ВВЕДЕНИЕ 3 - 4
ГЛАВА I. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ШКОЛЕ 5 - 28
1.1 К вопросу о соотношении терминов «внеклассная работа» и «внеурочная деятельность» 5 - 9
1.2 Значение внеклассной работы 10
1.3 Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку 10 - 11
1.4 Принципы организации внеклассной работы по русскому языку..11- 19
1.5 Содержание внеклассной работы по русскому языку 19 - 21
1.6 Формы и виды внеклассной работы по русскому языку 21 - 24
1.7. Эффективные методы организации внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС 25 - 26
Выводы по I главе 27 - 28
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ 29 - 47
2.1 Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности 29 - 33
2.2 Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы 33 - 36
2.3 Модель организации и проведения недели русского языка в МБОУ
«Сибирская средняя общеобразовательная школа» 36 - 46
Выводы по II главе 46 - 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49 - 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Внеурочная работа по русскому языку, как и по любой другой школьной дисциплине, является неотъемлемой частью учебно¬воспитательного процесса и представляет собой «обязательный элемент нормально организованной работы школы». Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. В опыте передовых школ внеклассная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках, что является актуальностью данного исследования.
Новизна исследования заключается в том, что в работе представлена методика организации и проведения Недели русского языка в МБОУ «Сибирская средняя общеобразовательная школа».
Объектом данного исследования является внеурочная деятельность по русскому языку.
Предметом данного исследования является: выявление эффективных методов и приемов организации внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС.
Цель данной работы - выявить эффективные методы и приемы организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практику учителей русского языка при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.
Исходя из обозначенной цели, нами ставятся следующие задачи:
- изучить учебную литературу по предмету исследования;
- систематизировать учебный материал;
- определить значение внеклассной работы по русскому языку;
- раскрыть основные цели и задачи внеклассной работы;
- рассмотреть основные принципы организации внеклассной работы;
- определить содержание внеклассной работы по русскому языку;
- познакомиться с разнообразными формами и видами внеклассной работы;
- выявить эффективные методы и приемы организации внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС;
- рассмотреть методику организации и проведения Недели русского языка в МБОУ «Сибирская средняя общеобразовательная школа».
Гипотеза исследования - хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: теоретические: анализ литературы; изучение сведений; прогнозирование; сравнение; эмпирический метод: моделирование.
Теоретической базой исследования являются работы следующих методистов: Бориса Трофимовича Панова (1980), Николая Николаевича Ушакова (1985), Алексея Васильевича Текучева (1980), Михаила Трофимовича Баранова (1990), Лидия Александровна Тростенцова, Маргарита Михайловна Разумовская.
Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Внеклассная работа по русскому языку решает образовательные и воспитательные задачи.
Успех обучения русскому языку может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий.
Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвязи с уроками русского языка и строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся, а также на основе принципа коммуникативности — основополагающего принципа обучения русскому языку.
Единой программы по внеклассной работе не существует в силу ее специфики: она отражает текущие интересы учащихся.
Внеклассная работа дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Она имеет также большое воспитательное значение.
Неделя русского языка - это праздник длиною в пять учебных дней.
Главный отличительный признак использования нестандартных заданий при проведении Недели русского языка - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.