Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса
младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность познавательного интереса 8
1.2. Содержание фенологического материала в учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) 14
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 39
2.1. Выявление уровня познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала 31
2.2. Реализация серии уроков по окружающему миру, направленных на
развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса
младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность познавательного интереса 8
1.2. Содержание фенологического материала в учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) 14
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 39
2.1. Выявление уровня познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала 31
2.2. Реализация серии уроков по окружающему миру, направленных на
развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одной из целей образования определено развитие познавательного интереса учащихся. Ученик начальной школы должен обладать такими качествами как: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий наблюдать и сравнивать.
Развитие познавательного интереса ведет к тому, что учащиеся сами способны успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Развитие познавательного интереса начинается в начальной школе при изучении различных дисциплин, в том числе предмета «Окружающий мир».
При изучении фенологического материала развитие познавательного интереса имеет немаловажное значение. Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием для развития познавательного интереса младших школьников. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в начальном курсе окружающего мира познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.
Многие исследования посвящены изучению психологической природы познавательного интереса (Е.В. Карпова, Н.А. Погорелова, Т.В. Ситников и др.). Ряд ученых рассматривают познавательный интерес как мотив (О.Е. Лебедев, Н.Г. Морозова, Т.А. Шамова и др.), как важное средство обучения (Г.И. Щукина). Проблема развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала при изучении окружающего мира представлена в работах М.В. Дюжковой, Н.З. Журавлёвой, Т.В. Ситникова, М.С. Якимовой и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение фенологического материала на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов;
- моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года;
- сочинение фенологических сказок;
- организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательного интереса.
2. Провести анализ содержания фенологического материала в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
4. Выявить уровень познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала.
5. Разработать и реализовать серию уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала, проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методики диагностики уровня познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные уроки по окружающему миру, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала, могут быть использованы учителями начальной школы, представляют интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Организация фенологической работы с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир». Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира» раскрыта сущность познавательного интереса, проведен анализ содержания фенологического материала в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России»), охарактеризованы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает 55 наименований.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Развитие познавательного интереса ведет к тому, что учащиеся сами способны успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Развитие познавательного интереса начинается в начальной школе при изучении различных дисциплин, в том числе предмета «Окружающий мир».
При изучении фенологического материала развитие познавательного интереса имеет немаловажное значение. Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием для развития познавательного интереса младших школьников. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в начальном курсе окружающего мира познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.
Многие исследования посвящены изучению психологической природы познавательного интереса (Е.В. Карпова, Н.А. Погорелова, Т.В. Ситников и др.). Ряд ученых рассматривают познавательный интерес как мотив (О.Е. Лебедев, Н.Г. Морозова, Т.А. Шамова и др.), как важное средство обучения (Г.И. Щукина). Проблема развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала при изучении окружающего мира представлена в работах М.В. Дюжковой, Н.З. Журавлёвой, Т.В. Ситникова, М.С. Якимовой и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение фенологического материала на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов;
- моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года;
- сочинение фенологических сказок;
- организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательного интереса.
2. Провести анализ содержания фенологического материала в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
4. Выявить уровень познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала.
5. Разработать и реализовать серию уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала, проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методики диагностики уровня познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные уроки по окружающему миру, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала, могут быть использованы учителями начальной школы, представляют интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Организация фенологической работы с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир». Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира» раскрыта сущность познавательного интереса, проведен анализ содержания фенологического материала в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России»), охарактеризованы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает 55 наименований.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала можно осуществить в рамках изучения окружающему миру. В обязательном минимуме содержания начального образования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе. При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей - качеств, необходимых при изучении курса «Окружающий мир».
Учебный предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, помогает в осознании своего места и роли в окружающей нас среде. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов; моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года; сочинение фенологических сказок; организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и пр.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию серии уроков по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала у учащихся 4 «А» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Серия уроков включала следующие виды деятельности младших школьников: сочинение фенологической сказки о весне, составление и ведение фенологического календаря, выполнение творческих заданий по проекту, выявление причинно-следственных связей, выполнение поисковых заданий на экскурсии в парк, осуществление наблюдения за опытом на уроке.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанной нами серии уроков по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная серия уроков по окружающему миру является эффективной в процессе развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала.
Учебный предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, помогает в осознании своего места и роли в окружающей нас среде. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов; моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года; сочинение фенологических сказок; организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и пр.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию серии уроков по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала у учащихся 4 «А» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Серия уроков включала следующие виды деятельности младших школьников: сочинение фенологической сказки о весне, составление и ведение фенологического календаря, выполнение творческих заданий по проекту, выявление причинно-следственных связей, выполнение поисковых заданий на экскурсии в парк, осуществление наблюдения за опытом на уроке.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанной нами серии уроков по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная серия уроков по окружающему миру является эффективной в процессе развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала.
Подобные работы
- Развитие наблюдательности у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование наблюдательности младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету окружающий мир
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Экологическое образование младших школьников на основе школьной краеведческой работы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПРИРОДЕ
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



