ВЕРИФИКАЦИЯ АДЕКВАТНОСТИ САМООЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ АРХИВНЫЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ» НА ПРИМЕРЕ БАКАЛАВРОВ ДОКУМЕНТОВЕДОВ И АРХИВОВЕДОВ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ВЕРИФИКАЦИИ В САМООЦЕНКЕ И ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ АРХИВНЫЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ» 9
1.1. Сущность метода верификации и возможности его использования в системе образования 9
1.2. Компетентностный и личностный подходы в профессиональной подготовке работников архивных служб 19
1.3. Сущность, содержание и структура профессиональной компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях» 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕРИФИКАЦИИ В ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ АРХИВНЫЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ»
2.1. Общая характеристика методики оценки сформированности профессиональной компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях» на основе использования метода верификации 47
2.2. Результаты использования метода верификации при оценке сформированности профессиональной компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях» 60
2.3. Рекомендации по формированию профессиональной компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях» на основе использования метода верификации при оценке ее сформированности 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется противоречием между уровнем самооценки и сформированностью профессиональной компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях». Существует необходимость создания на всех предприятиях, включая малые и даже - микропредприятия, архивных служб. Между тем выпускники учреждений высшего образования не выполняют этой деятельности либо из-за недостаточной сформированности профессиональной компетенции, либо из-за низкой самооценки. Появляется проблема поиска причины неготовности выпускников к осуществлению деятельности по созданию архивов, которая кроется в технологической или личностной подготовке специалистов.
Разрешить данное противоречие и определить причину низкой готовности выпускников к выполнению деятельности по созданию архивов возможно при использовании метода верификации эмпирических данных.
Актуальность на научно-методическом уровне связана с нечетким определением понятия «профессиональная компетенция», с неопределенностью содержания компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях», не четким определением личностных качеств, которые значимы для профессиональной деятельности, в которые самооценка не включена. Между тем, оценка сформированности компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях», возможна только при полном раскрытии совокупности действий, необходимых для решения данной профессиональной задачи. И во многом, качество деятельности по созданию архивов во многом зависит от уровня самооценки специалиста. С научной точки зрения такая связь не рассматривается.
Актуальность на научно-методическом уровне вызвана тем, что не разработана методика многоактного исследования уровня сформированности компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях», Содержание образовательной программы строится без должного обоснования содержания компетенции, не раскрывая индикаторы ее сформированности.
Ключевые понятия исследования: верификация, компетенция, профессиональная компетенция, создание архивных служб в организациях.
Состояние исследуемой проблемы: выполненные исследования не раскрывают в полной мере проблему верификации сформированности компетенции «способность создавать архивные службы в организациях», поэтому возникает ряд противоречий между:
- теорией и практикой в профессиональном образовании бакалавров - документоведов;
- образовательными программами ВУЗов и требованиями к выпускникам, предъявляемыми работодателями;
- трактовками понятий «компетенция» и «компетентность» в образовательных программах, предусматривающих освоение компетенций, направленных на создание архивных служб.
На основе анализа актуальности данной магистерской диссертации, выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования, заключающаяся в научном обосновании и реализации метода верификации сформированности компетенции у бакалавров документоведения и архивоведения «способность создавать архивные службы в организациях» для совершенствования профессиональной подготовки данного направления.
Актуальность, недостаточная теоретическая, методическая разработанность сформулированной проблемы, а также потребность в разработке педагогических инструментов, обеспечивающих формирование профессионально компетенции у будущих бакалавров документоведения и архивоведения, предопределила выбор темы исследования: верификация адекватности самооценки сформированности компетенции «способность создавать архивные службы в организациях» в профессиональном образовании (на примере бакалавров документоведов и архивоведов)....
Итак, на основании проведенного исследования, и в соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы.
1. Сущность метода верификации заключается в представлении собой прикладного и общенаучного значения, являющегося связующим звеном между разработкой научных теорий, выдвижении гипотез с их практическим применением. Возможность его использования в педагогических исследованиях довольно широка: начиная от верификации формулируемых гипотез и заканчивая проверкой моделей, концепций, технологий.
2. Понятие «компетенция» рассматривается как интегративная целостность знаний, умений, навыков, отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма), номинальная шкала, совокупность способностей, совокупность стереотипов поведения. Термин «Профессиональная компетенция» сталкивается с проблемой подменой понятий. К примеру, одна из трактовок понятий больше подходит термину «компетенция»: совокупность знаний, умений, установок и форм поведения. Но все же уточняется, что особенностью понятия «профессиональная компетенция» является возможность его выявления через поведение и действия.
3. Компетентностный подход ориентирован на формирование компетенций (общекультурных, профессиональных и т.д.), прикладных умений, необходимых трудовых навыков для осуществления профессиональной деятельности. Личностно-ориентированный подход направлен на формирование и развитие личности, умении адекватно оценивать свои способности, нести ответственность.
4. Особенность профессиональной подготовки документоведов в России и за рубежом заключается в том, что, по большей части, система и содержание подготовки постоянно меняется, подстраиваясь под современные реалии. Остается неизменным одно: основа подготовки архивистов, направленна на формирование у специалистов комплекса профессиональных компетенций по учету, комплектованию, сохранности архивных документов. Отталкиваясь от этого, решается, как еще нужно обогатить профессиональную подготовку будущих архивистов для более качественного выполнения ими своих обязанностей. Также было выявлено, что за рубежом, в частности в США, в отличие от России, большее внимание уделяется развитием архивов организаций, так называемым, «бизнес-архивам». Степень важности таких архивов была отмечена еще в 20-х годах XX века. Первые курсы подготовки архивистов были именно для сотрудников таких архивов, в то время как в России готовились кадры, преимущественно, для государственных архивов. До сих пор существует проблема того, что недооценивают архивы организаций, а роль архивистов там низкая, практически ограниченная статусом технического обслуживания.
5. Сущность профессиональной компетенции «Способность создавать архивные службы в организациях» заключается не только в формировании у будущих специалистов необходимые навыки и умения, алгоритмы выполнения тех или иный действий для осуществления своей профессиональной деятельности, но также и систему личностных качеств, куда включен компонент самооценки, позволяющий грамотно оценивать свои возможности в условиях реальности.
6. Структура профессиональной компетенции «Способностью создавать архивные службы в организациях» включает в себя трудовые действия, являющиеся индикатором сформированности компетенции. Их выявление осуществляется на основе нормативно-правовой базы (к примеру, Профессиональный стандарт Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией, Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации (утв. Приказом Росархива от 13.02.2002 №16 и т.д.).
7. Методика верификация самооценки сформированности профессиональной компетенции «Способностью создавать архивные службы в организациях» представляет собой анкету, разделенную на три раздела (Уровень Самооценка, Знания, Умения) по три блока (Жизненный цикл документа, Управленческая деятельность, Научно-методическая деятельность) по 21 вопросу (основаны на трудовых действиях) в каждом.
8. Совершенствование профессиональной подготовки документоведов на основе результатов проведенного эмпирического исследования должна осуществляться в следующих направлениях. При самооценке готов, и нехватке знаний, необходимо усиливать теоретический блок учебной дисциплины. При самооценке готов, и нехватке умений, необходимо усиливать практический блок учебной дисциплины. При высоких показателях знаний и умений и неготовностью студента к выполнению действий необходимо работать с личностной самооценкой специалиста.
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200068733
2. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. термины и определения [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.edou.ru/enc/docs/detail. php?ID=27653&PAGEN_1=4
3. Основные Правила работы архивов организаций [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40984/205f565a02a7 3ec3cd8d17e36f40ec88a727e69b/
4. Профессиональный стандарт Специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180647/
5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт Высшего Образования 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_177398/
Литература:
1. Авдеева О. Н. Разработка моделей и алгоритмов диагностики и лечения ювенильных маточных кровотечений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razrabotka-modelei-i-algoritmov- diagnostiki-i-lecheniya-yuvenilnykh-matochnykh-krovotecheni-0
2. Ажермачева З. Н. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия введения народоведения в дошкольное образование: На материале практической реализации регионально-национального компонента [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-aspekty-i-organizatsionno- pedagogicheskieusloviya-vvedeniya-narodovedeniya-v
3. Айвазян С. Р. Применение биологических ДНК-микрочипов в этиологической верификации острых кишечных инфекций бактериальной природы [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/primenenie-biologicheskikh-dnk- mikrochipov-v-etiologicheskoi-verifikatsii-ostrykh-kishechnyk
4. Алиджанова С. Особенности верификации вирусного гепатита у пациентов с желчекаменной болезнью и выбор лечебной тактики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-verifikatsii-virusnogo-gepatita- u-patsientov-s-zhelchekamennoi-boleznyu-i-vybor
5. Аспект верификации [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //kursika.ru/doc597330. html
6. Баша Н. С. Методическое обеспечение верификации личности по индивидуальным особенностям сосудистого рисунка и геометрическим пропорциям лица человека в естественных условиях [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=r j a&uact=8&ved=0ahUKEwj n_bWN6pDUAhUC8RQKHa0uBvsQFggtMAE& url=http%3A%2F%2Fwww.dslib.net%2Fsys-analiz%2Fmetodicheskoe- obespechenie-verifikacii-lichnosti-po-individualnym-osobennostj am.html&usg=AFQj CNGjX4OBuKwPhNLfBy4w5ZNbn- i6Rw&sig2=UiNeiK6N2RpNfSjFfdikIg
7. Боярко Г. Ю. Стратегические отраслевые риски горнодобывающей промышленности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/strategicheskie-otraslevye-riski-gornodobyvayushchei-promyshlennosti
8. Быкова Е. С. Верификация укладки и контроль качества лечения методом дистанционной лучевой терапии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.spbstu.ru/dl/2/4317.pdf/download/4317.pdf?lang=en
9. Верификация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://center- yf.ru/data/stat/princip-verifikacii.php
10. Верификация [Электронный ресурс] Режим доступа: e-xecutive.ru/wiki/index.php/Верификация...(110)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ВЕРИФИКАЦИИ В САМООЦЕНКЕ И ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ «СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ АРХИВНЫЕ СЛУЖБЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ»