Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность познавательного интереса 8
1.2. Содержание экономического материала, изучаемого на уроках окружающего мира 18
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира 35
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса младших
школьников к изучению экономического материала 36
2.2. Реализация серии уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Заключение 51
Список литературы и информационных источников 53
Приложения 58
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность познавательного интереса 8
1.2. Содержание экономического материала, изучаемого на уроках окружающего мира 18
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира 35
2.1. Выявление уровня развития познавательного интереса младших
школьников к изучению экономического материала 36
2.2. Реализация серии уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
Заключение 51
Список литературы и информационных источников 53
Приложения 58
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Начальное образование имеет свои особенности, отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Формирование познавательного интереса исследователи М.Ф. Беляев, Я.И. Божович, Г.И. Щукина и др. связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Вопросы развития познавательного интереса обучающихся рассматриваются также в работах таких ученых как Н.И. Вербовая, В.Н. Максимова, Н.Г. Морозова, И.П. Подласый, Ф.К. Савина и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение экономического материала на уроках окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций при определении значения экономики в жизни человека;
- организация работы по формированию экономических понятий;
- использование игровых заданий при изучении бюджета;
- использование краеведческого материала при изучении отраслей экономики, полезных ископаемых и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательного интереса.
2. Провести анализ содержания экономического материала, изучаемого на уроках окружающего мира.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников экономического материала на уроках окружающего мира.
4. Определить уровень развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала.
5. Разработать и реализовать серию уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методики диагностики уровня развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков по окружающему миру, направленная на развитие познавательного интереса к изучению экономического материала может быть использована учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира» раскрыта сущность познавательного интереса младших школьников, проведен анализ содержания экономического материала, изучаемого на уроках окружающего мира, охарактеризованы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 51 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Проблема развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Формирование познавательного интереса исследователи М.Ф. Беляев, Я.И. Божович, Г.И. Щукина и др. связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Вопросы развития познавательного интереса обучающихся рассматриваются также в работах таких ученых как Н.И. Вербовая, В.Н. Максимова, Н.Г. Морозова, И.П. Подласый, Ф.К. Савина и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение экономического материала на уроках окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание проблемных ситуаций при определении значения экономики в жизни человека;
- организация работы по формированию экономических понятий;
- использование игровых заданий при изучении бюджета;
- использование краеведческого материала при изучении отраслей экономики, полезных ископаемых и пр.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательного интереса.
2. Провести анализ содержания экономического материала, изучаемого на уроках окружающего мира.
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников экономического материала на уроках окружающего мира.
4. Определить уровень развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала.
5. Разработать и реализовать серию уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методики диагностики уровня развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная серия уроков по окружающему миру, направленная на развитие познавательного интереса к изучению экономического материала может быть использована учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» 2018 г. (АГГПУ, г. Бийск). Публикация в сборнике конференции.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира» раскрыта сущность познавательного интереса младших школьников, проведен анализ содержания экономического материала, изучаемого на уроках окружающего мира, охарактеризованы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению экономического материала на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список литературы и информационных источников включает 51 наименование.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым условием становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и играет значительную роль в структуре его личности. В современных нормативных документах выделяют показатели определения уровня развития познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников. К ним относят умение взаимодействовать с другим человеком, реализовать мыслительные операции, умение преодолевать трудности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности и другие.
Учебный предмет «Окружающий мир» А.А. Плешакова выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, помогает в осознании своего места в обществе. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников. Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: создание проблемных ситуаций при определении значения экономики в жизни человека, организация работы по формированию экономических понятий, использование игровых заданий при изучении бюджета, использование краеведческого материала при изучении отраслей экономики, полезных ископаемых и пр.
В МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень развития познавательного интереса к изучению экономического материала у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию серии уроков окружающего мира по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у учащихся 3 «А» класса (опытной группы) с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Комплекс заданий включал следующие виды деятельности младших школьников: решение проблемных ситуаций, составление семейного бюджета в игровой форме и умение его экономить, с применением краеведческого материала изучение природных ископаемых.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения комплекса заданий по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников на уроках окружающего мира.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная серия уроков окружающего мира является эффективной в процессе развития познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Учебный предмет «Окружающий мир» А.А. Плешакова выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, помогает в осознании своего места в обществе. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников. Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: создание проблемных ситуаций при определении значения экономики в жизни человека, организация работы по формированию экономических понятий, использование игровых заданий при изучении бюджета, использование краеведческого материала при изучении отраслей экономики, полезных ископаемых и пр.
В МБОУ «СОШ № 1» г. Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень развития познавательного интереса к изучению экономического материала у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию серии уроков окружающего мира по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у учащихся 3 «А» класса (опытной группы) с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Комплекс заданий включал следующие виды деятельности младших школьников: решение проблемных ситуаций, составление семейного бюджета в игровой форме и умение его экономить, с применением краеведческого материала изучение природных ископаемых.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения комплекса заданий по развитию познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников на уроках окружающего мира.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная серия уроков окружающего мира является эффективной в процессе развития познавательного интереса к изучению экономического материала у младших школьников. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроке математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



