ГЛАВА 1. СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА КАК ВИД ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ 6
1.1 История спортивной ходьбы как легкоатлетического вида спорта 6
1.2 Основы техники спортивной ходьбы 12
1.3 Средства и методы обучения технике спортивной ходьбы 22
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Задачи исследования 31
2.2 Методы исследования 31
2.3 Организация исследования 33
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 35
3.1 Возрастные особенности построения учебно-тренировочного процесса спортсменов 12-13 лет 35
3.2 Организационно-методические основы учебно-тренировочного процесса ходоков 12-13 лет 39
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В последние годы спортивная ходьба в России стала одним из видов спорта, стабильно приносящим медали различного достоинства за высокие спортивные результаты на крупных международных соревнованиях.
Поэтому современное развитие спортивной ходьбы и не только на этапе высшего спортивного мастерства, но и на этапе подготовки юных спортсменов заставляет совершенствовать учебно-тренировочный процесс.
При этом надо отметим, что юношеский спорт в нашей стране – это не только база подготовки спортивного резерва: достижения юных спортсменов в современном спорте выходят на достаточно высокий спортивный уровень. В этой связи тренерско-преподавательскому составу необходимо правильно подбирать, дозировать и сочетать большое многообразие средств и методов общей и специальной физической, технической и других видов подготовки, определять направленность и величину нагрузки, а также учитывать индивидуальные особенности физического развития юных спортсменов.
Отсюда можно сделать вывод, что учебно-тренировочному процессу юных спортсменов необходимо уделять достаточно большое значение, так как именно в этом возрасте закладывается основной фундамент будущих спортивных достижений в который, с одной стороны базовой основой ложится оптимальное соотношениесредств общей и специальной подготовки, в рамках полномерного использования сенситивных периодов для формирования двигательных качествзанимающихся, с другой стороны возможность избежать ранней спортивной специализации и истощения функциональных резервов организма начинающих спортсменов.
При этом также отмечено, что современный учебно-тренировочный процесс опирается на методические подходы, которые уже с достаточным промежутком во времени, разработанные для лыжников, биатлонистов, бегунов и представителей других циклических видов спорта на выносливость. Такая ситуация не позволяет учитывать специфические закономерности спортивной подготовки спортсменов, что снижает её эффективность.
Многочисленные исследования в сфере спортивной тренировки выявляют различные закономерности, представляющие собой объективные существенные связи, зависимости и отношения в сфере деятельности, которые в итоге обусловливают её исход.
Современное развитие спортивной ходьбы на этапе высшего спортивного мастерства заставляет совершенствовать учебно-тренировочный процесс юных спортсменов.
В настоящее время идёт поиск оптимальных средств и методов, которые позволят наиболее полно реализовать потенциал юных спортсменов. К примеру, работа С.К. Бондаренко и А.М. Шимко посвящены обоснованию современных направлений развития методики тренировки в спортивной ходьбе. Также отмечается повышение значения специализированой подготовки на этапе высшего спортивного мастерства.
Тренер должен руководствоваться общепедагогическими принципами, разработанными в теории и методике физического воспитания, юношеского спорта и спортивной тренировки. При этом тренер всегда учитывает специфические закономерности, которые проявляются конкретно в этом виде спорта.
Актуальность настоящей работы определяется возросшими требованиями к спортивно-технической подготовленности спортсменов в спортивной ходьбе, необходимостью обучения рациональной технике передвижения, выявлению и устранению слабых звеньев в технической подготовке спортсменов разной спортивной квалификации и поиску наиболее эффективных методических подходов в учебно-тренировочном процессе спортсменов.
Цель педагогического исследования.На основе анализа научно-исследовательской и методической литературы, а также передового отечественного опыта работы тренерско-преподавательского состава, педагогически обосновать и методически показать возможные пути обучения и совершенствования технического мастерства юных спортсменов определяясь при этом основными принципами обучения технике спортивной ходьбы, руководствуясь которыми можно добиться высокой спортивной результативности....
1. Анализ научно-исследовательской и методической литературы показал, что история развития спортивной ходьбы как легкоатлетического вида спорта, непосредственно связана с многочисленными изменениями, как в правилах проведения соревновательной деятельности, так и в особенностяхформирования физической и технико-тактической подготовленности спортсменов различного уровня за последние десятилетия, что непосредственно сказывается на достижениях российских скороходов на соревнованиях, как общероссийского, так и мирового масштаба.
2. Педагогически обоснованныособенности обучения технике спортивной ходьбы, на основе выделения, как общих, так и основных принциповформирования двигательных способностей занимающихся.
3. Методически показана эффективность использования современных подходов обучения техники спортивной ходьбы на этапах годичного цикла подготовки, на основе разработок начального формирования двигательного спортивно-технического мастерствас последующим его совершенствованием на примере юных спортсменов 12-13 лет(А.Н. Воеводин, А.А. Абакумов 2014 г.).
Примечание: На основе вышеизложенного нами были определены основные принципы построения спортивной тренировки в спортивной ходьбе юных спортсменов.
На этапе начальной специализации в спортивной ходьбе общую и специальную подготовку необходимо объединить в различные тренировочные блоки. Известно, что прочная база разносторонней физической подготовки на начальных этапах позволяет юному спортсмену в дальнейшем добиться высокого уровня спортивно-технического мастерства. На практике такое положение реализуется в виде смешанного использования средств общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), т.е. в течение одного занятия или микроцикла одновременно решаются задачи совершенствования общей и специальной физической подготовленности.
Техническая подготовка должна быть приоритетной по отношению к физической подготовке. Из всех видов ходьбы, спортивная ходьба наиболее сложна по технике ее исполнения, но вместе с тем она и самая эффективная.
Спортивная ходьба, как показывает практика сегодняшнего дня, предполагает использование в больших объемах средств, направленных на совершенствование технической подготовленности. Это спортивная ходьбавыполняемая с интенсивностью 5 - 6 мин/км и специальные упражнения скорохода. Такая интенсивность выполнения упражнений позволяет спортсменам плавно переходить от обычной ходьбы к спортивной. При этом средства, отрицательно влияющие на технику спортивной ходьбы, должны строго дозироваться. Это прежде всего спортивные и подвижные игры, используемые в больших объемах, особенно на начальных этапах формирования двигательного потенциала, упражнения с отягощениями с неконтролируемым «натуживанием», многочисленные прыжковые упражнения разной направленности (в высоту, длину, глубину и т.д.).
Средства для совершенствования скоростных и силовых способностей должны быть специфичными. Обеспечивая гармоничное физическое развитие юных скороходов, необходимо кроме выносливости должное внимание уделять совершенствованию их скоростных и силовых двигательных качеств. При этом следует помнить о том, что в современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим развитием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность учебно-тренировочного процесса в конкретном виде спорта....
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов: Учебное пособие. Харьков: Основа, 1993.
2. Богословский В. Физическая культура: пробное учебное пособие для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 1988.
3. Бокк Е. Упражнения на выносливость - программа здоровья. М.: ФиС, 1984.
4. Болотников П. Книга легкоатлета. М.: ФиС, 1974.
5. Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. М.: ФиС, 1972.
6. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1980.
7. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. М.: Терра-спорт, 2000.
8. Высочин Ю.В., Лукьянов В.В. Активнаясаморелаксация и саморегуляция в спорте: Монография / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 85 с.
9. Гайс И.А. Учись ходить быстро. М.: ФиС, 1986. - 110 с.
10. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 - Физ. культура: доп. Умо по спец. пед. образования / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. М.: AKADEMIA, 2005. - 464 с.
11. Жордочко Р.В., Полищук В.Д. Легкая атлетика: Учебное пособие. К.: Вищашк., 1994.
12. Колесников А.А. Педагогические условия повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юношей на этапе начальной специализации в спортивной ходьбе: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1999. - 20 с.
13. Куду Ф.О. Легкоатлетические многоборья. М.: ФиС, 1981.
14. Легкая атлетика: правила соревнований. М.: Терра - спорт, 2005.
15. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования. М.: 4-й филиал Воениздата. 1997. 304 с....30