Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ 6
1.1 Соревновательная деятельность как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Психологическая характеристика соревновательной деятельности в спортивной гимнастике 11
1.3 Особенности соревновательной деятельности на вольных упражнениях 19
1.4 Психологическая подготовка в спортивной гимнастике 28
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИИСЛЕДОВАНИЯ 41
2.1 Задачи исследования 41
2.2 Методы исследования 41
2.3 Организация исследования 46
ГЛАВА 3. Исследование эффективности программы и психолого-педагогических условий, повышающих психологическую устойчивость гимнастов на вольных упражнениях 47
3.1 Программа психологической подготовки гимнастов к выступлению на вольных упражнениях 47
3.2 Результаты педагогического эксперимента 74
ВЫВОДЫ 87
Список использованных источников 89
ПРИЛОЖЕНИ 1 94
ПРИЛОЖЕНИ 2 103
ПРИЛОЖЕНИ 3 105
Актуальность исследования. Спортивная гимнастика, связан с преодолением психически весьма сложных и утомительных состояний, решающих успех или неудачу как на соревнованиях в целом, так и на отдельных видах гимнастического многоборья. Нередко субъективные проблемы оказываются гораздо более существенными, чем объективные причины, осложняющие работу спортсмена в вольных упражнениях.
Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин [1], Ю.К. Гавердовским [3], В. М. Смолевским [4], указывают не только на сложность выполнения технических акробатических действий, связок и всей композиции в целом, но и на особенности психики спортсмена, проявления психических функций и психологических качеств необходимых для успешного выступления в вольных упражнениях. Как показывает практика многие гимнасты на соревнованиях, обладая достаточным техническим и физическим потенциалом не могут выйти на основные параметры своей комбинации и показать запланированный результат, несмотря на то, что в учебно-тренировочном процессе осуществляется моделирование соревновательных условий. При выполнении контрольных попыток на соревнованиях гимнасты испытывают эмоциональное перевозбуждение, незнакомые им ощущения и т.п., что приводит к нарушению собственного эмоционально-волевого контроля и нарушению сформированного стереотипа движений.
Мы считаем, что существующая технология многомерного педагогического моделирования соревновательной деятельности в целом и конкретно в вольных упражнениях осуществляется без превышения основных параметров высокой результативности (повышения вестибулярной устойчивости, повышения эмоционально-волевой устойчивости и т.д.). Для разработки психологической программы подготовки гимнастов в вольных упражнениях, основанную на повышение основных параметров высокой результативности, тренерам необходимо знать психологические особенности личности гимнаста, влияющие на успешное выступление. Спортсмен должен целенаправленно совершенствовать психологическую составляющую своего мастерства, работая над собой вместе с тренером по программе психологической подготовки.
Кроме того, анализ соревновательной деятельности гимнастов в вольных упражнениях показал, что в 50% случаях оценки, полученные на соревнованиях, оказываются ниже запланированных (на 0,4-0,9 балла), а в 24% случаях из них гимнастами были допущены грубые ошибки, за что последовали сбавки в 1 балл и более [1].
Е. Козлова и В. Колюхова, изучавшие причину неудачных выступлений, выделяют закономерные «срывы» (неудачные выступления, зависящие от неправильной техники или низкого уровня функциональных возможностей) и случайны. Случайные срывы более многочисленны – 85% анализируемых выступлений гимнастов. Они, как правило, связаны с нарушением психической регуляции: несосредоточенностью, сильными эмоциональными напряжениями, нарушением двигательного стереотипа и т.п. [9] Таким образом, ошибки в выступлениях на вольных упражнениях у гимнастов случаются часто и требуют анализа причин и построения специальной психологической программы подготовки на этом виде гимнастического многоборья
Объект исследования - соревновательная деятельность в гимнастике.
Предмет исследования - психологическая подготовка в гимнастике.
Цель исследования - разработать психологическую программу подготовки гимнастов в вольных упражнениях, основанную на повышение основных параметров высокой результативности.
Гипотеза исследования - программа психологической подготовки гимнастов в вольных упражнениях, основанную на повышение основных параметров высокой результативности, позволит повысит психологическую устойчивость, если....
. Для успешного выступления на вольных упражнениях гимнаст должен обладать высоким уровнем восприятия и концентрации внимания, что определяется свойствами нервной системы, такими как: уравновешенность нервных процессов - позволяет параметры движений оставлять относительно неизменными; подвижность нервной системы - позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям соревнований; сила нервной системы способствует психической устойчивости спортсмена на соревнованиях.
Гимнаст должен обладать смешенным типом темперамента, где преобладают черты сангвиника или холерика (быстро приспосабливается к соревновательным условиям, психически устойчив, уравновешен, способен к высокому уровню концентрации внимания).
2. Программа психологической подготовки гимнастов для повышения психологической устойчивости гимнастов на вольных упражнениях включает базовую, специальную психологические подготовки, а также методические приемы управления психическим состоянием гимнастов на соревнованиях и перед попыткой.
Отличительными особенностями программы психологической подготовки является:
- создание многообразия соревнований условий с целью приобретения широкой адаптации гимнастом к выступлению на вольных упражнениях;
- создание условий, превышающих соревновательные параметры: выполнение комбинаций без разминки в процессе специальной психологической подготовки; неожиданный вызов или задержка вызова для выполнения комбинации; выполнение комбинаций в неблагоприятных условиях;
- в процессе базовой психологической подготовки: создание соревновательных условий только на вольных упражнениях; выставление оценки за комбинацию гимнастом совместно с судьями;
- наличие многообразие приемов управления психическим состоянием перед попыткой.
3. В процессе реализации программы психологической подготовки, гимнасты научились определять свою степень эмоционального напряжения и в соответствии с этим применять предложенные нами методические приемы управления своим психическим состоянием. В итоге на соревнованиях в 2024 году гимнасты показали средние результаты за выступление на вольных упражнениях 12,5 балла, что всего на 0,2 балла ниже запланированных. По показателям, отражающих эмоциональную напряженность, гимнасты показали высокий уровень – идеомоторного представления комбинации (1,2 сек.), средний уровень нарушения координации движений (2 ошибки). И смогли научиться управлять своим эмоциональным возбуждение, о чем свидетельствуют показатели пульса. В среднем показатель пульса на соревнованиях в 2024 году 118 уд./мин. Пульс нормализовался, приблизился к рабочему пульсу тренировок, что свидетельствует об адаптации гимнастов к соревновательным условиям, повышении уровня психологической устойчивости за результат выступления на вольных упражнениях. Это естественным образом отразилось на стабильности и надежности выполнения соревновательных комбинаций. В среднем коэффициент надежности выступлений на вольных упражнениях повысился с 72% до 83%.
1. Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. М.: Физкультура и спорт, 2004. 328 с.
2. Барановский В.А. Теория спортивных соревнований: Учебное пособие. Омск, 1985. 38 с.
3. Батаршев А. В. Диагностика пограничных психических расстройств личности. М.: ИИП, 2004. 126 с.
4. Богомолов А.П., Каракашьянц К.С., Козлов Е.Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.: Физкультура и спорт, 1974. 80 с.
5. Всероссийская обязательная программа I, II, III юношеских разрядов и 3 взрослого для ДЮСШ по спортивной гимнастике. утверждена главным тренером сборных команд России по спортивной гимнастике А.Ф. Родионенко с 2013 г. URL: http://sdushor.ru/docs/ob.pr.yunosheskaya.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
6. Всероссийская обязательная программа 1-2 взрослых разрядов и КМС для ДЮСШ по спортивной гимнастике утверждена главным тренером сборных команд России по спортивной гимнастике А.Ф. Родионенко с 2013 г. URL: http://sdushor.ru/docs/ob.pr.yunosheskaya.pdf (дата обращения: 15.10.2022).
7. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.
8. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. М.: Терра-Спорт, 2002. 291 с.
9. Гимнастика в трех измерениях / В.М. Смоленский [и др.]. М.: Физкультура и спорт, 1979. 248 с.
10. Гимнастическое многоборье: Мужские виды /Ю.К. Гавердовский [и др.]. М.: Физкультура и спорт. 1987. 480 с.
11. Григорьянц И.А. Психологическая подготовка юных гимнастов: Методическая разработка для студентов академии РГАФК. М.: РГАФК, 1993. 41 с.
12. Григорьянц И.А. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию: Методические рекомендации. М., РГАФК, 1992. 26 с.
13. Григорьянц И.А. О перспективах развития психологии спорта //Теория и практика физической культуры. 1997. № 5. С. 12–14.
14. Григорьянц И.А. Проблема готовности к соревнованию в спорте //Теория и практика физической культуры. 1999. № 4. С. 32, 37.
15. Григорьянц И.А. Проблема готовности и организации предсоревновательной подготовки в гимнастике //Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. С. 22–26.....51