ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ УСКОРЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема обучения плаванию в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности обучения дошкольников плаванию 13
1.3. Возрастные особенности влияния обучения плаванию на
физическое состояние детей дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 31
Глава 3. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММЫ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
3.1 Разработка программы ускоренного обучения плаванию детей 5-7 лет 32
3.2. Анализ и обсуждение результатов педагогического
эксперимента 46
Выводы по третьей главе 58
ВЫВОДЫ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению ускоренной методики обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиеническая, оздоровительная, прикладная и спортивная ценность.
Необходимость обучения плаванию является актуальной. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень низкой. В условиях дефицита бассейнов, большого числа детей, подростков, молодежи, не умеющих плавать, количество несчастных случаев на воде остается высокой. В этой связи стоит социальная проблема по поиску, разработке и внедрению современных, эффективных технологий, позволяющих улучшить и ускорить процесс обучения плаванию.
Проблема оптимизации программно-методического обеспечения обучения детей дошкольного возраста плаванию рассматривалась разными исследователями. Но прикладной аспект плавательной подготовки школьников изучен недостаточно, что свидетельствует об актуальности нашего исследования.
В системе физического воспитания плавание представлено как: массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет; массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха населения; средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны; вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений (Н.Ж. Булгакова, 2001).
Анализ исследований свидетельствует о низком проценте детей, умеющих плавать, объясняется тем, что общепринятая методика обучения, малоизменившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные научные идеи и разработки ведущих ученых и специалистов в области плавания: Т.М. Абсалямова, Н.Ж. Булгаковой, СМ. Вайцеховского, А.А. Гужаловского, Д.Е. Каунсилмена, З.П. Фирсова и других авторов.
Анализ существующих методик выявил значительное разнообразие подходов к формированию плавательного навыка и решению задач оздоровления дошкольников. Причем, вопросам совершенствования процесса обучения плаванию уделяется значительно большее внимание (В.А. Аикин, И.А. Большакова, Е.К. Воронова, В.Ю. Давыдов, Т.И. Осокина, Т.А. Протченко и др.).
При начальном обучении применяются и облегченные, и неспортивные способы. Однако традиционно по сей день для начального обучения широко используется параллельно-последовательное освоение двух сходных по структуре способов плавания: кроля на груди и кроля на спине. Эта авторская методика и программа рекомендуется для использования на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, главным образом в старших и подготовительных к школе групп. К особенностям этой методики относятся: обучение упрощённым способам плавания; выполнение на суше упражнений, помогающих освоить плавательные движения; широкое использование так называемых приёмов непосредственного воздействия, поддержки и помощи; использование упражнений с ластами.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о стабильности тенденции снижения уровня здоровья детей дошкольного возраста, выражающейся в высоком проценте их заболеваемости, снижении уровня физического развития и подготовленности, в том числе и среди детей, занимающихся плаванием в условиях детского сада (В.К. Бальсевич, A.A. Горелов, A.B. Гарцуев, А.Г. Трушкин, и др.).
Методика ускоренного обучения плаванию является достаточно эффективной, т.к. сокращает до минимума время формирования умения плавать, быстро осваиваются остальные спортивные способы, увеличивается проплываемое расстояние избранным и другими способами. Также она направлена на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.
Вышеизложенное послужило основанием для формулирования проблемы, цели, объекта и предмета, задачи исследования.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу ускоренного обучения плаванию, позволяющую улучшить физическое состояние детей дошкольного возраста...
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Кроме того, плавание - это одно из важнейших средств физического воспитания. Обучение плаванию детей осуществляется в спортивных школах, общеобразовательных школах, а также в других учреждениях дополнительного образования. В настоящее время существует большое количество разнообразных методических программ обучения плаванию детей различного возраста. Кроме того, плавание является важнейшим средством, используемым в целях закаливания организма и укрепления здоровья детей и взрослых.
Успешнее всего навыки плавания осваиваются в детском возрасте. Наиболее благоприятным для этого периодом является старший дошкольный возраст.
Анализ современных методик обучения плаванию детей разного возраста показал, что существует значительное число исследований в данной области, разработан ряд программ, посвященных ускоренному обучению плавания детей
Методика ускоренного обучения плаванию позволяет ускорить процесс освоения детьми навыков плавания в более короткие сроки по сравнению с традиционными методиками.
Применение программы ускоренного обучения плаванию оказывает благоприятное воздействие на развитие функциональных систем организма. Таким образом, проанализировав полученные данные, можно наблюдать, что занимающиеся по программе ускоренного обучения плаванию опережают детей, занимавшихся по традиционной программе, по уровню развития функциональных систем организма. Использование программы ускоренного обучения плаванию возможно для ознакомления с водой, для развития умения держаться на воде, для освоения простейших элементов техники, упрощенных способов плавания.
Программа ускоренного обучения оказывает благоприятное воздействие на развитие детского организма, значительно повышает его функциональные возможности, способствует закаливанию и укреплению организма, поэтому детям, прошедшим курс обучения по данной программе может быть рекомендовано продолжение занятий спортом, возможно, другим видом.
1. Аикин В.А. Обучение плаванию детей дошкольного возраста: методические рекомендации/В.А. Аикин, А.Д. Котляров. -Омск: ОГИФК, 1988.-53 с.
2. Алабин Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника: Учеб. пособие. -Мурманск, 1998. -114 с.
3. Александрова Е.А. Влияние физических нагрузок на антропометрические показатели детей старшего дошкольного возраста.// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - № 1 (3). - С. 294-296.
4. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый
дошкольник: Социально-оздоровительные технологии XXI века. /- М.;
АРКТИ, 2001. - 80 с.
5. Апанасенко Г. П. Физическое развитие детей и подростков. -Киев: Здоров' я, 2015. -77 с.
6. Афанасьев, В.З. Игры в обучении плаванию / В.В. Афанасьев. М.: ГЦО-ЛИФК, 1983.-12 с.
7. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления. // Дошкольное воспитание. № 6 2008 г.
8. Беликова, Н.Л. Современное состояние физического развития и здоровья детей старшего дошкольного возраста/Н.Л. Беликова, А.И. Семейкин//ОГИФК. Спортивная и оздоровительная направленность занятий лыжным спортом: межвузовский сборник научных трудов. -Омск: ОГИФК, 2001. -С. 84 -88
9. Большакова, И.А. Маленький Дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений/Н.А. Большакова. -М.: АРКТИ, 2005. -24 с. (Развитие и воспитание)
10. Борисова Л. Нетрадиционные методы оздоровления
дошкольников/Л. Борисова, Л. Картавых//Дошкольное воспитание. -1996. - №10. -С. 15 -16
11. Бочарова Н. П. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек//Дошкольное воспитание. - 1997. -№ 12. -С. 72-75.
12. Буданова Е.А., Селиванов В.М., Долгушин А.М. Игровой метод обучения в обучении плаванию детей дошкольного возраста.// Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-2 (60). С. 79-82.
13. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. -М.: Физкультура и спорт, 2000. -86 с.
14. Булгакова Н.Ж. Плавание. -М.: Физкультура и спорт, 2001. -306 с.
15. Буллах И.М. Плавание от рождения до школы/И.М. Буллах. -Минск: Полымя, 1991.-105 с....102