Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1. Сущность понятия качества образования 11
1.2. Нормативно-правовая база регламентирующая качество образования и управление качеством образования 18
1.3. Субъектность обучающихся в качестве образования 31
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ОНЫТНО-НОИСКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ МОНИТОРИНГ СУБЪЕКТНОГО АНАЛИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 37
2.1. Опытно-поисковая работа 37
2.2. Проведение констатирующего эксперимента и его итоги 43
2.3. Проведение промежуточно-преобразующего эксперимента .... 46
2.4. Проведение формирующего эксперимента и его итоги 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета «Самооценка уровня удовлетворенности обучающихся» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты констатирующего эксперимента 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Круглый стол 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты формирующего эксперимента 112
Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями между тем, что носителями качества образования являются обучающиеся, но они не подготовлены адекватно к выполнению роли организатора мониторинга субъектного анализа качества образования.
Актуальность проблемы исследования на научно-теоретическом уровне определяется расхождениями во взглядах различных исследователей. Существуют различные подходы к определению понятия качество образования, которые рассмотрены в работах Ильенковой С.Д., Ильенковой Н.Д., Мхитаряна В.С., Сучковой Л.А., Звонникова В.И., Короткова Э.М., Поташника М.М., Селезневой Н.А. В рамках изучения материалов можно увидеть, что возникает противоречие в толковании понятия «качество образования». Сучкова Л.А. рассматривает качество образования как субъектную деятельность, а Поташник М.М., как объектную деятельность.
Большой интерес для работы представляют результаты исследований теории качества образования и теории управления качеством образования Селезневой Н. А., Субетто А. И., Панасюка В. П., Трапицына С. Ю.
В области мониторинга образования и способов его внедрения в систему высшего профессионального образования, для нашего исследования важными являются исследования Звонникова В.И., Короткова Э.М., Поташника М.М., Майоров А.Н. и др. Также в рамках исследования для нас представляет интерес, какие показатели качества образования выделяют авторы (Ильенкова С.Д., Звонников В.И., Поташник М.М., Загвязинский В.И. и др.). Изучив исследования данных авторов, можно сделать вывод, что они выделяют одинаковые критерии качества образования, только формулируют по-разному.
Актуальность на научно-методический уровень обусловлена тем, что цели, принципы, методы, формы субъектного анализа качества образования методически не разработаны и не реализуются в реальном образовательном процессе.
Ключевые понятия исследования: качество образования, субъектный анализ, бакалавр профессионального обучения, мониторинг.
Состояние исследуемой проблемы:
В данном контексте возникает ряд противоречий, несоответствий и недостатков:
- между общественной потребностью в качественном высшем образовании и недостаточной разработанностью способов и методов оценки качества образования самими обучающимися;
- между высокими требованиями к обучающимся, как к субъектам образовательного процесса в плане качества диагностической и самодиагностической деятельности и низким уровнем проявления субъективности обучающихся, что снижает качество образования;
- между ростом стремления к самостоятельному развитию и ответственности образовательных организаций за качество образования и недостаточной разработанностью концептуальных основ оценочной деятельности, которые позволят получить объективные результаты;
- между формальными признаками качества образования как ценности и отсутствием осознания ценности качества образования самими студентами;
- между потребностью высшего профессионального образования в непрерывной целостной системе оценки качества образования и недостаточной разработанностью методологических, теоретических и методико-технологических основ для ее создания;
- между требованиями общества и государства на формирование компетентной саморазвивающейся личности и размытостью установок студентов на получение качественного образования.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: недостаточная разработанность способов и методов оценки качества образования самими обучающимися.
На основе выявленных противоречий и проблем стало возможным сформулировать тему работы: «Мониторинг субъектного анализа качества образования бакалавров профессионального обучения»....
Образования в нашей стране постепенно переходит к свободному рынку образовательных услуг, в котором каждая образовательная организация получила большую автономию и ответственность в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Осуществление этого процесса невозможно без создания системы оценки качества образования, которая должна соответствовать международным стандартам.
Большой интерес для работы представляют результаты исследований теории качества образования и теории управления качеством образования Селезневой Н. А., Субетто А. И., Панасюка В. П., Трапицына С. Ю. В области мониторинга образования и способов его внедрения в систему высшего профессионального образования, для нашего исследования важными являются исследования Звонникова В.И., Короткова Э.М., Поташника М.М., Майоров А.Н. и др. Также в рамках исследования для нас представляет интерес, какие показатели качества образования выделяют авторы (Ильенкова С.Д., Звонников В.И., Поташник М.М., Загвязинский В.И. и др.). Изучив исследования данных авторов, можно сделать вывод, что они выделяют одинаковые критерии качества образования, только формулируют по-разному.
Определение «качества образования» можно встретить в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации». В этом документе говорится, что качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
После вступления России в болонский процесс в России началась работа по формированию независимой системы оценки качества образования. Это закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики», где говорится, что нужно обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.
В связи с присоединением Российской Федерации к Лиссабонской конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, необходимо иметь пять уровней оценки качества образования - международный, федеральный, региональный, институциональный, индивидуальный, вытекающих из обязательств, которые берет на себя страна в процессе осуществления государственной образовательной политики.
Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает совокупность процедур, которые относят к элементам государственной системы качества образования: лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль качества, независимая оценка качества образования, мониторинг качества образования. Также в Российский Федерации активно развивается оценка качества образования самими обучающимися. В первой главе мы говорили о том, что потребители образовательных услуг неразрывно связанны с качеством образования. В последние годы в нашей стране развивается внутренняя оценка качества образования, выражающая мнение обучающихся образовательных организаций в качестве получаемых образовательных услуг...
1. Абульханова-Славская К.А. Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 8 - 30.
2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1982. - С. 190.
3. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование. - М.: Сов. педагогика, 1990. - С. 23 - 27.
4. Белоус В.А. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: учебно-методическое пособие. - СПб: СПбГУИТМО, 2005. - С. 72.
5. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 22 - 31.
6. Бурцев А.К., Звонкова В.А. Болонский процесс. Основополагающие материалы. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 56-71.
7. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М.: Аргус, 1994. - С. 76-81.
8. Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. - М.: Аргус, 1991. - С. 61-64.
9. Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива. - М.: Аргус, 1992. - С. 43-35.
10. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицып С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 154.
11. Бадеева Е. А. Университетское планирование в рамках процессного подхода. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - С. 73-79.
12. Ефремова Н.Ф., Склярова Н.Ю. Логистические процессы в образовании. Теория и практика в управлении качеством обучения. - М.: Национальное образование, 2014. - С. 114 -121.
13. Закон СССР «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» [Электронный ресурс]: от 19.07.1973 г. №4536-8 // Правовые акты СССР. Режим доступа: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=1831(дата обращения: 10.06.2017)
14. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: МПСИ, 2005. - С. 45 - 56.
15. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Народное образование. - 2005. - № 3. - С. 25-30....(69)