Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологических установок студентов 8
1.1. Рассмотрение категории «социальная установка» в зарубежной
психологии 8
1.2. Постановка проблемы социальной установки в отечественной
науке 15
1.3. Социально-психологическая характеристика студенчества 24
1.4. Определяющая функция направленности личности в проявлении
социально-психологических установок 30
Вывод по 1 главе 35
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Описание результатов эмпирического исследования по изучению социально-психологических установок студентов с различной
личностной направленностью 39
Вывод по 2 главе 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 54
Круг проблем, на которые ученые-психологи обращают внимание при исследовании личности, достаточно масштабен. И каждая из них по-своему актуальна и перспективна в плане рассмотрения.
Среди множества вопросов, решаемых при изучении личности, особое место занимает проблема социальной установки. Особую значимость она приобретает при ее рассмотрении в плане профессионального становления и развития личности.
Если процесс социализации личности объясняет, каким образом идет усвоение социального опыта и его активное воспроизведение, то формирование социальных установок дает ответ на вопрос, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и деятельности, в том числе и при освоении основ деятельности профессиональной.
Таким образом, учебная деятельность, как и любая другая, определяется установками, которые именно в этой деятельности находят свое выражение. А непосредственная реализация любой установки обусловлена особенностями данной деятельности (Л. Донога, Т.В. Черникова, Е.В. Маликова, Ю.А. Мазаева). Поэтому решение вопроса о том, чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека (в том числе и в рамах учебной деятельности), возможно лишь при изучении механизма взаимосвязи этих двух составляющих.
Исследования психологических аспектов проблемы социальных установок личности достаточно обширны.
В русле зарубежной психологии изучение социально-психологической установки складывалось в контексте социальной психологии (Т. Ньюкомб, М. Смит, Л. Тернстон, У. Томас, Г.Т. Фехнер и др.), где категориальный аппарат исследований и расставленные в них акценты ориентированы в большей степени на проблему социально-психологического знания.
В отечественной психологии проблема установки преимущественно изучалась в школе Д.Н. Узнадзе и определялась как особое целостное состояние субъекта, возникающее вследствие так называемого «опредмечивания» (А.Г. Асмолов, В.А. Ядов и др.), как готовность действовать определенным образом (Ш.А. Надирашвили, Л.С. Рубинштейн и др.) и в определенном направлении.
Кроме этого, ориентирующую функцию деятельности личности выполняет и личностная направленность, которая является системообразующей (С.Л. Рубинштейн), стержневой характеристикой структуры личности.
Таким образом, возникает вопрос, имеются ли различия в проявлении социально-психологических установок личности с учетом ее направленности.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности.
Объект исследования: социально-психологические установки личности.
Предмет исследования: специфика проявления социально-психологических установок у студентов с различной направленностью личности.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что социально-психологические установки у студентов с различной личностной направленностью имеют специфику проявления, которая определяется степенью выраженности отдельных видов установок.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию проблемы
социальной установки личности.
2. Выявить доминирующую личностную направленность студентов.
3. Определить специфику проявления социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические - тестирование (методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; опросник «Направленность личности» Б. Басса), статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина, выборку составили 46 студентов заочной формы обучения 1-5 курсов направления подготовки «Психология».
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования в деятельности психологической службы (при построении воспитательно-образовательного процесса преподавателями; при организации профилактических мер, проведении гармонизирующих мероприятий и консультативной практики, направленных на формирование позитивных социальных установок студентов).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждались:
- на заседании секции «Сопровождение участников современного образовательного пространства: теория и практика» в рамках 16-й Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (Бийск, 18 мая 2018г.);
- в публикации: Полькин Д.С. Особенности социально-психологических установок студентов [Электронный ресурс] / Д.С. Полькин / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы ХХ Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 425-428.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав (теоретической - «Теоретические аспекты изучения проблемы социально-психологических установок студентов» и практической - «Эмпирическое изучение социально-психологических установок студентов с различной направленностью личности»), заключения, списка литературы, приложения, содержит иллюстрационный материал (таблицы, рисунки-диаграммы и гистограммы).
Анализ основных направлений изучения социально-психологических установок позволил сделать вывод о многообразии подходов к рассмотрению данной проблемы в психологической науке.
В разных подходах с разных сторон определяются содержание, роль и функции установок. С точки зрения одних направлений они выступают в качестве объяснительного принципа связи внутреннего и внешнего, другие изучают установки в качестве чисто субъективных (психологических) явлений; третьи показывают зависимость установок от переживаемого человеком смысла ситуации.
В отечественной науке установка изучалась с позиции общей психологии и была специальным предметом в школе Д.Н. Узнадзе, где рассматривалась как особое целостное динамическое состояние готовности субъекта к определенной активности, обусловленное двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.
Наряду с разработкой проблемы установки в отечественной общей психологии складывалась совершенно иная традиция изучения социально-психологических установок в зарубежной социальной психологии.
Отличие этой линии исследований заключалось не только в том, что они опирались на иные теоретические и методические принципы, но и в том, что с самого начала вопрос был здесь обращен лицом к социальной психологии, то есть, категориальный строй исследований, расставленные в них акценты были ориентированы на проблему социально-психологического знания.
Нами установка рассматривалась с точки зрения социальной психологии, где она представлена как благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или кого-либо, которая выражается во мнениях, чувствах или целенаправленном поведении по отношению к объекту установки.
Проблема социальной установки особую значимость приобретает при ее рассмотрении в плане профессионального становления и развития личности. При изучении процесса формирования социальных установок можно получить ответ на вопрос, как усвоенный социальный опыт проявляет себя в действиях и деятельности личности, в том числе и при освоении основ деятельности профессиональной.
Таким образом, установки находят свое выражение в деятельности, в том числе и в учебной, определяя готовность субъекта учебной деятельности (студента) действовать определенным образом и в определенном направлении.
Кроме этого, ориентирующую функцию в любой деятельности выполняет и личностная направленность, которая является важной характеристикой структуры личности.
Опираясь на изложенные выше положения, мы предприняли попытку изучения социально-психологических установок студентов с различной личностной направленностью.
В качестве таковых нами рассматривались: «Я» направленность - направленность на себя, «О» направленность - направленность на общение и «Д» направленность - направленность на дело.
Результаты эмпирического исследования подтвердили предположение о том, что социально-психологические установки у студентов с различной личностной направленностью имеют специфику проявления, которая определяется степенью выраженности отдельных видов установок, и позволили нам сделать следующие выводы:
1. Студентам с личностной направленностью на себя характерно доминирование категорий «эгоизм», «власть», «результат» и «деньги», указывающих на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, настойчивость в достижении статуса, властность и склонность к соперничеству.
2. Студентам с направленностью на общение свойственна наибольшая выраженность категорий «альтруизм», «процесс», «труд» и «свобода», направляющих и ориентирующих на совместную деятельность, на социальное одобрение и зависимость от группы, а также потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Для студентов с направленностью личности на дело свойственна интенсивность проявления категорий «процесс», «результат», «труд» и «альтруизм», проявляющихся в ориентации на деловое сотрудничество и способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.