Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Работа №148058

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

Введение………………………………………………………………….…..……5
Глава 1 Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…8
1.1 Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.…8
1.2 Исторические аспекты социальной защиты детей-сирот..........…………...12
1.3 Социально-психологическая характеристика детей сирот………………..19
Глава 2 Организация социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…24
2.1 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения……...24
2.2 Социальное сопровождение, государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей..27
Глава 3 Актуальные проблемы и решения социального обслуживания детей-сирот …39
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников …48
Приложение А Основные отличия попечительства от опекунства над детьми сиротами …52
Приложение Б Категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …53

Актуальность исследования. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.
Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи.
Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.
Социальное сиротство как явление приобрело тенденции увеличения и распространения, что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы. Детство - это первоначальный этап жизни человека, когда закладывается понимание духовных и социальных качеств еще не сформировавшегося до конца человека, как личности.
Для того чтобы ребенок себя чувствовал комфортно в эмоционально физическом плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.
К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и недостаточной изученностью данного вопроса в социальной работе.
На основе выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: возможности организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.
В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе,
2) охарактеризовать объект и методы исследования,
3) Выявить актуальные проблемы и решения проблем социального обслуживания детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Методологической основой исследования явились принципы системного и деятельностного подходов, согласно идеям которых, человек представляет собой целостную, биотическую социально детерминирующую систему.
Теоретической основой исследования явились работы российских и зарубежных педагогов, исследовавших различные аспекты проблем детей-сирот. Среди них можно назвать: социокультурные аспекты социальной защиты детей-сирот и детей (Чернышова Е.Н ), социальная адаптация детей-сирот и детей (Тарасов А.П), правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( Мельникова О.А) .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования,
2) методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации материала по проблеме исследования, а именно: проведен анализ литературы и обобщены подходы к проблеме осуществления социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы состоит из введения, 3-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.
Наша исследовательская работа посвящена проблеме организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования: изучить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе,
2) охарактеризовать объект и методы исследования,
3) выявить актуальные проблемы и решения проблем социального обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Для достижения первой из поставленных задач был определен список социально-психологичекой литературы, в которой подробно рассмотрен ряд вопросов о возникновении и развитии основ социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В результате анализа социально-психологической литературы нами были выявлены особенности развития социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в России и за рубежом.
Был рассмотрен процесс исторического становления системы социальной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В процессе анализа литературы были раскрыты важные особенности личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах детского дома. Таковыми явились эмоционально обусловленная неустойчивость, противоречи¬вость; повышенная возбудимость аффектов; сильная острота сим¬патий и антипатий к людям; импульсивность поступков; гнев; пуг¬ливость н чрезмерные страхи (фобии); пессимизм и беспричинная веселость; равнодушие, безучастность. Также были рассмотрены правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Объект и методы исследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были успешно охарактеризованы. Объект исследования – это социально-правовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальном уровне. Предмет исследования –специфика этого обеспечения.
Основные методы заключаются не в реабилитации кровной семьи ребенка, а лишение родительских прав недееспособных родителей и передача ребенка в более благополучную семью, либо при отсутствии такой возможности, в учреждения социального обеспечения. Главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. Мнение ребенка по поводу изъятия его из кровной семьи в учет не берется. Когда ребенок теряет право для того, чтобы иметь семью, все его дальнейшие действия по социализации развитию и воспитанию зависят от органов опеки и существенно ограничивают все его дальнейшие возможности по реализации своих интересов. Социальная государственная политика, требует введения новых законов, защищающих права и интересы ребенка.
Проблема передачи ребенка из неблагополучной семьи в условия социального обеспечения имеет достаточно острый и сложно выраженный социальный характер. Общество уверено, что решая проблему таким способом, оно избавляется от неблагополучных семей. Воспитание ребенка в казенных условиях обычно не принимается во внимание. Социальные службы должны вести учет и брать под контроль детей, положение которых в семьи имеет опасный характер для здоровья и благосостояния этих детей, а также в том случае, если ребенок привлекался к уголовной ответственности или состоит на учете за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В этих случаях судьба и жизнь ребенка находятся в руках органов опеки и социальных служб по защите и обеспечению детей.
В том случае если семья не может решить состояние своего благополучия самостоятельно, в положение семьи вмешивается инспектор органов опеки и попечительства и далее все протекает из соображений этого человека о принципах и основах семейного благополучия. Лишь в том случае, если деятельность всех органов социальной защиты и опеки направлена на обеспечение социального благополучия детей, оставшихся без родительской опеки, является возможным передача их в новую благополучную семью.
Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье). Снижение уровня изолированности таких детей увеличивает уровень их социальной адаптации.
Успешным опытом семейных детских домов, является тот факт, что дети обучаются в тех же школах, что и дети из благополучных семей, имеющие родителей. Дети принимают участие в социальной деятельности и развиваются наравне с детьми из благополучных семей, а именно: принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в школе, участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях, посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии, трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни.
Деятельность детских домов, исключительно благотворно влияет на социальную адаптацию детей, но вложение больших средств на улучшение социальной программы воспитания, все, же является необходимостью.
Цель исследования заключалась в выявлении сущности и содержания социально-правового обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же социльного сопровождения и государственной поддержки детей-сирот. Для достижения этой цели использовались теоретические методы, такие как анализ научной литературы, нормативно-правовых актов и статистических данных, а также эмпирические методы.
Для достижения третьей из поставленных задач были определенны проблемы социального обслуживания детей-сирот, которые являются актуальными и сложными. Они связаны с социальным происхождением и содержанием феномена сиротства, социальной политикой, устройством осиротевших детей, проблемами обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильём.
Для решения этих проблем необходимо формирование новой системы социальной поддержки и помощи сиротам в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, повышения социальной напряжённости и социального неравенства. Государство, общественные организации и бизнес должны активно участвовать в этом процессе.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены успешно.



1 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 31.05.2024)
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 31.05.2024).
3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/63f7e6b16fb0b61f6f8072ccd6a8ed10b3349ccc/ (дата обращения: 31.05.2024).
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 11.03.2024). - URL :https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/b9cf5888714625466f72b3702bfc31cea53d36d5/ (дата обращения: 31.05.2024).
5 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. От 22.04.2024, с изм. От 25.04.2024). - URL :https://base.garant.ru/12138291/80246471/ (дата обращения: 31.05.2024).
6 Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция) – URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 31.05.2024).
7 Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 № 44-ФЗ (последняя редакция) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31188/ (дата обращения: 31.05.2024).
8 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 №159 ФЗ (последняя редакция) - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 31.05.2024)
9 Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». - URL: https://base.garant.ru/184330/ (дата обращения: 31.05.2024)
10 Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 (ред. от 18.08.2008) О приемной семье. - URL: https://base.garant.ru/106470/ (дата обращения: 31.05.2024)
11 Аветисова Т.А. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретические и методологические аспекты. - М.: Издательский дом «Феникс», 2019. - 240 с.
12 Булгакова И.В. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: практическое пособие для специалистов. - СПб.: Питер, 2020. - 176 с.
13 Володина Ю.А. Психология социального сиротства : учебное пособие для вузов - М.: Юрайт, 2024. - 184 с.
14 Воронцова М.В. Социальная защита и социальное обслуживание населения : учебник для среднего профессионального образования. - М.: Юрайт, 2024. - 332 с.
15 Гайфуллина Н.С. Социальная защита детей: основы теории и практики. - М.: Юрайт, 2019. - 192 с.
16 Голенкова Л.П. Современные подходы к социальной защите детей-сирот. // Вестник социальной защиты. - 2019. - № 4. - С. 45-52.
17 Денисова Е.М. Организация системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: КНОРУС, 2021. - 312 с.
18 Иванова Л. Г. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: проблемы и решения. - СПб.: Питер, 2020. - 316 с.
19 Карповский В. И. Социальные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 110 с.
20 Кузнецова Л.А. Проблемы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном обществе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 198 с.
21 Лебедева Е.Р. Психология социальной защиты детей. - М.: Издательство МГУ, 2019. - 241 с.
22 Лосицкая Н.С. Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России. - М.: Проспект, 2020. - 264 с.
23 Макарова Г.В. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях кризиса. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 176 с.
24 Мельникова О.А. Правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 413 с.
25 Новикова Е.К. Правовое регулирование социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2019. - 232 с.
26 Носкова А.П. Социальное сиротство: проблемы и пути их решения. - М.: КНОРУС, 2019. - 381 с.
27 Орлова Н.Г. Социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: теория и практика. - СПб.: Петроград, 2020. - 271 с.
28 Петрова М.В. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика // Вопросы социальной политики. - 2020. - № 1. - С. 67 - 74.
29 Попов В.Л. Социальная политика в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Книжный дом, 2019. - 146 с.
30 Романова Т.Н. Социология выпускных детей: проблемы социальной защиты и пути их решения. - М.: Аспект Пресс, 2020. - 210 с.
31 Тарасов А.П. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семье и обществе: Учебное пособие. - М.: Бизнес-пресса, 2021. - 184 с.
32 Тумашева М.П. Социальное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2019. - 173 с.
33 Усачева Е.С. Социально-психологическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: Учебник. - М.: Эксперт, 2020. - 291 с.
34 Федосеев Д.И. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Пособие для вузов. - М.: Питер, 2019. -561 с.
35 Хромов А.В. Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2020. - 132 с.
36 Чернова Е.Р. Педагогика социальной защиты детей: теория и практика. - М.: Издательство Высшая школа, 2019. - 213 с.
37 Чернова Н.А. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы и пути их решения. // Семья и школа. - 2020. - № 3. - С. 56 - 63.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ