Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвистической компетенции учащихся на занятиях иностранным языком 6
1.1 Понятие лингвистической компетенции 6
1.2 Особенности организации самостоятельной работы учащихся при
обучении иностранному языку 15
Глава 2. Формирование и развитие лингвистической
компетенции учащихся путем организации самостоятельной работы в мультимедийной среде 28
2.1 Организация мультимедийной среды в процессе изучения
иностранных языков 28
2.2 Средства организации самостоятельной работы учащихся
в мультимедийной среде 36
Заключение 51
Список литературы 55
Последние три десятилетия свидетельствуют о глубоких изменениях в геополитических структурах мирового сообщества. Социальные, политические и экономические системы трансформируются в связи с возникновением принципиально новой инфраструктуры мироустройства.
Подобные изменения наиболее ярко проявляются в феномене глобализации. Глобализация предполагает возрастание уровней взаимодействия между государствами, формировании новых групп лиц, принимающих активное участие в межкультурной коммуникации с представителями других стран.
Интеграция России в общее мировое пространство влечет за собой модернизацию образовательной системы, что в обязательном порядке приводит к непосредственному изменению целей, задач и содержания обучения иностранным языкам в школе. Модификации подвергаются учебнометодические комплексы, системы оценивания результатов обучения, учебная и внеклассная работа по иностранным языкам.
В Федеральном государственном образовательном стандарте определены главные цели и задачи школьного образования, а именно формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о языке, овладение общей речевой культуры и создание основы для самостоятельного совершенствования достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком [109]. Руководствуясь положениями стандарта, школьное образование большое внимание уделяет самостоятельной работе учащихся, воспитанию в школьниках умения организовывать свою деятельность, планировать процесс обучения, ориентироваться в информационном поле. Успешное воплощение новых требований в жизнь возможно только при условии применения новейших технологий медиаобразования.
Быстрое развитие общественных процессов в России отражается на всей системе школьного образования. Внесение изменений в учебнометодические комплексы связано с задачей соответствовать современным социальным и культурным реалиям, что, в свою очередь, доказывает актуальность нашего исследования.
Для повышения эффективности обучения иностранному языку в современной школе необходимо разрешить проблему организации самостоятельной работы учащихся в мультимедийной среде. Вопрос использования мультимедиа средств необходимо решить в настоящее время, поскольку внесение подобных изменений обеспечит образовательный процесс дополнительными факторами развития и поспособствует его совершенствованию.
Объектом нашего исследования является формирование лингвистической компетенции учащихся.
Предмет исследования представляет собой формирование лингвистической компетенции учащихся путем организации
самостоятельной работы в мультимедийной среде.
В данной работе выдвигается следующая гипотеза: грамотная организация самостоятельной работы учащихся в мультимедийной среде на занятиях иностранным языком способствует полноценному формированию лингвистической компетенции школьников.
Целью исследования является обоснование целесообразности и эффективности организации самостоятельной работы учащихся в мультимедийной среде для формирования лингвистической компетенции.
Задачи работы:
• уточнить теоретические основы формирования лингвистической компетенции;
• рассмотреть особенности организации самостоятельной работы на занятиях иностранным языком;
• проанализировать особенности создания мультимедийной среды на уроках иностранного языка в школе;
• провести обзор средств организации самостоятельной работы учащихся в мультимедийной среде.
В ходе исследования используются следующие методы: анализ теоретических источников, соответствующих тематическому направлению работы, изучение опыта учителей и методистов, обобщение отечественной и зарубежной практики специалистов-словесников, теоретический анализ и синтез методов формирования лингвистической компетенции в мультимедийной среде....
Современные тенденции в преподавании иностранных языков связаны как со сменой методической парадигмы, так и с обновлением технического оснащения образовательного процесса. Новые средства обучения, в частности мультимедийные компьютерные программы, начинают активно использоваться в процессе обучения иностранным языкам при формировании лингвистической компетенции.
Создание мультимедийной среды позволяет педагогу организовать самостоятельную работу учащихся так, чтобы в минимальные сроки максимально повысить эффективность обучения и улучшить усвоение материала. Большинство ученых и методистов приходят к выводу, что формирование лингвистической компетенции в современной образовательной системе происходит успешнее при организации самостоятельной работы учащихся в медиасреде. Рассмотрению данного вопроса и посвящена наша работа.
В первом параграфе первой главы нашего исследования мы уточнили понятие лингвистической компетенции и опыт педагогов-предшественников. Нам показалось наиболее полным и отвечающим всем современным требованиям к процессу обучения иностранному языку концепция лингвистической компетенции, выраженная Е.Д. Божович. Вслед за ученым мы придаем термину значение системы, разделенной на два компонента - данные речевого опыта, который получает ребенок в процессе общения, и знания о языке, с которыми школьника знакомят на уроках иностранного языка. Такой подход видится нам перспективным с точки зрения организации самостоятельной работы школьников, которая подразумевает использование и раннего речевого опыта, и приобретенных на уроках знаний.
Рассмотрение понятия лингвистической компетенции влечет за собой и анализ процесса обучения иностранного языка с точки зрения ее успешного формирования. Отметив такие обязательные условия изучения иностранного языка как непрерывность отработки навыков, усвоение большого объема информации, использование современных технологий, мы отметили важность роли самостоятельной работы в процессе формирования лингвистической компетенции.
Во втором параграфе первой главы исследования мы рассмотрели особенности и принципы организации самостоятельной работы учащихся. Обратившись к опыту и мнению отечественных педагогов XX и XXI века, мы выявили этапы формирования самостоятельности в процессе изучения языка (подражание, наблюдение, анализ, сравнение, творческая деятельность) и необходимые условия для успешной самостоятельной работы на уроках иностранного языка (постановка цели, понимание задачи и конечного результата, контроль со стороны педагога и др.).
Проведя анализ форм и методов организации самостоятельной работы на занятиях, мы пришли к выводу, что систематический подход к изучению иностранного языка, достигаемый при эффективной самостоятельной работе, является обязательным условием современного образовательного процесса.
Специфика обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС подразумевает непрерывность процесса обучения и создание искусственной среды общения, что возможно при организации самостоятельной работы учащихся в мультимедийной среде.
В первом параграфе второй главы нашего исследования мы обратились к теоретическим основам медиаобразования и мнению педагогов о применении мультимедийных технологий на занятиях со школьниками, рассмотрели традиционные (слайды, графические изображения, аудиозаписи) и новаторские (презентации, видеозаписи, анимация, Интернет-ресурсы) информационные средства, используемые на уроках иностранного языка.
Опыт педагогов показал, что применение ИКТ приводит не только к повышению интереса учащихся к материалу занятий, но и к более полному и всестороннему освещению темы урока. Именно организация медиасреды позволяет создать имитацию условий реального общения с носителями языка, развить различные социальные и когнитивные умения школьников. Незаменимым становится использование медиасредств при самостоятельной работе учащихся как на уроках в школе, так и дома.....
1. Антонова Е.М. Использование мультимедийной коммуникации в
образовательной среде. [Электронный ресурс] URL:
http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016-zhurnalistika-v- sovremennom-media/3/antonova.pdf (дата обращения: 22.11.2017).
2. Банарцева А. В. Мультимедийные технологии в процессе обучения иностранному языку для специальных целей [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 136 - 140. URL: http://e-koncept.ru/2014/54287.htm. (дата обращения: 28.11.2017).
3. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высшая школа, 1989. - 101, [2] с.
4. Бим И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. 128 с.
5. Божович Е.Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления (на материале русского языка) // Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995. - 96 с. С. 50 - 74.
6. Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками
семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. 1988. № 4.
С. 70 - 78.
7. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33 - 44.
8. Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников. // Психологическая наука и образование. 2013. № 5 С. 42 - 52.
9. Божович Е.Д. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению // Русский язык. 2002. №3. С. 11 - 15.
10. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 141 с.
11. Быстрова Е.А. Филологическое образование в школе. Состояние, перспективы развития // Русская словесность. 1997. №6. С. 41 - 46.
12. Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка / под ред. Н.А. Баскакова, А.М. Шахнаровича. М.: Наука, 1983. С. 113 - 136.
13. Воротилкина И.М. Самостоятельность студентов в учебном процессе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 92 - 97.
14. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому
языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6.
С. 38 - 45.
15. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1975. №6. С. 55 - 64.....127