Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством наблюдений за сезонными явлениями

Работа №14848

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса старших дошкольников посредством наблюдений за сезонными явлениями 6
1.1. Сущность ПОНЯТИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС» 6
1.2. Наблюдения за сезонными явлениями как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СЕЗОННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ 15
Выводы ПО 1 ГЛАВЕ 25
Глава II. Экспериментальное исследование развития познавательного интереса старших дошкольников посредством наблюдений за сезонными явлениями 27
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса старших Дошкольников 27
2.2. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса старших Дошкольников посредством наблюдений за сезонными явлениям 32
2.3. Анализ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 46
Выводы по 2 ГЛАВЕ 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53



ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО - это ступенька приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, любви, красоте, это первая школа осознания маленьким человеком себя как частички природы. Проблема развития познавательного интереса у детей, Была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, несмотря на значительный вклад ученых. Развитие познавательного интереса ребенка дошкольного возраста предусмотрено содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [47]. Согласно стандарту, содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в «познавательной исследовательской деятельности» [47, с. 123]. Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений и навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка.
Наблюдения за сезонными явлениями - основной метод познания природы, который позволяет изучать различные предметы и явления в естественных условиях.
Цель исследования - выявить эффективность наблюдений ЗА сезонными явлениями в развитии познавательного интереса старших дошкольников.
Объект исследования - познавательный интерес старших дошкольников.
Предмет исследования - процесс развития познавательного интереса старших дошкольников в ходе наблюдений за сезонными явлениями.
Задачи исследования:
1) Теоретически обосновать проблему развития познавательного интереса старших дошкольников посредством наблюдений за сезонными явлениями.
2) Выявить уровень развития познавательного интереса старших до-школьников к природе.
3) Разработать и реализовать комплекс наблюдений за сезонными явлениями для развития познавательного интереса старших дошкольников, а также проверить его эффективность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс наблюдений за сезонными явлениями природы, направленный на развитие познавательного интереса старших дошкольников, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении сформулированы актуальность темы, цель, объект, предмет исследования, поставлены задачи и определена практическая значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретические основы развития познавательного интереса старших дошкольников посредством наблюдений за сезонн¬ми явлениями.
Во второй главе представлена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса посредством наблюдений за сезонными явлениями.
В заключении сделаны выводы по материалам двух глав.
Список литературы содержит 50 источников.
В приложениях представлены материалы диагностики и ее результаты по сформированности познавательного интереса старших дошкольников, конспекты мероприятий (экскурсии, прогулки), направленные на развитие познавательного интереса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что познавательный интерес - это особый вид интереса в обучении,а точнее интерес к познанию, избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Он характеризуется положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Данные анализа литературы показали, что познавательный интерес к природе легче развивать у детей в процессе непосредственно общения с ней. Такую возможность в ДОУ обеспечивают наблюдения за сезонными явлениями. Наблюдение позволяет целенаправленно и планомерно воспринимать объекты, в познании которых заинтересована личность.
Экспериментальное исследование было организовано на базе МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 81 «Буратино» г. Бийска Алтайского края.
Результаты исследования констатирующего этапа показали, что многие дети старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень развития познавательного интереса. Большинство старших дошкольников не умеет задавать вопросы познавательного характера по картинке с природным явлением, редко занимаются в уголке познавательного развития, у них отсутствует эмоциональный отклик на поставленную задачу. Это вызвало необходимость организации работы со старшими дошкольниками по развитию познавательного интереса посредством наблюдений за сезонными явлениями.
В ходе формирующего этапа экспериментального исследования был разработан комплекс наблюдений за природными явлениями, направленный на развитие познавательного интереса. В процессе его реализации дети проявляли познавательный интерес к природе.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что у старших дошкольников экспериментальной группы повысился уровень познавательного интереса к природе: высокий уровень вырос на 10 %, средний - на 15%,а низкий уменьшился на 25 %.
Разработанный комплекс наблюдений за сезонными явлениями может быть использован воспитателями ДОУ для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.



1. Аветисян, Л. Природа и умственное воспитание дошкольников [Текст] /Л. Аветисян // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 6. - С. 27-31.
2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [ТЕкст]: книга для воспитателей ДОУ / З.Ф. Аксенова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: пособие для студентов пед. университетов / Под рЕд. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2004. - 176 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [ТЕкст]: пособие для студентов пед. ун-тов / Б.Г. АнАньЕв и др. - СПБ. Питер, 2011. - 282 с.
5. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [ТЕкст]: посоБие для педагогов / Э.А. БАрАновА. - М.: РЕчь, 2005, - 128 с.
6. Бондаренко, Т.М. ЭкологичЕскиЕ зАнятия с дЕтьми 6-7 лЕт [ТЕкст]: ПрАкти¬чЕскоЕ посоБиЕ для воспитАтЕлЕй и мЕтодистов ДОУ / Т.М. БондАрЕнко. - ВоронЕж: ТЦ «УчитЕль», 2002. - 184 с.
7. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ культуры. [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2012. - 192 с.
8. Вакуленко, Ю.А. ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К природЕ у дошкольников [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / Ю.А. ВакулЕнко. - Вол¬гоград: УЧИТЕЛЬ, 2010. - 215 с.
9. Вахрушева, Л.Н. ВоспитАниЕ познАвАтЕльных интЕрЕсов у дЕтЕй 5-7 лЕт [ТЕкст]: посоБиЕ для воспитАтЕлЕй дЕтского сАдА / Л.Н. ВАхрушЕвА. - М.: ТЦ СфЕрА, 2015. - 128 с.
10. Веретенникова, С.А. ОзнАкомлЕниЕ дошкольников с природой [ТЕкст]: учЕБник для учАщихся пЕд. училищ по спЕЦиАльности «ДошкольноЕ воспи¬тАниЕ» / С.А. ВЕрЕтЕнниковА. - М.: ПросвЕщЕниЕ, 1980. - 256 с.
11. Виноградова, Н.Ф. УмствЕнноЕ воспитАниЕ дЕтЕй в процЕссЕ ознАкомлЕ¬ния с природой [ТЕкст]: посоБиЕ для студЕнтов пЕд. ун-тов / Н.Ф. ВиногрА¬довА. - М.: ПросвЕЩЕниЕ, 2012. - 242 с.
12. Волостникова, А.Г. ПознАвАтЕльныЕ интЕрЕсы и их роль в формировАнии личности [ТЕкст]: посоБиЕ для студЕнтов пЕд. ун-тов / А.Г. ВолостниковА. - М.: ПросвЕЩЕниЕ, 2014. -162 с.
13. Герасимова, Е.О. В гармонии с природой [ТЕКСТ]: МЕТОД. КОМПЛЕКС РАБО¬ты с ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. / Е.О. ГЕРАСИ¬МОВА, Г.С. ДАНИЛИНА, Н.А. МАКАрчук. - СПБ. НЕВА, 2015. - 189 с.
14. Давыдов, В.В. НАучноЕ оБЕспЕчЕниЕ оБрАзовАния в свЕтЕ нового пЕдАгоги¬чЕского мышлЕния. НовоЕ пЕдАгогичЕскоЕ мышлЕниЕ [ТЕкст]: посоБиЕ для студЕнтов пЕд. ун-тов / Под рЕд. А.В. ПЕтровского. - М.: ПросвЕЩЕниЕ,
2011. - 341 с.
15. Дусавицкий, А.К. ВоспитывАя интЕрЕс [ТЕкст]: посоБиЕ для студЕнтов пЕд. ун-тов / А.К. ДусАвицкий. - М.: ЗнАниЕ, 2014. - 129 с.
16. Дусавицкий, А.К. ФормулА интЕрЕсА [ТЕкст]: посоБиЕ для студЕнтов пЕд. ун-тов / А.К. ДусАвицкий. - М.: ПЕдАгогикА, 2009. - 132 с.
17. Иванова, А.И. ЖивАя экология [ТЕкст]: прогрАммА экологичЕского оБрА¬зовАния дошкольников / А.И. ИвАновА. - М: ПросвЕЩЕниЕ, 2016. - 80 с.
18. Иванова, А.И. МЕтодикА оргАнизАции экологичЕских нАБлюдЕний и экс¬пЕримЕнтов в дЕтском сАду [ТЕкст]: посоБиЕ для пЕдАгогов дошкольных учрЕждЕний / А.И. ИвАновА. - М.: ЭкзАмЕн, 2014. - 234 с.
19. Каменева, Л.А. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С природой в ДЕТСКОМ САДУ [ТЕКСТ]: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ училищ по СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». / Л.А. КАМЕНЕВА, Н.Н. КОНДРАТЬЕВА, М.М. МА- НЕВЦЕВА. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2000. - 168 с.
20. Короткова, Н.А. ОБрАзовАтЕльный процЕсс в группАх дЕтЕй стАршЕго до¬школьного возрАстА [ТЕкст]: посоБиЕ для воспитАтЕлЕй дЕтского сАдА / Н.А. КоротковА. - М.: ЛинкА-ПрЕсс, 2007. - 208 с.
21. Короткова, Н.А. ПознАвАтЕльно-исслЕдовАтЕльскАя дЕятЕльность стАрших дошкольников [ТЕкст] / Н.А. КоротковА // РЕБЕнок в дЕтском сАду - № 3. 2003. - С. 4-12.
22. Кудинов, С.И. Психология люБознАтЕльности: ТЕорЕтичЕскиЕ и приклАд¬ныЕ АспЕкты [ТЕкст]: МоногрАфия / С.И. Кудинов - Бийск: Изд-во БиГПИ, 1999. - 270 с.
23. Лактионова, З.А. Поисково-познАвАтЕльнАя рАБотА в дЕтском сАду [ТЕкст] / З.А. ЛАктионовА, В.В. ВАрлыгинА // МЕтодист. - 2006. - № 8. - С. 60-64.
24. Маневцова, Л.О. РАзвитиЕ познАвАтЕльных интЕрЕсов дЕтЕй [ТЕкст] / Л.О. МАнЕвцовА // ДошкольноЕ воспитАниЕ. 1993. - № 11. - С. 17-19.
25. Маркова, А.К. ФормировАниЕ мотивАции учЕния в дошкольном возрАстЕ [ТЕкст]: посоБиЕ для студЕнтов пЕд. ун-тов / А.К. МАрковА. - М.: ПросвЕ¬щЕниЕ, 2013. - 86 с.
26. Матюшкин, А.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ структура, динамика и РАЗВИТИЕ ПО-ЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ [ТЕКСТ] / А.М. Матюшкин // Вопросы психоло-гии. 1992. - № 4. - С. 5-17.
27. МЕтоды оБучЕния дЕтЕй сЕзонным измЕнЕниям в природЕ [ЭлЕктронный
рЕсурс] // Studbooks.net - РЕжим доступА: http://studbooks.net/1928562/ pedagogika/metody_obucheniya_detey_sezonnym_izmeneniyam_prirode. -
27 January Saturday.
28. Мир природы и РЕБЁНОК (МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬ¬НИКОВ) [ТЕКСТ]: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ училищ по СПЕЦИАЛЬ¬НОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ образованиЕ» / Л.А. КАМЕНЕВА, Н.Н. КОНДРАТЬЕВА, Л.М. МАНЕВЦОВА, Е.Ф. ТЕРЕНТЬЕВА; ПОД РЕД. Л.М. МАНЕНЦОВОЙ, П.Г. Саморуко- вой. - СПБ. АКЦИДЕНТ, 2008. - 319 с.
29. МолоДова, Л.П. ИгровыЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ [ТЕКСТ]: УЧЕБ- НО-МЕТОД. ПОСОБИЕ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ и УЧИТЕЛЕЙ. - М.: Асар, 2016. - 128с.
30. Морозова, Н.Г. УчитЕлю о познАвАтЕльном интЕрЕсЕ [ТЕкст] / Н.Г. Моро¬зовА // ЗнАниЕ, сЕрия «пЕдАгогикА и психология». - 1999. - № 2. - С. 46-48.
31. Морозова, Н.Г. ФормировАниЕ познАвАтЕльных интЕрЕсов у АномАльных
ДЕТЕЙ [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ СТуДЕНТОВ ПЕД. уН-ТОВ / Н.Г. МОрОЗОВА. - М.: ПрОСВЕЩЕНИЕ, 2009. - 264 С.
32. Николаева, С.Н. МЕТОДИКА эКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ [ТЕКСТ]: ПО¬СОБИЕ ДЛЯ СТуДЕНТОВ ПЕД. уН-ТОВ / С.Н. НИКОЛАЕВА. - М.: ПрОСВЕЩЕНИЕ,
1998. - 128 С.
33. Николаева, С.Н. ТЕОрИЯ И МЕТОДИКА эКОЛОГИЧЕСКОГО ОБрАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ СТуДЕНТОВ ПЕД. уН-ТОВ / С.Н. НИКОЛАЕВА. - М.: ПрО¬СВЕЩЕНИЕ, 1996. - 336 С.
34. ОТ рОжДЕНИЯ ДО ШКОЛы. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБрАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПрОГрАММА ДО¬ШКОЛЬНОГО ОБрАЗОВАНИЯ [ТЕКСТ] / ПОД рЕД. Н.Е. ВЕрАКСы, Т.С. КОМАрОВОЙ, М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 292 С.
35. ПрИМЕрНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБрАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПрОГрАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБрА¬ЗОВАНИЯ. [ТЕКСТ] / ПОД рЕД. Л.А. ПАрАМОНОВОЙ. - М.: ТЦ СфЕрА, 2016. - 320 С.
36. ПрОГрАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБуЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДу [ТЕКСТ]: МЕТОДИЧЕСКИЕ рЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ руКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ. // ПОД рЕД. М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В.В, ГЕрБОВОЙ, Т.С. КОМАрОВОЙ. - М.: ПрОСВЕЩЕНИЕ, 2005. - 357 С.
37. Романова, К.М. О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕ¬ТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗрАСТА [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ СТуДЕНТОВ ПЕД. уН-ТОВ / К.М. РОМАНОВА. - М.: ПрОСВЕЩЕНИЕ, 2011. - 185 С.
38. Рогов, Е.И. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ СТуДЕНТОВ ПЕД. уН¬ТОВ / Е.И. РОГОВ. - М.: ПрОСВЕЩЕНИЕ, 1998. - 173 С.
39. Рубинштейн, С.Л. ОСНОВы ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ [ТЕКСТ]: ПОСОБИЕ ДЛЯ СТу¬ДЕНТОВ ПЕД. уН-ТОВ / С.Л. РуБИНШТЕЙН. - СПБ. НЕВА, 2011. - 705 С.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ