Россия, Монголия и Политика Соседства (1991-2023) (Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет))
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И МОНГОЛИИ 7
1.1 Исторический контекст отношений России и Монголии 7
1.2 Концепция политики соседства («третий сосед») 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 21
2.1 Подход Российской Федерации к политике соседства 21
2.2 Позиционирование Монголии в рамках политики соседства 28
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 35
3.1 Политические аспекты российско-монгольских отношений 35
3.2 Экономическое сотрудничество стран 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И МОНГОЛИИ 7
1.1 Исторический контекст отношений России и Монголии 7
1.2 Концепция политики соседства («третий сосед») 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА 21
2.1 Подход Российской Федерации к политике соседства 21
2.2 Позиционирование Монголии в рамках политики соседства 28
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 35
3.1 Политические аспекты российско-монгольских отношений 35
3.2 Экономическое сотрудничество стран 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 51
Дипломатические отношения между Россией и Монголией, наряду с динамикой их политики добрососедства, значительно изменились после распада Советского Союза в 1991 году. Эти страны имеют исторические геополитические, экономические и культурные связи, которые необходимо проанализировать.
Актуальность исследования. Актуальность изучения отношений между Россией и Монголией заключается в их значении для региональной стабильности, экономического развития и геополитической динамики. Поскольку они соседние страны, их взаимодействие не только влияет друг на друга, но и отражается на всей Центральной Азии и за ее пределами. В условиях меняющегося глобального геополитического ландшафта и усиления влияния России в международных делах понимание ее подхода к соседним странам, таким как Монголия, является важным фактором международной политики.
Целью данного исследования является выявление характеристик и особенностей политики соседства России и Монголии на современном этапе развития отношений (с 1991 по 2023 год). Для достижения поставленной в данном исследовании цели необходимо выполнить следующие задачи:
● Изучить исторический контекст отношений России и Монголии.
● Сформулировать политику соседства.
● Проанализировать подход РФ к политике соседства.
● Выявить позицию Монголии в рамках политики соседства.
● Определить политические аспекты российско-монгольских отношений.
● Исследовать экономическое сотрудничество стран.
Предмет и объект исследования. Предметом данного исследования являются отношения между Россией и Монголией в контексте политики соседства с 1991 по 2023 год. Объектом исследования является динамика двусторонних взаимодействий России и Монголии.
Методология исследования. В этом исследовании используется качественный и количественный метод исследования. Первичные данные будут собраны путем изучения официальных документов, заявлений и соглашений между Россией и Монголией. Вторичные данные, включая научные статьи, отчеты и источники в средствах массовой информации, будут проанализированы для выявления современных особенностей взаимоотношений стран.
Место и важность темы в науке. Изучение российско-монгольских отношений в рамках политики соседства имеет значение в различных областях, включая международные отношения, геополитику и региональные исследования.
Анализ источников и литературы. Исследование будет опираться на различные научные статьи, официальные документы. Русскоязычными источниками являются работы таких ученых, как О.В. Шишкина , И. Ф. Селиванова , Л.С. Косикова , Я.А. Суходолов, А. Даваасурэн и другие.
Так, И.Ф. Селиванова исследует политику соседства Европы, которая необходима для понимания политики с точки зрения Российской Федерации. Л.С. Косикова анализирует интересы России в рамках политики соседства со странами СНГ. Я.А. Суходолов в своей работе раскрывает главные особенности и тенденции развития экономических отношений России и Монголии.
Немало важными источниками являются работы англоязычных авторов на тему «Third neighbor policy», которая с английского языка переводится как «политика третьего соседства». Б. Саналлхундев расскрывает в статье понятие о том, что данная политика третьего соседа является одним из компонентов стратегии внешних отношений Монголии. Данная политика Монголии предполагает укрепление связей со странами за пределами России и Китая. Эти две сверхдержавы исторически оказывали значительное влияние на страну. Более того, Д. Уламбаяр рассматривает возможные проблемы безопасности политики Монголии в рамках политики соседства.
Также официальные публикации правительственных учреждений и международных организаций будут проанализированы в данном исследовании. Современные отношения между Россией и Монголией были основаны на «Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве», который был подписан странами 20 января 1993 года , и развиваются в рамках стратегического партнерства. Помимо данного «Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве», двусторонние отношения между данными странами также опираются на «Улан-Баторскую» (2000) и «Московскую» (2006) декларации , а также основываются на «Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией от 25 августа 2009 года» . Всего было заключено более 150 договоров и соглашений как на межгосударственном, так и на межправительственном уровнях.
Кроме того, для освещения современных событий и перспектив будут использоваться источники в средствах массовой информации и отчеты аналитических центров. Такие СМИ, как «Известия», «Ведомости», «РИА Новости» будут использованы для достижения цели исследования. Например, статья «Россия – Монголия: путь добрососедства и сотрудничества» из Ведомостей подчеркивает важность отношений между странами, а также анализирует будущие совместные конференции Монголии и России.
В научной среде существует достаточный объем по российско-монгольским отношениям и политике добрососедства в отдельности. Несмотря на это, всестороннее изучение их пересечения относительно ограничено. Таким образом, данное исследование стремится внести свой вклад в восполнение этого пробела, предоставляя подробный анализ динамики и последствий политики добрососедства России по отношению к Монголии.
Актуальность исследования. Актуальность изучения отношений между Россией и Монголией заключается в их значении для региональной стабильности, экономического развития и геополитической динамики. Поскольку они соседние страны, их взаимодействие не только влияет друг на друга, но и отражается на всей Центральной Азии и за ее пределами. В условиях меняющегося глобального геополитического ландшафта и усиления влияния России в международных делах понимание ее подхода к соседним странам, таким как Монголия, является важным фактором международной политики.
Целью данного исследования является выявление характеристик и особенностей политики соседства России и Монголии на современном этапе развития отношений (с 1991 по 2023 год). Для достижения поставленной в данном исследовании цели необходимо выполнить следующие задачи:
● Изучить исторический контекст отношений России и Монголии.
● Сформулировать политику соседства.
● Проанализировать подход РФ к политике соседства.
● Выявить позицию Монголии в рамках политики соседства.
● Определить политические аспекты российско-монгольских отношений.
● Исследовать экономическое сотрудничество стран.
Предмет и объект исследования. Предметом данного исследования являются отношения между Россией и Монголией в контексте политики соседства с 1991 по 2023 год. Объектом исследования является динамика двусторонних взаимодействий России и Монголии.
Методология исследования. В этом исследовании используется качественный и количественный метод исследования. Первичные данные будут собраны путем изучения официальных документов, заявлений и соглашений между Россией и Монголией. Вторичные данные, включая научные статьи, отчеты и источники в средствах массовой информации, будут проанализированы для выявления современных особенностей взаимоотношений стран.
Место и важность темы в науке. Изучение российско-монгольских отношений в рамках политики соседства имеет значение в различных областях, включая международные отношения, геополитику и региональные исследования.
Анализ источников и литературы. Исследование будет опираться на различные научные статьи, официальные документы. Русскоязычными источниками являются работы таких ученых, как О.В. Шишкина , И. Ф. Селиванова , Л.С. Косикова , Я.А. Суходолов, А. Даваасурэн и другие.
Так, И.Ф. Селиванова исследует политику соседства Европы, которая необходима для понимания политики с точки зрения Российской Федерации. Л.С. Косикова анализирует интересы России в рамках политики соседства со странами СНГ. Я.А. Суходолов в своей работе раскрывает главные особенности и тенденции развития экономических отношений России и Монголии.
Немало важными источниками являются работы англоязычных авторов на тему «Third neighbor policy», которая с английского языка переводится как «политика третьего соседства». Б. Саналлхундев расскрывает в статье понятие о том, что данная политика третьего соседа является одним из компонентов стратегии внешних отношений Монголии. Данная политика Монголии предполагает укрепление связей со странами за пределами России и Китая. Эти две сверхдержавы исторически оказывали значительное влияние на страну. Более того, Д. Уламбаяр рассматривает возможные проблемы безопасности политики Монголии в рамках политики соседства.
Также официальные публикации правительственных учреждений и международных организаций будут проанализированы в данном исследовании. Современные отношения между Россией и Монголией были основаны на «Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве», который был подписан странами 20 января 1993 года , и развиваются в рамках стратегического партнерства. Помимо данного «Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве», двусторонние отношения между данными странами также опираются на «Улан-Баторскую» (2000) и «Московскую» (2006) декларации , а также основываются на «Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией от 25 августа 2009 года» . Всего было заключено более 150 договоров и соглашений как на межгосударственном, так и на межправительственном уровнях.
Кроме того, для освещения современных событий и перспектив будут использоваться источники в средствах массовой информации и отчеты аналитических центров. Такие СМИ, как «Известия», «Ведомости», «РИА Новости» будут использованы для достижения цели исследования. Например, статья «Россия – Монголия: путь добрососедства и сотрудничества» из Ведомостей подчеркивает важность отношений между странами, а также анализирует будущие совместные конференции Монголии и России.
В научной среде существует достаточный объем по российско-монгольским отношениям и политике добрососедства в отдельности. Несмотря на это, всестороннее изучение их пересечения относительно ограничено. Таким образом, данное исследование стремится внести свой вклад в восполнение этого пробела, предоставляя подробный анализ динамики и последствий политики добрососедства России по отношению к Монголии.
Подводя итоги данного исследования политики соседства Монголии и России, можно сделать вывод, что отношения между Россией и Монголией имеют глубокие исторические корни и характеризуются прочным добрососедством, отмеченным многочисленными юридическими соглашениями и декларациями, датируемыми началом 20-го века. Эти соглашения, включая «Улан-Баторскую декларацию» 2000 года и «Московскую декларацию» 2006 года, свидетельствуют о приверженности стратегическому партнерству между двумя странами. Недавний «Договор о дружественных отношениях и всеобъемлющем стратегическом партнерстве» еще больше укрепляет эту связь, подчеркивая важность более 150 договоров и соглашений на межгосударственном и межправительственном уровнях.
Взаимодействие на высоком уровне между лидерами России и Монголии подчеркивает важность двусторонних отношений. Регулярные встречи, такие как между Владимиром Путиным и президентом Монголии Халтмагийном Баттулгой, служат укреплению сотрудничества и обсуждению ключевых региональных и международных вопросов. Кроме того, такие значимые события, как официальный визит Путина в Монголию в 2019 году определяет важную значимость исторических связей стран.
Развитию торгово-экономического сотрудничества между Монголией и Россией способствуют несколько благоприятных факторов, в частности их географическая близость и протяженная граница, которую они разделяют. Однако, по сравнению с другими сферами, торгово-экономические связи между двумя странами значительно отстают. Существует значительное несоответствие между импортом Монголии из России и экспортом в Россию.
В основном Россия поставляет нефтепродукты, в то время как Монголия преимущественно экспортирует концентрат плавикового шпата в Россию. Ранее совместные предприятия, которые на протяжении многих лет символизировали экономическое присутствие России в Монголии, с 2016 года перешли в полную собственность Монголии. В настоящее время единственным оставшимся совместным предприятием России и Монголии является АО «Улан-Баторская железная дорога», для которого обе страны одобрили долгосрочную программу модернизации и развития, рассчитанную до 2030 года.
Однако проблемы сохраняются, особенно в динамике торговли, поскольку на Россию приходится значительная часть импорта Монголии, что указывает на дисбаланс в торговых отношениях. Сокращение монгольского экспорта в Россию на протяжении многих лет отражает смещение акцента Монголии на снижение зависимости от соседних сельскохозяйственных и энергетических ресурсов. Этот сдвиг согласуется с более широкой внешнеполитической стратегией Монголии, направленной на взаимодействие с разнообразными партнерами за пределами России и Китая, чтобы уменьшить экономическую зависимость от своих непосредственных соседей.
Монголия продолжает придерживаться своей стратегии «третьего соседа», даже несмотря на трудности, связанные с изменениями в геополитическом положении. Эта стратегия была разработана после демократической революции в конце 20-го века и направлена на поддержание равновесия в дипломатических отношениях и содействие разнообразию экономики.
Возникающие проблемы не помешали продолжению диалога и сотрудничества между Россией и Монголией. Данное сотрудничество обещает способствовать взаимному развитию и стабильности в регионе.
Взаимодействие на высоком уровне между лидерами России и Монголии подчеркивает важность двусторонних отношений. Регулярные встречи, такие как между Владимиром Путиным и президентом Монголии Халтмагийном Баттулгой, служат укреплению сотрудничества и обсуждению ключевых региональных и международных вопросов. Кроме того, такие значимые события, как официальный визит Путина в Монголию в 2019 году определяет важную значимость исторических связей стран.
Развитию торгово-экономического сотрудничества между Монголией и Россией способствуют несколько благоприятных факторов, в частности их географическая близость и протяженная граница, которую они разделяют. Однако, по сравнению с другими сферами, торгово-экономические связи между двумя странами значительно отстают. Существует значительное несоответствие между импортом Монголии из России и экспортом в Россию.
В основном Россия поставляет нефтепродукты, в то время как Монголия преимущественно экспортирует концентрат плавикового шпата в Россию. Ранее совместные предприятия, которые на протяжении многих лет символизировали экономическое присутствие России в Монголии, с 2016 года перешли в полную собственность Монголии. В настоящее время единственным оставшимся совместным предприятием России и Монголии является АО «Улан-Баторская железная дорога», для которого обе страны одобрили долгосрочную программу модернизации и развития, рассчитанную до 2030 года.
Однако проблемы сохраняются, особенно в динамике торговли, поскольку на Россию приходится значительная часть импорта Монголии, что указывает на дисбаланс в торговых отношениях. Сокращение монгольского экспорта в Россию на протяжении многих лет отражает смещение акцента Монголии на снижение зависимости от соседних сельскохозяйственных и энергетических ресурсов. Этот сдвиг согласуется с более широкой внешнеполитической стратегией Монголии, направленной на взаимодействие с разнообразными партнерами за пределами России и Китая, чтобы уменьшить экономическую зависимость от своих непосредственных соседей.
Монголия продолжает придерживаться своей стратегии «третьего соседа», даже несмотря на трудности, связанные с изменениями в геополитическом положении. Эта стратегия была разработана после демократической революции в конце 20-го века и направлена на поддержание равновесия в дипломатических отношениях и содействие разнообразию экономики.
Возникающие проблемы не помешали продолжению диалога и сотрудничества между Россией и Монголией. Данное сотрудничество обещает способствовать взаимному развитию и стабильности в регионе.



