ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И
ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ 6
1.1. Особенности нормативно-правового регулирования в сфере
налогового законодательства, привлечение граждан к административной ответственности 6
1.2. Полномочия налогового органа по выявлению и предотвращению
административных правонарушений 14
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ ГРАЖДАН ЗА
НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 37
2.1. Пресечение административных правонарушений в сфере налогового
законодательства 37
2.2. Анализ, оценка статистики по налоговым правонарушениям и
совершенствование административно-правовых норм 47
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
1. Доходы облагаемые и не облагаемые НДФЛ 71
2. Поступления платежей по уровням бюджета 72
В последнее время проблема с нарушениями налогового законодательства становиться более актуальной. Неэффективный сбор налогов приводит к проблемам в бюджете РФ, что, в свою очередь, не позволяет решить многие социальные вопросы народного хозяйства, направить средства повышение качества жизни людей, на неотложные нужды в сфере здравоохранения, образования, культуры и др. Нестабильная экономическая ситуация в стране, усугубляющаяся кризисными явлениями, низкая финансовая дисциплина разных субъектов экономической деятельности, трудности в сборе таможенных платежей заставляют задуматься о нормах налогового законодательства, видах административных наказаний за их нарушение.
Соблюдение норм права во всех сферах деятельности может сделать Россию процветающей страной, где развитие экономики будет основано на мощном производственном потенциале, современных технологиях, эффективном использовании природных ресурсов. Администрирование в области налоговой политики доолжно быть подчинено достижению долгосрочных целей, среди которых важнейшим является повышение уровня жизни населения с учетом новых стандартов в организации рабочих мест, потребления и качества жизни россиян.
Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения, как граждан, так и должностных и юридических лиц. Для понимания пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.
Цель выпускной квалификационной работы:
Выявить нарушения налогового законодательства со стороны физических лиц, разобраться в налоговых правоотношениях между налоговым органом и гражданином, определить полномочия налоговых органов, проанализировать действующее законодательство и возможности его совершенствования.
Задачи ВКР:
- Особенности нормативно-правового регулирования граждан в налоговом законодательстве и привлечение их к административной ответственности;
- Полномочия налогового органа по выявлению и предотвращению административных правонарушений;
- Способы выявления и пресечения в налоговом законодательстве;
- Анализ и оценка эффективности административной ответственности граждан за нарушение налогового законодательства.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникшие в результате нарушений гражданами РФ норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере налогового законодательства, и основания привлечения граждан к административной ответственности.
Предмет исследования - нормативно-правовая база, регламент требований по налогообложению и порядок привлечения в административной ответственности.
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3- х глав, первые две главы состоят из 2- х параграфов, так же в работу включена методическая часть, заключение, и список использованных источников и 2 приложения.
Основная часть содержит теоретический обзор налоговых отношений, обстоятельств появления административной ответственности и ее последствий, раскрывающий тему выпускной квалификационной работы; аналитический раздел, позволяющий выполнить оценку текущего состояния налогового законодательства, форм налоговых взаимоотношений; проектную часть, содержащую судебную практику, статистические данные по Уральскому региону, Российской Федерации, а также сравнительные показатели, подтверждающие их экономическую целесообразность. Сформированы выводы и выдвинуты рекомендации и предложения. В Заключении сформулированы выводы, проведен анализ налоговых правоотношений, сделаны предложения по улучшению налоговой системы, совершенствования административно-правовых норм.
Нормативно-правовая основа работы представлена Конституцией РФ; Кодексом РФ об административных правонарушениях, Налоговым кодексом и иными нормативными актами. Теоретическую основу работы составляют специальная и учебная литература. Можно выделить таких авторов, как Н.О. Бугаевская, В.Г. Пансков и Л.Н. Лыкова, Г.И. Кононов, П.П. Глущенко, А.Б. Агапов, Е.В. Ордынская. В выпускной квалификационной работе представлены Нормативно-правовые акты и литература за последние 6 лет.
В заключении, нужно сказать, что в работе исследованы основные причины налоговых правонарушений, выявлены и выделены тенденции, наблюдаемые в развитии налоговых правонарушений. Используемые источники позволяют сделать вывод, что данная проблема актуальна и неустанно изучается как экономистами, так и юристами.
В ходе написания выпускной квалификационной работы на тему административной ответственности граждан за нарушение налогового законодательства были выявлены более частые нарушения налогового законодательства, разобрана суть налоговых правоотношений, и проведен анализ законодательных актов, просмотренные практические примеры и их последствия, сделаны выводы.
Налоги - это одна из самых формализуемых частей общественных договоренностей. Если налоги платятся неохотно и их собираемость невелика, значит, налогоплательщики считают, что сумма, которую они должны отдать на содержание государства, не соответствует его полезности. Собираемость налогов в России далеко не полная. Согласно ст. 57 Конституции РФ, конституционной обязанностью каждого является платить законно установленные налоги и сборы. Невыполнение этой обязанности несет в себе общественную опасность.
В России же еще не осознается вся тяжесть и антиобщественный характер неуплаты налогов, деяния, вред от которого должен оцениваться не только ростом дефицита бюджета, а также и тем, что подрываются основы самой рыночной экономики, основы конкуренции, поскольку неплательщики заведомо ставятся в более выгодное положение на рынке товаров и услуг. Бюджет и экономика страдают от недостатка финансовых ресурсов, поэтому государство вынуждено увеличивать ставки налога, расширять налоговую базу, прибегать к новым видам налогов.
Переориентация главной функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую, подкрепленная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования для создания предпосылок экономического роста, притока инвестиций, а также, соблюдению налоговой дисциплины. Все это, безусловно, является надежным фундаментом стабильных поступлений в бюджет.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 2014. - 22 июля.
2. Гражданский кодекс РФ: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Российская газета. - 2017. - 9 января.
3. Жилищный кодекс: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 20.06.2016) // Российская газета. - 2016. - 21 июля.
4. Земельный кодекс: Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 01.09.2016 года) // Российская газета. - 2016. - 8 сентября.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. - 2016. - 23 декабря.
6. Кодекс об административных правонарушениях РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 ФЗ (ред. от 29.01.2017) // Российская газета. - 2001. - 30 декабря.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федиральный закон от 08.03.2015 № 21 - ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2015. - 07 июня.
8. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 2017. - 9 января.
9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.10.2001 № 167-ФЗ (с изм. на 19.12.2016) // Российская газета. - 2016. - 23 декабря.
10. О налоговых органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.03.1991 № 943-1 ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2016. -
28 декабря.
11. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 (ред. от 29.12.2016) // Российская газета. - 2017. - 11 января.
12. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»: Приказ МВД РФ № 495, ФНС РФ № ММ-7¬2- 347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) // Российская газета. - 2013. -25 ноября.
13. По делу о проверке конституционности положения ст. 199 УК РФ в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Руковишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 по делу № 9 // Российская газета. - 2013. - 06 июня.
14. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Челябинск от 05.10.2013 по делу № 18АП-10506/13 // Российская газета. - 2013. - 13 ноября.
15. Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 03.01.2017 по делу № 2а-732/2017 // Российская газета. - 2017. - 10 января....35