Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

Работа №14787

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1748
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность реализации краеведческого подхода 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения формирования краеведческих знаний младших школьников 16
1.3. Характеристика педагогических условий формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 33
2.1. Выявление уровня сформированности краеведческих знаний младших школьников 34
2.2. Комплекс занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников 35
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 46
Список литературы и информационных источников 48
Приложения 55


Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В самых разнообразных формах краеведение способно приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, любви к своей Родине, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности.
В последнее время интерес к изучению родного края заметно возрастает. Это обусловлено рядом причин: желанием познать окружающий мир, новыми подходами к процессу обучения, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого подхода в обучении. Традицией всех народов мира является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. Соответственно, значение краеведческого материала в преподавании различных учебных предметов общеобразовательной школы, в том числе курса «Окружающий мир», трудно переоценить.
Использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), а именно: воспитание у школьников чувства гражданской ответственности, правового самосознания и любви к родине, всестороннее развитие личности учащихся в условиях национально-региональных традиций и пр.
Проблеме использования краеведческого материала в преподавании окружающего мира посвящены работы многих ученых: И.Д. Зверева, П.В. Иванова, Д.В. Кацюбы, А. Маневского, Г.Н. Матюшина, И.П. Монахова,З.А. Огризко, А.Ф. Родина, Ю.Е. Соколовского, К.Ф. Строева, В.И. Уфимцева, И.М.Фокеевой, Г.Г. Фруменкова, Н.С. Цепелевой и др.
В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Цель исследования: определить педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет более эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- проведение тематических недель по краеведению;
- реализация краеведческих проектов;
- организация экскурсий в краеведческий музей;
- включение краеведческого материала в содержание уроков и др.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1. Раскрыть особенности реализации краеведческого подхода в системе образования.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения формирования краеведческих знаний младших школьников.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Выявить уровень сформированности краеведческих знаний младших
школьников.
5. Разработать и реализовать комплекс занятий, направленных на формирование краеведческих знаний младших школьников, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методика диагностики уровня сформированности краеведческих знаний у младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников при изучении окружающего мира может быть использован учителями начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Бийска Алтайского края.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Как прекрасен этот мир». Направление: организация краеведческой деятельности младших школьников. Конкурсная работа: «По улочкам нашего города». Диплом победителя 2 степени.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и информационных источников и приложение.
Во введении обозначена актуальность изучаемой проблемы, цели и задачи исследования, его объект и предмет, гипотеза, используемые методы, а также база и структура проводимого исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» раскрыта сущность краеведческого подхода, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта А.А. Плешакова «Окружающий мир» (система «Школа России») с точки зрения формирования краеведческих знаний, охарактеризованы педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию краеведческих знаний у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает 56 наименований.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под краеведением понимается изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности, школьного микрорайона, города, села, района, области, и включает в себя: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия, самостоятельное добывание знаний. Организация краеведческой деятельности учащихся способствует решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, эстетического и толерантного воспитания подрастающего поколения. Школьное краеведение создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития общественных интересов учащихся.
Использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Учебный предмет «Окружающий мир» А.А. Плешакова выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, помогает в осознании своего места в обществе. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по формированию краеведческих знаний младших школьников. Они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: проведение тематических недель по краеведению, реализация краеведческих проектов, организация экскурсий в краеведческий музей, включение краеведческого материала в содержание уроков.
В МБОУ «СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов» города Бийска Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию краеведческих знаний у младших школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе у обучающихся в опытной и контрольной группах установили преобладание низкого и среднего уровней сформированности краеведческих знаний.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса занятий, направленных на формирование краеведческих знаний младших школьников (в экспериментальной группе) при изучении предмета «Окружающий мир» с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса занятий, направленных на формирование краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованный комплекс занятий является эффективным в процессе формирования краеведческих знаний младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.



1. Абрамова Н.Ю. Проведение недели краеведения в школе
[Электронный ресурс] / Н.Ю. Абрамова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2014. - Режим доступа:
http://xni1abbnckbmcl9fb.xp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414751/ (Дата обращения 06.04.2018 14.32.18).
2. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. 2-е изд. перераб.и доп. - М.: Педагогика, 2002. -176 с.
3. Барков, А.С. О научном краеведении [Текст]: вопросы методики и истории географии / А.С. Барков. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 2007. - 311 с.
4. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе [Текст] / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.
5. Вессель, Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России [Текст] / Н.Х.Вессель. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Учпедгиз, 2001. - 318 с.
6. Гайворонская, Н.И. Краеведение в начальной школе [Текст] / Н.И. Гайворонская // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 7. - С. 49-52.
7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 256 с.
8. Дайри, Н.Г. Методика обучения истории в средней школе [Текст]: пособие для учителей / Н.Г. Дайри. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 53 с.
9. Даринский, А.В. Краеведение [Текст]: пособие для учителя /
А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 2001. - 158 с.
10. Дармина, Е.Н. Краеведческий материал на уроках русского языка [Текст] / Е.Н Дармина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. - С. 4-5.
11. Жукова, Т. Д. Познаем свою малую Родину [Текст] / Т.Д. Жукова // Юный краевед. - 2007. - № 1. - С. 28-30.
12. Жукова, С.А. Средства обучения истории в начальной школе [Текст] / С.А. Жукова // Начальная школа. - 2005. - № 4. - С. 17-20.
13. Зайцева, Л.И. Опыт объединения учителей-краеведов [Текст] / Л.И. Зайцева // Начальная школа. - 1998. - № 5. - С. 24-27.
14. Замятин, Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии [Текст] / Д.Н. Замятин. - 2-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ойкумена, 2003. - 256 с.
15. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст]: пособие для учителей / И.Д. Зверев, В.Н.Максимова. - М.: АПН РСФСР, 2000. - 140 с.
16. Зизевских, Л.Э. Краеведческая викторина «Знаешь ли ты
Алтайский край» [Электронный ресурс] / Л.Э. Зизевских // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2014. - Режим доступа:
Ьйр://открытыйурок.рф/статьи/617690/ (Дата обращения 06.04.2018
11.57.42).
17. Иванов, П.В. Краеведение [Текст] / П.В. Иванов, И.С. Матрусов, А.Е. Сейненский. Под общ. ред. В.В. Давыдова // Большая Российская энциклопедия. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003. - Т. 1. - С. 475-476.
18. Кацюба, Д.В. Историческое краеведение в воспитании учащихся [Текст]: пособие для учителей / Д.В. Кацюба. - М.: АПН РСФСР, 1965. - 36 с.
19. Ланкова, Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее [Текст]: сценарии занятий // Под ред. Н.М. Ланковой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 190 с.
20. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
21. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. - М.: Детская литература, 1985. - 205 с.
22. Ляшенко, Е.А. Школа юного краеведа [Текст] / Е.А. Ляшенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 158 с.
23. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение [Текст] / Г.Н. Матюшин. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2001. - 223 с.
24. Маневский, А. Основные вопросы музейно-краеведческого дела [Текст]: пособие для учителей / А. Маневский. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 50 с.
25. Маханева, М.Д. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России [Текст] / М.Д. Маханева, О.Л. Князева. - М.: АРКТИ, 2005. - 150 с.
26. Монахов, И.П. По следам героев Великой Отечественной войны [Текст] / И.П. Монахов. - М.: Просвещение, 1997. - 134 с.
27. Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании [Текст] / В.В. Николина // География в школе. - 2002. - № 6. - С. 37-43.
28. Николина, В.В. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России [Текст]: книга для учителя / В.В. Николина, А.И. Алексеев. - М.: Просвещение, 2007. - 190 с.
29. Николина, В.В. Ценностные аспекты реализации краеведческого подхода в изучении школьных экологических и географических дисциплин // Природа Поволжья: межвуз. сборник науч. трудов: [Текст] / В.В. Николина. - Н.Новгород: НГПУ, 2001. - С. 223-231.
30. Новиков, Н.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сост. Н.А. Трушин. - М.: Просвещение, 1999. - 131 с.
31. Огризко, З.А. Школьные музеи [Текст]: пособие для студентов педагогического ВУЗа / З.А. Огризко, Ю.Г. Элькин. - М.: АПН РСФСР, 1972. - 136 с.
32. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. [Текст] / С.И. Ожегов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - 640 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 1 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2011. - 100 с.
34. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 1 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
35. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 2 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2012. - 129 с.
36. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 2 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2012. - 136 с.
37. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 3 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 127 с.
38. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 3 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 130 с.
39. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 4 класса в 2-х частях. Ч. 1. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 140 с.
40. Плешаков, А.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник для 4 класса в 2-х частях. Ч. 2. // А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. - М.: Просвещение, 2013. - 136 с.
41. Помарнацкий, В.Ф.Организация учебных экскурсий [Текст] / B Ф. Помарнацкий // Преподавание истории в школе. - 2000. - № 4. - C. 21-25.
42. Ризенько, И.В. Методика организации экскурсии для школьников в музей [Электронный ресурс] / И.В. Ризенько. - Социальная сеть работников образования. - 2013. - Режим доступа:
https://musobr.wordpress.com/воnрос-ответ-2/метоgика-организации- экскурсии-для-ш-2/103 (Дата обращения 06.04.2018 11.24.47).
43. Родин, А.Ф. Экскурсионная работа по истории [Текст]: пособие для учителей / А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский. - М.: АПН РСФСР, 1994. - 149 с.
44. Савинова Е.В. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания [Текст] / Е.В. Савинова, Н.М. Семчук // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - С. 121-122.
45. Салтанова, И.А. Историческое и лингвистическое краеведение на уроках русского языка [Текст] / И.А. Салтанова// Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 11. - С. 85-89.
46. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
47. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] / С.Д. Смирнов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 271 с.
48. Семенова, Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника [Электронный ресурс] / Л.В. Семенова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 1. - Режим доступа:
http://school2100.com/upload/iblock/e04/e044e36871443b2157d156842bcbb856.p
df (Дата обращения 11.12.2017 18.16.23).
49. Строев, К.Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии [Текст]: пособие для студентов пед. вуза / К.Ф. Строев. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Педагогика, 2000. - 37 с.
50. Тутолмин, А.В. Программа по музыке для школ с углубленным изучением устно-песенного фольклора [Текст] / А.В. Тутолмин // Начальная школа Плюс До и После. - 2007. - № 2. - С. 6-10.
51. Уфимцев, В.И. Знай свой край [Текст]: учебник для начальной школы / В.И. Уфимцев. - Свердловск: Заря, 1986. - 115 с.
52. Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://минобрнауки.рф/gокументы/922 (Дата обращения 10.10.2017 15.36.18)
53. Фокеева, И.М. Историческое краеведение в начальной школе [Электронный ресурс] / И.М. Фокеева // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 2. - Режим доступа:
http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/search.php?text=%D0%9A%D1
%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&p_id=&a= (Дата обращения 18.02.2018 21.12.24).
54. Фруменков, Г.Г. Наш край в истории СССР [Текст]: собрание сочинений / Г.Г. Фруменков. - 2-е изд. перераб. и доп. - Архангельск: Педагогика, 2000. - 125 с.
55. Цепелева, Н.С. Факультатив по краеведению [Текст]: пособие для учителей начальных классов / Н.С. Цепелева. - Магадан: Педагогический вестник, 2005. - 69 с.
56. Ягунов М.Г. Проведение недели краеведения в школе [Электронный ресурс] / М.Г. Ягунов // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2014. - Режим доступа:
http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8
C%D0%B8/612082/ (Дата обращения 06.04.2018 17.32.15).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ