивный подход к управлению, позволяющий предвидеть будущие изменения и заблаговременно адаптировать бизнес-модель и операционные процессы.
Особую актуальность задача построения эффективной системы принятия управленческих решений приобретает в условиях кризисного развития экономики, характерного для текущего периода. Негативные шоки и высокая неопределенность, связанные с пандемией COVID-19, геополитической напряженностью, разрывом цепочек поставок и инфляционным давлением, существенно усложняют процесс управления бизнесом и требуют от менеджмента повышенной гибкости, устойчивости и готовности к быстрым изменениям. В этом контексте наличие проработанных механизмов сбора и анализа информации, генерации и оценки альтернатив, планирования и контроля реализации становится важнейшим фактором выживания и развития предприятий сферы услуг.
Объектом настоящего исследования является сеть ресторанов «РыбаLove» в г. Екатеринбурге, специализирующаяся на блюдах из рыбы и морепродуктов.
Предмет исследования - система принятия управленческих решений.
Проблема исследования заключается в том, что действующая система принятия управленческих решений в сети ресторанов «РыбаLove» недостаточно эффективна в условиях высокой неопределенности и динамизма внешней среды, характерных для кризисного развития экономики. Наличие ряда препятствий и ограничений, таких как недостаточная регламентация процессов, слабая аналитическая поддержка, иерархичность структуры, фрагментарность управления рисками, негативно влияет на скорость, обоснованность и адаптивность принимаемых решений, снижает конкурентоспособность и устойчивость бизнеса.
Цель исследования - разработка комплексной системы принятия управленческих решений для сети ресторанов «РыбаLove», обеспечивающей повышение эффективности и качества управленческой деятельности в условиях кризисного развития экономики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические и методологические аспекты принятия управленческих решений в сфере услуг, включая сущность, специфику, роль данного процесса, основные методы и факторы.
2. Проанализировать текущее состояние процессов принятия управленческих решений в сети ресторанов «РыбаLove», выявить ключевые препятствия и ограничения.
3. Разработать комплекс мероприятий по внедрению новой системы принятия управленческих решений в «РыбаLove», включающий оптимизацию бизнес-процессов, развитие аналитики, риск-менеджмент, цифровизацию и управление изменениями.
4. Сформировать стратегию развития системы принятия решений с учетом вызовов кризисного периода.
5. Оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий и их влияние на ключевые показатели деятельности компании.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам теории принятия решений (Гурбанмурадов Г.Б., Сорокин А.В., Свирина Л.Н.), управления организацией сферы услуг (Богомолов Д.В., Григорян Е.С., Речапова Д.А.), управления рисками (Черевко В.В.), цифровой трансформации бизнеса (Brett Gordon и др.), конкурентоспособности предприятий общепита (Антонова А.А., Chiu Ch.-N.) и др.
Вместе с тем, несмотря на значительное число работ по данной проблематике, вопросы построения эффективной системы принятия решений на предприятиях сферы услуг в кризисных условиях остаются недостаточно изученными. Большинство исследований фокусируется на отдельных аспектах данной проблемы (методы, факторы риска, роль технологий и т.д.), тогда как ее комплексное рассмотрение с учетом отраслевой специфики представлено фрагментарно.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории принятия решений, управления организацией, маркетинга услуг, управления рисками, цифровой трансформации бизнеса. В работе использованы такие методы исследования как системный подход, сравнительный анализ, экономико-математическое моделирование, экспертные оценки, анализ документов и статистических данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексного подхода к построению системы принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг, учитывающего отраслевую специфику и вызовы внешней среды в условиях кризисного развития экономики. Предложенные в работе методические и практические рекомендации развивают теорию и методологию принятия решений применительно к управлению организациями общественного питания и могут использоваться для повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса как в данной, так и в смежных областях сферы услуг.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их непосредственного применения в деятельности сети ресторанов «РыбаLove» для совершенствования процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений. Внедрение предложенного комплекса мероприятий будет способствовать повышению управляемости и устойчивости бизнеса, росту качества обслуживания и удовлетворенности клиентов, укреплению HR-бренда и корпоративной культуры компании. Кроме того, полученные в ходе работы выводы и рекомендации могут использоваться другими предприятиями сферы услуг для построения собственных систем принятия решений с учетом отраслевой и организационной специфики.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников информации.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд значимых выводов и обобщений относительно особенностей построения эффективной системы принятия управленческих решений на предприятии сферы услуг в условиях кризисного развития экономики. Прежде всего, следует отметить, что управленческие решения играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности и устойчивости бизнеса в сфере услуг. Именно от качества и своевременности принимаемых решений зависит способность организации адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, предвосхищать запросы и ожидания клиентов, оптимально распределять ограниченные ресурсы, разрабатывать и внедрять инновационные продукты и технологии обслуживания.
В условиях повышенной неопределенности и динамизма внешней среды, характерных для кризисных периодов, значимость управленческих решений как фактора выживания и развития бизнеса многократно возрастает.
Вместе с тем, процесс разработки и реализации управленческих решений в сфере услуг сопряжен с рядом объективных трудностей и ограничений. Неосязаемость и непостоянство качества услуг, высокая вовлеченность персонала во взаимодействие с клиентами, волатильность спроса и зависимость от индивидуальных предпочтений потребителей - все эти особенности накладывают серьезный отпечаток на специфику принятия решений. Управленческие решения в данной сфере должны отличаться повышенной гибкостью, клиентоориентированностью, учетом разнообразных поведенческих и ситуационных факторов. Кроме того, на них влияют общие для всех отраслей вызовы - ужесточение конкуренции, цифровизация бизнеса, изменения в регулировании и потребительском поведении.
Как показало исследование, действующая в сети ресторанов «РыбаLove» система принятия управленческих решений не в полной мере учитывает указанные особенности и вызовы. Наличие ряда препятствий и ограничений, таких как недостаточная формализация и регламентация процессов, слабая аналитическая поддержка, недооценка рисков, иерархичность организационной структуры и недостаточная вовлеченность персонала, существенно снижает скорость, обоснованность и адаптивность принимаемых решений. В результате компания упускает возможности более полного удовлетворения потребностей клиентов, своевременного реагирования на рыночные изменения, укрепления HR-бренда и корпоративной культуры.
Для преодоления выявленных недостатков и повышения эффективности управленческой деятельности в работе предложен комплексный проект трансформации системы принятия решений в «РыбаLove».
Концептуальной основой данного проекта является переход от традиционной функциональной модели управления к процессной, предполагающей интеграцию и синхронизацию всех ключевых бизнес-процессов, ориентацию на создание ценности для клиентов, развитие горизонтальных коммуникаций и командной работы. При этом процесс принятия решений рассматривается не как разовое действие, а как непрерывный цикл, включающий этапы целеполагания, анализа ситуации, генерации и оценки альтернатив, планирования реализации, мониторинга и корректировки по результатам.
Практическая реализация данной концепции предусматривает осуществление ряда взаимосвязанных мероприятий по ключевым направлениям. Оптимизация организационной структуры и регламентация бизнес-процессов обеспечит необходимую гибкость, скорость и качество принимаемых решений за счет делегирования полномочий, усиления кросс-функционального взаимодействия, стандартизации процедур и требований к информационному обеспечению. Развитие аналитического потенциала на основе внедрения технологий Big Data, предиктивного моделирования и продвинутой бизнес-аналитики позволит существенно повысить обоснованность и проработанность решений, обеспечить их соответствие актуальной рыночной ситуации и потребностям различных клиентских сегментов.
Клиентоориентированность принимаемых решений будет усилена за счет развития цифровых каналов коммуникаций, персонализации предложений и программ лояльности, основанных на анализе клиентского опыта и обратной связи.
Ожидаемые эффекты от реализации предложенного проекта носят комплексный характер и затрагивают все ключевые аспекты деятельности сети ресторанов «РыбаLove». Повышение скорости и качества принимаемых решений будет способствовать росту операционной эффективности, производительности труда, улучшению финансовых показателей. Усиление клиентоориентированности и персонализации обслуживания приведет к росту лояльности и удовлетворенности гостей, привлечению новых посетителей, укреплению рыночных позиций бренда. Развитие аналитических компетенций и интеграция управления рисками повысит обоснованность и сбалансированность портфеля инвестиционных проектов, точность прогнозирования спроса и планирования ресурсов. Наконец, вовлечение и мотивация персонала будут способствовать снижению текучести кадров, повышению инновационной активности, развитию организационного потенциала компании в целом.
Резюмируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие ключевые выводы:
Эффективность принятия управленческих решений является важнейшим фактором конкурентоспособности и устойчивости бизнеса в сфере услуг, особенно в условиях кризисного развития экономики. Специфика данной сферы накладывает серьезный отпечаток на процесс разработки и реализации решений, требуя учета широкого спектра поведенческих, операционных и контекстуальных факторов.
Анализ системы принятия решений, действующей в исследуемой компании, выявил ряд серьезных недостатков и ограничений, таких как недостаточная регламентация процессов, слабая аналитическая поддержка, иерархичность структуры, фрагментарность управления рисками. Их преодоление требует комплексной трансформации процессной и организационной моделей, внедрения передовых управленческих и информационных технологий.
Разработанный проект построения новой системы принятия решений основан на принципах процессного управления, клиентоориентированности, риск-ориентированного подхода, аналитического лидерства и вовлеченности персонала.
Внедрение предложенных мероприятий позволит обеспечить значительный рост ключевых показателей эффективности и стратегической устойчивости бизнеса сети ресторанов «РыбаLove» за счет повышения скорости и обоснованности принимаемых решений, усиления их клиентоориентированности и адаптивности, снижения рисков и активизации потенциала персонала. Экономическая оценка проекта подтверждает его инвестиционную привлекательность и целесообразность реализации.
Апробированные в ходе исследования подходы и инструменты совершенствования системы принятия управленческих решений могут найти широкое применение в практике не только предприятий ресторанной индустрии, но и других отраслей сферы услуг. Их дальнейшее развитие и адаптация с учетом отраслевой и организационной специфики будет способствовать повышению качества управления и росту конкурентоспособности данного сектора экономики в целом.
Таким образом, поставленные задачи решены, а цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
2. О защите конкуренции. Федеральный закон РФ от 26.06.2006 №135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
3. О несостоятельности (банкротстве). – Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
4. О безопасности. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
5. Азарова С.П. Развитие маркетинга сферы услуг в цифровой среде: теория и методология / Под ред. И.А. Фирсовой, Р.К. Крайневой. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2021. – 526с.
6. Александров А.К. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров [и др.]; под общ. ред. В.М. Круглика. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 285 c.
7. Антонова А.А. Конкурентоспособность современных предприятий ресторанного бизнеса // Экономика и управление, 2022. – № 7. – С. 694-707.
8. Антонова А.А. Основные факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий ресторанного бизнеса // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: сборник трудов Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О. А. Горбунова. Самара: Самарский государственный технический университет, 2021. – С. 75-82.
9. Аплевич О.А. Анализ маркетинговых концепций, стратегий и моделей // Маркетинг для практиков. Статьи по маркетингу: теория и практика, 2022. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ma123.ru/wp-content/uploads/2022/04/Aplevich_CITISE_2-2022.pdf
10. Белова Н. А. Маркетинговые стратегии развития предприятий: учебное пособие. Москва: Юрайт, 2022. – 275 с.
11. Богомолов Д.В. Особенности принятия управленческих решений в сфере услуг // Вестник Московской международной академии. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prinyatiya-upravlencheskih-resheniy-v-sfere-uslug-1 (дата обращения: 01.03.2024).
12. Бурыкин Е.С. Подходы к принятию оптимального управленческого решения: рациональный и интуитивный // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2022. – № 2 (41). – С. 74-80. doi: 10.21777/2587-554X-2022-2-74-80
13. Горбашко Е.А. Управление конкурентоспособностью: учебник для вузов / Е.А. Горбашко, И.А. Максимцева. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 407 c.
14. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
15. Григорян Е.С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е.С. Григорян. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
16. Григорян Е.С., Маркетинг в общественном питании / Г.Т. Пиканина, Е.А. Соколова: Учебник. – НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 352 с.
17. Гурбанмурадов, Г. Б. Процесс принятия управленческого решения / Г. Б. Гурбанмурадов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 40-42.
18. Зарубенко А.В., Стусь В.А., Белай К.Е., Иванова И.Г. Эффективность управленческих решений //Economics “Colloquium – journal”. – 2020. – № 3 (27). – С. 29–31.
19. Диденко Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
20. Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 242 с.
21. Ермолаева Е.Л. Маркетинговая деятельность предприятия / Е.Л. Ермолаева, К.С. Гордеев, А.А. Жидков, Е.С. Илюшина, Л.А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации, 2022. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/01/97411
22. Жабина С. Б. Маркетинг в организациях общественного питания: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Б. Жабина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 264 с.
23. Зайко Г.М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / Г.М. Зайко, Т.А. Джум: учебное пособие. М.: Магистр, 2021. – 560 с.
24. Инновационный маркетинг: учебник для вузов / под общей редакцией С.В. Карповой. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 474 с.
25. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией С. В. Карповой. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
26. Калюжнова Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
27. Кешишьян Б.И. Маркетинг в общественном питании / Б.И. Кешишьян, А.А. Хачатрян // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. – 2022. – №7. – С. 218-221.
28. Конева Д.В. Оценка конкурентоспособности предприятий общественного питания на рынке ресторанного бизнеса в Ханты-Мансийске // Human Progress, 2021. –Том 7, Вып. 1. – С. 5-24.
29. Ларченко А.А. Ресторанная служба как фактор конкурентоспособности гостиничного предприятия // StudArctic forum, 2023. – № 4. – С. 189-196.
30. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие для вузов / И. М. Лифиц. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 408 с.
31. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 370 с.
32. Маюрникова Л.А. Анализ и перспективы инновационного развития предприятий общественного питания / Л.А. Маюрникова, А.А. Кокшаров, Т.В. Крапива, А.И. Петкович, В.О. Мешков. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiy-obschestvennogo-pitaniya/viewer
33. Овсянников А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. – 219 с.
34. Пирогова О. Е. Влияние пандемии на развитие предприятий ресторанного бизнеса / О. Е. Пирогова, Д.А. Кириллова // Наука и бизнес: пути развития, 2020. – № 9 (111). – С. 109-112.
35. Пономарева В. А. Факторы конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса // Трибуна ученого, 2020. – № 12. – С. 324-334
36. Речапова Д.А., Никулина С.Н. Совершенствование управленческого учета в организации малого бизнеса / Д.А. Речапова, С.Н. Никулина //Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – №. 4. – С. 314-322
37. Романова И.Ю. Особенности маркетинга организаций общественного питания // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, 2021. – № 5. – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/6May2021.pdf
38. Рудь Е. М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право, 2021. – № 1. – С. 18-22.
39. Рыжикова Т. Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. – 288 с.
40. Свирина Л.Н. Эффективность управленческих решений в качестве основополагающего фактора оптимизации управленческих процессов в деятельности органов государственного управления / Л.Н. Свирина, undefined 10.23670/IRJ.2021.106.4.134 // Международный научно-исследовательский журнал.- 2021. - №4 (106). - URL: https://research-journal.org/ (дата обращения: 10.03.2024).
41. Солдатова А.В. Экономический анализ маркетинговой деятельности организаций / А.В. Солдатова, А.Г. Будрин, Д.В. Соловьева, Д.В: Учебно-методическое пособие – М.: Мир науки, 2021. – 188 с.
42. Соловьева Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для вузов / Ю.Н. Соловьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 139 с.
43. Сорокин А.В. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие для студентов всех форм обучения экономических направлений /Рубцовский индустриальный институт. – Рубцовск, 2022. – 50 с.
44. Третьяк О. А. Оценка маркетинговой деятельности по состоянию клиентского потока / О.А. Третьяк, И.А. Слоев // Российский журнал менеджмента. – 2022. – Т. 10. – №. 1. – С. 29-50.
45. Уваров Е.С. Особенности маркетинга в сфере общественного питания // Теория и практика современной науки, 2018. – № 1 (31). – С. 516-520.
46. Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А. Устимкин // Форум молодых ученых, 2019. – № 1(29). – С. 7-10.
47. Управленческие решения: учебное пособие / Г.А. Демин; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. -Пермь, 2020. - 92 с.э
48. Фарахутдинов Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
49. Фомичев В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебник для вузов / В.И. Фомичев. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 156 с.
50. Хачатрян А.А. Экономическая роль формирования системы управления персоналом в ресторане / А.А. Хачатрян, Д.Г. Татулян // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития, 2021. – №4. – С. 71-75.
51. Чупахин В.В. Актуальность анализа конкуренции в отрасли по методике Майкла Портера // Вектор экономики, 2021. – № 2(56). – С. 41-54.
52. Brett Gordon, Robert Moakler and Florian, Zettelmeyer Here’s a Cost-Effective Way to Tell If Your Digital Ads Are Working, 2024. – URL: https://insight.kellogg.northwestern.edu/browse/topic/marketing
53. Chiu Ch.-N. Leveraging competitiveness to develop optimal strategies: evidence from the restaurant industry // Competitiveness Review. FEB 2021. – URL: https://www.researchgate.net/publication/349118884_Leveraging_competitiveness_to_develop_optimal_strategies_evidence_from_the_restaurant_industry
54. Sgroi F. Company Competitiveness as a Variable Success Strategy for the Territory and the Environment / F. Sgroi, E. Donia, A.M.Mineo // Quality-Access to Success, 2021. Том 22, Вып. 180. С.: 139-147.