Формирование позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий 8
1.1. Понятие отношений, позитивных отношений в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Особенности отношений в подростковом возрасте 14
1.3. Тренинговые занятия как средство формирования позитивных отношений подростков 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивных отношений подростков 26
2.1. Диагностика позитивных отношений подростков 27
2.2. Тренинговые занятия, направленные на формирование позитивных отношений подростков 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 52
Глава 1. Теоретические основы формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий 8
1.1. Понятие отношений, позитивных отношений в психолого¬педагогической литературе 8
1.2. Особенности отношений в подростковом возрасте 14
1.3. Тренинговые занятия как средство формирования позитивных отношений подростков 20
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивных отношений подростков 26
2.1. Диагностика позитивных отношений подростков 27
2.2. Тренинговые занятия, направленные на формирование позитивных отношений подростков 31
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 52
Воспитание позитивного отношения подростков к жизни является одной из важнейших задач современного общества. Говоря о позитивном отношении к жизни, многие исследователи предполагают культуру чувств, культуру поведения, общения, этикет. Современное общество ставит перед педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством материальной и духовной культуры.
Концептуальные основы разработки проблемы отношений связаны с трудами Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов, которые рассматривали отношения как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологическая структура позитивного отношения, по мнению Г.И. Щукиной, представляет собой нерасторжимое единство, сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
Формирование позитивных отношений подростков является одной из актуальных проблем в современной науке, которая рассматривается, прежде всего, в рамках позитивного мышления, т.е. можно говорить о позитивно и негативно мыслящих людях.
Подростки, у которых преобладают позитивные эмоции, оказываются более оптимистичными и самоэффективными, а также имеют более высокую внутреннюю мотивацию. Необходимо отметить, сформированная позитивная жизненная позиция у подростков играет важную роль в социализации и межличностных отношениях. Это касается отношений с членами семьи и друзьями. Подростки менее подвержены рискованному поведению, например, конфликтам с одноклассниками или детской преступности.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что современная психолого-педагогическая практика столкнулась с проблемой, сущность которой состоит в следующем противоречии: с одной стороны, необходимо оптимизировать процесс формирования позитивных отношений подростков; а с другой - в работе по формированию позитивных отношений подростков у педагогов и психологов возникают значительные трудности, связанные с недостаточной разработанностью теоретико-методических материалов для осуществления основных направлений работы, недостаточным количеством учебных пособий, рекомендаций, касающихся вопросов культуры формирования позитивных отношений, психологических условий обеспечивающих формирование позитивных отношений подростков, имеющих прогностические значения, способствующих личностному развитию подростка.
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке и практике назрела проблема, которая сформулирована следующим образом: влияние тренинговых занятий на формирование позитивных отношений подростков.
Цель исследования: выявление эффективности формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий.
Объектом исследования выступают отношения подростков.
Предмет исследования: процесс формирования позитивных отношений подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования позитивных отношений подростков будет эффективным, если:
- включить подростков в тренинговые игры, упражнения, рефлексию на специально организованных занятиях;
- формировать позитивные эмоции, единые действия, общее мнение, способствовать снятию эмоционального напряжения, повышению социометрического статуса, созданию доверительной атмосферы в группе,
развивать сплоченность коллектива, обучать навыкам позитивных межличностных отношений в трудных ситуациях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Диагностировать отношения подростков.
3. Разработать и апробировать тренинговые занятия, направленные
на формирование позитивных отношений подростков.
4. Выявить эффективность тренинговых занятий, направленных на
формирование позитивных отношений подростков.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретических источников.
2. Тестирование.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость: разработанные тренинговые занятия,направленные на формирование позитивных отношений подростков, могут быть использованы в деятельности социальных педагогов, специалистов социальных служб, психологов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 25» г. Бийска.
Апробация результатов исследования: основные положения исследования были обсуждены HaV Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: перспективы развития», которая состоялась 24 апреля 2018 года в г. Чебоксары (имеется публикация).
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий» анализируется проблема позитивных отношений подростков, рассматриваются понятие отношений, позитивных отношений в психолого-педагогической литературе, особенности позитивных отношений в подростковом возрасте, тренинговые занятия как средство формирования позитивных отношений подростков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивных отношений подростков» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по формированию позитивных отношений подростков.
Список использованной литературы состоит из 61 источника.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.
Концептуальные основы разработки проблемы отношений связаны с трудами Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и других отечественных психологов, которые рассматривали отношения как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Психологическая структура позитивного отношения, по мнению Г.И. Щукиной, представляет собой нерасторжимое единство, сплав интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов.
Формирование позитивных отношений подростков является одной из актуальных проблем в современной науке, которая рассматривается, прежде всего, в рамках позитивного мышления, т.е. можно говорить о позитивно и негативно мыслящих людях.
Подростки, у которых преобладают позитивные эмоции, оказываются более оптимистичными и самоэффективными, а также имеют более высокую внутреннюю мотивацию. Необходимо отметить, сформированная позитивная жизненная позиция у подростков играет важную роль в социализации и межличностных отношениях. Это касается отношений с членами семьи и друзьями. Подростки менее подвержены рискованному поведению, например, конфликтам с одноклассниками или детской преступности.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что современная психолого-педагогическая практика столкнулась с проблемой, сущность которой состоит в следующем противоречии: с одной стороны, необходимо оптимизировать процесс формирования позитивных отношений подростков; а с другой - в работе по формированию позитивных отношений подростков у педагогов и психологов возникают значительные трудности, связанные с недостаточной разработанностью теоретико-методических материалов для осуществления основных направлений работы, недостаточным количеством учебных пособий, рекомендаций, касающихся вопросов культуры формирования позитивных отношений, психологических условий обеспечивающих формирование позитивных отношений подростков, имеющих прогностические значения, способствующих личностному развитию подростка.
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке и практике назрела проблема, которая сформулирована следующим образом: влияние тренинговых занятий на формирование позитивных отношений подростков.
Цель исследования: выявление эффективности формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий.
Объектом исследования выступают отношения подростков.
Предмет исследования: процесс формирования позитивных отношений подростков.
Гипотеза исследования: процесс формирования позитивных отношений подростков будет эффективным, если:
- включить подростков в тренинговые игры, упражнения, рефлексию на специально организованных занятиях;
- формировать позитивные эмоции, единые действия, общее мнение, способствовать снятию эмоционального напряжения, повышению социометрического статуса, созданию доверительной атмосферы в группе,
развивать сплоченность коллектива, обучать навыкам позитивных межличностных отношений в трудных ситуациях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Диагностировать отношения подростков.
3. Разработать и апробировать тренинговые занятия, направленные
на формирование позитивных отношений подростков.
4. Выявить эффективность тренинговых занятий, направленных на
формирование позитивных отношений подростков.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретических источников.
2. Тестирование.
3. Психолого-педагогический эксперимент.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Практическая значимость: разработанные тренинговые занятия,направленные на формирование позитивных отношений подростков, могут быть использованы в деятельности социальных педагогов, специалистов социальных служб, психологов.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 25» г. Бийска.
Апробация результатов исследования: основные положения исследования были обсуждены HaV Международной научно-практической конференции «Актуальные направления научных исследований: перспективы развития», которая состоялась 24 апреля 2018 года в г. Чебоксары (имеется публикация).
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования позитивных отношений подростков посредством тренинговых занятий» анализируется проблема позитивных отношений подростков, рассматриваются понятие отношений, позитивных отношений в психолого-педагогической литературе, особенности позитивных отношений в подростковом возрасте, тренинговые занятия как средство формирования позитивных отношений подростков.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию позитивных отношений подростков» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.
В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы по формированию позитивных отношений подростков.
Список использованной литературы состоит из 61 источника.
Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что отношения - совершенно необходимое условие жизни людей, что без них невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.
Написание данной выпускной квалификационной работы было определено проблемой формирования позитивных отношений подростков.
Проведенный в первой главе данной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, отношения подростков являются важнейшим звеном во всем общении подростков.
Отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей. Особенности отношений подростков в том, что ведущим типом деятельности является общение, которое является более содержательным, многообразным и сложным. В настоящее время существует множество различных средств формирования позитивных отношений подростков: тренинговые занятия, индивидуальные средства,психологические тренинги.
По результатам констатирующего этапа исследования у подростков экспериментальной группы оценки социометрического статуса были следующие результаты: «звезды» - 0%, «предпочитаемые» - 10%,«пренебрегаемые» - 40%, «отверженные» - 30%, «изолированные» - 20%.
В контрольной же группе количество «звезд» составляло 20%, «предпочитаемых» - 30%, «пренебрегаемых» - 30%, «отверженных» -10%, «изолированных» - 10%.
После реализации тренинговых занятий, направленных на формирование позитивных отношений подростков с экспериментальной группой оценки социометрического статуса стали таковы: «звезды» - 30%,
«предпочитаемые» - 40%, «пренебрегаемые» - 30%, «отверженные» - 0%, «изолированные» - 0%.
В контрольной же группе количество «звезд» осталось такое же - 20%, статус «предпочитаемый» - 40%, «пренебрегаемые» - 30%, «отверженные» - 0%, «изолированные» - 10%.
В совокупности количество «отверженных» подростков после реализации тренинговых занятий составляет 30% испытуемых экспериментальной группы, т.е. три подростка.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности, а также посредством тренинговых занятий у подростков формировались позитивные отношения, так как, проигрывая каждую ситуацию, они примеряли ее на себя и тем самым учились чувствовать друг друга.
Таким образом, отношения подростков стали позитивными. Немаловажную роль в этом сыграли разработанные и проведенные тренинговые занятия, направленные на формирование позитивных отношений подростков, в котором подростки экспериментальной группы участвовали.
Следовательно, тренинговые занятия способствуют формированию позитивных отношений подростков.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза данной работы подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Написание данной выпускной квалификационной работы было определено проблемой формирования позитивных отношений подростков.
Проведенный в первой главе данной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, отношения подростков являются важнейшим звеном во всем общении подростков.
Отношения - система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности, и ценностями, на которых основывается общение людей. Особенности отношений подростков в том, что ведущим типом деятельности является общение, которое является более содержательным, многообразным и сложным. В настоящее время существует множество различных средств формирования позитивных отношений подростков: тренинговые занятия, индивидуальные средства,психологические тренинги.
По результатам констатирующего этапа исследования у подростков экспериментальной группы оценки социометрического статуса были следующие результаты: «звезды» - 0%, «предпочитаемые» - 10%,«пренебрегаемые» - 40%, «отверженные» - 30%, «изолированные» - 20%.
В контрольной же группе количество «звезд» составляло 20%, «предпочитаемых» - 30%, «пренебрегаемых» - 30%, «отверженных» -10%, «изолированных» - 10%.
После реализации тренинговых занятий, направленных на формирование позитивных отношений подростков с экспериментальной группой оценки социометрического статуса стали таковы: «звезды» - 30%,
«предпочитаемые» - 40%, «пренебрегаемые» - 30%, «отверженные» - 0%, «изолированные» - 0%.
В контрольной же группе количество «звезд» осталось такое же - 20%, статус «предпочитаемый» - 40%, «пренебрегаемые» - 30%, «отверженные» - 0%, «изолированные» - 10%.
В совокупности количество «отверженных» подростков после реализации тренинговых занятий составляет 30% испытуемых экспериментальной группы, т.е. три подростка.
В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности, а также посредством тренинговых занятий у подростков формировались позитивные отношения, так как, проигрывая каждую ситуацию, они примеряли ее на себя и тем самым учились чувствовать друг друга.
Таким образом, отношения подростков стали позитивными. Немаловажную роль в этом сыграли разработанные и проведенные тренинговые занятия, направленные на формирование позитивных отношений подростков, в котором подростки экспериментальной группы участвовали.
Следовательно, тренинговые занятия способствуют формированию позитивных отношений подростков.
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза данной работы подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИИ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗPACTA
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017



