Только Word
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР 9
1.1 Становление и гражданско-правовая характеристика игорной деятельности 9
1.2 Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в Российской Федерации 17
2 НЕЗАКОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР 27
2.1 Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации незаконной организации и проведения азартных игр 27
2.2 Ответственность за организацию и проведение азартных игр в иностранных правопорядках 37
3 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР 45
3.1 Проблемы современного правового регулирования организации и проведения азартных игр 45
3.2 Перспективы совершенствования деятельности по организации и проведения азартных игр 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Политико-правовые и социально-экономические процессы, происходящие в современном мире, свидетельствуют о необходимости надлежащего правового регулирования отдельных видов предпринимательской деятельности, одним из которых является игорный бизнес.
Азартные игры известны человечеству с древнейших времен. При этом история позволяет выделить три основных типа отношений (подходов) государства к деятельности по их организации и проведению: полный запрет, регулирование и игнорирование.
Мировой тысячелетний опыт свидетельствует, что политика полного запрета практически бессильна в борьбе с распространением игорной деятельности. Пока существуют товарно-денежные отношения и готовность человека к риску вкупе с его стремлением к материальным благам, азартные игры будут существовать, мотивируя определенным образом тех, кто готов их профессионально организовывать и проводить.
Неприемлемым является и полное отстранение государства от регулирования и контроля игорной индустрии. Чрезмерное распространение азартных игр среди населения грозит серьезными социальными проблемами, поскольку порождает психическую зависимость у определенных категорий людей в виде патологического влечения к азартным играм, вытесняющего из жизни человека социальные, профессиональные, материальные и семейные ценности и обязательства.
Таким образом, наиболее взвешенной является политика регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр как формы досуга граждан, с одной стороны, и самостоятельного вида услуг в гражданско-правовой сфере – с другой. Именно такого подхода в настоящее время и придерживается Российская Федерация.
Однако не смотря на деятельность государства по регулированию азартных игр, в настоящее время повсеместно можно увидеть несоблюдение установленных законодательных предписаний.
В связи с чем правовые нормы, регламентирующие порядок организации и проведения азартных игр, нуждаются не только в изучении, но и в развитии, поскольку именно от качественного регулирования данных отношений, грамотного применения необходимых правовых норм во многом зависит уровень материального благосостояния граждан, а также стабильность экономической жизни общества.
Рассматривая этот тезис, следует обратить внимание, что указанная проблема не может быть в полной мере осознана без изучения ее гражданско-правовых и уголовно-правовых характеристик.
Недостаточное нормативное регулирование отношений в сфере организации и проведения азартных игр, отсутствие необходимой научной разработанности проблем по регулированию игорной деятельности, наличие неблагоприятных социальных последствий, обусловленных повсеместным распространением азартных игр, предопределили актуальной и выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения по организации и проведению азартных игр.
Предметом исследования выступают различные научные и правовые концепции отечественного и зарубежного права, регулирующие деятельность по организации и проведению азартных игр.
Целью данной работы является комплексное исследование особенностей правового регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр и разработка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной целью исследования были определены следующие задачи:
• дать гражданско-правовую характеристику игорной деятельности;
• рассмотреть правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в российском законодательстве;...
Современный институт азартных игр формировался в течение длительного времени постепенно трансформируясь из разновидности досуга в основанный на риске способ обогащения.
Осознавая негативное воздействие азартных игр и пари на здоровье населения и общественную нравственность, отечественный законодатель на протяжении ряда веков придерживался политики ограничений и запретов, одновременно разрешая игры для удовлетворения своих коммерческих интересов (пополнение местных бюджетов).
Противоречивость политики государства, недостаточность правового регулирования стали благоприятной основой для бурного развития игорного бизнеса, который не имел ограничений вплоть до 2009 года, когда с принятием Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» был установлен запрет на занятие игорной деятельностью вне рамок игорных зон, которые учреждались государством.
Указанным выше федеральным законом установлено, что азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Однако, данное понятие не раскрывает все сущностные черты исследуемого понятия, в связи с чем в настоящей работе были выявлены и проанализированы следующие признаки азартной игры: (1) неопределенность (случайность) выигрыша, (2) рисковый характер, (3) возможность обогащения, а также (4) не способность участника своими силами повлиять на исход игры.
В настоящее время правовое регулирование игорной деятельности основано на совокупности нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, основополагающим среди которых является Федеральный закон от 29.12.2006 №244-ФЗ.
Анализ нормативных положений Гражданского кодекса РФ позволяет заключить, что существующие статьи (ст. 1062-1063 ГК РФ) не способны в полной мере регулировать отношения, возникающие в сфере игорного предпринимательства, поскольку сводятся лишь к процессуальным, юридическим рискам, связанным с заключением алеаторных сделок.
Примечательно, что гражданское законодательство, рассматривая игры и пари относит их к натуральным обязательствам, не подлежащим судебной защите (ст. 1062 ГК РФ). Данная позиция является исторически обусловленной, поскольку и ранее гражданское законодательство не отличалось заинтересованностью в регулировании вопросов, связанных с игорной деятельностью, возлагая их решение на уголовное право.
Исходя из экономических показателей, территориального ограничения, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации можно охарактеризовать как жесткое.
Так, основополагающими требованиями государства, формирующими правовые рамки игорного бизнеса является обязанность: (1) легально осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только в границах игорных зон и лишь на основании разрешения; (2) вне рамок игорной зоны допускается только деятельность букмекерских контор и тотализаторов, действующих на основании лицензии; (3) организация азартных игр в рамках online запрещена.
В связи с чем многие участники игорного рынка выбирают более «легкие» и нелегальные способы осуществления своей деятельности.
Поскольку гражданско-правовые способы регулирования азартных игр в настоящее время ограничиваются лишь указанием на отсутствие судебной защиты, то основными регуляторами выступают нормы административного и уголовного права....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 04.07.2020. – № 144.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. – 29.01.1996. – № 5. – ст. 410.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Парламентская газета. – № 151-152. – 10.08.2000.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. – № 256. – 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (ред. от 20.07.2020) // Российская газета. – № 234. – 18.11.2003.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020)
// Российская газета. – № 297. – 31.12.2006.
8. Федеральный закон от 30.12.2020 № 493-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
// Российская газета. – № 1. – 11.01.2021.
9. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 793 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр» (ред. от 30.05.2007) // Российская газета. – № 292. – 27.12.2005.
10. Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1625 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах») // Собрание законодательства РФ. – 19.10.2020. – № 42 (часть III). – ст. 6591.
11. Закон Пензенской области от 11.11.2003 № 529-ЗПО «О ставках налога на игорный бизнес» (с изм. от 22.02.2018) // Ведомости Законодательного собрания Пензенской области. – № 12. – 25.11.2003.
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.03.2015 г. по делу № 33-8695 «по иску Дудина А.Г. к Частному учреждению по организации лотерей «Лотереи ДОСААФ России» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда». [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/48abaf44-a6af-41ae-b572-92682c1e2f43?caseNumber=33-8695 (дата обращения: 04.04.2021).
13. Приговор Лефортовского районного суда г. Москва от 15.02.2013 по делу № 1-49/2013 «По обвинению ФИО в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171.2 УК РФ». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://lefortovsky.msk.sudrf.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
14. Декрет СНК РСФСР от 26.05.1922 «Об устройстве лотерей государственными учреждениями» // Известия ВЦИК. – № 127. – 10.06.1922. (утратил силу).
Учебная и научная литература
15. Багно Ю.В. Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих из игр и пари: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03
/ Юлия Владимировна Багно. – Краснодар, 2004. – 32 с.....34