Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Россия, Монголия и Политика Соседства (1991-2023) (Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет))

Работа №148097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы57
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И МОНГОЛИИ 7
1.1 Исторический контекст отношений России и Монголии 7
1.2 Концепция политики соседства («третий сосед») 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 21
2.1 Подход Российской Федерации к политике соседства 21
2.2 Позиционирование Монголии в рамках политики соседства 28
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 35
3.1 Политические аспекты российско-монгольских отношений 35
3.2 Экономическое сотрудничество стран 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51

Дипломатические отношения между Россией и Монголией, наряду с динамикой их политики добрососедства, значительно изменились после распада Советского Союза в 1991 году. Эти страны имеют исторические геополитические, экономические и культурные связи, которые необходимо проанализировать.
Актуальность исследования. Актуальность изучения отношений между Россией и Монголией заключается в их значении для региональной стабильности, экономического развития и геополитической динамики. Поскольку они соседние страны, их взаимодействие не только влияет друг на друга, но и отражается на всей Центральной Азии и за ее пределами. В условиях меняющегося глобального геополитического ландшафта и усиления влияния России в международных делах понимание ее подхода к соседним странам, таким как Монголия, является важным фактором международной политики.
Целью данного исследования является выявление характеристик и особенностей политики соседства России и Монголии на современном этапе развития отношений (с 1991 по 2023 год). Для достижения поставленной в данном исследовании цели необходимо выполнить следующие задачи:
● Изучить исторический контекст отношений России и Монголии.
● Сформулировать политику соседства.
● Проанализировать подход РФ к политике соседства.
● Выявить позицию Монголии в рамках политики соседства.
● Определить политические аспекты российско-монгольских отношений.
● Исследовать экономическое сотрудничество стран.
Предмет и объект исследования. Предметом данного исследования являются отношения между Россией и Монголией в контексте политики соседства с 1991 по 2023 год. Объектом исследования является динамика двусторонних взаимодействий России и Монголии.
Методология исследования. В этом исследовании используется качественный и количественный метод исследования. Первичные данные будут собраны путем изучения официальных документов, заявлений и соглашений между Россией и Монголией. Вторичные данные, включая научные статьи, отчеты и источники в средствах массовой информации, будут проанализированы для выявления современных особенностей взаимоотношений стран.
Место и важность темы в науке. Изучение российско-монгольских отношений в рамках политики соседства имеет значение в различных областях, включая международные отношения, геополитику и региональные исследования.
Анализ источников и литературы. Исследование будет опираться на различные научные статьи, официальные документы. Русскоязычными источниками являются работы таких ученых, как О.В. Шишкина , И. Ф. Селиванова , Л.С. Косикова , Я.А. Суходолов, А. Даваасурэн и другие.
Так, И.Ф. Селиванова исследует политику соседства Европы, которая необходима для понимания политики с точки зрения Российской Федерации. Л.С. Косикова анализирует интересы России в рамках политики соседства со странами СНГ. Я.А. Суходолов в своей работе раскрывает главные особенности и тенденции развития экономических отношений России и Монголии.
Немало важными источниками являются работы англоязычных авторов на тему «Third neighbor policy», которая с английского языка переводится как «политика третьего соседства». Б. Саналлхундев расскрывает в статье понятие о том, что данная политика третьего соседа является одним из компонентов стратегии внешних отношений Монголии. Данная политика Монголии предполагает укрепление связей со странами за пределами России и Китая. Эти две сверхдержавы исторически оказывали значительное влияние на страну. Более того, Д. Уламбаяр рассматривает возможные проблемы безопасности политики Монголии в рамках политики соседства.
Также официальные публикации правительственных учреждений и международных организаций будут проанализированы в данном исследовании. Современные отношения между Россией и Монголией были основаны на «Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве», который был подписан странами 20 января 1993 года , и развиваются в рамках стратегического партнерства. Помимо данного «Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве», двусторонние отношения между данными странами также опираются на «Улан-Баторскую» (2000) и «Московскую» (2006) декларации , а также основываются на «Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией от 25 августа 2009 года» . Всего было заключено более 150 договоров и соглашений как на межгосударственном, так и на межправительственном уровнях.
Кроме того, для освещения современных событий и перспектив будут использоваться источники в средствах массовой информации и отчеты аналитических центров. Такие СМИ, как «Известия», «Ведомости», «РИА Новости» будут использованы для достижения цели исследования. Например, статья «Россия – Монголия: путь добрососедства и сотрудничества» из Ведомостей подчеркивает важность отношений между странами, а также анализирует будущие совместные конференции Монголии и России.
В научной среде существует достаточный объем по российско-монгольским отношениям и политике добрососедства в отдельности. Несмотря на это, всестороннее изучение их пересечения относительно ограничено. Таким образом, данное исследование стремится внести свой вклад в восполнение этого пробела, предоставляя подробный анализ динамики и последствий политики добрососедства России по отношению к Монголии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данного исследования политики соседства Монголии и России, можно сделать вывод, что отношения между Россией и Монголией имеют глубокие исторические корни и характеризуются прочным добрососедством, отмеченным многочисленными юридическими соглашениями и декларациями, датируемыми началом 20-го века. Эти соглашения, включая «Улан-Баторскую декларацию» 2000 года и «Московскую декларацию» 2006 года, свидетельствуют о приверженности стратегическому партнерству между двумя странами. Недавний «Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве» еще больше укрепляет эту связь, подчеркивая важность более 150 договоров и соглашений на межгосударственном и межправительственном уровнях.
Взаимодействие на высоком уровне между лидерами России и Монголии подчеркивает важность двусторонних отношений. Регулярные встречи, такие как между Владимиром Путиным и президентом Монголии Халтмагийном Баттулгой, служат укреплению сотрудничества и обсуждению ключевых региональных и международных вопросов. Кроме того, такие значимые события, как официальный визит Путина в Монголию в 2019 году определяет важную значимость исторических связей стран.
Развитию торгово-экономического сотрудничества между Монголией и Россией способствуют несколько благоприятных факторов, в частности их географическая близость и протяженная граница, которую они разделяют. Однако, по сравнению с другими сферами, торгово-экономические связи между двумя странами значительно отстают. Существует значительное несоответствие между импортом Монголии из России и экспортом в Россию.
В основном Россия поставляет нефтепродукты, в то время как Монголия преимущественно экспортирует концентрат плавикового шпата в Россию. Ранее совместные предприятия, которые на протяжении многих лет символизировали экономическое присутствие России в Монголии, с 2016 года перешли в полную собственность Монголии. В настоящее время единственным оставшимся совместным предприятием России и Монголии является АО «Улан-Баторская железная дорога», для которого обе страны одобрили долгосрочную программу модернизации и развития, рассчитанную до 2030 года.
Однако проблемы сохраняются, особенно в динамике торговли, поскольку на Россию приходится значительная часть импорта Монголии, что указывает на дисбаланс в торговых отношениях. Сокращение монгольского экспорта в Россию на протяжении многих лет отражает смещение акцента Монголии на снижение зависимости от соседних сельскохозяйственных и энергетических ресурсов. Этот сдвиг согласуется с более широкой внешнеполитической стратегией Монголии, направленной на взаимодействие с разнообразными партнерами за пределами России и Китая, чтобы уменьшить экономическую зависимость от своих непосредственных соседей.
Монголия продолжает придерживаться своей стратегии «третьего соседа», даже несмотря на трудности, связанные с изменениями в геополитическом положении. Эта стратегия была разработана после демократической революции в конце 20-го века и направлена на поддержание равновесия в дипломатических отношениях и содействие разнообразию экономики.
Возникающие проблемы не помешали продолжению диалога и сотрудничества между Россией и Монголией. Данное сотрудничество обещает способствовать взаимному развитию и стабильности в регионе.



1. В РАНХиГС прошла международная научно-практическая конференция «Российско-монгольские отношения: от истоков до современности» // Президентская Академия РАНХиГС: сайт. – URL: https://www.ranepa.ru/news/v-rankhigs-proshla-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-rossiysko-mongolskie-otnoshe/ (дата обращения: 24.03.2024)
2. Встреча с премьер-министром Монголии Ухнагийн Хурэлсухом. 03.09.2019. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/countries/MN/events/61432 (дата обращения: 16.03.2024).
3. Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией (Улан-Батор, 25 августа 2009 г.).
4. Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Монголией от 3 сентября 2019 года (ратифицирован Федеральным законом от 13.07.2020 № 198-ФЗ, вступил в силу 21 сентября 2020 года).
5. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией. Москва, 20 янв. 1993 г. // Дипломатический вестник. – 1993. – No 3–4. – С. 3–6.
6. Заявления для прессы по итогам российско-монгольских переговоров. 03.09.2014. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/46552 (дата обращения: 16.03.2024).
7. Концепция внешней политики РФ. 28 июня 2000 г. // Внешняя политика и безопасность современной России: хрестоматия. В 4 т. Т. 4 / сост. Т. А. Шаклеина. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 109–121.
8. Концепция национальной безопасности Монголии [Монгол Улсын үндэсний аюулгүй байдлын үзэл баримтлал]. 15.07.2010. URL: https://mfa.gov.mn/монгол-улсын-үндэсний-аюулгүй-байдлы (дата обращения: 22.03.2024).
9. Московская декларация от 8 декабря 2006 г.
10. Переговоры с президентом Монголии Ухнагийн Хурэлсухом. 16.12.2021. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67373 (дата обращения: 16.03.2024).
11. Пресс-конференция по итогам российско-монгольских переговоров. 25.08.2009. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/countries/MN/events/5286 (дата обращения: 16.03.2024).
12. Улан-Баторская декларация от 14 ноября 2000 г.
Литература:
13. Базаров В. Б. Визиты ВВ Путина и Си Цзиньпина в Монголию в 2014 г //Власть. – 2015. – №. 1. – С. 205-208.
14. Базаров В. Б. Монголо-японские дипломатические отношения //Власть. – 2009. – №. 9. – С. 157-159.
15. Базаров В. Б. Стратегическое партнерство во внешней политике Монголии //Власть. – 2019. – №. 6. – С. 302-308.
16. Батунаев Э.В., Григорьева Ю.Г. Российско-Монгольские отношения: от спада до всеобъемлющего партнёрства // Известия Восточного Института. – Улан-Уде: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, 2019. – С. 98-109.
17. Ганхуяг Э. Россия-Монголия: по пути стратегического партнерства //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2017. – Т. 16. – №. 3. – С. 462-467.
18. Гладков И. С. Внешняя торговля России в 2017 г.: разворот на взлет //Власть. – 2018. – №. 3. – С. 38-46.
19. Гольман М. И. Россия и Монголия: от спада до стратегического партнерства. – 2013. 26 с.
20. Джагаева О. Россия и Монголия: новый этап культурного сотрудничества //Азия и Африка сегодня. – 2005. – №. 5. – С. 56-59.
21. Дэмбэрэл К. Монголо-российские отношения: роль Сибири и Дальнего Востока //Россия-Монголия: 100 лет вместе. – 2021. – 80 с.
22. Железняков А.С. Социологийн судалгааны дУн. (Результаты социологического исследования) / Умард хорки (Ссверный соссд). - 2007. - No11. С. 6-7.
23. Железняков, А. С. Монголия социалистическая и постсоциалистическая / А. С. Железняков // Восток. – 1996. – No 6. – 110 с.
24. Игнатов И. А. Монгольская внешнеполитическая концепция «третьего соседа»: история, особенности и перспективы //Проблемы Дальнего Востока. – 2022. – Т. 1. – 60 с.
25. Косикова Л. С. Восточное партнерство Евросоюза со странами СНГ и интересы России //Россия и современный мир. – 2012. – №. 1. – 190 с.
26. Кузьмин С. Л. Советско-китайские отношения и проблема статуса Монголии в 1920-х годах //Россия и Монголия в первой половине XX века: концептуальные вопросы российско-монгольских отношений (дипломатия, экономика, наука). – 2015. – 302 с.
27. Кузьмин Ю. В. История Монголии и русско-монгольские отношения в работах НП Шастиной (1898-1980) //Россия и Монголия: новый взгляд на историю (дипломатия, экономика, культура). – 2015. – 276 с.
28. Лузянин С. Г. Восточная политика Владимира Путина: возвращение России на" Большой Восток", 2004-2008 гг. – АСТ, 2007. 450 с.
29. Макарова Е. В., Макаров А. В., Андреев А. Б. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОГО ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА //Социально-экономическое развитие России и Монголии: проблемы и перспективы. – 2019. – 215 с.
30. Малинова О. Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа //Журнал политической философии и социологии политики «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз». – 2017. – №. 4 (87). – 22 с.
31. Мальгин, А. В. К обеспечению региональной стабильности в СНГ / А. В. Мальгин // Россия и международные режимы безопасности. – М.: МОНФ, 1998. – С. 109-120.
32. Манжиков Э. Б. О взаимной помощи СССР и МНР в 1930-е гг //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. – №. 4. – С. 66-69.
33. Нямдолжин А. Монгол-Оросын боловсролын салбарын хамтын ажиллагаа, хэтийн төлөв // Олон улс судлал. – Улаанбаатар: Монгол Улсын Шинжлэх ухааны академийн Олон улсын харилцааны хүрээлэн. – 2018, No1. – С. 41-51.
34. Нямдолжин А. Монголия и Россия: Отношения в контексте мирового финансового кризиса //Journal of International Studies. – 2009. – С. 33-38.
35. Орлова К. В. РОССИЯ-МОНГОЛИЯ: ВЕК ДРУЖБЫ И СОТРУДНИЧЕСТВА (К 100-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ) //Oriental Studies. – 2021. – Т. 14. – №. 5. – 899 с.
36. Петровский, В. Е Азиатско-Тихоокеанские режимы безопасности после «холодной войны»: эволюция, перспективы российского участия / В. Е. Петровский. – М.: Памятники истор. мысли, 1998. – 203 с.
37. Почекаев Р. Государство и право в Центральной Азии глазами российских и западных путешественников. Монголия XVII–начала XX века. – Litres, 2022. 35 с.
38. Родионов В. А. «Мягкая» сила в современных российско-монгольских отношениях //Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2009. – №. 8. – 270 с.
39. Родионов В. А. Политический процесс в Монголии в условиях постсоциалистической трансформации. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2018. – 365 с.
40. Родионов В. А. Политический процесс в Монголии в условиях постсоциалистической трансформации. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2018. – 230 с.
41. Родионов В. А. Эволюция подходов руководства России и Монголии к двусторонним отношениям //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2010. – №. 2. – 143 с.
42. Сабиров Р. Т. Россия и Монголия на пути стратегического партнерства. Отв. ред. РБ Рыбаков, Л. Хайсандай. Москва-Улан-Батор: Институт востоковедения РАН, Институт международных исследований АН Монголии. 2011. 440 с //Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2012. – №. 6. – 175 с.
43. Селиванова И. Ф. Восточное направление политики соседства ЕС //Россия и современный мир. – 2008. – №. 2. – 112 с.
44. Старцев А. В. Русские предприниматели в Монголии: социальный облик и общественно-культурная деятельность //Востоковедные исследования на Алтае. – 2004. – №. IV. – 109 с.
45. Суходолов А.П. Экономика Монголии в системе большой Евразии / А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 14–15 сент. 2017 г. / под ред. А.П. Суходолова. – Иркутск, 2017. – С. 144-146.
46. Суходолов Я. А., Даваасурэн А. Тенденции развития внешнеторгового сотрудничества России с Монголией //Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – №. 8. – С. 18-30.
47. Суходолов Я. А., Колодин В. С. Современное состояние и основные тенденции развития внешней торговли Сибирского федерального округа //Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10. – №. 2. – 24 с.
48. Шишкина О. В. Политика соседства или политика соседей? Россия и" западный фланг" СНГ //Международные процессы. – 2012. – Т. 10. – №. 3-4. – С. 116-123.
49. Энхсайхан Э. Российско-монгольские культурные связи на рубеже XX-XXI вв //Россия-Монголия: 100 лет вместе. – 2021. – С. 137-145.
50. Яскина Г.С. О новых перспективах внешнеэкономической стратегии Монголии на российском направления / «Россия-Монголия: развитие социально-экономического сотрудничества двух стран»: материалы науч. -практ. конф. 1 мая 2007. г - М.: РАГС, 2007. С. 13-26.
51. Яскина, Г. С. Монголия и внешний мир /Г.С.Яскина. –М.: ИВРАН,2002.– 213 с.
52. Concept of Mongolia’s Foreign Policy // The Mongolian Journal of International Affairs. – 1995. – No2.– С. 7-8.
53. Dagbaev E. D. Institutsional’nyy dizayn politicheskikh protsessov v rossiyskikh regionakh Vnutrenney Azii i Mongolii [Institutional design of political processes in the Russian regions of Inner Asia and Mongolia] //Ulan-Ude: Buryat State University. – 2011. 390 с.
54. Golman M. I. Sovremennaya Mongoliya v otsenkakh zapadnykh avtorov [Modern Mongolia in the assessments of Western authors] //Moscow: IES RAS. – 2010. 220 с.
55. Popkova E.G. Foreign Trade as a Vector of Economic Grow in The Globalizing Word / E.G. Popkova Y.A. Sukhodolov // Foreign Trade as a Factor of Economic Growth. Contributions to Economics. – Cham : Springer, 2017. – С. 30-35.
56. Sanallkhundev B. Third neighbor policy concept in Mongolia’s geopolitics //Mongolian Journal of International Affairs. – 2021. – С. 81-98.
57. Shagdar E. Proceedings and Outcomes of the Neo-liberal Policy During the Mongolian Economic Transition //Erina report. – 2003. – Т. 54. – С. 30-42.
58. Sumaadii M., Byrne A. China and Mongolia: The Limits of Sheep and Tea Diplomacy //The International History Review. – 2023. – 30 с.
59. Ulambayar D. A New Paradigm in Mongolia’s ‘Third Neighbor’Diplomacy and Soft Balancing //Pax Mongolica. – 2017. – Т. 3. – №. 8. – 40 с.
60. Ulambayar D. Mongolia’s “Third Neighbor” Policy: Natureand Purpose //World Affairs (Ulaanbaatar). – 2015. – Т. 2. – №. 31. – 53 с.
61. Ulambayar D. Northeast Asian Security Issues and Mongolia's «Third Neighbor» Policy //ERINA report. – 2013. – №. 114. – С. 47-50.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ