Введение 3
Глава 1. Причины и факторы становления женского образования в Российской империи
1.1 .Социокультурные факторы зарождения женского образования 10
1.2. Тенденции государственной политики Российской империи в сфере развития женского образования 20
Глава 2. Ступени женского образования в общей системе образования в России в конце XVIII - начале XX вв.
2.1. Особенности начального женского образования 26
2.2. Женская средняя школа в Российской империи 33
2.3. Развитие высшего женского образования в России 38
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях
3.1. Конспект внеклассного мероприятия по учебному предмету «История России»
в 8 классе на тему «Развитие женского образования в конце XVIII вежа» 48
Заключение 65
Список используемых источников и литературы 68
Приложения 74
Актуальность избранной темы. Процесс становления женского образования в России в конце XVIII- начале XX веков являлся важной и значимой чертой развития общественно-политической жизни страны. Проблемы, связанные' с исследованием становления, организации системы женского образования не утратили своей актуальности и в современной исторической науке. Данная тема позволяет изучить не только процесс модернизации института женского образования в России, но и трансформацию мировоззрения женского населения, характеризующегося потребностью получения новых знаний и компетенций, востребованных в социальноэкономических, культурных отношениях Российской империи.
В историческом плане борьба женщин за предоставление им образования, в том числе и высшего, может рассматриваться как одно из условий, характеризующих общий рост народного самосознания в указанный период.
Социологический контекст темы позволяет определить положение женщины в системе общс'сгвс'нных отношений, выяснить насколько существовавшая система образования соответствовала потребностям государства и общества, а также интересам представительниц различных социальных групп.
В конце XVIII века в России появилась потребность развития государственной системы образования. Мысль о необходимости коренной реформы домашнего воспитания в России и женского образования и воспитания в частности появилась у Екатерины ещё до вступления на престол. И если для Петра I первоочередным и значимым было профессиональное образование, то намерения Екатерины были направлены в первую очередь на воспитание общества посредством учения. На протяжении всего XIX столетия проблема женского образования обсуждалась в высших кругах русского общества, на страницах известных журналов шла острая дискуссия о целях женского воспитания.
Социально-экономические изменения в России в 60-х гг. поставили перед обществом проблему подготовки высококвалифицированных кадров не только из числа мужчин, но и среди представителей слабого пола. Решено было ввести женское образование. Данное образование развивалось слабо, так как положение женщин было неравноправным. И царское правительство, и либеральные деятели в области народного образования не видели необходимости давать женщине общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Изучаемая в работе проблема позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть педагогический аспект: возможные' специфические особенности, связанные' с определением эффективных форм, методов, способов обучения женщин, выявляя при этом и неоспоримые преимущества, и серьезные недостатки раздельного и совместного типов образования.
Тема выпускной квалификационной работы является весьма актуальной для современного состояния российского общества, так как сейчас с новой силой возобновляются дискуссии о различных способах обучения мужчин и женщин. При реализации образовательных программ учитываются гендерные различия. В свете этого опыт предшествующих поколений вызывает не'сомне'нный интерес.
Объект исследования является государственная политика в сфере женского образования в России в конце XVIII века - начале XX века.
Предметом данного исследования выступает процесс взаимодействие власти и общества по расширению сети женских уче'бных заведений в России в рассматриваемый период.
Хронологические рамки исследования охватывают конец XVIII - начало XX века в Российской империи. В конце XVIII века в России формируется государственная система образования. Под влиянием западных просветительских идей, а также руководствуясь интересами быстро развивающегося государства, Екатерина II понимает важность изменения общественного сознания, просвещения подданных и создает систему i■осударстве'нных уче'бных заведений, в числе которых был и Смольный институт благородных девиц. Проводимые реформы 1960-1970-х гг. XIX в. дали толчок экономическому развитию страны. Все чаще появлялась необходимость подготовки не только работников - мужчин, но и работниц - женщин. Именно в связи с этим новые экономические условия повлекли за собой создание системы женского образования в стране. После революции 1917 года дореволюционная система женского образования прекратила свое существование в прежнем виде и приобрела качественно новые черты, требующие отдельного изучения....
Падение крепостного права и произошедшее следом за этим активное развитие капитализма объективно обусловили некоторые изменения в системе образования: увеличилось количество гимназий, было установлено формальное равноправие сословий. Но, по сути, в капиталистической России, где вплоть до Октябрьской революции были крепки феодально-крепостнические пережитки, сословный признак еще долго продолжал быть одним из тормозов формирования народного образования. Правительство осознанно удерживало развитие земских школ и защищало церковноприходские школы, формировавшие мировоззрение детей в духе покорности богу и царю.
Анализируя женскую школу в Российской империи можно сказать о том, что перед ее общественным этапом развития был семейный, религиозный и государственный периоды. Они отличались организацией, постановкой целей и содержанием образования. Образованной частью общества давно уже осознавалась важность и необходимость высшего женского образования.
Женское образование - это важнейший элемент развития образовательного потенциала общества. Первоначально роль женщины сводилась к передаче элементарных бытовых навыков. Однако благодаря реформам Петра Великого женщина заняла иное общественное положение, зародилась система женского образования в России. Возникновение женских образовательных учреждений - закономерный этап развития российского образования.
Женщина в период с середины XVIII века до 1917 г. меняет свое положение в социуме. Она не ограничивается рамками дома и семьи. Ее роль начинает сводиться к развитию личности человека, формированию ценностного отношения к миру. Происходит закладывание первых трудовых навыков, за счет выхода на профессиональную деятельность. Педагогика, политика, экономика, искусство -дама быстро осваивает новые направления, повышает свой уровень образованности.
В конце XVIII века в России появилась потребность формирования государственной системы образования. Под влиянием западных просветительск их идей, а также руководствуясь интересами быстро развивающегося государства, Екатерина II понимает важность изменения общественного сознания, просвещения подданных и создает систему государственных учебных заведений, в их числе был и Смольный институт благородных девиц. Впервые в русском обществе был поставлен вопрос о предназначении женщины, ее роли в государстве. Образовательная концепция Екатерины II и ее ближайшего сподвижника И.И. Бецкого была направлена на решение социальных задач педагогическими и образовательными средствами. Идеи, заложенные в просветительскую теорию, имели прогрессивное гуманистическое значение. Невзирая на это, система женского образования находилась в зачаточном состоянии в связи с ее малой востребованностью в русском обществе.
На протяжении всего XIX столетия проблема женского образования вызывала дискуссии в высших кругах русского общества, на страницах известных журналов шли острые споры о целях женского воспитания. Потребность в образовании была велика в середине XIX в, но закрытые и сословные' институты благородных девиц не смогли охватить всех желающих получить знания.
Именно женщины составляли более половины населения Российской империи. Поэтому в эпоху Великих реформ необходимо было допустить женщин к полноправному участию в жизни общества. Без этого и общество в целом не могло бы сделать следующий шаг в заданном реформами направлении.....
1. Положение о Женских училищах Ведомства Министерства народного просвещения. - СПб, 1858// Санкт-Петербургские Сенатские ведомости. Приложение к № 32 за 1858 г.
2. Санкт-Петербургские Сенатские ведомости. Приложение. Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения. - СПб, I860// Санкт-Петербургские Сенатские ведомости. Приложение к № 48 за 1860 г.
II. Монографии и научны статьи по теме исследования
3. Барнетт А.А. Род человеческий. - М., 1968. - 280 с.
4. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - 241 с.
5. Зайончковский П.А., Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг. - М., 1964.513 с.
6. Зинченко Н.Е. Женское образование в России. - СПб., 1901. - 56 с.
7. Иванов А.Е. Высшая школа России о конце XIX - начале XX веков - М., 1991. - 392 с.
8. Иванов А. Е., Студенчество России конца XIX - начала XX века: социальноисторическая судьба. - М., 1999. - 416 с.
9. Крылова Н. Этапы и смысл женского образования в России // Народное образование в России. Исторический альманах. - М., 2001. -436 с.
10. Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской Социалистической Революции. - М., 1938. - 511 с.
11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX- начало XX века/ Под ред. Э.Д. Днепрова. - М., 1976. - 479 с.
12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая пол. XIX в. /Отв. ред. А.И. Пискунов. - М., 1976. - 600 с.
13. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953. - 752 с.
14. Полубаринова-Кочина П. Я., Софья Васильевна Ковалевская - М., 1955. - 100 с.
15. Пономарева В.В. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад: XVIII - начало XX века. - М., 2016. - 279 с.....64