Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 7
1.2 Виды плоскостопия и его причины 11
1.3 Виды нарушений осанки и их причины 15
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Задачи исследования 24
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 28
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
3.1 Методика проведения оздоровительно-развивающей гимнастики для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста 32
3.2 Инновационные технологии: фитбол-гимнастика для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста 42
3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 49
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность темы. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО и другими законодательными актами здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В Концепции дошкольного воспитания так же подчеркивается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.
Человек с прямой спиной, с высоко поднятой головой, с лёгкой летящей походкой всегда выглядит молодым и красивым. Это обусловлено прежде всего правильной осанкой. Осанка служит показателем физической культуры и здоровья человека, это часть индивидуальности личности и выражение ее внутренней позиции. Красивая походка, хорошо развитая мускулатура, нормальные своды стоп, прямые ноги, подтянутый живот – далеко не каждый человек обладает этими качествами. Причиной тому – наиболее часто встречающиеся патологии опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки и плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся опущением её сводов. Неправильная осанка – состояние, которое проявляется нарушением физиологических изгибов позвоночника.
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.
В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях дошкольного учебного учреждения особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А. Шорина (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие. А по данным Министерства здравоохранения РФ, Министерства образования РФ, в различных регионах страны примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1-4 % от всего детского населения. Согласно данным исследований Васичкина В.И., «…плоскостопие является широко распространенной патологией и выявляется у 10% детей и 16,4% - взрослых; статические плоскостопия и плоско-вальгусные деформации стоп у детей в 4-6-летнем возрасте встречаются, соответственно, в 28 и 48 случаях на 1000 обследованных, а в возрасте от 7 до 18 лет количество их возрастает от 100 до 152 и от 149 до 194 случаев на 1000 обследованных» [9].
Анализ литературы по теме исследования, в том числе программ по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации (далее – ДОУ), показал, что для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста предусмотрены многие педагогические условия, но не обусловлены средства и методы решения данной задачи. Практический опыт педагогов позволяет сделать вывод, что занятия по физическому воспитанию не в полной мере обеспечивают формирование правильной осанки у детей и профилактику плоскостопия. Большинство рекомендаций по использованию профилактической направленности составлено на основе применяемых в лечебной физической культуре. В них недостаточно учитываются особенности образовательного процесса и часто смешиваются профилактика и коррекция различных нарушений опорно-двигательного аппарата....
Плоскостопие и нарушение осанки - нарушения чрезвычайно распространенные.
Чтобы убедится в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, также как и плоскостопие, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и всех внутренних органов. Даже при наличии предрасположенности к нарушениям их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и правильной поставки стопы выполнять упражнения, направленные на развитие опорно- двигательного аппарата.
На нарушение осанки, влияют несколько факторов одним из них, является плоскостопие. Нарушения осанки возникают не в зрелом возрасте, а еще в детстве. Поэтому очень важно внимательно относиться к здоровью ребенка.
Традиционные упражнения выполняются на жесткой опоре, а, следовательно, создают для детей большую ударную нагрузку на позвоночник и момент травмоопасности. Этого мы избежали благодаря занятиям на специальных эластичных мячах (фитболах). Мячи помогли придать занятиям новизну, благодаря им были созданы наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и поэтому нагрузка, приходящаяся на межпозвоночные диски, распределялась равномерно, также не уставали своды стопы от тяжести тела ребенка.
Методика проведения фитбол-гимнастики по своей направленности оправдывают цель – оздоровления детей с нарушением осанки и с плоскостопием. Но нельзя забывать, что эмоциональная сторона, особенно для детей, которым нравиться яркая окраска фитболов, оказывает большое влияние для более эффективного восприятия упражнений.
2. Выявлены особенности анатомически правильной стопы у детей дошкольного возраста. Анализ теоретико-практических основ по вопросу коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста позволил разработать и применить комплексы фитбол- гимнастики для дошкольников с данными диагнозами, с учетом возрастных особенностей. Изучена профилактика плоскостопия в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Анализ литературы выявил, что научно- методических источников по использованию упражнений фитбол- гимнастики для детей 6-7 лет для коррекции сколиоза и профилактики плоскостопия недостаточно, хотя упражнения фитбол-гимнастики используются в лечебной физической культуре.
3. Разработана и апробирована инновационная технология использования фитбол-гимнастики для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. В ходе эксперимента были получены результаты, свидетельствующие не только о положительном влиянии комплексов фитбол-гимнастики на коррекцию нарушений осанки и профилактики плоскостопия, но и об улучшении показателей физического развития и двигательной подготовленности. Изменения показателей антропометрических данных и силы мышечного корсета в экспериментальной группе превышают изменения показателей в контрольной группе. Это подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастики более эффективно воздействует на коррекцию осанки и коррекцию свода стоп, чем упражнения традиционной гимнастики.
1. Аверьянова, Н.И. Основы физиотерапии : учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д.:Феникс,2020. 213 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2021. 128 с.
3. Белая, Н.А. Лечебный массаж: учебник. М.: Сов. спорт, 2021. 272 c.
4. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2022. 218 с.
5. Бирюков, А.А. Спортивный массаж : учебник для студ. высш. учеб.заведений – М.: «Академия», 2020.576с.
6. Бобырь, А. И. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза: учебное пособие. М.: Юрайт-М, 2020. 229 с.
7. Болонов, Г. П. Физическое воспитание в системе коррекционно- развивающего обучения: учебник. М.: ТЦ «Сфера», 2023. 156 с.
8. Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ : учебник. М: Центр педагогического образования, 2022. 176 с.
9. Бубновский, С. М. 100 лет активной жизни, или Секреты здорового долголетия 1000 ответов на вопросы, как вернуть здоровье : учебник. Москва : Издательство «Э», 2021. 448с.
10. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: учебник. Москва, 2020. 512 с.
11. Вайнер, Э. Н. Валеология : учебник для вузов. М. : Флинта :Наука, 2021. 448 с.
12. Вайнер, Э.Н.Лечебная физическая культура: учебник. М. : Наука, 2021. 424 с.
13. Валик, Б. В. Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы // Физическая культура в школе. 2021. № 8.с.113
14. Васичкин, В.И. Справочник по массажу / В.И. Васичкин. – Спб.: Гиппократ, 2021. – 176с.
15. Власенко, С.Н. Гибкость – важный фактор здоровья: учебник. Минск: Слобода ,2022. 320 с....60