ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ 6
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ИХ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ 16
Анализ правоприменительной практики по теме ВКР 40
Методическая разработка ВКР 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изменения, которые происходят в последние годы в российском обществе, вызывают изменение его структуры, общественных процессов, формирование и развитие новых социальных связей. Эти перемены, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких важнейших институтов, как семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления и осуществляющий свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает, зачастую, негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
В обществе наблюдаются многие негативные явления, которые так или иначе обусловлены пока еще неэффективным выполнением семьей своих социальных функций. В качестве серьезных доводов, свидетельствующих о кризисе семьи как социального института и нарушении духовно-нравственной общности людей, являются высокий уровень разводов, учащение внутрисемейных конфликтов, жестокие формы их разрешения, многочисленные случаи проявления насилия и асоциального поведения детей. Это происходит на фоне снижающейся рождаемости, что может привести Россию к социально-демографической катастрофе, если государство не примет действенных мер по укреплению и стабилизации социального института семьи, особенно молодой.
Особенности молодой семьи обусловлены объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, поскольку в большинстве своем молодые супруги еще не обладают высокой квалификацией и, в связи с этим, получают сравнительно низкую зарплату. Более половины из них живут за чертой бедности, что делает невозможным выполнение в полной мере ими репродуктивной и других социальных функций. Кроме того, молодая семья, как правило, имеет малолетних детей, которым необходимы особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и своя система воспитания.
Специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем при реализации адресной поддержки. Государство должно гарантировать семье достижение уровня благосостояния, необходимого для ее самостоятельного существования, самообеспечения и саморазвития. Поэтому стратегической целью реализации адресной помощи в отношении молодой семьи является создание условий для ее становления и развития в качестве полноценного субъекта российского общества.
Объектом работы являются правоотношения, возникающие в сфере регулирования жилищной политики и реализации мер государственной поддержки в отношении молодых семей.
Предметом работы является комплекс федерального и регионального законодательства, общепризнанные нормы международного права, регламентирующие меры государственной поддержки в отношении молодых семей и основы жилищной политики России в целом, судебная практика.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование, выявление и комплексный анализ наиболее важных, дискуссионных аспектов и разработка на основе данного анализа теоретических и практических положений, направленных на повышение эффективности правового регулирования государственной поддержки в отношении молодых семей.
Для реализации обозначенной цели определены следующие задачи: - проанализировать правовую категорию «молодая семья» и дать содержательную характеристику; - раскрыть проблемные вопросы содержания и реализации Федеральной целевой программы «Жилище» как основной государственной программы Российской Федерации в области жилищной политики; - определить место и роль, в рамках программы «Жилище», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающей государственную поддержку в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; - раскрыть проблемные вопросы организационно-правовых основ материнского капитала как дополнительной меры государственной поддержки молодых семей; - исследовать вопросы выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства молодым семьям....
Утверждение правовых начал в отношениях государства и молодежи есть важный фактор для поступательного развития, современной России.
Резюмируя, назовём конкретные меры государственной поддержки в части улучшения жилищных условий существующие на сегодняшний день.
1. Обеспечение жильем молодых семей.
В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 утверждены Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и входящие в ее состав подпрограммы, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином России, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином России, и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
2. Региональные программы.
В рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» практически в каждом субъекте РФ разработаны региональные программы поддержки в решении жилищной проблемы граждан, в том числе молодых специалистов, учителей, врачей, молодых инженеров и ученых, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках региональных целевых жилищных программ, таких как: «Обеспечение жильем работников бюджетной сферы»; «Развитие системы долгосрочного кредитования»; «Меры социальной поддержки молодых специалистов»; «Стимулирование развития жилищного строительства»; «Свой дом» и т.п.
Порядок и условия участия в региональных программах устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Федерации с учетом особенностей региона и наличия средств в бюджете субъекта Федерации для финансирования данных программ.
Субъект РФ вправе самостоятельно определить возрастной ценз, ограничивающий участие в региональной программе, финансируемой только за счет своих средств.
3. Предоставление земельных участков.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в части определения категорий граждан, которым бесплатно в собственность предоставляются земельные участки.
К таким категориям относятся граждане, имеющие трех и более детей, располагающие правом получить бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Федерации.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ решение вопроса и порядок предоставления земельных участков находится в ведении субъектов Федерации, и регулируется законодательными актами субъекта.
4. Ипотека.
Агентством по ипотечному жилищному кредитованию успешно реализуются продукты, повышающие доступность приобретения жилья для отдельных категорий граждан....
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237; Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202.
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря.
3. Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие
4. Жилищного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 15.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 19;
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4287.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2016. № 27 (часть II). Ст. 4306.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
9. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2016. № 1 (ч. I). Ст. 77.
10. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 28.12.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 14.
11. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (в ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009; 2014. № 27. Ст. 3754.
12. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 (в ред. от 15.12.2010 г.) «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002¬2010 годы» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 39. Ст. 3770; 2010. № 52 (ч. 1). Ст. 7083.
13. Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 г. № 285 (в ред. от 27.01.2009 г.) «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 21. Ст. 2262; 2009. № 6. Ст. 737.
14. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 (в ред. от 09.09.2015 г.) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 51. Ст. 6374; 2015. № 38. Ст. 5280.
15. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в ред. от 18.10.2014 г.) «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011¬2015 годы» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 5. Ст. 739; 2014. № 43. Ст. 5911....(62)