ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК СТАДИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Понятие исполнительного производства и его место в системе стадий гражданского процесса 6
1.2. Участники исполнительного производства 11
2. СТАДИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 16
2.1. Возбуждение исполнительного производства 16
2.2. Подготовка к принудительному исполнению 18
2.3. Порядок принудительного исполнения 22
2.4. Завершение исполнительного производства 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 31
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ ВКР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Исследование проблем организации и осуществления исполнительного производства в гражданском процессе имеет крайне важное значение.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет гарантию судебной защиты его прав и свобод, что означает не только право на справедливое разбирательство дела судом, но также и право на исполнение решения суда.
Как указывал Европейский суд по правам человека в своем Постановлении от 7 мая 2002 г. по делу «Бурдов (Burdov) против России» (жалоба № 59498/00), «право на доступ к правосудию было бы иллюзорным, если бы правовая система государства допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу, оставалось бы недействующим в отношении одной стороны».
В соответствии со ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950) (с изм. от 13 мая 2004 г.) исполнение судебного решения является окончательной стадией реализации права на судебную защиту, следовательно, до момента окончания исполнительного производства право на судебную защиту считается нереализованным.
Однако указанные положения не означают, что суды должны заниматься организационным обеспечением процесса принудительного исполнения. Формой воздействия судов на процесс исполнения является обеспечение законности действий, совершаемых в процессе принудительного исполнения, путем как предварительного разрешения ряда исполнительных действий (приостановление исполнительного производства, замена стороны исполнительного производства и др.), так и рассмотрения заявлений участников исполнительного производства.
Целью исполнительного производства является реальное восстановление взыскателя в правах посредством использования механизмов принуждения должника к исполнению судебных решений и иных подлежащих принудительному исполнению актов. Ведь, если должник не исполнил судебный акт, в случае, когда право защищено в судебном порядке, то зачастую не может быть реализовано, если должник не исполнил судебный акт.
Система органов принудительного исполнения по своему социальному назначению и месту в системе органов государственной власти РФ призвана обеспечить реализацию правовых норм c помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Именно Служба судебных приставов обеспечивает неизбежность имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте.
Развитие эффективных механизмов исполнения судебных решений выступает гарантом стабильной и надежной судебной системы, а также служит поддержанию правопорядка в обществе, обеспечению благоприятного правового климата. При этом исполнительное производство не перестает являться одной из наиболее дискуссионных тем отечественной процессуальной науки.
Все вышесказанное обусловило актуальность и значимость темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретический анализ исполнительного производства как стадии гражданского процесса.
На основании указанной цели ставятся следующие исследовательские задачи:
- определить понятие исполнительного производства и его место в системе стадий гражданского процесса;
- дать характеристику исполнительных документов, на основании которых производится взыскание;
- выявить стороны исполнительного производства;
- проанализировать стадии исполнительного производства в гражданском процессе.
Объектом исследования являются процессуальные правоотношения, связанные с осуществлением исполнительного производства.
Предмет исследования включает в себя правовые нормы об исполнительном производстве, а также практику их применения....
Своевременное и полное исполнение судебных решений обеспечивает устойчивость судебного решения, гарантирует осуществление субъективных прав, признанных судебным решением.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Исполнение судебных актов следует рассматривать как завершающую стадию гражданского процесса и важнейший элемент судебной защиты прав и свобод, что соответствует смыслу ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации. Поскольку восстановление нарушенного права возможно только после исполнения решения суда, то исполнительное производство является стадией гражданского процесса и, соответственно, стадией правосудия.
2. Задачи по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, возлагаются на судебных приставов- исполнителей.
3. Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением судебных актов является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
4. Исполнительное производство включает в себя совокупность правоотношений, возникающих между судебными приставами, судом и иными участниками исполнительного производства по поводу и в связи с исполнением юрисдикционных актов. Также охватывает правоотношения не только по исполнению судебных актов, но и в связи с исполнением решений международного коммерческого арбитража, удостоверения комиссии по трудовым спорам, требования контрольных органов о взыскании денежных средств при отсутствии должника, постановления органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях, постановлений самого судебного пристава-исполнителя.
5. Непосредственным объектом принудительного исполнения являются исполнительные документы, выданные, как правило, на основании судебных актов или актов иных органов.
6. Исполнительное производство регулирует специфические отношения и имеет свой субъектный состав: судебный пристав-исполнитель, взыскатель, должник, специалист, понятые и др. С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий, как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем приобретают характер отношений власти и подчинения; за нарушение требований судебного пристава-исполнителя для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций.
В исследуемых правоотношениях существуют проблемы, которые необходимо решать. Так, следует изменить существующую практику и предложить, чтобы решение об установлении для должника временного ограничения на выезд принималось бы исключительно судом по заявлению судебного пристава-исполнителя. В этих целях предлагается внести в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» следующие изменения:
1) пункт 15 части 1 статьи 64 изложить в следующей редакции «обращаться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации;
2) в статье 67:
а) в части 1 слова «вынести постановление о временном ограничении на выезд должника» заменить словами «обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд»;
б) в части 2 слова «вынести постановление о временном ограничении на выезд должника» заменить словами «обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции: «Копии судебного акта об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы»....
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13 мая 2004 г.) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.) // Собр. законодательства РФ. 08 января 2001 г. № 2. Ст. 163.
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) // Российская газета. 2004. 24 июл.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) // Российская газета. 1996. 6 февр.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) // Российская газета. 2002. 20 нояб.
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1997. 5 авг.
7. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 28.12.2016) // Российская газета. 2007. 6 окт.
Судебная практика
1. Постановление Европейского суда по правам человека от 7 мая 2002 г. по делу «Бурдов (Burdov) против России» (жалоба № 59498/00) // Российская газета. 2002. 4 июл.
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 № 11-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ф.Х. Гумеровой и Ю.А. Шикунова»// URL:http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 129823/(дата обращения: 22.12.2016).
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. № 1563-О «По жалобе гражданина Зимина Бориса Дмитриевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 30 и частью 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» // URL: http://www.ksrf.ru/(дата обращения: 22.12.2016).
4. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. № 31-КГ12-8 // URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=528950(дата обращения.
5. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06 ноября 2014 г. № 309-ЭС14- 2903 // URL: http://www.zakonrf.info/(дата обращения: 19.12.2016).
6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2013 г. по делу №М-762/2012 // URL: http://sudact.ru/vsrf/doc/sbY6SoWk3CmR/(дата обращения: 19.12.2016).
7. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г. №44-КГ16-10 // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=474159#0 (дата обращения: 27.12.2016).
8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 г.) // URL: http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=10934(дата обращения:.....(46)